Транспортный комплекс Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 01:39, реферат

Краткое описание

Транспортный комплекс Республики Беларусь занимает исключительно важное место в жизнеобеспечении ее многоотраслевой экономики и реализации социальной политики государства. Устойчивое и эффективное его функционирование является необходимым условием стабилизации, подъема и структурной перестройки всей экономики республики, обеспечения национальной безопасности, улучшения условий и повышения уровня жизни населения.
На предприятиях транспортного комплекса занято около 5% от общей численности работающих в республике. Он объединяет около 17% производственных фондов и ежегодно на его развитие отчисляется свыше 11% всех капитальных вложений республики. Кроме того, он является крупным потребителем топливно-энергетических ресурсов. Ежегодно от общего объема потребления в республике им используется около 5% электроэнергии, 75% бензина и 54% дизельного топлива. Его удельный вес в валовом внутреннем продукте составляет более 8%.

Вложенные файлы: 1 файл

трансп.docx

— 27.29 Кб (Скачать файл)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

     Географический  факультет

     Кафедра экономической географии зарубежных стран

     Специальность «География» 
 
 
 
 
 

     Транспортный  комплекс Республики Беларусь 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                              Реферат подготовила

                  студентка 4 курса 3 группы                                                      Жихар А. В. 

                                                                       
 
 
 
 
 

     Минск

     2012 
Транспортный комплекс Республики Беларусь 

     Транспортный  комплекс Республики Беларусь занимает исключительно важное место в  жизнеобеспечении ее многоотраслевой  экономики и реализации социальной политики государства. Устойчивое и  эффективное его функционирование является необходимым условием стабилизации, подъема и структурной перестройки  всей экономики республики, обеспечения  национальной безопасности, улучшения  условий и повышения уровня жизни  населения.

     На  предприятиях транспортного комплекса  занято около 5% от общей численности работающих в республике. Он объединяет около 17% производственных фондов и ежегодно на его развитие отчисляется свыше 11% всех капитальных вложений республики. Кроме того, он является крупным потребителем топливно-энергетических ресурсов. Ежегодно от общего объема потребления в республике им используется около 5% электроэнергии, 75% бензина и 54% дизельного топлива. Его удельный вес в валовом внутреннем продукте составляет более 8%.

     В Республике Беларусь перевозки грузов и пассажиров осуществляются шестью видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным, городским электрическим (троллейбусы, трамваи, метро) и трубопроводным. Действует 381 транспортное предприятие.

     В 2000 г. удельный вес автомобильного транспорта в общем объеме перевезенных грузов составил 76,0%; железнодорожного - 23,3%; речного  и воздушного - 0,7%, а грузооборот  соответственно 22,6%; 77,1% и 0,3%.

     Удельный  вес автомобильного транспорта в  общей численности перевозимых пассажиров составил 33,6 %; железнодорожного - 64,5 %; воздушного и водного - около 2 %.

     Парк  грузовых автомобилей в республике составляет около 220,0 тыс. единиц, из них  автобусов - более 36,0 тыс., легковых автомобилей - более 1,2 млн.

     В Беларуси, так же, как и в зарубежных странах, перевозка пассажиров осуществляется транспортом общего и индивидуального  пользования.

     Пассажирский  транспорт общего пользования для  республики имеет исключительно  важное социальное значение. Он перевозит 76% пассажиров (ежегодно более 2,5 млрд. человек).

     Для перевозки пассажиров на автотранспорте общего пользования организовано 732 городских регулярных автобусных маршрута, 2585 регулярных пригородных маршрутов, 500 регулярных маршрутов в междугородном  и 82 - в международном сообщении.

     Городскому  электрическому транспорту уделяется  приоритетное внимание. Широкое внедрение  этого вида транспорта позволит значительно  улучшить экологическое состояние  в 17 самых крупных городах, где  проживает более 5 млн. жителей и  свыше 70% городского населения республики, а также уменьшить финансовую нагрузку на местные бюджеты за счет более низкой себестоимости перевозки  пассажиров по сравнению с автобусами.

