Трансмиссия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 20:43, реферат

Краткое описание

Трансмиссия автомобиля – это совокупность агрегатов и механизмов, через которые крутящий момент коленчатого вала двигателя, изменяясь по величине и направлению, передается на ведущие колеса.
В автомобиле ЗИЛ-131 трансмиссию составляют: сцепление, коробка передач, раздаточная коробка, карданная передача, главные передачи, дифференциалы и привод ведущих колес.
Главная передача, дифференциал и привод ведущих колес вместе с балкой моста образуют ведущий мост. Автомобиль ЗИЛ-131 имеет три ведущих моста. Через средний мост трехосного автомобиля ЗИЛ-131 крутящий момент передается на задний мост, такой средний мост называется проходным.
В трансмиссии автомобиля ЗИЛ-130 раздаточная коробка не устанавливается, этот автомобиль имеет один ведущий мост.

Вложенные файлы: 1 файл

Трансмиссия.doc

— 606.00 Кб (Скачать файл)

    Для получения заднего хода, между  ведущей и ведомой шестернями вводится промежуточная, которая изменяет направление вращения ведомой шестерни. Разъединение двух шестерен, которые  принимают участие в передаче, ведет к выключению передачи и отсоединению двигателя от трансмиссии.  

Коробка передач автомобиля ЗИЛ-131  

    Коробка передач механическая, пятиступенчатая, с синхронии-заторами на 2–3 и 4–5 передачах. Передаточные числа: на первой пере-даче – 7,44; на второй – 4,10; на третей – 2 ,99; на четвертой – 1,43; на пятой – 1,00; на передаче заднего хода – 7,09.

    Основные  составные части коробки передач (рис. 45): картер 24 с крышкой 4, первичный вал с шестерней и подшипниками, промежуточный вал 22 с шестернями и подшипниками, вторичный вал 14 с шестернями и подшипниками, синхронизаторы и 32, блок шестерен заднего хода 26 с осью 25, механизм переключения передач.   

    Чугунный картер коробки  сверху закрывается крышкой, имеет пробку 27 контрольно-заливного отверстия. При наличии коробки отбора мощности масло заливается через отверстие в коробке отбора мощности.   В обоих случаях масло заливается к уровню контрольно-заливного отверстия. В левой стенке картера снизу иметься сливное отверстие, которое закрыто пробкой 17 с магнитом. Все крышки картера уплотняются специальной пастой, которая предотвращает попадание воды при преодолении брода. Вентиляция картера осуществляется через трубку 13, которая выведена на заднюю стенку кабины.

    Каждый вал коробки передач расположен на двух подшипниках. Задние подшипники фиксируются гайками и упорными кольцами. В крышках подшипников первичного и вторичного валов расположены сальники. Вторичный вал дополнительно уплотняется маслоотражателем 15.

    Шестерня 16 первой передачи промежуточного вала выполнена заодно с валом, другие шестерни этого вала установлены на шпонках. Шестерня 12 вторичного вала установлена на шлицах, шестерня 10 второй передачи и шестерня 30 третьей передачи установлены непосредственно на шейках вала, шестерня 31 четвертой передачи вращается на стальной втулке, закрепленной на вале.

     
 
 

 

                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    При вращении шестерен 10, 30 и 31 относительно вала соприкасающиеся поверхности шестерен и вала, поверхности работают с трением – сталь по стали. Поэтому шейка вала и внешняя поверхность втулки под шестерню 31 имеют специальную поверхность в виде выступов и впадин, которые чередуются, для лучшего удержания масла. Шестерни 10, 30 и 31 имеют конусы и внутренние зубчатые концы для соединения с синхронизаторами.

    Синхронизатор предназначен для выравнивания угловых скоростей ведущей и ведомой шестерен коробки передач и плавного включения передачи. Синхронизаторы  коробки передач инерционные, с блокирующимипальцами. Синхронизатор включает вторую и третью передачи, синхронизатор 32 четвертую и пятую передачи. Оба синхронизатора по устройству одинаковы, отличаются только размерами.

