Трубопроводный транспорт РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:44, реферат

Краткое описание

Нефть, нефтепродукты и газ доставляются трубопроводным, железнодорожным, морским, речным и автомобильным транспортом. Все эти виды транспорта имеют свои особенности. Они различаются по степени развития и регионального размещения, по уровню технической оснащённости и условиям эксплуатации, возможностями освоения различных грузопотоков по пропускной и провозной способности на отдельных направлениях и участках, по техническим параметрам и технико-экономическим Наш интерес к теме реферата легко объясним.

Вложенные файлы: 1 файл

Трубопровод.docx

— 227.58 Кб (Скачать файл)

Нефть, нефтепродукты и газ доставляются трубопроводным, железнодорожным, морским, речным и автомобильным транспортом.

 Все эти виды транспорта  имеют свои особенности. Они  различаются по степени развития  и регионального размещения, по  уровню технической оснащённости  и условиям эксплуатации, возможностями  освоения различных грузопотоков  по пропускной и провозной  способности на отдельных направлениях  и участках, по техническим параметрам  и технико-экономическим Наш интерес  к теме реферата легко объясним.

Особенностями трубопроводных перевозок

  1. Магистральные трубопроводы позволяют обеспечить возможность подачи практически неограниченного потока нефти, автобензинов, дизельных и реактивных топлив в любом направлении;
  2. По магистральным трубопроводам можно осуществлять последовательную перекачку нефти разных сортов или нефтепродуктов различных видов, а также разных газов;
  3. Работа магистральных трубопроводов непрерывна, планомерна в течение года, месяца, суток и не зависит от климатических, природных, географических и других условий, что гарантирует бесперебойное обеспечение потребителей;
  4. Трубопровод может быть проложен практически во всех районах РФ, направлениях, в любых инженерно-геологических, топографических и климатических условиях;
  5. Трасса трубопровода — это кратчайший путь между начальным и конечным пунктами следования и может быть значительно короче, чем трассы других видов транспорта;
  6. Сооружение трубопроводов проводят в сравнительно непродолжительные сроки, что обеспечивает быстрое освоение нефтяных и газовых месторождений, мощности нефтеперекачивающих заводов;
  7. На магистральных трубопроводах может быть обеспечено применение частично или полностью автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) перекачки нефти, нефтепродуктов и газа;
  8. Трубопроводный транспорт имеет лучшие технико-экономические показатели по сравнению с другими видами транспорта нефтяных грузов, а для транспорта природного газа, находящегося в газообразном состоянии, является единственно возможным.

 Возможность значительной автоматизации  и телемеханизации, внедрение  систем автоматизированного управления  технологическими процессами способствует  поддержанию оптимальных режимов  эксплуатации трубопроводных систем, сокращению расхода электроэнергии, а также потерь нефти, нефтепродуктов  и газа при перекачке, сокращению  численности обслуживающего персонала. 

ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРУБОПРОВОДНОГО  ТРАНСПОРТА СССР

 Трубопроводный транспорт Беларуси имеет более чем вековую историю. У истоков создания трубопроводного транспорта был Д.И. Менделеев, считавший, что только строительство трубопроводов обеспечит надежную основу развития нефтяной промышленности и выведет российскую нефть на мировой рынок. Большой вклад в развитие нефтепроводного транспорта внесли В.Г. Шухов, С.Г. Войслав, К.И. Лисенко, Л.С. Лейбензон, М.И. Лазарев, И.П. Илимов и многие другие русские ученые, инженеры и изобретатели.

Появление трубопроводного транспорта связано с промышленным освоением  нефтяных месторождений Баку и Грозного. В 60-е годы XIX столетия Бакинский  район захлестывает нефтяной бум. Постоянные пожары, загрязнение жилых кварталов  копотью и сажей заставили  местные власти сосредоточить переработку  нефти на удалении от города в так  называемом Черном городе. Доставка нефти от промыслов к заводам Черного города осуществлялась в бочках и бурдюках на арбах.

С 70-х годов бурдюки были вытеснены  деревянными бочками емкостью 20-25 пудов. Этот способ доставки был чрезвычайно  дорогим. Еще в 1863 году Д.И. Менделеев  при посещении Баку рекомендовал построить трубопровод для перекачки  нефти с промыслов на завод, что, по его мнению, позволило бы существенно  сократить затраты на перевозку. Тогда предложение Дмитрия Ивановича  Менделеева не было принято.

