Технологический процесс диагностирования и технического обслуживания АКБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 06:23, курсовая работа

Краткое описание

В современных автомобилях применяется свыше 80 единиц электрических приборов, от исправности которых зависит работоспособность автомобиля.
В зависимости от функционального назначения системы электрооборудования подразделяется на ряд систем и групп: зажигания, электропуска, энергоснабжения, освещения и световойсигнализации, контрольно-измерительных приборов, коммутации и дополнительного оборудования.

Содержание

Введение 2
1.Общие сведения о технологических процессах АКБ 3
2. Технологический процесс диагностирования и технического обслуживания
АКБ 6
3.Основные неисправности и износ АКБ 18
4.Материал, оборудование, инструмент 22
5. Операции, технические условия и указания 38
6.Схема технологического процесса 75
7. Техника безопасности при работе с аккумуляторными батареями 76
Список используемой литературы 80

Вложенные файлы: 1 файл

Технологич процессы в автосервисе.docx

— 1.30 Мб (Скачать файл)

Сульфатация пластин - образование крупных труднорастворимых кристаллов сернокислого свинца (сульфата) на поверхности пластин и на стенках пор активной массы. Кристаллы сульфата закупоривают поры активной массы, что препятствует проникновению электролита вглубь пластины. Сульфатация снижает емкость аккумулятора.

В современных конструкциях аккумуляторных батарей вследствие применения новых материалов сепараторов и баков, а также лучших материалов активной массы сильная сульфатация при нормальном уровне электролита возникает редко.

Причины сульфатации - глубокий разряд батареи, длительное пребывание в разряженном состоянии, высокая плотность и температура электролита и его недостаточный уровень. Признаки сульфатации следующие. При заряде напряжение сначала выше нормального, а в конце заряда ниже и не достигает 2,7 (В) на один аккумулятор. Плотность электролита при заряде повышается медленно, а его температура - быстро. Интенсивное газовыделение начинается значительно раньше до конца заряда. При проверке нагрузочной вилкой напряжение неустойчиво и заметно падает в течение 5 (с). При разряде понижены как емкость, так и напряжение батареи. При разборке сульфатированной батареи на ее пластинах имеется светло-серый, почти белый налет. При прочерчивании ножом не появляется металлический блеск на поверхности отрицательных пластин. Сильная сульфатация приводит к повреждению решеток пластин и сепараторов из-за увеличения в объеме активной массы. Батареи, подвергшиеся средней сульфатации, следует разрядить при силе тока 10-часового режима разряда до напряжения 1,7 (В) на один аккумулятор. Вылить электролит, заменить его дистиллированной водой и поставить батарею на зарядку силой тока, равной 3% от номинальной емкости. Заряд производить в течение 60 - 100 (час.), пока плотность электролита и напряжение не будут оставаться постоянными в течение 5 часов. Если напряжение нормальное, то плотность электролита довести до нормы и произвести контрольный разряд. При положительных результатах контрольного разряда батарея пригодна к эксплуатации. Коробление аккумуляторного бака возникает часто из-за длительного перезаряда, вследствие повышения температуры электролита и из-за чрезмерной затяжки крепления болта. Короткое замыкание в элементе аккумуляторной батареи вызывается следующими причинами: короблением пластин, повреждениями сепараторов, образованием наростов на пластинах, осыпающейся с пластин активной массой. Признаком короткого замыкания аккумулятора является малая величина его э.д.с., которую можно измерить вольтметром без нагрузки батареи. При зарядке батареи в элементе с коротким замыканием плотность электролита повышается медленнее, чем в остальных.

