Технико-экономические особенности, современное состояние и перспектива развития внутреннего водного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 20:01, реферат

Краткое описание

Скорее всего, именно речной транспорт является самым старым видом транспорта. Задолго до того, как человек начал использовать для транспортных нужд домашних животных, он уже умел сплавлять грузы по рекам. Это один из самых медленных видов транспорта (медленнее движение только по трубопроводам). Зато по реке можно переправлять крупногабаритные грузы при очень низкой себестоимости перевозок. Поэтому для доставки несрочных, громоздких, массовых грузов, таких, как лес, руда, песок и другие строительные материалы, широко применяются речные суда.

Содержание

1.Технико-экономические особенности внутреннего водного транспорта…………………………………………………………………………3

2.Современное состояние внутреннего водного транспорта…………………………………………………………………………4

3.Принципы развития внутреннего водного транспорта…………………………………………………………………………7

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное агентство морского и речного транспорта.docx

— 37.06 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Волжская государственная академия водного транспорта

 

 

 

 

 

Кафедра экономики и менеджмента

 

 

 

Реферат на тему «Технико-экономические особенности, современное состояние и перспектива развития внутреннего водного транспорта».

 

 

 

 

 

                                              

 

 

 

 

Выполнила студентка:

 

Группы ДБЭ-34

Коробейникова Д.Н.

 

Проверила: Новикова Т.Е.

 

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород

2014

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Технико-экономические  особенности внутреннего водного  транспорта…………………………………………………………………………3

 

2.Современное состояние  внутреннего водного транспорта…………………………………………………………………………4

 

3.Принципы развития внутреннего  водного транспорта…………………………………………………………………………7

 

4.Приложения……………………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      1. Водный транспорт мира.

Скорее всего, именно речной транспорт является самым старым видом транспорта. Задолго до того, как человек начал использовать для транспортных нужд домашних животных, он уже умел сплавлять грузы по рекам. Это один из самых медленных видов транспорта (медленнее движение только по трубопроводам). Зато по реке можно переправлять крупногабаритные грузы при очень низкой себестоимости перевозок. Поэтому для доставки несрочных, громоздких, массовых грузов, таких, как лес, руда, песок и другие строительные материалы, широко применяются речные суда.

 
Речной транспорт использует для передвижения судоходные реки, каналы и другие внутренние водоемы. Каналы и крупные речные системы образуют разветвленные и протяженные внутренние водные пути. Роль речного транспорта в грузоперевозках страны зависит от наличия в этой стране крупных судоходных рек. Наибольшее развитие этот вид транспорта получил в США, Китае, России и ФРГ. Однако можно сказать, что его значение постепенно снижается. Морской транспорт, в отличие от речного, является главным в мировой транспортной системе.

Правда, роль его как пассажирского невелика, но как грузовой он не знает себе равных. Это связано с большой грузоподъемностью, маневренностью морских судов, а также с низкой себестоимостью доставки грузов. Кроме того, морские перевозки не имеют ограничений по дальности. Фактически это единственный вид транспорта, обеспечивающий межконтинентальные перевозки. Благодаря морскому транспорту океаны больше не разделяют страны, а, наоборот, соединяют. Не случайно, что наличие выхода к морю является важным элементом благоприятного географического положения.

 
Для сокращения дальности перевозок, а значит, времени и стоимости доставки грузов служат каналы. Важнейшими из них являются: 
- Суэцкий канал на территории Египта. Он в несколько раз сокращает путь из Атлантического океана в Индийский; 
- Панамский канал делает ненужным долгий и очень сложный путь вокруг южной оконечности Южной Америки; 
- Кильский канал на территории Германии, упрощающий путь из Балтики в Северное море.

 
Торговые пути пересекают Атлантический, Тихий и Индийский океаны. На долю Атлантики приходится около половины всех морских перевозок. Единственным океаном, который не играет заметной роли в мировых грузоперевозках, является Северный Ледовитый. Он покрыт льдом большую часть года и омывает почти безлюдные северные берега Евразии и Северной Америки. Зато быстро увеличивается транспортное значение Тихого океана. Это связано с огромной ролью Японии и растущим влиянием новых индустриальных стран Восточной и Юго-Восточной Азии в мировом хозяйстве Развитие мирового торгового флота характеризует суммарный тоннаж судов. Список стран-лидеров выглядит так: Либерия, Панама, Япония, Греция, США, Кипр, Китай.

