Сущность понятия «Диагностика», её виды и их содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 22:49, контрольная работа

Краткое описание

Слово «диагностика» нас уже не пугает. С нею мы знакомы по визиту к врачу: он ставит диагноз, прежде чем лечить. Диагностику производит и авто слесарь, прежде чем делать ремонт автомобиля.

Вложенные файлы: 1 файл

физ - ра.docx

— 36.64 Кб (Скачать файл)

                              Вариант номер  2 
 

Вопрос  номер 1

Сущность понятия «Диагностика», её виды и их содержание

Слово «диагностика» нас уже не пугает. С нею мы знакомы по визиту к врачу: он ставит диагноз, прежде чем лечить. Диагностику производит и авто слесарь, прежде чем делать ремонт автомобиля.  

 Диагностика – это изучение работы организма, машины, любой сложной системы. (1;7) 

 Современная педагогика рассматривает обучение и воспитание как процесс в рамках системы, которую составляют взаимосвязанные элементы: цели, содержание, методы и формы работы, наконец, ученик и учитель, другие субъекты воспитания. Наука предлагает организовывать учебно-воспитательный процесс как технологический: «изготовление» выпускника можно сравнить с изготовлением любого промышленного продукта, как это ни покажется ужасно. Конечно, воспитание – дело чрезвычайно тонкое, поскольку ни учитель, ни ученик не являются бездушными деталями и частями производства, тем не менее, идея технологизации образования все больше разрабатывается. Приходиться слышать в школе от учителей, что они используют такие-то технологии или, наоборот, просят дать им новые технологии. 
 
 
 
 
 

Вопрос  номер 2

 Характеристика объективных показателей самоконтроля 

В процессе спортивной тренировки, занятий физическими  упражнениями большое значение приобретает  самоконтроль спортсмена. Самоконтроль – это ряд простых приёмов, используемых для самостоятельного наблюдения за изменением состояния  своего здоровья и физического развития под влиянием физических упражнений. Благодаря самоконтролю, спортсмен  имеет возможность самостоятельно контролировать тренировочный процесс. Кроме того, самоконтроль приучает спортсмена к активному наблюдению и оценке состояния, к анализу  используемых методов и средств тренировки. 

Данные самоконтроля позволяют преподавателю, тренеру  регулировать тренировочный процесс, объём и характер нагрузки. 

 Одним  из основных моментов в самоконтроле  является ведение дневника. Форма  ведения дневника может быть  самой разнообразной, данные вносимые  в дневник должны отражать  характер и объём нагрузки, а  также ряд субъективных и объективных  показателей для оценки адекватности  применяемой нагрузки. 

 В группу  субъективных показателей входит  самочувствие, оценка работоспособности,  отношение к тренировкам, занятиям, сон, аппетит и т.п. 

Самочувствие  – это оценка своего состояния. Оно  складывается из суммы признаков: наличия  или отсутствия каких-либо необычных  ощущений, боли с той или иной локализацией, ощущения бодрости, или  наоборот вялости, настроения и т.п. Самочувствие обозначают как плохое, удовлетворительное и хорошее. При  появлении каких-либо необычных  ощущений отмечают их характер, указывают, после чего они возникли (например, появление мышечных болей после  занятий и т.п.). Боли в мышцах обычно возникают при тренировке после  перерыва или при очень быстром  увеличении нагрузок. При беге у  спортсмена боли могут появиться  в правом (в следствии перенаполнения кровью печени) или левом (в следствии перенаполнения кровью селезёнки) подреберье. 

 Глубокое  дыхание, улучшая приток крови  к правому желудочку сердца, уменьшает  эти боли. Боли в правом подреберье  могут также возникнуть при  заболеваниях печени и желчного  пузыря, нарушениях деятельности  сердца. Иногда у занимающихся физическими упражнениями могут возникнуть боли в области сердца. В случае появления болей в сердце во время работы спортсмен должен немедленно обратиться к врачу. При утомлении и переутомлении могут возникнуть головные боли, головокружение, появление которых спортсмен должен отмечать в дневнике самоконтроля. 

 Иногда  при занятиях физическими упражнениями  может возникнуть одышка, т.е.  затруднение дыхания с нарушением  ритма дыхательных движений и  ощущением недостатка воздуха.  Фиксировать внимание на этом  признаке, регистрировать его появление  нужно лишь в том случае, если  одышка наступает после физических  упражнений с небольшой нагрузкой  ранее не вызывавшей её. 

Усталость – это субъективное ощущение утомления, которое выявляется в невозможности  выполнить обычную нагрузку, трудовую или физическую. При самоконтроле отмечается зависит ли усталость от проводимых занятий или от чего-либо другого, как скоро она проходит. Спортсмен должен отмечать чувство усталости после занятий: “не устал”, “немного устал”, “переутомился”, а на следующий день после занятий: “усталость не чувствую”, “усталости нет”, “чувствую себя бодро”, “осталось чувство усталости”, “полностью отдохнул”, “чувствую себя утомлённым”. Можно отметить настроение: нормальное, уставшее, устойчивое, подавленное, угнетённое, желание побыть в одиночестве, чрезмерное возбуждение. 