Отстающий элемент

При разности плотности электролита между элементами батареи более 0,02 (г/куб. см) и напряжения более чем на 0,2 (В) (измеряется нагрузочной вилкой) причиной неисправности может быть отстающий аккумулятор. При продолжении разряда с таким аккумулятором ток, проходя через отстающий аккумулятор, заряжает его в обратном направлении. Напряжение батареи при этом уменьшается на напряжение отстающего элемента. В случае обнаружения отстающего элемента следует батарею зарядить и после заряда выровнять плотность электролита во всех аккумуляторах, затем произвести контрольный разряд батареи. Если при контрольном разряде плотность электролита в отстающем элементе понижается быстрее, чем в остальных, а емкость батареи окажется ниже нормы, то батарея неисправна и подлежит ремонту.

Коррозия решеток положительных пластин

Избежать коррозии нельзя, однако при своевременном и правильном профилактическом обслуживании батарей она протекает медленно. Ускоряют коррозию высокая плотность и повышенная температура электролита, а также перезаряд пластин.

 

 

 

Признаки и причины неисправности аккумуляторной батареи

Производственные дефекты

Разрушение электрода от короткого замыкания в результате повреждения сепаратора при сборке.

Низкие сепараторы-конверты, приводящие к короткому замыканию.

 

Не полностью формированная активная масса электрода.

Электрод без осыпавшейся активной массы

 

 

 

4.Материал, оборудование, инструмент

При ТО и ремонте свинцовых стартерных аккумуляторных батарей применяются следующие материалы и детали:

11.6.1. Моноблоки

Батареи должны собираться в моноблоках из эбонита по ГОСТ 6980-76Е или пластических масс по ГОСТ 7883-82, а также в моноблоках из других материалов, которые по своим качествам не уступают указанным материалам по нормативно-технической документации. При ремонте аккумуляторных батарей, имеющих моноблоки из асфальтопековой пластмассы с кислотостойкими вставками или из эбонита, допускается неоднократное их использование. Моноблоки не должны иметь течи и просачивания электролита.

11.6.2. Пластины

Пластины положительные и отрицательные должны соответствовать техническим условиям 35 ЭП-214-63. Размеры положительных и отрицательных пластин приведены в таблице 6.3.

11.6.3. Сепараторы

Сепараторы для батарей должны изготавливаться из кислотостойких материалов. Сепараторы, выполненные из мипора, должны соответствовать ТУ 38-165-1582-83, мипласта - ТУ 6-05-1185-75, ТУ 6-19-081-166-84. Синтетические сепараторы, не имеющие трещин, сквозных отверстий и сколов углов, при ремонте батарей могут использоваться повторно.

11.6.4. Перфорированные и предохранительные  щитки

Предохранительные щитки изготавливаются из винипласта и других кислотостойких материалов. При ремонте батарей предохранительные щитки, не имеющие трещин и сколов, могут использоваться повторно.

11.6.5. Крышки аккумуляторов

Крышки, не имеющие сквозных трещин, срыва резьбы заливочного отверстия, сколов углов и кромок, а также повреждений свинцовых втулок, при ремонте батарей можно использовать повторно.

11.6.6. Шнуровой асбест

Используется для заделки мест сопряжения между крышками аккумуляторов и стенками моноблока (ГОСТ 3413-86).

11.6.7. Заливочная мастика

Для герметизации мест сопряжения между крышками аккумуляторов и стенками моноблока применяется заливочная мастика. Мастику приготавливают по следующему рецепту:

- битум нефтяной специальный (ГОСТ 8771-76) - 73 - 78%, допускается применение  нефтяного битума N 5 (ГОСТ 6617-76) - 76%;

- масло авиационное марки МК-22, МС-20 или МС-14 (ГОСТ 21743-76).

Мастика должна быть однородной и влагонепроницаемой. Мастику приготавливают в электротигле. В тигель загружают размельченный на мелкие куски битум, который расплавляется при температуре 180 - 200 °C при постоянном перемещении. Для ускорения плавки и облегчения перемешивания к битуму добавляют половину рецептурного масла, после чего продолжают варить мастику в течение 45 - 60 (мин.). Затем в мастику добавляют остальное количество масла. После этого при непрерывном перемешивании мастику варят в течение 1 - 1,5 часа при температуре 180 - 200 °C, приготовление мастики заканчивают, если расплавленная масса становится однородной. Общая продолжительность варки мастики 2 - 2,5 часа.