    Синхронизатор (рис. 46) состоит из каретки 6, двух конусных бронзовых колец 7, трех блокирующих пальцев 2, трех фиксаторов. Каретка имеет   два   зубчатых   венца,   в   ее   фланце   выполнены   отверстия  со скосами  (фасками)  под блокирующие  пальцы.  Бронзовые  кольца   соединяются   между собой  блокировочными  пальцами,  в   средней  части   каждого    пальца выполнена кольцевая проточка со скошенными краями. Фиксатор состоит из двух полуцилиндров 4  и двух пружин 3.

    При переключении передач водитель перемещает каретку в сторону шестерни, которая  включается. Это движение через фиксаторы  передается конусным кольцам. При столкновении конических поверхностей бронзового кольца и конуса шестерни через разность их угловых скоростей на этих поверхностях возникает сила трения, которая вращает бронзовое кольцо, и вместе с ним блокируя  пальцы до упора  в краях отверстий фланца каретки, тем самым пальцы препятствуют дальнейшему перемещению каретки. После выравнивания угловых скоростей, силы трения исчезают, каретка перемещается дальше, ее зубчатый венец и венец шестерни, которая включается, соединяются между собой бесшумно. Фланец каретки перемещает полуцилиндры фиксаторов, сжимая их пружины.

    Блок  шестерен заднего  хода установлен на оси 25 (cмотр. рис. 45) на двух роликовых подшипниках. От передней шестерни блока происходит отбор мощности при установке коробки отбора мощности.

    Механизм  переключения передач расположен в крышке коробки и состоит из рычага (смотр. рис. 45), трех штоков 3, 7 и с вилками, трех фиксаторов 6, замкового устройства и предохранителя 28  случайного включения передачи заднего хода.

    Фиксаторы предотвращают возможность произвольного  включения  или выключение передач.

  

Рис. 46. Синхронизатор коробки  передач автомобиля ЗИЛ-131:

1 –  конусное кольцо; 2 – блокирующий  палец; 3 – пружина фиксатора;                     4 – полуцилиндры фиксатора; 5 – зубчатый венцов каретки; 6 – каретка   

    Замковое  устройство состоит из четырех шариков 33 и штифта 34,  и не допускает одновременного включения двух или более передач.

    При включении первой передачи и передачи заднего хода нижний конец рычага соединяется с промежуточным рычагом 29, при этом утапливается упор и сжимается пружина предохранителя 28, что не допускает случайного включения этих передач.

    На  первой передаче соединяются между  собой шестерни 12 и 16, на второй – синхронизатор соединяет шестерню 10 со вторичным валом, на третьей – этот же синхронизатор соединяет шестерню 30 с валом, на четвертой – синхронизатор 32 соединяет с валом шестерню  31.

    На  всех этих передачах крутящий момент передается через шестерни и 23 на промежуточный вал и дальше через шестерни включения передач на вторичный вал. На пятой передаче синхронизатор соединяет между собой первичный и вторичный валы. На передаче заднего хода  шестерня 12 соединяется с задним зубчатым венцом блока шестерен 26 заднего хода; крутящий момент от шестерни 16 передается на передний зубчатый венец блока и дальше на вторичный вал 14.

    Смазка коробки передач осуществляется разбрызгиванием.              В картер заливается 5,1 л, а при наличии коробки отбора мощности 6,7 л масла.  

                                                 Раздаточная коробка  

    Раздаточная коробка служит для распределения крутящего момента между ведущими мостами, она позволяет также увеличивать крутящий момент, а на автомобиле ЗИЛ-131 включать и выключать  передний мост.

    Раздаточные коробки устанавливаются в трансмиссиях автомобилей со всеми ведущими колесами.   

                                               Раздаточная коробка  автомобиля ЗИЛ-131  

    Раздаточная коробка автомобиля ЗИЛ-131 – двухступенчатая, с электропневматическим включением переднего моста. Передаточное число коробки на первой передаче 2,08, на второй – 1,0. Крепится коробка на резиновых подушках четырьмя болтами к продольным балкам, которые в свою очередь, крепятся на резиновых подушках к кронштейнам поперечины рамы.

    Основные  части раздаточной коробки: картер 21 (рис. 47) с крышками; первичный вал с шестерней 9, муфтой 12 и подшипниками; вал 11 привода мостов задней тележки с шестерней 10 и подшипниками; вал 13привода переднего моста с шестернями 22, 16 и муфтами 15 и 20; механизм переключения передач, управление включением переднего моста.

