Современная система управления складскими комплексами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 23:01, реферат

Краткое описание

Рассмотрены транспортно- складские комплексы: преимущества, недостатки.

Содержание

Введение.....................................................................................................................3

1. Обучение складского персонала: цели, ошибки, показатели............................4

2. WMS- фундамент эффективного склада.............................................................13

Заключение................................................................................................................35

Список использованной литературы......................................................................36

Вложенные файлы: 1 файл

ТСК.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Волгоградский Государственный  Технический Универитет 
 

Кафедра «автомобильные перевозки» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по транспортно- складским  комплексам на тему:

«Современная  система управления складскими комплексами». 
 
 
 
 

                                                                                              Выполнил:

                                                                                              студент группы АП- 516

                                                                                              Курепин В.Э.

                                                                                              Проверил:

                                                                                              проф. Рябов И.М. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Волгоград 2010

Содержание. 

Введение.....................................................................................................................3

1. Обучение складского  персонала: цели, ошибки, показатели............................4

2. WMS- фундамент эффективного склада.............................................................13

Заключение................................................................................................................35

Список использованной литературы......................................................................36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

    Складские системы, расположенные на границе  магистрального и промышленного  транспорта, обеспечивают устойчивую работу промышленных предприятий при неравномерности в доставке сырья, топлива, материалов и подаче порожних транспортных средств. Межцеховые и межоперационные склады промышленных предприятий обеспечивают непрерывность технологического процесса, сглаживают нарушения производственного ритма на смежных участках и в цехах.

    Основное  назначение отраслевых и межотраслевых (районных) предприятий материально-техническое  снабжение разнообразными материалами, запасными частями, приборами и  оборудованием многочисленных получателей. Концентрация запасов на таких предприятиях позволяет надежно и экономически эффективно обслуживать потребителей и в целом по стране снизить складские запасы. Такие складские системы отличаются длительным хранением грузов. Значительную долю в их технологических операциях занимают комплектация и консервация, документальное оформление приема и выдачи (экспедиционные операции), учет материальных ресурсов. Помимо этого, здесь выполняют некоторые технологические операции, свойственные промышленным предприятиям, например раскрой металла, разрезка проволоки и бумаги, получение концентрированных минеральных удобрений и др. Эти производственные услуги — своеобразный сервис. Он, бесспорно, имеет перспективы. Создаются участки и цеха для выполнения этих операций. Однако взаимодействие транспортно-складских процессов с технологическими на предприятиях требует специального рассмотрения. В отличие от таких предприятий, крупные торговые склады и базы Министерства торговли, Центросоюза в основном хранят товарные запасы и распределяют их по торговым организациям. Расположенные в пунктах перевалки такие базы большой вместимости эффективно регулируют работу смежных видов транспорта.

1. Обучение складского  персонала: цели, ошибки, показатели. 
 

     Лишь некоторые начальники складов и складских комплексов уделяют достаточно внимания работе с персоналом. Многие же менеджеры привыкли руководствоваться общими мнениями. Например: «Операции на складе легкие – сотрудники смогут сами в них разобраться!»; «Уровень образования складских служащих в основном невысок – их деятельность не будет расширяться, а значит, необходимости в полноценном обучении нет»; «В недорогой персонал нет смысла вкладывать значительные денежные ресурсы: высокий эффект гарантировать невозможно, а в случае ухода большого количества людей тратить деньги придется снова». В действительности же ситуация не так проста, как кажется на первый взгляд. И при более внимательном анализе менеджеры-логисты осознают: эффективная работа с персоналом позволяет значительно экономить! Попробуем разобраться, как правильное обучение служащих влияет на функционирование склада.

     Существует необходимость регулярных тренингов.Представьте ситуацию, сложившуюся на складе или в распределительном центре, который более года назад успешно ввел WMS систему. Весь штат – приемщики, комплектовщики, товароведы, операторы, сток-менеджеры – делится на две группы: те, кто «пережил» внедрение, и те, кто устроился на склад позднее. У последних, не присутствовавших на полноценных тренингах, к настоящему времени сложились определенные начальные знания, причем как правильные, так и неправильные. Действительно, часть знаний, в том числе и очень полезных, полученных при непосредственной работе от «старожилов», позволяет быстро и грамотно совершать действия с помощью WMS системы и оптимизировать время выполнения той или иной складской операции.