Приготовленная мастика должна обладать следующими свойствами:

- при нагревании до температуры 160 - 180 °C становится легкоподвижной;

- при остывании не расслаивается  и не дает в нижнем слое  желтого осадка;

- при заливке аккумуляторных  батарей мастика не должна  пениться, не давать пузырей и  не дымить;

- в изломе иметь однородное  плотное строение;

- прочно держаться на эбоните  и пластмассе;

- при температуре 60 °C в течение 5 часов не стекать с эбонитовой  пластинки, установленной под углом 45°;

- при температуре минус 40 °C не  растрескиваться.

11.6.8. Электролит

В качестве электролита для свинцовых аккумуляторов применяют водный раствор серной кислоты. Расход кислоты и дистиллированной воды на приготовление электролита приведен в табл. 11.7. Для приготовления электролита используется специальная серная аккумуляторная кислота высшего сорта согласно ГОСТ 667-73. Содержание серной кислоты должно быть не менее 94%. Наибольшее допустимое количество примесей (в %) приведено в таблице ниже:

    Нелетучий осадок                                   0,03

    Марганец                                           0,00005

    Железо                                             0,006

    Мышьяк                                             0,00005

    Хлор                                               0,0005

    Окислы азота                                       0,00005.

Кислоту серную аккумуляторную предприятия автомобильного транспорта получают в стеклянных бутылях по ГОСТ 14182-80. Стеклянные бутыли должны иметь притертые пробки или навинчивающиеся полиэтиленовые или пластмассовые крышки. Стеклянные бутыли упаковываются в деревянные обрешетки или деревянные ящики, края которых должны быть выше уровня горловины бутылей не менее чем на 30 (мм). Снизу и с боков бутыли тщательно обкладывают соломой или мягкой древесной структурой. К горлу бутыли подвязывают деревянную бирку, на которой указываются: наименование предприятия-изготовителя; наименование продукта; сорт; номер партии; дата отгрузки; масса нетто; штамп технического контроля; обозначение стандарта. Аккумуляторная кислота должна храниться в стеклянных бутылях, в которых она транспортировалась, в закрытом складском помещении, при этом срок хранения не ограничен. 

 

Оборудование, применяемое для ремонта аккумуляторных батарей, определяется исходя из количества ремонтов, проводимых в течение года. Комплектование ремонтных мастерских оборудованием осуществляется за счет применения в полном объеме стандартного и нестандартного оборудования. 
Комплект необходимого оборудования, приспособлений и инструментов, предложенных в данном разделе, дает возможность проводить разборочные, дефектовочные, ремонтные, сборочные и контрольные операции, которые охватывают полный объем ремонтных работ, предусмотренных типовой технологией в мастерской по ремонту аккумуляторных батарей. 
Верстак для ремонта аккумуляторных батарей (рис. 7.1) предназначен для разборки и сборки аккумуляторных батарей в процессе их ремонта. Он состоит из стола, поверхность которого покрыта резиновым ковриком, ящиков для инструментов, задней стенки с полками. В стенке имеется щель, через которую отсасываются пары свинца в кожух трубы вытяжной вентиляции. Кожух укреплен с наружной стороны задней стенки. 
Все деревянные части верстака, а также вентиляционный кожух должны быть окрашены кислотоупорной краской, например хлорвиниловой, в два слоя. 
 
