Физическое состояние водителя и его контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 06:35, реферат

Краткое описание

В процессе выполнения своей работы водитель сталкивается с высоким нервно-эмоциональным напряжением, монотонностью, переутомлением, относительно небольшой двигательной активностью. На состояние здоровья и работоспособность, а следовательно, и на надежность водителя как основного звена в системе «человек-автомобиль-дорога», оказывают непосредственное влияние условия труда. Неблагоприятные факторы производственной среды наряду с техническими, могут служить причиной несчастных случаев и аварий на дорогах.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Водитель автомобильного транспорта – одна из самых массовых профессий. Работа водителя, по сути, сводится к функциям оператора: получение  и обработка информации, принятие решений и их исполнение. Повышенные требования предъявляются к сенсорным, моторным, интеллектуальным, психологическим качествам человека.

В процессе выполнения своей работы водитель сталкивается с высоким нервно-эмоциональным  напряжением, монотонностью, переутомлением, относительно небольшой двигательной активностью. На состояние здоровья и работоспособность, а следовательно, и на надежность водителя как основного звена в системе «человек-автомобиль-дорога», оказывают непосредственное влияние условия труда. Неблагоприятные факторы производственной среды наряду с техническими, могут служить причиной несчастных случаев и аварий на дорогах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Обзор факторов, влияющих на состояние водителей

 

По данным мировой  статистики, основная причина 90% дорожно-транспортных происшествий (ДТП) 
– функциональное состояние водителей. При этом 70% из них случаются вследствие утомления водителей. Если смотреть с точки зрения взаимодействия в системе «человек-автомобиль-дорога», то 57% случаев ДТП – ошибка человека, 27% случаев – проблема взаимодействия человека и дороги, а 6% – проблема взаимодействия человека и автомобиля. Основными причинами этих явлений являются загрязнение воздуха кабины отработанными газами, шум, напряженность труда, вибрация, неблагоприятный микроклимат – жара или холод.

К числу самых  неблагоприятных производственных факторов на рабочем месте водителей относится шум. Анализ спектра шумов автомобилей позволяет считать их низкочастотными шумами с выраженным инфразвуком. Уровень звукового давления на водителей превышает предельно допустимые величины в диапазоне низких и средних частот. Между тем даже весьма низкие уровни шумо-вибрационных воздействий в условиях психоэмоциональной напряженности труда водителя отрицательно сказываются на его организме. Под влиянием шума снижается чувствительность органов слуха, скорость и точность сенсомоторных реакций, особенно сложнокоординированных действий, увеличивается латентный период зрительно-моторных реакций. Шум в кабине автомобиля влияет на функциональное состояние водителя: нарушаются физиологические функции, появляется усталость в связи с повышенными энергетическими затратами и нервно-психическим напряжением, т. е. возникает реальная угроза безопасности движения.

Тяжесть и напряженность  труда водителей увеличивает  вибрация, которая возникает при  движении транспортных средств. Вибрация действует постоянно и непрерывно, пагубно влияя на организм. Она может вызвать у человека ряд патологических и функциональных изменений, сопровождающихся снижением работоспособности, производительности и качества труда.

Безопасность движения автомобиля в значительной степени зависит и от состояния микроклимата в салоне автомобиля, который обеспечивается эффективностью и уровнем автоматизации климатических установок, таких как системы отопления, вентиляции и отопления.

Микроклимат салона машины –  это совокупность ее метеорологических условий: температуры воздуха, его влажности и давления, поступления кислорода, а также загазованности салона. Микроклимат имеет большое значение как с точки зрения безопасности (чистые стекла повышают обзорность с места водителя, оптимальные влажность и температура позволяют водителю дольше сохранять работоспособность), так и с точки зрения комфорта, ведь большинство автомобилистов проводят за рулем достаточно длительное время в течение дня. Все это серьезные основания для оптимизации микроклимата на таких рабочих местах.

В настоящее время требования к микроклимату в значительной степени  выросли. Особенно это касается водителей, которые управляют транспортными  средствами повышенной опасности. От микроклимата в салоне зависит состояние водителя, степень его утомляемости и скорость реакции. Можно выделить несколько важных параметров, составляющих микроклимата.