В 1877 году в Баку открылось отделение  Строительной конторы инженера, предприимчивого  организатора технического производства, Александра Вениаминовича Бари, а  главным инженером конторы становится Владимир Григорьевич Шухов. Со своими многочисленными идеями по применению новых технических средств и  технологий А.В. Бари и В.Г. Шухов  знакомят главу компании "Братья Нобель" Людвига Нобеля, действовавшего на нефтяном рынке Баку очень активно.

В 1881 году В.Г. Шухов публикует свою работу "Трубопроводы и применение их в нефтяной промышленности", которая  на многие десятилетия стала основным руководством по проектированию трубопроводов. К 1883 году общая длина нефтепроводов  в Бакинском районе составила 96 км с общей пропускной способностью свыше 200 тысяч пудов нефти в  сутки. Трубопроводы практически вытеснили  все другие виды перевозок нефти.

Одновременно со строительством промысловых  трубопроводов обсуждается вопрос о дальнем транспорте нефти и  нефтепродуктов по трубопроводам, поскольку  с увеличением нефтедобычи в  Баку все чаще и чаще возникали  проблемы с отправкой нефти и  керосина в другие районы России. Идея трубопровода постоянно обсуждалась  среди прогрессивных ученых и  политиков.

К концу 1914 года общая протяженность  нефте- и продуктопроводов в России составляла 1278,7 км. Для сравнения: в  США общая протяженность трубопроводов  составляла 14,000 км, в том числе  магистральных 7,000 км. Уровень развития трубопроводного транспорта был  явно не в пользу России, хотя уровень  технической оснащенности был примерно одинаков.

События, последовавшие после 1914 года, не были созидательными. Война, революция, вновь война, но уже гражданская, не способствовали строительству трубопроводов.

С 1941 года нефтяная промышленность страны перестраивалась на военный лад. Фронт и тыл надо было обеспечить горючим, для этого следовало: во-первых, всемерно увеличить добычу нефти  в старых нефтяных районах; во-вторых, резко повысить добычу нефти в  новых нефтяных районах и, прежде всего, между Волгой и Уралом, а  также на востоке.

Особое место в истории трубопроводного  транспорта занимает прокладка бензопровода по дну Ладожского озера. Этот трубопровод  помог ленинградцам выдержать блокаду. Проект был подготовлен в сжатые сроки, поэтому многие узлы и элементы строили по эскизам. Он был сооружен за 43 дня – с 5 мая по 16 июня 1942 года. Ежедневно трубопровод подавал 400-600 тонн топлива в Ленинград. Бензопровод  проработал без аварий более двадцати месяцев и отключен после снятия блокады.

После войны интенсивный рост объемов  нефтедобычи в районе между Волгой и Уралом и в новых районах  требовал быстрейшего развития транспортных коммуникаций. Строятся новые нефтепроводы.

К 1990 году изменившаяся политическая жизнь и экономические перемены привели к остановке строительства  новых магистралей. В конце 1991 года с политической карты мира исчезает СССР. Пятнадцать новых государств разделили между собой общее  имущество, в том числе и нефтепроводы. Единая нефтепроводная система осталась только в России. В некоторых странах - лишь часть магистральных нефтепроводов. Другие страны осуществляют транзит  российской нефти.

Происходит полная реорганизация  нефтяной промышленности и в Беларуси.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТРУБОПРОВОДОВ

ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ И ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ КОНТЕЙНЕРОВ 

 До недавнего времени перемещение  жидких, сыпучих и газообразных  материалов осуществлялось, как  правило, железнодорожным, водным  и автомобильным транспортом.  Вместе с тем увеличивавшиеся  с каждым годом объёмы перевозок  указанных материалов начали  требовать не только дальнейшего  развития и совершенствования  существующих транспортных систем, но и изыскания новых и эффективных  способов транспортирования грузов, отличающихся простотой и высокими  экономическими показателями.