     Остальные знания неизбежно окажутся неправильными и даже негативными, однако работники нередко применяют их, выбирая из двух способов наиболее простой и наименее трудозатратный. Но не всегда такой выбор допустим: мнение об идентичности двух способов выполнения одной и той же операции может быть ошибочным. В таком случае при передаче искаженных знаний коллегам возникает эффект «испорченного телефона»: работники учатся неправильным действиям на складе. Наиболее очевидное решение такой проблемы – регулярные тренинги и аттестации складского персонала.

     Для проведения подобных тренингов руководство склада должно обладать проработанными, точными, а главное – актуальными учебными материалами. По ним каждый сотрудник может в любой момент свериться: «Правильно ли я выполняю операцию?», «Как сделать ее быстрее?», «Как в системе правильно обработать ошибку?». Не менее важно иметь и подготовленные ответы на основные вопросы подчиненных, чтобы видение складских операций у служащих складывалось на основе разработанных бизнес-процессов, а не на основе мнений коллег. Поэтому, к подготовке таких материалов руководство склада должно подходить со всей ответственностью.

     Среднестатистический складской кладовщик, товаровед, водитель погрузчика или штабелера – человек обычно без высшего образования, работающий увеличенную смену (более 8 часов), изначально мало заинтересованный в сверхурочной работе. Но кто-то из них со временем особенно интересуется WMS системой, старается быстро выполнять операции, инициирует разговоры о функционировании WMS системы среди коллег – в общем, в команде выявляется лидер, на которого и следует опереться при обучении персонала. За такую активность он заслуживает поощрения, т.к. учит других, поднимает их мотивацию, вселяет уверенность в своих силах при внедрении новых процессов, в общем – приносит пользу общему делу. Подобный лидер может помочь и при подготовке материалов для тренинга: обычно он хорошо изучил все подводные камни выполнения складских операций и работы в WMS системе, знает основные вопросы коллег и исключительные ситуации, которые могут возникать в повседневной деятельности. Таким образом, знания так называемых лидеров складских команд могут позволить грамотно построить обратную связь между руководителями и подчиненными и подготовить полную программу для регулярных обучений и тестирований.

     Также необходимо определить цели обучения и показатели эффективности. Основная цель обучения складских работников – оптимизация временных и трудовых затрат. Чем лучше служащий склада знаком с порядком выполнения своих обязанностей, тем быстрее он осуществляет операцию в WMS системе, тем меньше времени тратит на то, чтобы вспомнить, куда нужно отвезти паллету, какой пункт меню выбрать на терминале, как обработать исключительную ситуацию. Чем быстрее сотрудник склада совершит одну операцию, тем больше успеет сделать за смену. В свою очередь, чем больше задач складские служащие выполнят за отведенное им время, тем выше станет производительность склада. В результате производственное предприятие может перейти на оптимальный для него режим работы, например, отменить ночные смены, а следовательно, сократить штат и уменьшить затраты.

     Для того чтобы обучение оказало наибольший эффект, необходимо объяснить подчиненным, какие дивиденды принесет обучение как каждому в отдельности, так и компании в целом. Работник должен осознавать, во-первых, свою ценность для предприятия и, во-вторых, причины, по которым он должен усвоить как можно больше информации на обучающем курсе. Для этого поставьте цели и подчеркните взаимосвязь между ними:

  • «Время, затрачиваемое работником склада на выполнение одной операции в WMS системе, должно уменьшиться на X%»;
  • «Количество операций, выполняемых работником склада за одну смену, должно увеличиться на Y%»;
  • «Количество операций, выполняемых в совокупности всеми работниками склада за одну смену, должно увеличиться на Z%»;
  • «Количество заказов, обрабатываемых складом в течение смены, должно увеличиться на P%»;
  • «Среднемесячная пропускная способность склада должна увеличиться на Q%».

     Установление показателей эффективности работы, во-первых, позволит объяснить каждому сотруднику цель прохождения им обучающей программы, определить планку, к достижению надо стремиться после прохождения обучения, а во-вторых, покажет результат, который ожидает от персонала руководство для повышения эффективности работы склада.