Важной составляющей микроклимата является температура внутри салона автомобиля. При недостаточно высокой  температуре водитель и пассажиры мерзнут, а при повышенной температуре быстрее утомляются, особенно зимой в теплой одежде. Наиболее благоприятная температура 18–20°С; влажность – от 30 до 70%. При температурах ниже +10°С начинается переохлаждение тела, при температурах выше +25°С наступает физическое утомление, снижается внимание и увеличивается время реакции, при дальнейшем повышении температуры до 35°С умственная деятельность ухудшается, замедляется реакция, появляются ошибки в управлении автомобилем, внимание снижается примерно на 10%. Пониженная температура воздуха также отрицательно влияет на работу мышц, на быстроту и точность движений, водитель делает больше ошибок. Если кузов, панели, обивка, органы управления окрашены в светлые тона, то при стоянке автомобиля на солнце эти элементы нагреваются на 8–10°С меньше, чем такие же элементы, окрашенные в темный цвет. При движении, однако, эта разница уменьшается до 1,5–2°С. Слегка затемненные стекла задерживают 40–60% тепла лучей, проходящих через прозрачное стекло. Немаловажное значение для терморегуляции организма человека имеет движение воздуха в салоне, однако сквозняки способны вызвать простудные заболевания.

Безусловно, важным параметром является поступление кислорода. Пониженное содержание кислорода приводит к  сонливости и апатии, быстрее наступает утомление. Хорошая вентиляция – одно из самых простых средств, при помощи которых можно обеспечить высокую работоспособность и уменьшить усталость. К сожалению, некоторые водители этого не знают, а многие забывают. Эффективная вентиляция не только удаляет из кабины автомобиля вредные газы и пары бензина, к которым водители быстро привыкают и перестают их чувствовать. Очень важно и то, что проветривание обогащает воздух кабины кислородом и, следовательно, отдаляет момент усталости водителя. 
Еще один очень важный параметр микроклимата в автомобиле – это влажность. Влажность не только влияет на общий комфорт поездки, но и сказывается на запотевании стекол автомобиля.

Важным параметром микроклимата в автомобиле является загазованность салона. Воздух в кабине автомобиля может содержать пары топлива и вредные примеси отработавших газов, среди которых наиболее опасна окись углерода (СО) или угарный газ. Окись углерода в составе отработавших газов попадает через щели в кабину автомобиля. В воздухе кабины изношенного автомобиля концентрация окиси углерода значительно повышается, особенно зимой, когда окна кабины закрыты. При большом пробеге автомобилей поршневая группа двигателя значительно изнашивается. В результате этого отработавшие газы могут попадать в кабину. Наибольшее же количество вредных примесей, в том числе и СО, образуется при неисправном двигателе и работе двигателя на холостом ходу. В этом случае концентрация СО в кабине автомобиля увеличивается в несколько раз.

Даже если уровень токсичных веществ не превышает ПДК, они могут вызывать изменения в зрительном (снижают чувствительность сетчатки глаза), слуховом, вестибулярном анализаторах, уменьшение скорости реакций и нарушение цветоощущения. К концу рабочего дня в крови водителей отмечается увеличение карбоксигемоглобина, что становится причиной нарушения координации движений и замедления реакций. Установлена тесная связь между уровнем загрязнения воздуха кабины автомобиля, работоспособностью водителя и частотой ДТП. Причем к воздействию токсичных веществ, в концентрациях даже ниже пороговых, нельзя привыкнуть. Адаптация человека к ним представляет собой одну из фаз интоксикации и сопровождается напряжением компенсаторно-защитных механизмов, и в первую очередь регуляторных и координирующих систем организма.

Для борьбы с  загазованностью ставят салонные угольные фильтры и газовые анализаторы, которые оперативно переключают  климатическую установку в режим  рециркуляции при повышенной концентрации вредных веществ за бортом автомобиля. Другими направлениями в борьбе с отравлением воздуха отработавшими газами являются: улучшение рабочего процесса двигателей внутреннего сгорания, в результате чего снижается токсичность отработавших газов; тщательная регулировка двигателя (правильно отрегулированный двигатель выделяет примерно в 10 раз меньше окиси углерода, чем неотрегулированный); тщательная установка резиновых прокладок, закрывающих отверстия в полу кабины; повышение эффективности системы отопления и вентиляции кабины (вентиляцию необходимо использовать даже при низкой температуре воздуха).

Итак, климатическая  установка современного автомобиля обеспечивает:

- постоянный приток свежего воздуха и удаление влажного воздуха из салона автомобиля (полный обмен воздуха в салоне автомобиля обычно происходит не реже одного раза в четыре минуты);

- очистку поступающего воздуха от дорожной пыли и вредных газов;

- поддерживает оптимальную температуру в салоне автомобиля;

- поддерживает оптимальную влажность воздуха в салоне автомобиля, тем самым предупреждая запотевание или замерзание стекол.