Работоспособность зависит от общего состояния организма, настроения, переутомления от предшествующей работы (профессиональной и спортивной). Работоспособность оценивается  как повышенная, нормальная и пониженная. Желание заниматься физическими  упражнениями и спортом может  зависеть как от перечисленных выше причин, так и от заинтересованности в достижении высоких результатов  в избранном виде спорта, от квалификации и педагогического опыта тренера, преподавателя, от разнообразия и эмоциональной  насыщенности учебно-тренировочных занятий. Отсутствие желания тренироваться и соревноваться может быть признаком перетренированности. Нормальный сон, восстанавливая работоспособность центральной нервной системы, обеспечивает бодрость. После него человек чувствует себя полным сил и энергии. В случае переутомления нередко появляется бессонница или повышенная сонливость, неспокойный сон. После такого сна возникает чувство разбитости. Спортсмен должен регистрировать количество часов сна (помня, что ночной сон должен быть не менее 7-8 часов, при больших физических нагрузках 9-10 часов) и его качество, а при нарушениях сна – их проявления: плохое засыпание, частое или раннее пробуждение, сновидения, бессонница и т.д. 

 Аппетит  отмечается как нормальный, пониженный  или повышенный. Если имеются  нарушения пищеварения (например запоры или поносы) – это облегчает выяснение причин изменения аппетита. Его отсутствие или ухудшение часто указывает на утомление или болезненное состояние. 

 При толковании  субъективных признаков нужна  достаточная осторожность и умение  подойти критически к их оценке. Известно, что самочувствие не  всегда правильно отражает действительное  физическое состояние организма,  хотя несомненно является важным показателем. 

 С другой  стороны самочувствие может быть  плохим в связи с угнетенным  настроением, несмотря на благоприятное  состояние здоровья. 

 Оценка  перечисленных признаков самоконтроля  должна проводиться с учётом  того, что появление каждого из  них может иметь своей причиной  то или иное отклонение в  состоянии здоровья, вовсе или  непосредственно не связанное  с физическими упражнениями. Например, плохое самочувствие, усталость,  потеря аппетита – иногда признак  чрезмерно большой физической  нагрузки, но одновременно это  один из наиболее постоянных  симптомов заболеваний желудочно-кишечного  тракта и т.п. 

Правильному толкованию появляющихся отклонений в  состоянии организма значительно  способствует анализ их с учётом содержания нагрузки и режима занятий физическими  упражнениями, а также анализ динамики спортивно-технических результатов. В некоторых случаях окончательная  оценка признаков самоконтроля может  быть дана лишь врачом на основании  сопоставления их с данными врачебного контроля. Однако, чем бы не вызывался  тот или иной неблагоприятный  признак, регистрация его в дневнике самоконтроля имеет большое значение для своевременного устранения моментов его вызвавших. 

 Из объективных  признаков при самоконтроле чаще  всего регистрируются частота  пульса, вес, потоотделение, данные  спирометрии, динамометрии, кроме  того в последнее время всё  большее распространение приобретают  простейшие функциональные пробы,  как информационный объективный  показатель состояния различных  систем организма. В системе  самоконтроля наиболее простым,  но в то же время информативным  тестом, определяющим состояние  сердечно-сосудистой системы, является индекс Ruffier (JR). Для характеристики нервной системы можно использовать ортостатическую пробу, отражающую реакцию вегетативной нервной системы на фактор гравитации. Состояние дыхательной системы в самоконтроле можно объектевизировать используя дыхательные пробы Штанге и Генчи, как реакцию дыхательной системы на гипоксию (недостаток кислорода) 

      Вопрос  номер 3

       Понятие об активной мышечной деятельности и закаливании организма

Мышечная  деятельность является непременным  условием отправления двигательных

и вегетативных функций организма человека на всех этапах его развития.

Значение  мышечной деятельности в биологии и  физиологии человека настолько

велико, что  ее совершенно справедливо расценивать  как главенствующий признак

жизни.

Природа в  болезнях нашего сердца, как правило, ничуть не виновата. Научно-

технических прогресс вовсе не лишает человека физической активности, а,

напротив, предоставляет  ему возможность делать это в  самой целесообразной и

концентрированной форме – в форме физической культуры.

Это в первую очередь относится к молодежи, так как известно, что причины

большинства заболеваний взрослого населения, особенно сердечно-сосудистых,

формируются в подростковом и юношеском возрасте.

Специальные исследования показали, что эффективность  умственной деятельности

в условиях низкой физической активности уже на вторые сутки снижается почти

на 50%, при  этом резко ухудшается концентрация внимания, растет нервное

напряжение, существенно увеличивается время  решения задач, быстро развивается

утомление, апатия и безразличие к выполняемой  работе, человек становится

раздражительным, вспыльчивым.

Почему, именно, физические упражнения являются в этом случае самым лучшим

"лекарством" от утомления? Дело в том,  что импульсы от опорно-двигательного

аппарата  резко повышают тонус клеток коры головного мозга за счет улучшения  в

них обменных процессов.

Одновременно  существенно возрастает  выброс в кровь гормонов эндокринным

железам, что  также усиливает обменные процессы во всех органах. Наконец, при

активной, работе мышц быстро улучшается кровообращение, а вместе с ним

дыхание, работа печени и почек по выведению из крови токсичных шлаков,

угнетающе действующих на нервные клетки.

Таким образом, самый верный и эффективный путь к высокой работоспособности,

творческой  активности, физическому совершенству и долголетию – высокая

физическая  активность.

Физическая  нагрузка, повышая окислительные, обменные процессы в организме,

задерживает развитие атеросклероза. Врачебные  наблюдения показывают, что

атеросклероз  сосудов головного мозга, сосудов  питающих мышцы сердца, у людей

физического труда, а так же у лиц, занимающихся физической культурой и

спортом, встречается  сравнительно редко, как и повышенное содержание

холестерина в крови.

Тонус и  работоспособность головного мозга  поддерживается в течение длительных

промежутков времени. Если сокращение и напряжение различных мышечных групп

ритмически  чередуется с их последующим растяжением  и расслаблением. Такой

Информация о работе Сущность понятия «Диагностика», её виды и их содержание