Государственная политика в области охраны труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 02:32, реферат

Краткое описание

Правовой основой организации работ по охране труда в Республике является Конституция Республики Беларусь (ст.41,45), которая гарантирует право граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану их здоровья.
Государство является основным гарантом прав и свобод своих граждан. В ст. 2 конституции Республики Беларусь провозглашено, что «…человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства».

Содержание

1 Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда ………………………………………………………….......................3
2 Законодательные и нормативные правовые акты по охране труда…………….4
3 Ответственность за нарушение требований законодательства о труде………..9
4 Список использованных источников……………………………………………13

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат ОХ.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Санитарные  правила – СП;

Санитарные  нормы – СН

Санитарные  правила и нормы – Сан ПиН

Республиканские допустимые уровни – РДУ;

Строительные  нормы и правила  - СНиП;

Строительные  нормы Беларуси –СНБ         

 и т.д.

 

С целью создания единого комплекса взаимоувязанной  нормативно-технической документации по обеспечению безопасности труда  была разработана система стандартов безопасности труда (ССБТ)- комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила, направленные на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда (кроме вопросов, регулируемых трудовым законодательством).

 Ей был  присвоен индекс –ГОСТ и шифр 12.

Система включает в себя подсистемы с нумерацией от 0 до 9.

Подсистема 0 – организационно-методические стандарты; Стандарты группы «0» устанавливают цели, задачи, структуру всей системы, терминологию, классификацию ВПФ и ОПФ.

Подсистема 1 – стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов. Стандарты группы «1» устанавливают предельно допустимые уровни ВПФ и ОПФ, методы их контроля, методы защиты работающих от ОПФ и ВПФ.

 Подсистема 2 – стандарты требований безопасности к производственному оборудованию. Они устанавливают общие требования безопасности к производственному оборудованию, требования безопасности к отдельным видам производственного оборудования, методы контроля выполнения требований безопасности.

Подсистема 3 – стандарты требований безопасности к производственным процессам. ( также как и в подсистеме 2, см. выше)

Подсистема 4 – стандарты требований к средствам защиты. Требования к средствам защиты,  методам их контроля, классификация средств защиты.

Подсистема 5 – стандарты требований безопасности к зданиям и сооружениям.

Подсистемы 6-9 –  резервные для дальнейшего развития системы.

Обозначение государственного стандарта ССБТ состоит из индекса (ГОСТ), регистрационного номера, первые две цифры которого (12) определяют принадлежность стандарта к комплексу  ССБТ, последующая цифра с точкой указывает группу стандарта (подсистему) и три последующие  цифры – порядковый номер стандарта в группе. Через тире указывается год утверждения стандарта.

 

Пример обозначения: ГОСТ 12.0.002-80 ССБТ «Термины и определения».

ГОСТ 12.0.001 «Система стандартов безопасности труда. Основные положения». Устанавливает назначение, структуру и содержание Системы Стандартов безопасности труда, а также построение, содержание и согласование стандартов в этой системе.

Стандарты могут  быть: государственные – ГОСТ; отраслевые – ОСТ; республиканские – РСТ; предприятия – СТП. 

 

Важнейшими  локальными нормативными правовыми  актами являются Инструкции по охране труда, требования которых направлены на безопасное выполнение соответствующих работ.

Инструкция по охране труда – локальный нормативный документ, утверждаемый нанимателем с участием профсоюза и определяющий порядок безопасного выполнения работ и поведения на территории предприятия в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях. Требования инструкции по ОТ являются обязательными для работника, а их нарушения рассматриваются как нарушения производственной, а следовательно, и трудовой дисциплины. За такие нарушения работник может быть привлечен к ответственности

 Инструкции  разрабатываются для работников отдельных профессий и на отдельные виды работ в соответствии с Постановлением Госкомтруда РБ от 14.07.1994г. №82, в котором утвержден Порядок разработки, согласования и утверждения инструкций по охране труда.

Требования  инструкции излагаются в соответствии с последовательностью технологического процесса и с учетом условий, в которых выполняется данная работа.

 

 Инструкция должна содержать следующие разделы:

Общие требования безопасности;

Требования  безопасности перед началом работы;

Требования безопасности при выполнении работы;

Требования  безопасности в аварийных ситуациях;

Требования  безопасности по окончании работы.

 

Разработка  инструкций осуществляется на основании  приказов, распоряжений руководства  предприятия. Они разрабатываются  руководителями цехов, участков, лабораторий и др. структур с участием профсоюзов. Руководит этой работой, как правило, главный инженер или один из заместителей руководителя. Служба охраны труда осуществляет контроль за разработкой и пересмотром инструкций, их соблюдением, оказывает методическую помощь разработчикам.

Утверждение инструкций осуществляется приказом руководителя предприятия.

Инструкция  вводится в действие с момента  утверждения, либо со дня указанного в приказе. О введении инструкции извещается профсоюзный комитет. Наниматель обеспечивает всех работников инструкциями и организует изучение их до начала работ.