 В связи с этим большое  значение стали иметь исследовательские  и опытно-конструкторские работы  в области трубопроводного транспорта  контейнеров (ТТК). При этом исследуются  два вида ТТК: напорный и  безнапорный. В первом случае  контейнеры транспортируются по  трубопроводу под действием напора  воды (гидравлический трубопроводный  транспорт контейнеров(ГТТК)) или  сжатого воздуха (пневматический  трубопроводный транспорт контейнеров(ПТТК)). При безнапорном транспорте перемещение  контейнеров осуществляется с  помощью различного рода движителей  или тяговых механизмов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУБОПРОВОДЫ

 К технологическим трубопроводам  относятся трубопроводы в пределах  промышленных предприятий, по  которым транспортируется сырье,  полуфабрикаты и готовые продукты, пар, вода, топливо, реагенты и  другие вещества, обеспечивающие  ведение технологического процесса  и эксплуатацию оборудования, а  также межзаводские трубопроводы, находящиеся на балансе предприятия. 

 Технологические трубопроводы  классифицируют по транспортируемому  веществу, материалу труб, рабочим  параметрам, степени агрессивности  среды, месту расположения, категориям  и группам. 

1) по виду транспортируемой по  ним продукции: 

  • газопроводы,
  • нефтепроводы,
  • водопроводы,
  • воздухопроводы,
  • продуктопроводы.

2) по виду движения по ним  жидкостей: 

  • напорные трубопроводы;
  • безнапорные (самотёчные) трубопроводы.

3) по виду сечения: 

  • трубопроводы круглого сечения;
  • трубопроводы не круглого сечения (прямоугольные, квадратные и другого профиля).

4) по материалу, из которого  они изготовлены: 

  • стальные (из углеродистой, легированной и высоколегированной стали);
  • из цветных металлов и их сплавов (медные, латунные, титановые, свинцовые, алюминиевые);
  • бетонные;
  • чугунные;
  • неметаллические (полиэтиленовые, поливинилхлоридные, стеклянные) и др.

5) По условному давлению транспортируемого  вещества:

  • вакуумные, работающие при давлении ниже 0,1 МПа;
  • низкого давления, работающие при давлении до 10 МПа;
  • высокого давления (более 10 МПа);
  • безнапорные, работающие без избыточного давления.

6) По температуре транспортируемого  вещества:

  • холодные (температура ниже 0 ° С);
  • нормальные (от 1 до 45 ° С) ;
  • горячие (от 46 ° С и выше).

7) По месторасположению трубопроводы  бывают 

  • внутрицеховые, соединяющие отдельные аппараты и машины в пределах одной технологической установки или цеха и размещаемые внутри здания или на открытой площадке;
  • межцеховые, соединяющие отдельные технологические установки, аппараты, емкости, находящиеся в разных цехах.

Значение трубопроводного  транспорта в национальной экономике  Беларуси определяется следующими данными: он занимает второе место в общем объеме перевозимых грузов (31,1% в 2012г.) и первое место в грузообороте всех видов транспорта общего пользования (55,0% в 2012г.).

Через территорию Белоруссии осуществляются поставки российского газа и нефти  в Польшу, Германию, Чехию, Словакию, Венгрию, Латвию, Литву, на Украину, а  также в российскую Калининградскую  область.

 

Через Белоруссию проложен основной для российского экспорта нефтепровод  «Дружба», а также менее значимый нефтепровод Ярославль — Полоцк — к прибалтийским портам и  НПЗ.

Через Белоруссию проходит участок  магистрального газопровода «Ямал  — Европа». Он принадлежит «Газпрому», однако находится в оперативном  управлении белорусского «Белтрансгаза».

Доля белорусского транзита в обеспечении  поставок российского газа в Европу в последние два года значительно  выросла в связи с наращиванием мощности газопровода «Ямал —  Европа». Так, в 2005 году через Белоруссию было транспортировано 27 % российского  экспорта газа, в 2006 — 29 %, в 2007 году доля может составить более 33 %.

 

Кроме того на территории республики создана сеть нефтепродуктопроводов  связанная с Российскими продуктопроводами  и имеющая выход на Западную Украину  и в порт Вентспилс.

Основными перспективами является: обеспечение экологически устойчивой эксплуатации, технического переоснащения, наращивания производительности.

Реализация утвержденной концерном  “Программы технического перевооружения” позволяет решить как проблемы старения основных фондов, так и вопросы экологически безопасной эксплуатации в условиях технической реконструкции с одновременным наращиванием производительности нефтепровода. Финансирование этих Программ осуществляется за счет собственных средств предприятий.

Информация о работе Трубопроводный транспорт РБ