Эксплуатационные свойства автомобилей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 12:33, контрольная работа

Краткое описание

Требования конструктивной безопасности должны быть сохранены в течение всего срока службы автомашины. Каждый водитель должен уметь критически оценивать эти свойства и принимать меры к их сохранению. Возможность безопасного управления зависит от умения водителя оценивать и использовать активную безопасность автомобиля — свойство автомобиля предупреждать ДТП или снижать вероятность его возникновения. Овладев этим свойством, водитель сможет изменить характер движения автомобиля в начальной стадии опасной ситуации и предупредить ДТП.

Содержание

1. Свойства, обеспечивающие безопасность транспортных средств……………………………………………….2
2. Параметры, влияющие на безопасность……………………………………………………………………..………………...3
3. Силы, действующие на автомобиль………………………………………………………………………………….…………..13
4. Тяговые характеристики автомобильных двигателей………………………………………………………………….13
5. Литература………………………………..…………………………………………………………..15

Вложенные файлы: 1 файл

Эксплуатац. св-ва автомобилей-2.docx

— 57.04 Кб (Скачать файл)

-избыточной - радиус поворота уменьшается.

Различают шинную и креновую поворачиваемость.

Шинная связана со свойством  шин двигаться под углом к заданному направлению при боковом уводе (смещении пятна контакта с дорогой относительно плоскости вращения колеса). При установке шин другой модели поворачиваемость может измениться и автомобиль на поворотах при движении с большой скоростью поведет себя иначе. Кроме того, величина бокового увода зависит от давления в шинах, которое должно соответствовать указанному в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Креновая поворачиваемость связана с тем, что при наклоне кузова (крене) колеса изменяют свое положение относительно дороги и автомобиля (в зависимости от типа подвески). Например, если подвеска двухрычажная, колеса наклоняются в сторону крена, увеличивая увод.

Дальнейшим развитием электронных  систем, повышающих активную безопасность, является система управления движением (ESP - Electronical Stability Program,). Она улучшает управляемость и устойчивость автомобиля и выполняет функции АБС и ПБС. ESP получает информацию от датчиков числа оборотов колес, угла поворота рулевого колеса, положения педали акселератора, угловой скорости рыскания, поперечного ускорения и сравнивает траекторию, задаваемую водителем, с действительной. При отклонении от заданного курса система притормаживает определенное колесо и возвращает автомобиль на заданную траекторию.

 

Информативность

Одним из основных элементов активной безопасности является информативность, то есть способность автомобиля обеспечивать необходимой информацией водителя и других участников движения. Недостаток информации от других транспортных средств  о состоянии дорожного покрытия и т. д. часто становится причиной ДТП с катастрофическим результатом.

Информативность - свойство автомобиля обеспечивать необходимой информацией  водителя и остальных участников движения. Недостаточная информация от других транспортных средств, находящихся  на дороге, о состоянии дорожного  покрытия и т. д. часто становится причиной аварии.

Информативность автомобиля подразделяют на внутреннюю, внешнюю и дополнительную.

Внутренняя обеспечивает возможность  водителю воспринимать информацию, необходимую  для управления автомобилем.

Она зависит от следующих факторов:

1.Обзорность должна позволять  водителю своевременно и без  помех получать всю необходимую  информацию о дорожной обстановке. Неисправные или неэффективно  работающие омыватели, система обдува и обогрева стекол, стеклоочистители, отсутствие штатных зеркал заднего вида резко ухудшают обзорность при определенных дорожных условиях.

2.Расположение панели приборов, кнопок и клавиш управления, рычага  переключения скоростей и т.  д. должно обеспечивать водителю  минимальное время для контроля  показаний, воздействий на переключатели  и т. п.

Внешняя информативность - обеспечение  других участников движения информацией  от автомобиля, которая необходима для правильного взаимодействия с ним.

В нее входят:

система внешней световой сигнализации,

расположение световозвращателей,

звуковой сигнал,

размеры, форма и окраска кузова.

Окраска автомобиля должна обеспечивать световой и цветовой контраст с дорожным покрытием. Автомобили, окрашенные в  яркие и светлые тона, реже попадают в аварии, чем автомобили, имеющие  защитную окраску - черную, серую, темно-зеленую (их движение кажется более медленным). Особенно велика вероятность столкновения с такими автомобилями в условиях ограниченной видимости: в тумане, в  сумерках или во время дождя. Лучшие цвета, в которые следует окрашивать автомобили, - это оранжевый, желтый, красный и белый.

В темное время суток особенно хорошо видны поверхности, на которые нанесены краски с включением шаровой катадиоптрической  оптики или металлических световозвращающих частиц. Значительно увеличивается дальность обнаружения автомобиля в свете фар (до 100 м) при наличии на кузове световозвращающих участков, создаваемых путем нанесения специальных красок.