Обычно на автомобиль устанавливается простая климатическая  установка, более продвинутые автомобили комплектуются двух-, трех- и четырехзонными климатическими установками, а также  автономными отопителями или обогревателями. В комплексе они представляют собой системы вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха, обеспечивающие максимально комфортные условия в автомобиле независимо от погодных условий и температуры окружающей среды. Температура в салоне регулируется смешиванием холодного и горячего воздуха. Система отопления повышает температуру воздуха. Система кондиционирования снижает температуру воздуха и его влажность. Система вентиляции обеспечивает воздухообмен, удаление теплоизбытков и подвижность воздуха. Автономный отопитель повышает температуру воздуха при любых режимах работы автомобиля.

Таким образом, основными факторами, влияющими  на физическое состояние водителей, являются загрязнение воздуха кабины отработанными газами, шум, напряженность труда, вибрация, неблагоприятный микроклимат. Эти факторы в значительной мере влияют на безопасность дорожного движения, поэтому минимизация их воздействия на водителя является очень важной задачей.

 

 

  1. Контроль физического состояния водителя

 

Цели, формы, методы контроля многообразны. Контроль водителей  по целям может быть: дисциплинирующим, обеспечивающим выполнение правил дорожного  движения, дисциплину его участников; диагностирующим работоспособность  водителей; прогнозирующим состояние водителей, например, в конце рабочего дня по данным, получаемым в его начале.

Задачами контроля являются выполнение правил дорожного  движения, проверка физического состояния  водителей. По времени проведения контроль можно классифицировать на предрейсовый, послерейсовый, если проверяется работоспособность водителя, или текущий, при проверке соблюдения правил дорожного движения. По месту проведения контроль может быть разделен на дорожный или на контроль, выполняемый на АТП.

По степени  охвата контроль может быть полный или частичный, а по времени проведения— ежедневный, периодический, выборочный. Перечень классификационных признаков может быть продолжен. 
Вопрос о том, как сочетать заданную эффективность контроля с минимальными затратами сил и средств на его проведение, нельзя считать полностью решенным. Отметим только, что при контроле безопасности дорожного движения приходится сталкиваться с тем, что проверяемые элементы не всегда имеют прямую связь с причинами отказов, таких, как ДТП.

Нарушения правил дорожного движения, связанные с остановками, обгоном, нетрезвым состоянием водителя, неисправностями автомобиля, являются причинами возникновения ДТП. Однако количественные соотношения их весьма различны: нетрезвых водителей среди виновников ДТП может оказаться в несколько раз больше, чем нарушителей дисциплины; число автомобилей, не соответствующих требованиям «Правил дорожного движения» может значительно превышать число автомобилей, состояние которых явилось причиной ДТП, и т. п. На первом месте как по нарушению правил дорожного движения, так и по причинам ДТП, находится обычно нарушение скорости движения. Однако это понятие в обоих случаях может иметь разный смысл: в первом случае нарушалось правило, во втором — скорость движения не соответствовала условиям безопасности движения. Наконец, такие важные причины ДТП, как невнимательность и утомление водителя, ошибки в управлении, вообще не поддавались проверке. 
Таким образом, даже хорошо организованный контроль за соблюдением правил дорожного движения не может исключить всех причин возникновения тяжелых отказов водителей и соответственно систем ВАД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Действительно, современная  жизнь не располагает к спокойствию. Стрессы, нервозность, постоянные недосыпания  пагубно влияют на состояние человека. И в этом самом состоянии он садиться за руль и автоматически превращается в источник повышенной опасности.

Каждый водитель выбирает свои методы борьбы с усталостью. Кто-то пьет кофе и энергетические напитки. Другие – слушают музыку и делают периодические остановки в пути. Третьи – делают особые разминки для глаз и умываются холодной водой.

Разумеется, такие способы  и подобные им действенны. Они готовы помочь взбодриться. Однако наиболее эффективными в настоящее время считаются  специальные технические средства, которые осуществляют контроль над состоянием водителя. 

К примеру, некоторые  системы отслеживают усталость  шофера. Они ведут наблюдение, сканируя сетчатку глаза, и мгновенно сигнализируют  о том, что человек может заснуть.

Информация о работе Физическое состояние водителя и его контроль