 

4. Ответственность за нарушение требований законодательства о труде

 

За нарушения работниками законодательства о труде и правил ОТ установлены следующие виды ответственности:

дисциплинарная, материальная, уголовная  и административная.

 

Дисциплинарная  ответственность работников предусмотрена статьей 198 Трудового кодекса РБ.  За нарушение трудовой дисциплины, в том числе норм по охране труда, наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, увольнение с работы. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит нанимателю.

К работникам, совершившим  дисциплинарный проступок. независимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут применяться: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и др., что не является мерой дисциплинарной ответственности.

За однократное  грубое нарушение правил ОТ, повлекшее  увечье или смерть других работников, работник может быть уволен  по инициативе нанимателя в соответствии со статьей 42 Трудового кодекса Респ. Беларусь.

Работник может  быть привлечен к материальной ответственности независимо от привлечения его к дисциплинарной или уголовной ответственности (статья 400-409 ТК РБ) за ущерб, причиненный нанимателю виновными действиями или бездействием при исполнении трудовых обязанностей. Работники, как правило, несут полную материальную ответственность за ущерб, причиненный по их вине нанимателю.

Административная ответственность физических и юридических лиц заключаете в наложении штрафов на виновных в нарушении законодательства, правил и норм по охране труда.

В сфере труда  такая ответственность установлена  за:

 Отказ в  приеме на работ ;

Нарушение правил по охране труда;

Нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений;

Нарушение законодательства о труде;

Сокрытие страхового случая;

Нарушения требования  заключения гражданско-правовых договоро;

Нарушение санитарных норм и правил;

Нарушение правил и норм радиационной, пожарной безопасности;.

Нарушение правил эксплуатации электрических и тепловых установок и т.д.

Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо может  достигать 50 базовых величин

Размер штрафа , налагаемого на индивидуального предпринимателя может достигать 200 базовых величин

Размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо может достигать 1000 базовых величин

К административной ответственности привлекают государственные  органы надзора и контроля.

Уголовная ответственность за нарушение правил и норм по охране труда предусмотрена Уголовным кодексом Республики Беларусь (статья 306).  В зависимости от тяжести наступивших последствий виновные привлекаются к штрафу, исправительным работам, ограничению или лишению свободы.

Например. Согласно этой статье, за нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда, повлекшее профессиональное заболевание либо причинение тяжкого телесного повреждения, должностное лицо, ответственное за их выполнение, наказывается штрафом или исправительными работами на срок до 2 лет или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права заниматься определенной деятельностью.

Нарушение правил охраны труда, повлекшее смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения 2 и более лицам, наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Нарушение правил охраны труда, повлекшее смерть 2 и  более лиц, наказывается лишением свободы  на срок от 3 до 7 лет с лишением права  занимать определенные должности.

 

 

Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» - в рамках общих вопросов страхования граждан предусмотрены вопросы страхования их от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» обеспечивает предупреждение воздействие неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье населения; регламентирует действия органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия; предусматривает организацию государственного надзора за соблюдением санитарных норм и гигиенических нормативов.

Закон Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных актов в области технического нормирования и стандартизации» устанавливает правовые основы оценки соответствия объектов требованиям технических нормативных правовых актов в этой области. Объектами оценки являются: продукция; процессы разработки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции; оказание услуг; системы управления качеством, окружающей средой и др. Оценка соответствия осуществляется с целью обеспечения защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, повышения конкурентоспособности продукции (услуг).

Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» устанавливает правоотношения в области стандартизации, а также государственного надзора за выполнением стандартов и строительных норм; определяет нормативные документы по стандартизации: государственные стандарты Республики Беларусь; государственные строительные нормы; государственные классификаторы технико-экономической информации РБ; стандарты предприятий и др. документы, предусматривает порядок разработки, принятия и отмены нормативных документов по стандартизации.

Закон Республики Беларусь «О пожарной безопасности» предусматривает установление государственного надзора за обеспечением пожарной безопасности министерствами, ведомствами, концернами, предприятиями, учреждениями независимо от форм собственности, а также гражданами; определяет правовую основу и принципы организации пожарной безопасности, а также принципы деятельности пожарной службы, концепцию правоотношений всех субъектов в этой области.

Закон Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов; направлен на предупреждение аварий на них и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий аварий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Перминов, Е.В., Самойлов, М.В., Гончаров, В.А. Охрана труда : курс лекций / Перминов Е.В.,Самойлов М.В., Гончаров В.А.. – Минск: БГЭУ, 2008.
  2. Михнюк, Т.Ф., Охрана труда /Т.Ф. Михнюк. – Мн.: Вышэйшая школа, 2007.
  3. Сборник нормативных актов о труде Республики Беларусь: в 8 т.  Т.5. Нормы труда. Гарантии и компенсации. Дисциплина труда. Охрана труда/Сост. Волков Б.А. Мн.: Амалфея, 1997.
  4. Семич, А.В. Охрана труда и СТБ 18001-2005, OHSAS 18001:1999/ А.В. Семич – 2-е изд. доп.и перераб. – Минск: Центр охраны труда и пром.безопасности, 2007.

Информация о работе Государственная политика в области охраны труда