    Картер  раздаточной коробки чугунный, разъемный. В задней части закрывается крышкой 18 на верхний люк, который закрывается крышкой, может устанавливаться коробка отбора мощности. В верхней крышке есть сапун. Контрольно-заливное и сливное отверстия с пробками находятся в задней крышке, сливная пробка имеет магнит. Выходы валов с картера уплотняются сальниками, на вале переднего моста имеется маслосгонная шайба.

    Шестерня 9 первой передачи установлена на шпонке, муфта 12 включение второй (прямой) передачи может перемещаться по шлицам вала. Шестерня 10 изготовлена заодно с валом. Между подшипниками вала 11расположен червяк привода спидометра, шестерня привода спидометра размещается в приливе крышки заднего подшипника вала; эта крышка есть одновременно опорным кронштейном стояночного тормоза. Промежуточные шестерни 22 и 16 вращаются на вале 13 на игольчатых подшипниках. На ступицах шестерен размещается муфта 20 включения первой передачи, на ступице шестерни 16, кроме этого, размещается муфта15 включения переднего моста. Эта муфта может соединяться с зубчатым венцом, выполненным непосредственно на вале 13.

    К механизму переключения передач относятся: рычаг 27 с серьгой 26, две тяги 25 и 28, стяжная пружина, два штока и с вилками, два фиксатора, замковое устройство 5.

    Управление  включением переднего  моста электропневматическое. Оно включает в себя электропневматический клапан 29, пневмокамеру 1, два микровыключателя и 24,  реле 31, включатель 30 и сигнальную лампу 2. Электропневматический клапан установлен на перекладине рамы, пневмокамера закреплена на передней стенке картера, микровыключатель расположен на корпусе фиксаторов, микровыключатель 24находится на корпусе пневмокамеры, включатель 30 и сигнальная лампа – в  кабине, реле 31 – под капотом.

    При включении  первой передачи водитель перемещает рычаг 27 вперед, при этом рычаг поворачивается вокруг точки крепления верхней тяги 28 и нижним концом через тягу 25, шток и вилку перемещает муфту20 назад, соединяя между собой шестерни 22 и 16. При перемещении шток действует на  микровыключатель, который замыкает цепь реле 31, а оно, в свою очередь, замыкает цепь электропневматического клапана 29.Якорь электромагнита опускается вниз, при этом приоткрывается впускной 32 и закрывается выпускной 33 клапан. Сжатый воздух с пневмосистемы автомобиля поступает в пневмокамеру 1, которая через шток 17перемещает муфту 15 назад, соединяя ее с зубчатым венцом вала 13. Крутящий момент передается из ведущего вала  через шестерни и 22, муфту 20 на шестерню 16, где он распределяется на шестерню 10 и вал 11 к мостам задней тележки и через муфту 15 на вал привода переднего моста.

    При выключении первой передачи размыкается  цепь электромагнита, закрывается впускной клапан и приоткрывается выпускной, поворотная пружина пневмокамеры автоматически выключает передний мост.

    
 
 
 

 

 

   

 

    
 
 

    Для включения второй передачи рычаг 27 поворачивается относительно точки крепления нижней тяги 25 и через тягу 28, шток и вилку перемещает муфту 12 назад,  соединяя ее с внутренним зубчатым венцом шестерни 10. Крутящий момент передается из ведущего вала на вал привода мостов задней тележки.

    При необходимости включить передний мост на прямой передаче (например, на скользкой  дороге) цепь электромагнита замыкается принудительно выключателем 10. В этом случае крутящий момент передается на вал привода задней тележки, кроме того, через шестерни 10, 16 и муфту 15 момент передается на вал привода переднего моста.

    На  всех передачах при включенном переднем мосту крутящий момент распределяется пропорционально нагрузкам, которые приходятся на передний мост и мосты задней тележки.

    При включении переднего моста микровыключатель 24 замыкает цепи, и в кабине загорается сигнальная лампа 2.

    Смазка  раздаточной коробки осуществляется разбрызгиванием. В картер  заливается 3,3 л масла.  

Информация о работе Трансмиссия