Источники трудового права в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 12:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование существующих в настоящее время источников трудового права в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
определить понятие источников трудового права;
рассмотреть особенности системы источников трудового права;
рассмотреть классификацию источников трудового права по различным основаниям;
рассмотреть основные источники трудового права и дать им общую характеристику.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, система и классификация источников трудового права.
1.1. Понятие источников трудового права.
1.2. Система источников трудового права.
1.3. Классификация источников трудового права.
Глава 2. Общая характеристика основных источников трудового права.
2.1. Конституция РФ, международные договоры в сфере труда.
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2.docx

— 45.25 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Новокузнецкий институт (филиал) 
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения 
высшего профессионального образования 
«Кемеровский государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра гражданского права и процесса

Важнейшие источники  трудового права

 

Курсовая работа 
по дисциплине «Трудовое право»

Студент гр. Ю-10-1 Смирнова К.Е.  

подпись

Руководитель курсовой работы 
старший преподаватель   А. В. Волошин

подпись

Работа сдана для проверки «___»   201__ г.

Работа защищена «___»  201__ г. с оценкой  

Новокузнецк 2013 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Категория «источники права» в науке обычно толкуется в  двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы, «порождающие» право как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные условия жизни общества, экономические, политические и социальные потребности господствующего класса и иных социальных групп. Иначе говоря, в данном случае речь идет об источнике права в материальном смысле слова. Во-вторых, понятие источника права связывают и с непосредственной деятельностью уполномоченных органов государства по формированию права, приданию ему формы законов, указов, постановлений и других нормативно-юридических документов. Здесь мы имеем дело с понятием источников права в формальном или юридическом смысле слова.

Тема источников трудового  права на сегодняшний день весьма актуальна. Правильное регулирование  трудовых отношений невозможно без  знания источников трудового права и их классификации по различным основаниям. В Трудовом кодексе понятию источников трудового права отведена ст. 5, в которой это понятие раскрывается, и перечисляются источники трудового права в порядке убывания по юридической силе.

Целью данной работы является исследование существующих в настоящее время источников трудового права в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных  задач:

  • определить понятие источников трудового права;
  • рассмотреть особенности системы источников трудового права;
  • рассмотреть классификацию источников трудового права по различным основаниям;
  • рассмотреть основные источники трудового права и дать им общую характеристику.

Объектом исследования являются источники трудового права РФ.

Предметом исследования - нормативно-правовые акты, регулирующие трудовое право  РФ.

При исследовании вопросов поставленных в работе использованы следующие методы:

- формальный метод, который позволил сделать вывод о месте источников трудового права в системе законодательства Российской Федерации, их составляющих, содержания и юридической силы,

- аналитический метод, использовался при выявлении структуры источников, выделении их взаимообусловленности влияния друг на друга,

- сравнительный метод  - сопоставление положений Конституции  Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, касающихся трудового права друг с другом, а также со сложившейся правовой теорией и практикой, что позволило найти наиболее оптимальные пути разрешения поставленных в работе проблемных вопросов.

Теоретическую основу работы составили труды отечественных ученых-юристов, являющихся выразителями различных взглядов на обозначенную тему. В процессе работы были обобщены и анализированы работы таких авторов, как В.Н. Толкуновой, И.А. Городилиной, Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдинова, А.В. Карпова, С.П. Маврина, Е.Б. Хохловой и др.

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Глава 1. Понятие, система и классификация источников трудового права. 
 