Рис. 7.1. Верстак для ремонта аккумуляторных батарей  
1- кожух; 2 -полка; 3 - щель; 4 - задняя  стенка; 5 - стол; 6 - ящик для инструментов. 
Отражательная печь для разогрева мастики (рис. 7.2) предназначена для размягчения заливочной мастики при ремонте батарей. Печь представляет собой отражательный колпак, изготовленный из декопированной стали или из белой жести, с установленной внутри электронагревательной спиралью, которая укреплена на фарфоровых роликах. Для предупреждения провисания в нагретом состоянии спираль проходит через керамические трубки, укрепленные пластинками на металлической планке, которую приваривают или приклеивают к корпусу отражательного колпака. Электронагревательную спираль изготовляют из нихрома. В качестве нагревательной спирали может быть использована обычная спираль от электроплитки мощностью 300–600 Вт. 
В нижней части отражательного колпака имеются направляющие пазы, в которых установлен выдвижной щиток, ограничивающий площадь обогрева при батареях различной длины. Размеры основания колпака предусматривают возможность его установки на батареи, имеющие наибольшие габариты по длине и ширине. Для удобства перемещения и установки отражательная печь имеет ручку.  
Отражательную печь подключают к сети переменного тока с напряжением 220 В. 
 
Рис. 7.2. Отражательная печь для разогрева мастики  
1-направляющий паз; 2 - керамическая трубка; 3 - металлическая пластинка; 4 -рукоятка; 5 –корпус; 6 -фарфоровый ролик; 7 - спираль накаливания; 8 - стальные планки; 9 - шторка; 10 –розетка 
Трубчатое сверло для высверливания перемычек (МЭС) при разработке аккумуляторных батарей (рис. 7.3) состоит из головки, центрирующего пальца, пружины и цилиндрического штифта. 
В комплекте инструментов для ремонта аккумуляторных батарей имеются четыре аналогичных конструкции сверла, но с различными диаметрами центрирующего пальца, равными соответственно 9, 11, 13 и 15мм. Для удобства пользования каждое сверло имеет соответствующую маркировку. 
 
Рис. 7.3. Трубчатое сверло  
1 - головка; 2 - центрирующий палец; 3 - штифт; 4 - пружина 
Съемник крышек элементов аккумуляторных батарей с тремя захватами (рис. 7.4) предназначен для извлечения крышек. Он состоит из стойки в сборе, рычага, комплекта захватов, пластины и винта в сборе. 
Перед извлечением крышек заливочная мастика должна быть удалена, а перемычки высверлены. Для извлечения крышки аккумулятора соответствующий захват съемника ввертывают в заливочное отверстие крышки. Стойку в сборе устанавливают на кромки бака, причем при помощи винта пластину можно фиксировать в определенном положении в зависимости от ширины батареи. Рычагом, опирающимся на стойку при помощи захвата, извлекают крышку. 
 
Рис. 7.4. Съемник крышек элементов аккумуляторных батарей с тремя захватами  
1 - стойка в  сборе; 2 - рычаг; 3 - комплект захватов; 4 - пластина; 5 -винт в сборе. 
Съемник крышек элементов аккумуляторных батарей (рис. 7.5) состоит из упорного устройства, захватов и рукоятки. Для извлечения крышки упорное устройство ставят на корпус аккумуляторной батареи. Придерживая рукой втулку в поднятом положении, тягу с захватами опускают в заливочное отверстие крышки, после чего втулку опускают и закрепляют захват. Крышку извлекают нажатием рукоятки. 
  
Рис. 7.5. Съемник крышек элементов аккумуляторных батарей  
1 - рукоятка; 2 - упорное устройство; 3 - захват; 4 – втулка. 
Экстрактор для извлечения блоков электродов из моноблока аккумуляторной батареи (рис. 7.6) состоит из двух пар левых и правых рычагов, соединенных шарнирно при помощи оси. Нижние концы этих рычагов имеют захваты, а верхние концы заклепками шарнирно соединены с планками. Планки другими концами также шарнирно соединены общей осью, на которую надета резиновая трубка. 
Для предотвращения коротких замыканий полублоков электров через металлические части экстрактора при извлечении блока электродов захваты экстрактора изолированы друг от друга капроновыми втулками и шайбами. 
 