К цветографической отделке внешней поверхности автомобиля предъявляются два требования:

oсигнальность, т.е. выделение автомобиля из транспортного потока;

oопознаваемость, т.е. обозначение при помощи цвета и маркировки назначения автомобиля (например, автомобили спецслужб).

Цвета высокой чистоты с большими коэффициентами отражения (яркие), а  также многоцветовая гамма при кратковременном наблюдении действуют возбуждающе на водителя, что способствует выделению автомобиля в транспортном потоке. При длительном наблюдении такие цвета оказывают резко утомляющее действие. Таким образом, красный и желтый цвета и их основные оттенки следует применять для окраски небольших по размеру автомобилей. Грузовые автомобили, автопоезда и автобусы необходимо окрашивать в так называемые холодные цвета (зеленый, голубой, синий и их оттенки) или темные цвета. Это снижает напряжение зрения и уменьшает утомляемость водителей встречных автомобилей. С этой же целью следует окрашивать в темные цвета с малым коэффициентом отражения части автомобилей, находящиеся постоянно в поле зрения водителя (капот, задняя часть кузова).

Неисправные указатели поворотов, стоп-сигналы, габаритные огни не позволят другим участникам дорожного движения вовремя распознать намерения водителя и принять правильное решение.

Передаваемая с помощью светосигнальных  приборов информация должна отвечать следующим требованиям: надежно  восприниматься в любое время  суток и при любых метеорологических  условиях; быть понятной для всех участников движения, включая и пешеходов; полностью  исключать двойственное толкование; быть надежной.

В настоящее время установился  минимальный комплект обязательных для каждого транспортного средства светосигнальных приборов:

дневные зодовые огни,

указатели поворотов,

сигнал торможения,

габаритные огни,

фонарь освещения номерного  знака.

Дополнительная информативность - свойство автомобиля, позволяющее эксплуатировать  его в условиях ограниченной видимости: ночью, в тумане и т. д. Она зависит  от характеристик приборов системы  освещения и других устройств (например, противотуманных фар), улучшающих восприятие водителем информации о дорожно - транспортной ситуации.

Кажется, что нет ничего проще  стоп-сигнала. Но интенсивность его  свечения не позволяет определить служебное  или аварийное торможение производит впереди идущий автомобиль. Поэтому, начиная с 2000 года, конструкторы французской  Peugeot стали оснащать свои автомобили модели 607 пульсирующими стоп-сигналами. Алгоритм пульсации зависит от конкретной ситуации, в том числе и от интенсивности торможения, и контролируется системой ESP и тормозным ассистентом. В ближайшее время такие фонари найдут себе применение на автомобилях Mercedes и BMW.

Большие надежды конструкторы возлагают  на светодиоды. Они в сотни раз  экономичнее и во столько же эффективнее  обычных ламп накаливания. По данным специалистов, светодиоды вспыхивают на 0,2 с раньше газонаполненной лампы. В пересчете на пройденный путь до начала торможения это составит лишние 8 метров при скорости 120 км/ч.

К одним из основополагающих факторов информативности, как было сказано  выше относится обзорность, поэтому остановимся на ней чуть подробнее.

В соответствии с техническим регламентом "обзорность" - это конструктивное свойство транспортного средства, характеризующее  объективную возможность и условия  восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного  и эффективного управления транспортным средством.

В ходе проектирования новых салонов  или исследования существующих моделей  автомобилей обзорность можно определить на основании анализа ряда параметров, которые в своей совокупности определяют обзорность с количественной и качественной стороны. Оценочными параметрами, как правило, являются угловые размеры конструктивных элементов остекления салонов, а  также углы видимости с места  водителя, величина которых определяется расположением элементов остекления относительно основных пространственных плоскостей, проведенных через точку  положения глаз водителя.

В зависимости от степени влияния  на условия зрительной работы водителя при управлении автомобилем параметры  обзорности подразделяются:

на основные

и дополнительные.

Основными являются те параметры обзорности автомобиля, которые характеризуют  условия видимости водителем  важных объектов транспортной обстановки, обычно пространственно расположенных в направлении основного движения автомобиля:

·углы видимости в горизонтальной плоскости;

·в продольной вертикальной плоскости;

·в горизонтальной и продольной вертикальной плоскостях через очищаемую  площадь ветрового стекла;

·угловые размеры стоек салона.

Дополнительными являются те параметры  обзорности автомобиля, которые характеризуют  условия видимости областей окружающего  пространства, по своему положению  не совпадающих с направлением основного  движения автомобиля и обычно являющихся местом расположения объектов, содержащих дополнительную информацию о состоянии  транспортной обстановки:

углы видимости в горизонтальной плоскости (через боковые стекла салона);

в поперечной вертикальной плоскости (через боковые стекла салона);

в продольной вертикальной плоскости (через заднее стекло салона).