1.1. Понятие источников трудового права

Источники трудового права  различаются по тем юридическим  формам, в которых воплощаются  общеобязательные нормы или иные установления, издаваемые от имени государства. Другими словами, источники трудового права - это нормативные правовые акты: законы, указы, постановления и др., регулирующие трудовые и непосредственно связанные или производные от них иные отношения в сфере применения труда всех работников. Однако к источникам трудового права, с учетом особенностей их формирования, относятся и акты локального нормотворчества самих работников и работодателя (их представителей). Следует иметь в виду, что у работодателя (в организации) таким источником является коллективный договор либо иные локальные нормативные акты, принятые в установленном законом порядке. Своеобразными источниками трудового права являются соглашения на различном уровне (от генерального до отраслевого тарифного), принимаемые на основе двустороннего сотрудничества организациями работодателей и работников в лице их представителей, а на основе трехстороннего сотрудничества - с участием органов государственного управления. Коллективный договор и указанные соглашения называют также социально-партнерскими актами. Таким образом, в состав источников трудового права наряду с нормативными правовыми актами входят акты органов местного самоуправления и указанные социально-партнерские акты, иные локальные нормативные акты, действующие, как и коллективный договор, в рамках конкретной организации (у данного работодателя).1

В силу специфики различных  отраслей экономики и непроизводственной сферы для регулирования трудовых отношений характерна широкая сфера  действия трудового законодательства, которая, однако, не охватывает указанных актов, являющихся источниками трудового права (коллективный договор, локальные нормативные акты и др.).

Такое разграничение трудового  законодательства, и, условно говоря, источников права в широком смысле слова, включающих как трудовое законодательство (все нормативные правовые акты в области труда), так и указанные акты, которые в него не входят, получило свое закрепление в нормах трудового права. Статья 5 Трудового кодекса РФ названа следующим образом: "Трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права".2 Из этого следует, что содержание понятий (терминов) "трудовое законодательство" и "иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права" не совпадают. Но и те, и другие являются источниками трудового права. Источники же различаются по тем юридическим формам, в которых воплощаются общеобязательные нормы или иные установления, издаваемые от имени государства или принимаемые путем соглашений представителями работников, работодателей, как правило, с участием государства либо принимаемые работодателем и работниками, их представителями в рамках конкретной организации (у данного работодателя). Следовательно, понятие "источники трудового права" шире понятия "трудовое законодательство" и включает наряду с ним иные указанные акты. Поэтому источники трудового права включают как трудовое законодательство, так и иные акты.3

С учетом сказанного можно  рекомендовать следующее определение  источника трудового права: под источниками трудового права следует понимать результаты (продукты) правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования трудовых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права.

Источники трудового права, таким образом, могут быть отождествлены  с понятием нормативно-правовых актов, регулирующих рынок труда, отношения  по организации и применению труда  наемных работников.4

В источниках трудового права  России отражены материальные условия  жизни нашего общества и с их изменением меняются и источники трудового  права. Источники трудового права  не следует путать с актами тех  же органов, изданными и процессе правоприменительной деятельности.

Нормы трудового права  могут быть закреплены в актах, являющихся по своему основному содержанию источниками  других отраслей права, например государственного. Так, в Конституции РФ, которая  является юридической базой текущего законодательства, закреплены основные права и обязанности граждан в сфере труда.

 

1.2. Система источников трудового права.

Система источников трудового  права – 

Система источников трудового  права включает:

- Конституцию РФ;

-международные правовые  акты;

- ФКЗ, ФЗ;

- указы Президента РФ, носящие нормативный характер;

- постановления Правительства  РФ;

- акты министерств и  ведомств РФ;

- законы субъектов РФ;

- подзаконные акты субъектов  РФ (указы, постановления, решения);

- соглашения (генеральные,  отраслевые (межотраслевые), региональные, территориальные и др.);

- коллективные договоры;

- локальные нормативные  акты (правила внутреннего трудового  распорядка, положения о премировании, должностные инструкции).5

Судебная практика (судебный прецедент) не является источником трудового права в общепринятом смысле, однако играет существенную роль для правильного понимания и применения закона. Особое значение имеют постановления Конституционного суда РФ, которые по существу отменяют или изменяют нормы права, а иногда и нормативные акты и руководящие разъяснения Пленума Верховного суда РФ.6

        Для системы источников трудового права России характерны следующие особенности:

        1. Система состоит из общего и специального законодательства. Общее трудовое законодательство относится ко всем работникам на всей территории России. Специальное законодательство отражает дифференциацию (различие) его норм и распространяется на определенные категории работников.