     В 1999 г. парк подвижного состава городского электротранспорта составлял 1776 троллейбусов и 357 трамвайных вагонов. Общая протяженность  эксплуатационной одиночной троллейбусной  линии в республике составляет более 900 км. В Минске работает метро, строительство  которого продолжается. Транспортный комплекс Республики Беларусь занимает исключительно важное место в  жизнеобеспечении ее многоотраслевой  экономики и реализации социальной политики государства. Устойчивое и  эффективное его функционирование является необходимым условием стабилизации, подъема и структурной перестройки  всей экономики республики, обеспечения  национальной безопасности, улучшения  условий и повышения уровня жизни  населения.

     На  предприятиях транспортного комплекса  занято около 5% от общей численности работающих в республике. Он объединяет около 17% производственных фондов и ежегодно на его развитие отчисляется свыше 11% всех капитальных вложений республики. Кроме того, он является крупным потребителем топливно-энергетических ресурсов. Ежегодно от общего объема потребления в республике им используется около 5% электроэнергии, 75% бензина и 54% дизельного топлива. Его удельный вес в валовом внутреннем продукте составляет более 8%.

     В Республике Беларусь перевозки грузов и пассажиров осуществляются шестью видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным, городским электрическим (троллейбусы, трамваи, метро) и трубопроводным. Действует 381 транспортное предприятие.

     В 2000 г. удельный вес автомобильного транспорта в общем объеме перевезенных грузов составил 76,0%; железнодорожного - 23,3%; речного  и воздушного - 0,7%, а грузооборот  соответственно 22,6%; 77,1% и 0,3%.

     Удельный  вес автомобильного транспорта в  общей численности перевозимых пассажиров составил 33,6 %; железнодорожного - 64,5 %; воздушного и водного - около 2 %.

     Парк  грузовых автомобилей в республике составляет около 220,0 тыс. единиц, из них  автобусов - более 36,0 тыс., легковых автомобилей - более 1,2 млн.

     В Беларуси, так же, как и в зарубежных странах, перевозка пассажиров осуществляется транспортом общего и индивидуального  пользования.

     Пассажирский  транспорт общего пользования для  республики имеет исключительно  важное социальное значение. Он перевозит 76% пассажиров (ежегодно более 2,5 млрд. человек).

     Для перевозки пассажиров на автотранспорте общего пользования организовано 732 городских регулярных автобусных маршрута, 2585 регулярных пригородных маршрутов, 500 регулярных маршрутов в междугородном  и 82 - в международном сообщении.

     Городскому  электрическому транспорту уделяется  приоритетное внимание. Широкое внедрение  этого вида транспорта позволит значительно  улучшить экологическое состояние  в 17 самых крупных городах, где  проживает более 5 млн. жителей и  свыше 70% городского населения республики, а также уменьшить финансовую нагрузку на местные бюджеты за счет более низкой себестоимости перевозки  пассажиров по сравнению с автобусами.

     В 1999 г. парк подвижного состава городского электротранспорта составлял 1776 троллейбусов и 357 трамвайных вагонов. Общая протяженность  эксплуатационной одиночной троллейбусной  линии в республике составляет более 900 км. В Минске работает метро, строительство  которого продолжается.

     Транспортная  система Беларуси

     Транспортный  комплекс республики включает в себя следующие виды транспорта:

     • автомобильный,

     • железнодорожный,

     • водный,

     • воздушный.

     Сеть  автомобильных дорог имеет протяженность 85,7 тыс. км,

     в том числе 74 тыс. км – дороги с  твердым покрытием.

     Протяженность железнодорожных путей общего пользования  составля- ет 5,5 тыс. км, в том числе электрифицированных – 897 км. Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте открыты 247 станций и 56 грузовых дворов. На Белорусской железной дороге имеется 16 контейнерных терминалов по переработке большегрузных 20-футовых контейнеров, из которых 7 имеют возможность перерабатывать 40-футовые контейнеры.

     Водный  транспорт обеспечивает перевозки  грузов и пассажиров на внутренних водных путях протяженностью около 2 тыс. км и переработку грузов в 10 речных портах, расположенных в бассейнах  судоходных рек республики. Система  «Буг – Днепро-Бугский канал –  Припять – Днепр» с выходом  в Черное море включена в состав Европейских внутренних водных путей. Портовое хозяйство оснащено плавучими  и портальными кранами, грузовыми  механизированными линиями скоростной обработки судов. Технические возможности  портов позволяют перевозить более 8 млн. тонн и обрабатывать 15 млн. тонн грузов в год.