     Эффективность обучения значительно усиливается, когда человек четко представляет его цель. Неправильно ожидать от курса большой отдачи, если работник склада не мотивирован, т.к. он будет бояться новых знаний и не станет стремиться к их получению. «А зачем мне это нужно? Это не моя работа, мне за это все равно не заплатят!» – вот типичная реакция немотивированного складского работника. Боязнь дополнительных обязанностей приводит к нежеланию освоения новых операций в WMS системе: «Почему я должен больше работать и брать на себя дополнительную ответственность за ту же сумму?». Этот психологический барьер необходимо преодолеть еще до старта обучающего курса. Причем финансовый подход к мотивации является далеко не единственным: если людям четко объяснить, что обучение новым знаниям и процессам позволит им проще и быстрее выполнять повседневную работу, они, скорее всего, будут стремиться освоить курс максимально успешно. В свою очередь, если число выполняемых за смену операций повысится, вступит в силу и финансовый аспект мотивации: во многих компаниях эффективно применяется подход начисления премиальных за количество выполненных за смену операций.

     В общем, руководство обязано объяснить подчиненным цели обучения и свои ожидания от тренинга. У складских сотрудников перед началом курса должно сформироваться мнение, что курс – это не просто неделя лекций и отдыха от повседневной работы, а уникальная возможность получения сверхполезной информации, усвоение которой позволит облегчить ежедневный труд, более глубоко вникнуть в тонкости WMS системы и достичь показателей, необходимых для успешной деятельности. Помимо этого, эффективен и соревновательный аспект: хорошая премия за лучшие результаты обучения стимулирует всех его участников к активной, плодотворной, а главное – самостоятельной работе, ориентированной на результат. Введение показателей эффективности обучения позволит выявить наиболее успешных среди каждой группы (кладовщики, товароведы, операторы, сток-менеджеры) и организовать их повышение, которое, несомненно, является стимулом к активной работе, и хорошим итогом функционирования компании – воспитанием ценного сотрудника.

     Необходимо разумно подходить к составлению расписания курса. Обучение должно быть спланировано так, чтобы люди могли освоить курс, не отвлекаясь на основную работу. «Выдергивание» обучаемого на выполнение какого-либо производственного задания даже на полчаса может существенно осложнить как усвоение курса, так и работу тренера. Один из способов решения проблемы – организация обучения по сменам. Сначала первая группа обучается, а вторая – работает на складе. Потом группы меняются ролями. Смены могут быть либо утренними и вечерними, либо два курса обучения могут проводиться в течение всего дня последовательно один за другим. Посменное разделение позволяет провести обучение всех сотрудников, не влияя на производительность склада.

     Следует также обратить внимание на выходные дни. Возможна ситуация, когда курс накладывается на выходной день того или иного складского работника. Для успешного проведения курса желательно не забыть перенести его выходные дни на более поздний или более ранний срок. Игнорирование этой проблемы приведет к потере мотивации обучаемого.

     Руководству склада следует участвовать в разработке программы курса. Никто лучше начальника склада не знает главных целей и потребностей. И никто лучше работников склада не знает основных проблем. Поэтому при составлении программы курса должны учитываться замечания и пожелания тех, кто будет проходить обучение. Для того чтобы тренинг стал целевым, ориентированным именно на проблемы и задачи данного склада или распределительного центра, обсуждение и формулировка проблем проводятся до подготовки обучающего тренинга. Организация встречи с участием представителей руководства и работников склада, а также будущего тренера позволит учесть основные потребности компании при разработке курса.

     Помимо обучения последовательности выполнения механических действий в WMS системе, качественный курс должен содержать пояснения и теоретическую информацию. Обучаемые должны не просто довести до автоматизма выполнение своих повседневных операций, но и понять цель каждой из них.

  • Как в WMS систему поступают заказы и приходные уведомления?
  • Что происходит в WMS системе при резервировании?
  • На каком этапе отгрузки производится списание запасов?

     Акцент на точностях позволяет объяснить персоналу порядок, цель и смысл того или иного действия. Когда работник склада знает, что происходит в системе при подтверждении операции, которую он, к примеру, выполняет на радиотерминале, когда он осознает место совершаемой операции в бизнес-процессах склада, вероятность ошибки снижается, потому что, осуществляя складскую операцию, он не просто механически нажимает на клавиши, а анализирует свои действия. Нелишним будет напомнить персоналу о роли и целях склада в товарных потоках предприятия, о том, как эффективная работа склада влияет на деятельность всей организации.

