Источники российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 23:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение понятия и видов источников российского права.
При написании работы мною были поставлены следующие задачи:
Определение понятия и сущности источников права, рассмотреть их виды.
Изучение нормативно правовых актов как источников права.
Анализ классификации нормативно правовых актов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие источника права……………………………………………………....5
2. Источники российского права………………………………………………....8
2.1 Нормативно правовые акты как источники права……………………….....8
2.1.1 Характерные черты нормативно-правовых актов…………………….....10
2.1.2 Классификация нормативно-правовых актов………………………........13
2.2 Иные источники российского права…………………………………….....17
2.2.1 Юридический прецедент……………………………………………….....17
2.2.2 Правовой обычай…………………………………………………………..19
2.2.3 Нормативный договор……………………………………………………..20
2.2.4. Международный договор…………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников и литературы…………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 67.28 Кб (Скачать файл)

Так что, как видно, нельзя с полной уверенностью утверждать, что правовой обычай изжил себя как  источник права.

2.2.3 Нормативный договор

В некоторых случаях способом установления норм права может быть договор. Он представляет собой соглашение  двух или более субъектов права,  в котором содержатся правовые нормы,  регулирующие их взаимоотношения.17 Нормативные договоры обязательны для многочисленного и формально-неопределенного круга лиц, рассчитаны на многократное применение, действуют независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные ими конкретные правоотношения.

Признаками нормативного договора являются следующие:

  • Правовая база нормативных договоров находится в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство.
  • В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа. Чем более высокое место в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила договора.
  • Нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их цель - достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают.
  • Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а имеет и внешнее юридическое воздействие.
  • Многочисленность, неопределенность адресатов, то есть тех субъектов, на которых направлено юридическое действие договора.
  • Договорные нормы рассчитаны на длительное действие и многократное применение.

Существует особая, строго формальная процедура заключения нормативных  договоров, а также специальный  порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением (например, Конституционный Суд, специальные  согласительные процедуры).

Изменения или отказ от выполнения договорных условий в  одностороннем порядке не допускаются. Нормы о непреодолимой силе (форс-мажор) здесь неприменимы.

В отличие от индивидуальных договоров, содержание которых составляет коммерческую тайну, нормативный договор  характеризует публичность, общедоступность  договорных условий, иногда - официальное  опубликование. В силу общеобязательности договорных условий оговорка о конфиденциальности здесь неприменима.

Нормативные договоры служат правовой базой для издания административных актов, заключения индивидуальных договоров, совершения иных юридически значимых действий. Это отличает их от договоров  индивидуального характера, устанавливающих (изменяющих, прекращающих) конкретные правоотношения.

Примеры нормативных договоров: международные договоры; договоры между  Российской Федерацией и субъектами РФ по разграничению полномочий и  предметов ведения; некоторые межведомственные договоры; коллективные договоры.

Нормоустанавливающее значение договоров признается во всех системах права. Особо важна роль договора как источника права в таких отраслях права, как международное и конституционное.

Среди договоров нормативного содержания можно выделить два основных вида: внутринациональный договор и  международный договор.

Внутринациональный договор  заключается на государственном  уровне и становится частью внутринационального  законодательства. Как правило, договоры между государством и государственными образованиями, между субъектами федерации, правительством, ведомством, исполнительными органам субъектов федерации и т. д.

2.2.4. Международный договор

Международный договор –  это определенно выраженное соглашение между двумя или несколькими  государствами относительно установления, изменения или прекращения их прав и обязанностей. Договоры могут  быть нормоустанавливающими (например, Договор о нераспространении ядерного оружия; Договор по космосу) или учредительными (например, Договор о Содружестве Независимых Государств).

Нормоустанавливающее значение имеет включенный в Конституцию Российской Федерации Федеративный договор. Он был подписан 31 марта 1992 года полномочными представителями РФ и ее субъектов – республик в составе России, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Этим договором были разграничены предметы ведения и полномочия федерации в целом и ее субъектов. Тем самым был сделан шаг от фактически унитарного государства к федерации18.

Источниками права могут  являться различные соглашения как  разновидности договора. В Российской Федерации в современных условиях значительно возрастает роль соглашений в регламентации различных сторон общественной и государственной  жизни. Так, многие сферы отношений  между краями, областями и входящими  в них автономиями регулируются именно соглашениями. Известны соглашения и между государственными органами Федерации и ее субъектов. Например, в соответствии с Законом Правительство Российской Федерации вправе передавать на основании соглашений администрации автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществление части своих полномочий. На основании соглашений возможно и обратное перераспределение полномочий.