Рис. 7.6. Экстрактор для извлечения блоков электродов из моноблока  аккумуляторной батареи 
1 - захваты; 2 - рычаги; 3 - планки; 4, 5 - оси; 6 - резиновая трубка; 7 - капроновая втулка; 8 – шайба; 9 — заклепка 
Ванна для промывания моноблоков, крышек и электродов аккумуляторных батарей(рис. 7.7) изготавливается из досок толщиной •40 мм. Все соединения делаются в шип и в шпунт на казеиновом или другом водостойком клее без применения металлических гвоздей, винтов и т. п. На дно ванны устанавливают деревянную решетку высотой 80 - 100 мм. В центре дна ванны на уровне решетки устанавливают Т-образную трубу для мойки баков, в которой просверлено большое число отверстий диаметром 2 –2,5 мм.  
Ванна имеет сливную трубу в нижней части и трубу, расположенную на высоте 150 - 175 мм над решеткой. Внутренние стенки ванны, решетку, а также металлические детали, соприкасающиеся с промывными водами, покрывают двумя слоями горячей олифы, двумя слоями кислотоупорной хлорвиниловой краски и тонким слоем битума. 
При промывке моноблок батареи устанавливают на решетку в опрокинутом положении. Ванну закрывают крышкой, после чего включают воду. Выходящие из отверстий Т-образной трубы струи воды промывают моноблок. Вода сливается в канализацию через сливную трубу. При промывании электроды аккумуляторов также устанавливают на решетку. Сливную трубу закрывают резиновой или деревянной пробкой и пускают воду. Вода сливается в наружный отстойник через спускную верхнюю трубу. Ванну устанавливают на стальной сварной или деревянной подставке. 
 
Рис. 7.7. Ванна для промывания моноблоков, крышек и электродов аккумуляторных батарей  
1 - подставка;  2 - сливная труба; 3 - Т-образная  труба; 4 - решетка; 5 -доска; 6 - труба; 7 – крышка 
Шаблон для напайки ушков электродов (рис. 7.8) предназначен для напайки укороченных ушков электродов в процессе ремонта аккумуляторных батарей. Шаблон состоит из металлической рамки, прикрепленной винтами к стальной плите. Внутренние размеры рамки соответствуют размерам стартерного стандартного электрода. 
 
Рис. 7.8. Шаблон для напайки  
1 - металлическая рамка; 2 - стальная плита. 
Форма для отливки МЭС (рис. 7.9) состоит из основания, в центре которого на резьбе ввернут центральный палец со свободно надетой стальной формой, состоящей из отдельных частей. Форма удерживается в верхнем положении пружиной. Форма может быть сделана из одного куска металла фрезерованием и точением контура, образующего при отливке МЭС, или может быть изготовлена из трех частей: нижней, верхней и средней пластин. При этом токарные работы могут быть заменены сверлильными, а фрезерные - слесарными. Каждую форму изготовляют на два типоразмера. 
После отливки готовые МЭС удаляют из формы выталкивающим механизмом, состоящим из кольца, к которому прикреплены три выталкивающих стержня, пропущенных через отверстия в нижней плите формы и удерживаемых пружинами в нижнем положении. На нижние концы выталкивающих стержней надет и закреплен гайками упорный диск. При нажатии на ручки форма, преодолевая усилие пружины, будет опускаться вниз. При этом упорные диски дойдут до основания и остановят выталкивающий механизм. При дальнейшем перемещении формы вниз выталкивающий механизм кольцом вытолкнет готовое МЭС из формы. 
 
Рис. 7.9. Форма для отливки МЭС  
1, 10, 11 - пластины; 2, 4 - пружины; 3 - палец; 5 - основание; 6 - упорный диск; 7 –выталкивающий стержень; 8 - штифты; 9 - кольцо; 12 - ручка 
Форма для отливки борнов (рис. 7.10) по принципу действия не отличается от формы отливки МЭС. Каждая форма позволяет отливать четыре борна. 
 