Действие общих норм трудового  законодательства корректируется наличием особых норм, учитывающих специфику характера и условий труда работников, физиологические особенности организма работника (женщин, несовершеннолетних) и другие объективно существующие особенности, признанные государством в качестве оснований для дифференциации в правовом регулировании трудовых отношений (разд. XII Трудового кодекса РФ).

2. Система делится на  законы и подзаконные акты. Законы делятся на основные (Конституция РФ), конструктивные (Декларация прав и свобод человека и гражданина) и текущие (Закон РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях»). К подзаконным актам относятся все, кроме законов, нормативные акты трудового законодательства (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления и приказы нормативного характера министерств, ведомств как России, так и ее субъектов).7

3. В систему источников  входят нормативные правовые  акты, принятые федеральными органами  государственной власти, и акты  субъектов Российской Федерации.  В сфере трудового права наряду с Трудовым кодексом РФ действуют федеральные законы "О занятости населения в Российской Федерации", "Об основах охраны труда в Российской Федерации", "О коллективных договорах и соглашениях", "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", "О минимальном размере оплаты труда", "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и др. Наиболее характерны региональные законы об охране труда, о профессиональных союзах, о социальном партнерстве.

4. Наличие в системе  источников ведомственных актов,  среди которых особое место  занимают акты Министерства труда  и социального развития Российской Федерации (сейчас - Министерства здравоохранения и социального развития РФ).

5. Наличие актов договорного  характера. Наряду с нормативными  правовыми актами, принятыми органами государственной власти, и актами органов местного самоуправления сторонами социального партнерства могут заключаться нормативные соглашения. К ним относятся коллективные договоры и соглашения, которые заключаются после проведения коллективных переговоров. Трудовой кодекс РФ относит коллективные договоры к правовым актам (ст. 40). Нормативные соглашения, хотя и не принимаются органами государственной власти, содержат правовые нормы. В последние годы появились новые источники трудового права - генеральные, региональные, межотраслевые, отраслевые тарифные, территориальные и иные соглашения. Эти договорные акты заключаются на двусторонней или трехсторонней основе, выражают отношения социального партнерства между представителями работников и работодателей. Третьей стороной может выступать соответствующий орган государственного управления.

6. В создании актов трудового  законодательства принимают участие  работодатели и работники через своих представителей. 8Работодатель вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции (ст. 8 Трудового кодекса РФ). К локальным нормативным актам относят: штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, положения о премировании, должностные инструкции, графики сменности и др. Локальные нормативные акты работодателя не подлежат применению, если они ухудшают положение работников в сравнении с трудовым законодательством федерального и регионального уровней или изданы с нарушением порядка учета мнения представительного органа работников. В этом случае законодатель называет их недействительными. Судебная практика исходит из того, что признание актов недействительными относится к компетенции Конституционного Суда РФ. Недействительность акта означает, что он не порождает правовых последствий с момента издания. Однако локальные акты не могут стать предметом рассмотрения их в Конституционном Суде. Поэтому правильно говорить о признании локальных актов работодателя, ущемляющих права работников, по заявлению заинтересованных лиц недействующими судом или соответствующей инспекцией труда9.

Обратим внимание на тот факт, что в настоящее время в  отдельных организациях локальные нормативные правовые акты не разрабатываются не только потому, что этого не хотят работодатели, но и в силу того, что многие из них не знают, что и как следует разрабатывать и принимать на локальном уровне. В этой связи целесообразно, как при административно-командной советской системе, разрабатывать примерные (типовые, рекомендательные) нормативные правовые акты, которыми можно было бы руководствоваться в процессе локального нормотворчества.

Информация о работе Источники трудового права в Российской Федерации