Транспорт и экономический рост: взаимосвязь и влияние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 20:49, реферат

Краткое описание

Взаимовлияние и взаимосвязь между транспортной отраслью и экономикой изучаются остаточно активно. Эффект инвестирования в транспортную инфраструктуру с последующим экономическим ростом, взаимодействие между различными видами транспорта и применение современных логистических технологий исследовались во многих научных работах. Вместе с тем, существуют различные подходы к тому, что первично: экономика (структура и пропорции в данной хозяйственной системе), влияющая на транспорт, или транспорт, стимулирующий экономику

Содержание

1.Транспорт и экономический рост: взаимосвязь и влияние 3
2.Расходы на транспорт: характеристика транспортных затрат 10
2.1. Переменные и фиксированные затраты 10
2.2. Характеристика затрат по видам транспорта 11
3. Влияние транспортной отрасли на экономику Латвии 16
3.1. Транспортная отрасль для Латвии 16
3.2. Транспорт намного важнее, чем банки 16
Cписок используемой литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Sajenko Maksim 1203MV Transportnaja Ekonomika.docx

— 249.70 Кб (Скачать файл)

TRANSPORTA UN SAKARU INSTITŪTS

TRANSPORTA UN LOĢISTIKAS FAKULTĀTE

 

REFERATS

 

Studiju kursā: Transporta ekonomika

Darba tēma: Transporta izmaksu struktūra un ietekme uz Latvijas ekonomiku

Mācību grupa:   1203 MV

Studējošāis: Maksims Sajenko

St. kods:  52013

Izpildes datums:  2012.g. 11. decembri

Autora paraksts:  

 

Darba vadītāja piezīmes:

 

 

 


 

Vadītājs: Vaira Gromule

 

Darba vērtējums: _____ ________________ ____________________

     (atzīme)  (datums)    (pasniedzēja paraksts) 

 

 

 

 

Rīga 2012 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Транспорт  и экономический рост: взаимосвязь  и влияние 3

2.Расходы  на транспорт: характеристика  транспортных затрат 10

2.1. Переменные  и фиксированные затраты 10

2.2. Характеристика  затрат по видам транспорта 11

3. Влияние  транспортной отрасли на экономику  Латвии 16

3.1. Транспортная  отрасль для Латвии 16

3.2. Транспорт  намного важнее, чем банки 16

Cписок используемой литературы 18

 

 

1.Транспорт и экономический рост: взаимосвязь и влияние

Взаимовлияние и взаимосвязь  между транспортной отраслью и экономикой изучаются остаточно активно. Эффект инвестирования в транспортную инфраструктуру с последующим экономическим  ростом, взаимодействие между различными видами транспорта и применение современных  логистических технологий исследовались  во многих научных работах. Вместе с  тем, существуют различные подходы  к тому, что первично: экономика (структура  и пропорции в данной хозяйственной  системе), влияющая  на транспорт, или  транспорт, стимулирующий экономику. Иначе говоря, инвестиции в транспорт  вызывают экономический рост или  экономический рост способствует росту  капитальных вложений в транспортную инфраструктуру?

Во многих работах делается акцент на численность занятых при  вложении инвестиций в инфраструктуру определенного региона, так как это является важным политическим вопросом. В других публикациях исследуются вопросы выгоды от использования транспорта. Понятно, что хорошо развитая экономика требует соответствующей транспортной системы. Автомобильные и железные дороги и сети представляют собой важную основу для концентрации и специализации производства. Улучшение транспортной инфраструктуры способствует расширению торговли и интенсификации конкурентоспособности стран и экономических регионов. Такое развитие обычно происходит параллельно с ростом экономики, а рост транспортного сектора генерирует рост доли занятых, и их доходов. Вместе с тем, значительная часть работ посвящена примерам того, что развитие транспорта далеко не всегда приводит к экономическому росту.

Таким образом, в транспортном экономическом сообществе существуют два противоположных мнения. Одни представляют течение, согласно которому развитие транспорта способствует экономическому росту (с развитием отрасли экономика растет). Другие утверждают, что между развитием транспорта, точнее, транспортных перевозок, и экономическим ростом прямой связи нет. Однако вопросы побочных эффектов изучены пока не полностью и не подробно.

В исследованиях роли транспорта в экономике страны обычно выделяют следующие аспекты. Во-первых, развитие транспортной системы позволяет судить о доступности различных регионов страны, ее ресурсов, производственных мощностей. Причем не только судить, но и планировать экономическую деятельность. Во-вторых, развитие транспортной системы позволяет делать выводы о пространственном развитии страны, о том, где проживает население, где расположены рабочие места, туристические объекты, магазины. И, опять же, принимать соответствующие меры в части организации перевозок пассажиров и грузов. В-третьих, государство должно влиять на развитие транспортной системы посредством осуществления инвестиций в инфраструктуру, развития общественного транспорта, управления транспортными потоками.