Рис. 7.10. Форма для отливки борнов  
Кондуктор для сборки и пайки электродов в полублоки (рис. 7.11) состоит из опорной плиты, раздвижных стоек, комплектов сменных гребенок, вилочных изложниц и запорно-выталкивающего устройства. Опорная плита служит основанием, на котором крепятся все детали кондуктора. На плите установлены раздвижные стойки, позволяющие регулировать расстояние между гребенкой и опорной плитой. 
На раздвижных стойках зажимами крепится сменная гребенка, которая  представляет  собой  металлическую  полосу толщиной 6- 8 мм с группами пазов, расположенных перпендикулярно ее длинной стороне. Ширина одной группы пазов соответствует толщине стандартного положительного электрода, ширина другой - толщине отрицательного, длина пазов равна ширине ушка электрода. В комплект кондуктора входят пять сменных гребенок, обеспечивающих пайку положительных и отрицательных полублоков аккумуляторных батарей различных типов. 
Вилочная изложница представляет собой металлическую полосу толщиной 5 мм (в соответствии с толщиной мостика баретки) с гнездами для полублоков положительных и отрицательных электродов. Форма гнезда изложницы соответствует форме мостика баретки. 
В комплект кондуктора входит четырнадцать сменных вилочных изложниц, каждая из которых предназначена для одновременного обеспечения пайки трех полублоков всех типов отечественных аккумуляторных батарей. Вилочную изложницу вставляют в направляющие на стойках кондуктора до упора в гребенку и крепят при помощи запорного устройства, которое одновременно служит и для выталкивания ее после окончания пайки. Выталкивание изложницы осуществляют поворотом рукояток запорного устройства кондуктора. 
Габаритные размеры кондуктора - 450x270x195 мм. Общая масса комплекта, входящего в кондуктор, -2,5 кг. 
 
Рис. 7.11. Кондуктор для сборки и пайки электродов в полублоки  
1 - вилочная   изложница; 2 - опорная плита; 3 - гребенка; 4 - стойка; 5 - запорно-выталкивающее устройство; 6 - зажимы 
Аппарат для пайки свинца угольным электродом (рис. 7.12) предназначен для пайки свинцовых деталей аккумуляторной батареи электрическим током. Аппарат состоит из угольного электрода, вставленного в держатель, который соединяется проводом с клеммой вторичной обмотки трансформатора. Вторая клемма вторичной обмотки трансформатора соединяется другим проводом через зажим со спаиваемой деталью или со свинцовым прутком. Первичная обмотка трансформатора включается через рубильник в сеть переменного тока напряжением 220 В. 
 
Рис. 7.12. Аппарат для пайки свинца угольным электродом  
1 - угольный  электрод;  2 - держатель; 3, 5 -провода; 4 - первичная  обмотка трансформатора; 5 - вторичная обмотка  трансформатора; 7 - зажим; 8 - свинцовый пруток; 9 - деталь 
Отводящая втулка держателя угольного электрода (рис. 7.13) под действием пружины прижимает нажимную втулку к угольному электроду, фиксируя его в определенном положении. Ток к угольному электроду подводится по проводу с зажимом через центральный стержень держателя. От повреждения провод предохраняет пружина, которая удерживается в деревянной ручке втулкой. 
 
Рис. 7.13. Держатель угольного электрода  
1- стержень держателя; 2 - отводящая втулка; 3 - нажимная втулка; 4, 7 - пружины; 5 - ручка; 6 - втулка; 8 - зажим; 9 - привод 
Для электросварочного аппарата может быть использован любой трансформатор, вторичная обмотка которого обеспечивает силу тока 200 А при напряжении 12 В. Для этой цели может быть использован любой электросварочный трансформатор, во вторичной обмотке которого необходимо сделать вывод напряжением 12 В. 
Для определения числа витков, соответствующего напряжению 12 В, можно использовать следующую формулу: 
 