К дополнительным также относятся параметры, характеризующие условия видимости определенных областей окружающего пространства с помощью специальных оптических приспособлений, крепящихся к автомобилю (зеркала заднего вида и др.). В дальнейшем будут рассматриваться только основные параметры обзорности, так как влияние дополнительных параметров на оценку обзорности кабины автомобиля в целом, как показал анализ, незначительно и не является определяющим.

При определении минимально допустимых пределов изменения параметров обзорности необходимо учитывать, что ограничивающие элементы контура остекления салона не должны располагаться в поле обзорности водителя, иначе они будут той  помехой, которая приведет к нарушению  естественного процесса зрительного  восприятия и к значительному  ухудшению визуальной комфортабельности  со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Так, для улучшения обзорности и  уменьшения «слепой зоны» шведские конструкторы из фирмы Volvo на одном из концепт-каров установили «прозрачные» передние стойки, состоящие из нескольких остекленных сегментов. Найдет ли это предложение серийное применение - покажет время.

Стремясь обеспечить максимально  возможную площадь очищаемой  поверхности ветрового стекла, конструкторы пришли к выводу, что почти для  всех типов автомобилей практически  невозможно обеспечить полную очистку  ветрового стекла тем способом, который  в основном применяется в настоящее  время, т. е. щетками. Это связано  с тем, что при увеличении длины  щетки стеклоочистителя ухудшаются условия прилегания ее кромки к поверхности  стекла, т. е. качество очистки. В связи  с этим стали появляться другие способы  очистки ветрового стекла, такие  как пневматическая очистка, очистка  ультразвуком, покрытие поверхности  стекла специальным слоем и другие, которые не показали достаточной  надежности и эффективности и  не нашли широкого применения в практике автомобилестроения. Таким образом, можно отметить одно, парадоксальное на первый взгляд, явление, которое  заключается в том, что малые  площади очистки ветрового стекла (малые величины углов видимости  с места водителя) значительно  затрудняют восприятие водителя при  движении с малыми скоростями, обеспечивая  в то же время, уверенное управление автомобилем на высоких скоростях. Это в свою очередь приводит к  возникновению у водителя тенденции - с ухудшением условий восприятия (уменьшение обзора из кабины) увеличивать  скорость движения, как было отмечено в результате экспериментальной  работы, проведенной в Японии.

 

Комфортабельность

Комфортабельность автомобиля определяет время, в течение которого водитель способен управлять автомобилем  без утомления. Увеличению комфорта способствует использование автоматических коробок перемены передач, регуляторов  скорости (круиз-контроль) и т. д. В  настоящее время выпускаются  автомобили, оборудованные адаптивным круиз-контролем. Он не только автоматически поддерживает скорость на заданном уровне, но и при необходимости снижает ее вплоть до полной остановки автомобиля.

Поэтому как компоновка места водителя, так и размещение органов управления и приборов могут иметь определенное значение для обеспечения безопасности при движении. Компоновка окружающей водителя среды может быть в различной  степени приспособлена к анатомическому строению и психике человека. И  все это влияет на вероятность  совершения ошибочных действий в  сторону их сокращения или увеличения, особенно когда эта компоновка не приспособлена к потребностям человека.

Так компоновка, в частности, включает в себя:

расстояние до руля,

конструкция руля,

рычаги переключения передач, педалей  и ручного тормоза,

расстояние до панели приборов и  органов управления, как на панели приборов, так и на колонке руля, то есть функции контроля дальнего света, указателей направления движения, работы стеклоочистителей и стеклоомывателей, омывателей передних фар, обогревателей стекла, вентиляции и заборника свежего воздуха, освещения приборов и салона, световых и звуковых сигналов, замков ремней безопасности, сигнальных предупредительных ламп и т.п.,

компоновка радиоприемника, магнитофона  или лазерного проигрывателя, мобильного телефона;

обзор спереди, сзади и по бокам;

размещение и регулировка различных  контрольных зазоров;

сиденье водителя и его регулируемость.

 

Надежные шины

Когда шина теряет давление, сопротивление  качению значительно увеличивается. И это может привести к повышению  расхода топлива, повышенному износу шин и, конечно же, к боковому уводу  автомобиля. Причём небольшой такой  увод в сторону можно списать  на уклон дороги или колею. Так  что водитель, по ошибке или неопытности, может продолжать движение довольно долго. И самое опасное в этом то, что при экстренной ситуации, например, при резком манёвре или  торможении подспущенная шина может сорваться с диска или провернуться, что может привести к аварии.

Поэтому чем раньше водитель заметит  потерю давления, тем лучше. Самый  простой способ - перед поездкой проверить давление, поочерёдно присоединив  к каждому колесу насос или  манометр. Но здесь следует отметить, что это делают не все водители и только перед дальней поездкой большая часть проверяет давление в колесах. Следует отметить, что  есть уже целый набор систем, умеющих  проверять давление в шинах.

Информация о работе Эксплуатационные свойства автомобилей