Как показано на представленной ниже схеме, между транспортом и экономическим ростом существует множество связей. Развитие транспортных сетей может способствовать генерированию положительных сопутствующих эффектов. Например, росту занятости населения, снижению стоимости производства и распределению продукции. Но возможны и отрицательные последствия – рост выбросов вредных веществ в атмосферу, увеличение числа заторов на подходах к основным сетям и так далее. На  рисунке 1 представлены взаимосвязь и влияние инвестиций в инфраструктуру на экономический рост, а также звенья, способствующие снижению реальной стоимости труда. Все это ведет к увеличению инвестиций, что способствует совершенствованию транспортной отрасли и, следовательно, имеет положительное влияние на экономический рост.

Важность развитой транспортной инфраструктуры для экономики страны – это своего рода лемма, то есть доказанное утверждение, полезное не само по себе, а для доказательства других утверждений. Инвестиции в транспортную инфраструктуру практически всегда воспринимаются в качестве стимула спроса для осуществления экономического роста и формируют свой вклад в части экономического развития регионов, городских и сельских населенных пунктов. Они приводят к снижению транспортной составляющей в конечной цене товара, перемещаемого между периферией и центром, играют важную роль в снижении уровня экономических диспропорций между регионами, увеличивают конкурентоспособность в части доступа к новым рынкам, миграции рабочей силы, специализации и кооперации, снижения стоимости прохождения грузов в рамках внешних и внутренних логистических систем. Все это приводит к росту производительности труда, созданию новых конкурентных преимуществ.

 

 

 

 

Таблица 1.1.

Как правило, результат может  выражаться: а) в улучшении качественных характеристик в связи с вложением  средств в строительство высокоскоростных автомобильных дорог, аэропортов, современных железных дорог для скоростных поездов, в ремонт и поддержание на высоком уровне инфраструктуры; б) в продвижении эффективного использования существующих мощностей; в) в оптимизации транспортного процесса с использованием интеллектуальных систем и так далее. Подобные изменения серьезно влияют на общий уровень предоставляемых транспортных услуг, что, в конечном итоге, положительно сказывается на экономическом росте в стране.

Роль и место инвестиций в транспортную инфраструктуру можно продемонстрировать в виде схемы, предложенной французским экономистом транспортником Берешманом (2001).

Схема показывает прямые, непосредственные выгоды для транспортной отрасли. Например, уменьшение времени транспортировки и снижающийся уровень расходов на поездки физических лиц. Берешман утверждает, что экономическое благосостояние непосредственно зависит от выгод, получаемых транспортной отраслью. В их числе улучшение транспортной доступности, снижение стоимости билетов для пассажиров, рост объемов перевозок, снижение уровня выбросов вредных веществ, рост интермодальных перевозок.

Таблица 1.2.

В большинстве высокоразвитых стран (США, Германии, Японии) задачи формирования опорной сети автомобильных дорог  решались на основе долгосрочных государственных программ, устанавливавших показатели развития дорожной сети и соответствующие объемы финансового обеспечения. Так, по оценкам специалистов, за последние 00 лет наибольшее влияние на экономику США и образ жизни американцев оказала программа создания федеральной системы скоростных автомагистралей (Interstate Highway System), реализацию которой бывший президент США Дуайт Дэвид Эйзенхауэр считал приоритетной задачей государственной политики. Строительство системы скоростных дорог привело к увеличению деловой активности США, росту эффективности труда и объемов инвестиций, вызвало создание новых рабочих мест и снизило уровень аварийности. Рост производительности труда в США составил 25%, а общие экономические выгоды достигли уровня в $2.1–2.5 трлн, что в 16–19 раз больше объема затрат на строительство скоростных дорог.

К первоочередным мерам стран  ЕС в области транспортной политики относятся формирование трансъевропейской транспортной инфраструктуры и интеграция «новичков» Евросоюза в общую транспортную сеть. Для этого предусмотрены существенные объемы финансирования странами ЕС приоритетных проектов развития трансъевропейской автодорожной сети, необходимых для повышения пропускной способности дорог.

Высокими темпами развивается  дорожная сеть в Китае, Индии, Бразилии. Одновременно со строительством скоростных дорог в этих странах предусматривается  сооружение примыкающих местных  автодорог, что обеспечит высокую  загрузку сети и позволит уменьшить период окупаемости вложенных в нее инвестиций.

Прежде всего, мы исходим  из того, что эффективность инвестиционного  проекта основывается на экономическом  эффекте, который ожидается после  его завершения. А именно:

  • сократятся транспортные издержки в конечной цене товара, если в результате строительства новых дорог произойдет вполне видимое и ощутимое сокращение расстояния перевозок;
  • следует ожидать роста экономии средств предприятий на оплату ГСМ и фонда заработной платы. Например, за счет оптимизации режима работы водителей (00 км по бездорожью – одно время в пути, 100 км по автодороге высокого класса – другое время);
  • улучшение качества автодорог, создание действительно комфортных дорожных сетей приведет к перераспределению перевозок между видами транспорта, появлению новых маршрутов. Это, в свою очередь, даст толчок действительно активному использованию современных логистических технологий;
  • развитие транспортной инфраструктуры ведет к оптимальному размещению производительных сил, производственных мощностей, к эффективному использованию залежей природных ископаемых, расширению рынков сбыта товаров и предоставления услуг.