     Через воздушное пространство республики проходят кратчайшие авиа- линии из Японии, Австралии, Сингапура в Европу, из Америки – на Ближний Восток, по которым каждые сутки обеспечивается безопасность до 700 полетов, выполняемых самолетами, принадлежащими более чем 920 авиакомпаниям из 96 стран.

     В республике размещено 7 аэропортов. Из Беларуси осуществляются регулярные полеты самолетов по более чем 20 международным авиалиниям.

     Национальный  аэропорт «Минск» является «воздушными  воротами» столицы республики. Его  пропускная способность составляет 5,8 млн. пасса- жиров в год. Взлетно-посадочная полоса аэродрома имеет длину 3,6 км. В аэ- ропорту одновременно могут разместиться 34 воздушных судна. Грузовой комплекс общей площадью 2,8 тыс. кв. м позволяет обрабатывать свыше 400 тонн грузов в сутки.

     Каждый  из областных аэропортов – в городах  Брест, Могилев, Гродно, Витебск и  Гомель – имеет статус международного, располагает пограничны- ми, таможенными и другими службами, необходимыми для обеспечения ме- ждународных полетов.

     В Республике Беларусь в 2009 году:

     • всеми видами транспорта общего пользования (кроме трубопроводного) перевезено 245,3 млн. тонн грузов и 2198,8 млн. пассажиров;

     • автомобильным транспортом общего пользования перевезено 106 млн. тонн, а железнодорожным транспортом  – 133,9 млн. тонн грузов;

     • экспорт транспортных услуг автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта составил около 1,4 млрд. долларов США;

     • через территорию республики перевезено транзитом около 151,5 млн. тонн грузов, в том числе железнодорожным  транспортом - 43,4 млн. тонн, автомобильным  – около 10,1 млн. тонн;

     • выполнено 831,4 тыс. транзитных поездок  на грузовых автомобилях и 16,4 тыс. поездок  на автобусах, принадлежащих иностранным  перевозчикам.

     Через территорию Республики Беларусь проходят пути, соединяющие страны Евросоюза  с Россией, Казахстаном и другими  азиатскими странами.

     Беларусь  пересекают два трансъевропейских  транспортных коридора, определенных по международной классификации  под номером «II» («Запад– Восток») и под номером «IX» («Север–Юг») с ответвлением «IXВ». Благодаря этому имеются потенциальные возможности для стимулирования транзита пассажиров и грузов через республику.

     Благодаря развитию транспортных коридоров, проходящих через Республику Беларусь, постоянно  совершенствуются технологии перевозок  грузов прямыми ускоренными поездами.

     По  Белорусской железной дороге курсируют  следующие ускоренные контейнерные поезда:

     • «Викинг» поезд комбинированного транспорта (Клайпеда – Минск – Одесса/Ильичевск);

     • «Казахстанский вектор» (Брест –  Минск – Актобе – Арысь);

     • «Восточный ветер» (Берлин – Брест  – Минск – Москва);

     • «Монгольский вектор» (Брест – Минск  – Улан-Удэ – Улан- Батор);

     • «Фольксваген–РУСС» (Брест – Минск  – Калуга (ст. Перспективная)).

     Только  в 2009 году всеми контейнерными поездами перевезено 126,4 тыс. контейнеров (в двадцатифутовом  эквиваленте).

     Таможенный союз республики Беларусь, Российской федерации и республики Казахстан

     С 1 января 2010 года Беларусь вошла в  единое таможенное пространство с Россией  и Казахстаном. Общий рынок создан на территории более 20 млн. кв. км, с  населением почти 170 млн. человек и  совокупным товарооборотом около 900 млрд. долларов США.

     Вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, потенциальный инвестор получит  свободный доступ не только на белорусский  рынок, но и на огромные рынки России и Казахстана.

Информация о работе Транспортный комплекс Республики Беларусь