 

 

 

 

Крупнейший речной и озерный флот имеют США, хотя они уступают протяженностью внутренних водных путей Китая и России. В США 3/4 всех путей приходится на искусственные водоемы, в том числе длинный Береговой канал (5580 км). Главным районом внутреннего судоходства Северной Америки система Великих Американских озер и г. Святого Лаврентия. Для внутренних перевозок в США важное значение имеет р Миссисипи. В Европе крупнейшими международными судоходными реками Дунай и Рейн, в Азии - Тигр, Ганг и Меконг, в Африке - Нил, Нигер и Замбези, в Латинской Америке - Парана и Рио-Гранде. Для внутренних перевозок в России всего используются реки Волга, Обь, Енисей, Лена и несколько судоходных каналов, соединяющих Балтийское море с Черным и Каспийским, в Украине - Днепр, в Китае - Янцзы и Великий канал, в Бразилии - Амазонка.

Морской транспорт в мире является одним из древнейших, но и сейчас сохраняет свое первенство в грузоперевозках. 70% мирового товарооборота приходится именно на него. Бурному развитию морского транспорта во второй половине XX в. способствовало росту зависимости большинства высокоразвитых стран от заморского поставки топлива и сырья, а также от сбыта собственной продукции.

Поэтому 80% морских перевозок являются международными и только 20% - каботажных (между портами одной страны). Одновременно с возрастанием роли морского транспорта в перевозке грузов через низкую скорость он теряет значение в пассажироперевозках. 
 
Современный торговый флот мира насчитывает более 80 тыс. морских судов, плавающих под флагами около 160 государств. Крупнейший по тоннажу флот имеют две небольшие развивающиеся страны: Панама и Либерия. Это объясняется тем, что суда под флагом этих стран имеют льготы в виде уменьшенного налогообложения, дешевой рабочей силы и т.п.. Свой флаг «продают» также Кипр, Багамские острова, Маршалловы острова, M альта, Вануату и некоторые другие государства. Большой торговый флот имеют Япония, Норвегия, США, Греция, Россия, Китай. Морской флот Украины по грузовместимости занимает пятнадцатое место в мире. 
 
Основным товаром, который перевозят морем, есть нефть, поэтому почти 1/3 всего торгового флота составляют суда для жидких грузов - танкеры (с англ. - Бак, цистерна). На них также перевозят кислоты, спирт, патоку, китовый жир, а последнее время - сжиженный газ. Треть флота мира приходится на балкеры - суда для перевозки насыпных грузов. Если раньше они были универсальными, то сейчас - специализированные: рудовозы, углевоз, лесовозы, зерновозы, банановозы и др.. Быстро растет доля контейнеровозов, которые загружают не вертикальным, а горизонтальным способом. Тропические фрукты, мясо и другую продукцию, которая быстро портится, перевозящих рефрижераторами (от лат. - Охлаждаю). 
 
Географию морского транспорта определяет сеть морских портов, их в мире более ЗО тыс., однако важнейших, имеющих международное значение, - около 2700. Больше портов в Европе - более 900. Основным показателем работы порта является его грузооборот. Крупнейшими считаются морские порты, принимающие более 50 млн т грузов ежегодно. Есть порты универсальные, работающие с различными грузами, и специализированные, ориентированные на один товар. Универсальных портов-гигантов - более 50, из них 10 - в Китае, 8 - в Японии, 7 - в США. Крупнейшим морским портом мира является Сингапур. Через него проходит 646 млн т грузов ежегодно. В крупнейших портов мира относятся также Шанхай (604 млн т в год) и Сянган (524 млн т в год) в Китае. Порт Роттердам в Нидерландах называют «морскими воротами» Европы. В нем одновременно могут разместиться 375 судов. 
 
Важнейшие морские трассы проходят Атлантическим океаном. На него приходится почти 2/3 морских перевозок. Возрастает роль Тихого океана, доля которого уже составляет 1/4. Это объясняется быстрым экономическим подъемом многих стран на его побережье. На Индийский океан приходится более 1/10 объема морских перевозок. Большинство дорог в нем направлены к Персидскому заливу. Значение Северного Ледовитого океана невелико. 
 
Международными морскими каналами являются Сувцький (сооружен в 1869 p., Длина - 193 км), Панамский (работает с 1920 p., Длина - 82 км) и Нильский (открыт в 1895 г. на территории Германии, длина - 99 км). Важнейшими для морского судоходства протоками считаются Ла-Манш, Эресунн, Гибралтарский, Ормузский, Малаккский, Босфор.

                                     2.Водный транспорт России.

                                            2.1.Морской транспорт.

 

Морской транспорт важен прежде всего тем, что он обеспечивает значительную часть внешнеторговых связей России. Внутренние перевозки (каботаж) существенны лишь для снабжения северных и восточных побережий страны. Доля морского транспорта в грузообороте составляет 8%, хотя масса перевозимых грузов — менее 1% от общей. Достигается такое соотношение за счет самого большого среднего расстояния перевозок — около 4,5 тыс. км. Перевозки пассажиров морским транспортом незначительны.