На оценку работы транспорта влияют многие показатели. Например, пропускная способность, провозная способность, состав и грузоподъемность флота. Безусловно, важно владеть информацией о доступности транспортных артерий, сложностях передвижения, «узких горлышках» и других проблемах, которые влияют на работу транспорта. Конечно, существует определенная подгруппа экономических показателей, подразумевающих некие физические факторы, но они скорее относятся к индексам мобильности.

Предполагается, что целесообразно оценивать влияние транспорта на экономический рост по следующим показателям.

  1. Стоимость перевозки пассажиров и грузов. Это, говоря бытовым языком, цены, по которым транспортная отрасль оказывает услуги потребителю. Стоимость транспортировки пассажиров и грузов является общим показателем, который, кстати, демонстрирует конкурентоспособность транспорта той или иной страны на международных рынках транспортных услуг. На основании того, сколько необходимо платить за перевозку пассажиров и грузов, можно выяснить, например, как международные перевозки пассажиров и грузов будут влиять на доходную часть бюджета.
  2. Производительность труда на транспорте. Речь идет о производительности труда как по видам транспорта, так и по транспортной отрасли в целом. Эти оценки позволяют оценивать эффективность работы транспорта в контексте всей национальной экономики, выявлять потери и доходы.
  3. Вклад транспортной отрасли в ВВП. В данном контексте следует оценивать величину добавленной стоимости, которую «наработал» транспорт в определенной стране.
  4. Логистические издержки и их оценка с позиции доли в ВВП. В данном контексте целесообразно оценивать роль и место транспорта и складского хранения грузов на терминалах. Необходимо также отслеживать все логистические издержки на пути груза от отправителя до конечного получателя. С пассажирскими перевозками оценки ставятся несколько иначе из-за существования прямых и косвенных программ поддержки населения.
  5. Сопоставление и оценка влияния развития транспортной инфраструктуры на экономический рост в целом. В настоящее время методологии таких оценок не отточены. Например, во многих странах не оценивается влияние качества автомобильных дорог на стоимость продукции.
  6. Уровень использования транспортных мощностей.

Рассуждая о влиянии транспорта на экономический рост, выделим следующие  соображения.

Транспорт занимает весьма важную роль в экономике и порождает многочисленные связи внутри системы, генерирует новые процессы. Исследователи предпринимали и предпринимают шаги по созданию моделей, корректно воспроизводящих такие связи с целью более точного выявления воздействия транспорта на экономику и экономической системы на транспорт. При этом приходится учитывать множество факторов, увязывать транспорт и пространство, занимаемое страной или регионом, уровень их развития и развития экономики в целом, проблемы экологии и новейшие исследования в области создания новых видов топлива и так далее.

Значительная часть исследований была сосредоточена на оценках таких  макроэкономических эффектов, как безработица, производство промышленной продукции, расходы/доходы бюджета и их влияние на развитие транспортной системы и транспортной инфраструктуры. Не остались в стороне и проблемы микроэкономики: экономия времени работника в контексте улучшения работы транспорта, снижение транспортных тарифов для компаний и их влияние на снижение цены выпускаемой этими фирмами продукции.

 

2.Расходы на транспорт: характеристика транспортных затрат

Цена, которую платит покупатель транспортной услуги, самым прямым образом связана с затратами на ее производство. Затраты на различные транспортные услуги формируются по-разному, поэтому важно владеть знаниями о процессе их формирования, чтобы в конкретных условиях выбрать наиболее подходящую услугу.

2.1. Переменные и фиксированные затраты

Процесс оказания транспортных услуг связан с возникновением различных  затрат - на приобретение горючего, техническое  обслуживание, заработную плату, дорожные налоги, содержание или аренду перевалочных терминалов, административные издержки и т.п. Так же, как и в других отраслях народного хозяйства, затраты  в транспортной отрасли можно  разделить на переменные, т.е. зависящие  от объема услуги, дальности расстояния, количества перевозимых товаров  и т.д., и фиксированные, т.е. не меняющиеся в зависимости от объема предоставленных  услуг. Разумеется, с течением времени  все затраты в той или иной степени меняются, но в данном разделе  рассматривается формирование затрат в сравнительно недолгий период.

К фиксированным затратам обычно относят затраты на содержание инфраструктуры (рельсовые пути, автодороги, мосты, эстакады, перевалочные терминалы), содержание транспортного парка, а также административные расходы перевозчика (электроэнергия, отопление, аренда помещений). В свою очередьпеременные затраты характеризуются такими позициями, как расходы на горючее, зарплаты работников (если они привязаны к объему работы), обработка отправлений, погрузочно-разгрузочные работы. Такое разделение затрат, разумеется, не совсем точно, так как существуют различия и между видами перевозок, и между предприятиями, конкурирующими в одном секторе перевозок. Следует отметить, что все затраты в какой-то мере можно отнести и к фиксированным, и к переменным, поэтому их включение в ту или иную группу относительно и главным образом необходимо только ради удобства, чтобы было проще планировать работу предприятия, а также точнее определять расценки на услуги.

Информация о работе Транспорт и экономический рост: взаимосвязь и влияние