где   - число витков вторичной обмотки, соответствующее напряжению 12 В;   - число витков вторичной обмотки трансформатора;   - напряжение вторичной обмотки трансформатора, В. 
Вывод делают медной шиной такого же сечения, как и обмотка трансформатора; вывод с обмоткой соединяют пайкой. 
При наличии трансформаторного железа сечением 30—50 см2 трансформатор может быть изготовлен на автотранспортном предприятии. Число витков первичной обмотки трансформатора может быть определено по формуле 
 
где   - напряжение сети переменного тока, В;   - площадь поперечного сечения трансформаторного железа, см2. 
Число витков вторичной обмотки определятся по формуле  
 
где  ,  — число витков первичной и вторичной обмоток трансформатора;  ,   - напряжение вторичной и первичной обмоток трансформатора, В. 
Сечение проводов и шин обмоток трансформатора, а также соединительных проводов определяют из расчета, чтобы плотность тока не превышала 5 А/мм2. 
При отсутствии трансформатора в качестве источника тока может выть использована аккумуляторная батарея с номинальным напряжением 12 В, емкостью не менее 132 А·ч. 
Бензосварочный аппарат (рис. 7.14) предназначен для пайки свинцовых деталей аккумуляторных батарей. Аппарат состоит из горелки, резервуара с редуктором и компрессорной установки. Горелка имеет наконечник с капсюлем и сеткой и регулировочный кран. 
Адаптер, служащий для присоединения шлангов, укреплен на резервуаре, который имеет наливной патрубок, закрываемый пробкой. 
Сжатый воздух подается компрессором в ресивер, откуда через вентиль по шлангу в резервуар, где, проходя через слой бензина, смешивается с его парами; образовавшаяся при этом горючая смесь по шлангу поступает в горелку. Форму и длину пламени регулируют регулировочным винтом крана. 
 
Рис. 7.14. Бензосварочный аппарат  
1 - наконечник; 2 - капсюль; 3 — сетка; 4 - кран; 5 - адаптер; 6-бачок; 7 - наливной патрубок; 8 - пробка; 9, 10 – шланги

Шаблон для наплавки выводов батареи (рис. 7.15) изготовляют из чугуна двух размеров. Размер А для положительных клемм равен 17,4± ±0,2 мм, для отрицательных - 15,8±0,2мм. Шаблон устанавливают на выступающий заплечик аккумулятора. Клеммы лучше наваривать бензино-воздушным или водородно-воздушным пламенем. 
 
Рис. 7.15. Шаблон для наплавки выводов батареи

Шаблон для пайки МЭС с борнами (рис. 7.16) служит для предотвращения вытекания расплавленного сплава свинца при пайке. Применение шаблона позволяет получить высокое качество пайки. Основные размеры шаблона для некоторых типов батарей приведены в табл. 7.1. 
  
Рис. 7.16. Шаблон для пайки МЭС с борнами  
Таблица7.1.

 
Тип батареи

Н, мм

d", мм

d', мм

6СТ-45

36,0

24,0

28,5

6СТ-55

41,5

17,0

22,5

6СТ-60

42,5

28,0

34,0

6СТ-75

54,0

28,0

34,0


 

Примечание. Размеры шаблонов иллюстрируются на рис. 7.16. 
Прибор для проверки качества стенок и перегородок моноблоков батарей (рис. 7.17) состоит из катушки зажигания со встроенным электромагнитным вибратором. Катушка служит для повышения низкого напряжения 12-вольтового источника питания постоянного или переменного тока для обеспечения пробоя искрового промежутка между двумя сменными щупами (наконечниками). Наконечники имеют ручки, изготовленные из эбонита. При помощи высоковольтных проводов ПВЛ-1 или ПВЛЭ-1, проходящих через отверстия в ручках, наконечники соединяют с клеммами a и b катушки. 
 