 

В мировом масштабе морской транспорт занимает первое место по грузообороту, выделяясь минимальной себестоимостью перевозок грузов. В России он сравнительно слабо развит, поскольку основные экономические центры страны удалены от морских побережий. К тому же большая часть морей, окружающих территорию страны, являются замерзающими, что удорожает использование морского транспорта. Серьезной проблемой является устаревший флот страны. Большинство кораблей построены более 20 лет назад и по мировым стандартам должны быть списаны. Практически отсутствуют корабли современных типов: газовозы, лихтеровозы, контейнеровозы, суда с горизонтальной погрузкой-выгрузкой и др. На территории России имеется всего 11 крупных морских портов, что недостаточно для страны таких масштабов. Около половины российских грузов из идущих морским транспортом обслуживается портами других государств. В основном это порты бывших советских республик: Одесса (Украина), Вентспилс (Латвия), Таллинн (Эстония), Клайпеда (Литва). Использование морских портов других государств приводит к финансовым потерям. Для решения этой проблемы ведется строительство новых портов на побережьях Балтийского и Черного морей.

 

Ведущим по грузообороту морским бассейном России в настоящее время является Дальневосточный. Основные порты в нем — редко замерзающие Владивосток и Находка. Около Находки сооружен современный порт Восточный с терминалами для экспорта угля и лесных грузов. Большое значение имеет также порт Ванино, расположенный на завершающем участке Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. В этом порту действует паром, связывающий железнодорожную сеть материковой России с сетью острова Сахалин (портом Холмск).

 

На втором месте по грузообороту находится Северный бассейн. Основные порты в нем: Мурманск (незамерзеющий, хотя и находится за Северным полярным кругом) и Архангельск (лесоэкспортный, одновременно и морской, и речной). Крупные порты действуют также в устье Енисея. Это Дудинка, через которую вывозятся рудные концентраты из Норильска, и Игарка, через которую идет лес и лесная продукция. Участок Северного морского пути между устьем Енисея и Мурманском является круглогодично действующим, что обеспечивается использованием мощных ледоколов, в том числе атомных. Навигация восточнее устья Енисея осуществляется лишь 2-3 месяца в летний период.

 

Третий по значению — Балтийский бассейн. Основными портами в нем являются Санкт-Петербург (замерзающий) и Калининград (незамерзающий). Использование удобного Калининградского порта затруднено, так как он отделен от основной части России территориями зарубежных государств. Около Санкт-Петербурга действует небольшой порт Выборг, через который идут в основном лесные грузы. Строятся порты Усть-Луга и Приморск.

На четвертом месте по объему грузооборота находится Черноморско-Азовский бассейн. Здесь расположены два незамерзающих нефтеэкспортовых порта — Новороссийск (мощнейший в России) и Туапсе. К морскому транспорту относятся также перевозки по Каспийскому морю. Самыми крупными здесь являются порты Астрахань (одновременно морской и речной) и Махачкала, через которые идут в основном нефтяные грузы.

 

 

                                         2.2.Речной транспорт.

Речной транспорт (или внутренний водный) являлся главным в России до конца XIX в. В настоящее время его значение невелико — около 2% грузооборота и массы перевозимых грузов. Хотя это дешевый вид транспорта, но он имеет серьезные недостатки.

 

Главный — направления течения рек часто не совпадают с направлениями перевозок грузов. Для соединения соседних речных бассейнов приходится строить дорогостоящие каналы. На территории России речной — сезонный вид транспорта, поскольку реки замерзают на несколько месяцев в году. Общая протяженность судоходных речных путей в России составляет 85 тыс. км. 3/4 грузов, перевозимых в настоящее время речным транспортом России, — это минерально-строительные материалы. Перевозки пассажиров речным транспортом незначительны, как и морским.

 

Больше половины грузооборота речного транспорта страны приходится на Волжско-Камский бассейн. Он соединен каналами с соседними бассейнами (Дон, Нева, Северная Двина, Белое море), являясь основой Единой глубоководной системы европейской части страны. Здесь же расположены крупнейшие речные порты: Нижний Новгород, Северный, Южный и Западный в Москве, Казань, Самара, Волгоград, Астрахань. На втором месте по объему грузооборота находится Западно-Сибирский бассейн, включающий Обь с притоками. В нем кроме строительных материалов значительную долю в перевозках составляют нефтяные грузы. Основные порты — Новосибирск, Тобольск, Сургут, Лабытнанги, Тюмень. Третий в России — бассейн Северной Двины с притоками Сухона и Вычегда. В нем значительную долю в перевозках составляют лесные грузы. Главные порты — Архангельск и Котлас.

 

Большое значение речной транспорт играет в северовосточной части России, где фактически отсутствуют сети других видов транспорта. Основное количество грузов на эти территории завозится летом или с юга от железной дороги (по Енисею из Красноярска, по Лене из Усть-Кута), или от устьев рек, куда грузы доставляются морским транспортом.

Информация о работе Технико-экономические особенности, современное состояние и перспектива развития внутреннего водного транспорта