Договоры устанавливают  нормы права и в российском трудовом праве. Так, нормоустанавливающее значение имеет коллективный договор – правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации (ст. 2 Закона Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях»)19. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства законодателя и работников по таким вопросам, как механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, перечисленных в договоре. А также по вопросам занятости, переобучения, условий высвобождения работников, соблюдения их жилья. Условия коллективных договоров, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для предприятий, на которые они распространяются. Иными словами, коллективный договор представляет собой локальную специфическую правовую норму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В свете вышеизложенного  можно сделать вывод,  что формы (источники) права имеют исключительно  большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую зависит  от уровня теоретических  представлений о них и от качества по существу всех видов юридической  практики.  Юридическая наука  призвана своевременно  готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.

В российском праве действует  принцип верховенства Конституции  и федерального конституционного закона и соответствия им всех остальных  актов. Большое значение имеет также положение о приоритете федеральных законов и других актов над законами и актами республик и иных субъектов в составе Российской Федерации по предметам ведения федерации, актов субъектов федерации – над актами местного самоуправления; наконец, действует принцип повышенной юридической силы актов представительных органов власти перед актами подотчетных им исполнительных органов.

Каковы основные пути усовершенствования форм (источников) права в современном  правовом государстве  России?   При оптимизации форм права надо полнее учесть юридические традиции России, взять лучшее из дореволюционной  правовой системы. А также в связи  с переходом России к новой  социально-экономической формации необходимо полнее осветить юридический  опыт стран имеющих многовековой опыт демократического развития. Необходимо определиться в отношении к таким  источникам права как обычай, а  главное юридическому прецеденту. Мы считаем, что не оправданно полное государственное неприятие этого, несомненно, важного и полезного источника права.

При принятии любых источников права необходимо полное соблюдение принципа «верховенства закона»  и признание всех нормативно-правовых актов противоречащих Конституции  ничтожными. Недопустимо сложившееся на данный момент положение, когда множество статей конституций Субъектов Федерации противоречат Конституции РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета, N 7, 21.01.2009.

2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 08.06.2012) "О судебной системе Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, N 1.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32; Часть 2 // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5.

4.  Федеральный закон от 24 мая 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания»//СЗ РФ. – 1994. - № 8.

5. Земельный Кодекс РФ от 25 октября 2001г. – № 136 – ФЗ (в редакции ФЗ  от 28.07.2012 N 133-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44

6. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 23.04.2012) // Российская газета, N 85-86, 01-05.05.1999.

7.  Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 25.06.2012) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"// Российская газета, N 161, 21.08.1997.

 

Литература

1. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Книжный мир, 2007., С. 792.

2. Васильев А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М., 1976., С. 167.

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000., С.528.

4. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. – М. – 1999., С. 315.

5. Иванов С.И. Теория государства и права. Под ред. В.П. Малахова и В.Н. Казакова. М., 2002.,  С. 276.

6. Клименко С. В., Чичерин А. Л. Основы государства и права. – М.: Зерцало, 2006., С.308.

7. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004., – С. 640.

8. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов. 2002 г., С. 832.

9. Общая теория права: Учебник для юридических вузов/Под  общей ред. А. С. Пиголкина. – М.: МГТУ, 1998. – С 166.

10. Сухарев А. Я. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / — М.: ИНФРА-М., 2007- С.135.

11. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько – М.: Юристъ, 1999. – С. 672.

12. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведениях / Под редакцией профессора В.Г.Стрекозова – М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л». 2008. – С. 384.

 

 

 

 

 

1 Теория государства и права/Под общ. Ред. Профессора М. Н. Марченко. – М.: Зерцало. –

2000. – С. 475.

2  Теория государства и права/Отв. Ред. А. И. Денисов. – М. – 1972. – С. 108.

3 Васильев А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М., 1976. С. 131.

4 Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов. 2002 г., С. 487.

5 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. - С.285.

6 Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Книжный мир, 2007., С. 463.

7 Infopravo – Законодательство России [Электронный ресурс]: Постановление Пленума ВС РФ от 27 апреля 1993 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону». Режим доступа: http://infopravo.by.ru/fed1993/ch02/akt13262.shtm

8 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря; Ст. 76

9 Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 512.

10 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря; Ст. 102 п.3, ст. 103 п.2

11 Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Книжный мир, 2007. С. 392.

12 С. В. Клименко, А. Л. Чичерин-Основы государства и права - Москва,Зерцало", 2006. - С.58

13 Общая теория права: Учебник для юридических вузов/Под  общей ред. А. С. Пиголкина. – М.: МГТУ, 1998. – С 166.

14 Иванов С.И. Теория государства и права. Под ред. В.П. Малахова и В.Н. Казакова. М., 2002. С. 110.

15 Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 23.04.2012) // Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, N 18, ст. 2207.

16  Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147.

17 А. Я. Сухарев Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / — М.: ИНФРА-М,2007-С.135

18  Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 08.06.2012) "О судебной системе Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, N 1, ст. 1.

Информация о работе Источники российского права