7.17. Электрическая схема прибора для проверки стенок и перегородок моноблоков батарей 
1 - наконечники; 2 - ручки

Питание прибора может осуществляться как от аккумуляторной батареи, так и переменным током напряжением 12 В, подводимым к клеммам b и c прибора. Для включения в цепь питания прибор выключатель ВК. Моноблок проверяют на пробой высоким напряжением «на искру», подводимым к наконечникам. Для проверки оба наконечника подводят к стенке моноблока по обе стороны с таким расчетом, чтобы плоскости наконечников были параллельны. Если стенка моноблока имеет трещину или какое-либо другое сквозное повреждение, то между наконечниками, подведенными к поврежденному участку стенки, произойдет пробой высокого напряжения в виде искры, сопровождающейся характерным звуком). Аналогично проверяют и внутренние перегородки моноблока. 
Ванна для приготовления и слива электролита (рис. 7.18) изготавливается из досок толщиной 30 - 40 мм. Доски соединяют между собой казеиновым клеем в шпунт. Все соединения стенок должны быть выполнены в шип без применения гвоздей, винтов и т. п. Внутри ванну выкладывают рольным свинцом. Все соединения рольной облицовки должны быть тщательно запаяны. 
Ванну устанавливают на подставку, изготовленную из углового за 50×50 мм или из дерева. Сверху ванну закрывают деревянной крышкой с ручками. 
 
Рис. 7.18. Ванна для приготовления и слива электролита  
1 - ручка; 2 - крышка; 3 - доска; 4 - рольный свинец; 5 – подставка 
Приспособление для розлива серной кислоты из бутылей и их перевозки (рис. 7.19) предназначено для безопасного розлива кислоты из бутылей и для перемещения бутылей с кислотой на небольшие расстояния. Приспособление состоит из каркаса сварной конструкции и стальных труб, люльки с ручкой и подвижного кронштейна для крепления бутыли в люльке. Люльку при переливании кислоты наклоняют при помощи ручки. Штатив-тележку перевозят, держа за ручку. 
Размеры люльки должны обеспечивать установку стандартных лей вместе с корзиной, в которой все бутыли транспортируют. 
 
Рис. 7.19. Приспособление для розлива серной кислоты из бутылей и их перевозки 
1 - ручка; 2 - ручка люльки; 3 - подвижный кронштейн; 4 - каркас; 5 -люлька 
Стеллаж открытого типа (рис. 7.20) предназначен для заряда аккумуляторных батарей в изолированном зарядном помещении с интенсивной общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией. 
На стеллаже устанавливают заряжаемые аккумуляторные батареи в два ряда и соединяют проводами с клеммами, расположенными на доске. Эти стеллажи обеспечивают легкий доступ к заряжаемым аккумуляторным батареям, но требуют для установки значительной площади и обязательного наличия над ними вытяжных зонтов. 
 
Рис. 7.20. Стеллаж открытого типа  
Стеллаж открытого типа с местным отсосом (рис. 7.21) предназначен для заряда аккумуляторных батарей в изолированном зарядном помещении. 
Стеллаж состоит из каркаса, выполненного из стальных уголков или деревянных брусьев. С боков, сзади и снизу стеллаж обивают плотно пригнанными досками или листами фанеры. Аккумуляторные батареи устанавливают на полки, в боковых стенках которых сделаны щели, через щели отсасывают пары и газы. В верхней полке имеется отверстие, через которое внутрь стеллажа подводят трубу от вытяжной вентиляции. Внутри стеллажа эта труба соединена с продольной трубой, через щели которой газы отсасываются наружу. После сборки все поверхности стеллажа покрывают в два слоя олифой и окрашивают кислотоупорной хлорвиниловой краской. 
Этот стеллаж является наилучшим, так как он занимает немного места, обеспечивает легкий доступ к заряжаемым аккумуляторным батареям и обеспечивает интенсивный отсос выделяющихся при заряде батарей газов и кислотных паров.

Информация о работе Технологический процесс диагностирования и технического обслуживания АКБ