     Во время проведения обучающего тренинга большую важность имеют практические занятия и их организация. При практической работе со складскими операциями могут возникать различные препятствия.

     Например, практические занятия обычно проводятся на компьютерах, на которых установлены рабочая станция WMS системы и эмулятор экранов радиотерминалов. Но не все складские сотрудники являются пользователями персональных компьютеров, и для некоторых возникает дополнительная преграда для успешного освоения курса. Для тех, кто не привык к работе с ПК, курс выполнения складских операций в WMS системе превращается в обучение работе с компьютером. Это замедляет тренинг и становится психологическим барьером для обучаемого: из-за недостатка практики работы с ПК у него могут возникнуть неправильные опасения о способности успешной работы в WMS системе. Поэтому до проведения тренинга руководству склада следует организовать краткий ознакомительный курс по ПК для желающих: научить включать и выключать компьютер, пользоваться клавиатурой, показать, как включать ту или иную программу и выходить из нее, как создавать, открывать и закрывать документ. Такой курс займет не более половины смены, и его легко провести внутренними силами, зато его результат – ликвидация еще одного потенциального барьера между сотрудником склада и WMS системой.

     Для лучшего усвоения материала на практике помимо работы с эмуляторами радиотерминалов на ПК полезно проводить практические занятия «в поле». Обучаемые совместно с тренером выходят на склад и закрепляют знания выполнением операций в «боевых» условиях. Такой метод позволяет сопоставить выполняемые в WMS системе операции с механическими действиями, к примеру: получить на радиотерминале задачу, взять паллету на средство механизации, отвезти и поставить ее в указанную ячейку, подтвердить выполнение задачи. В условиях, идентичных рабочим, сотрудники смогут успешно закрепить полученные знания.

     Финал курса – аттестация обучаемых. В первую очередь аттестация позволяет выявить наиболее активных и ответственных – тех, кто научился самостоятельно и быстро справляться с заданием, внимательно слушал лектора и вел конспект курса. При аттестации тренер подсчитывает процент правильных ответов в тестах, выставляет оценку за практические задания. Оценкой «отлично» рекомендуется награждать за полноту выполненных операций, скорость и самостоятельность при их выполнении. При таком критерии оценка «отлично» будет служить реальным показателем сотрудника для руководства.

     Помимо первичной аттестации сразу после завершения курса действенно проведение итоговой аттестации спустя некоторое время (к примеру, через три месяца) после курса обучения. За этот период сотрудник склада должен закрепить полученные знания, а аттестация позволит реально оценить эффективность служащего. Руководству склада совместно с тренером следует на основании программы обучения и результатов первичной аттестации сформулировать и рассчитать показатели, ожидаемые от работников склада по результатам итоговой аттестации. В ней должны содержаться как тестовые вопросы и практические задания, так и вопросы, требующие развернутых ответов, позволяющие определить способность анализировать складские бизнес-процессы. При подготовке к итоговой аттестации работник склада может пользоваться материалами, содержащими программу обучающего курса. Но при выполнении контрольных заданий сверяться с материалами и конспектами запрещено. Такая итоговая аттестация позволит руководству сопоставить результаты обучающего курса и начальные ожидания, выявить и наградить наиболее успешных.

     Тренинги и аттестации рекомендуется проводить регулярно, хотя бы один раз в год, и желательно в «несезонное» время, когда нагрузка на склад минимальная. Помимо регулярных тренингов эффективно проводить обучение в случае введения в эксплуатацию новых бизнес-процессов. Для их успешного внедрения необходимо полное усвоение нового материала сотрудниками склада.

     Грамотные и мотивированные сотрудники склада или распределительного центра – один из залогов его успешной работы. Для осуществления организации обучения и проведения тренингов многие компании вводят специальную должность менеджера по обучению. Большую помощь могут оказать сток-менеджеры, именно они лучше всех на складе разбираются во всех тонкостях бизнес-процессов и являются наиболее продвинутыми пользователями WMS системы. Помимо этого, для большей эффективности обучающих курсов их подготовку и проведение лучше поручить консалтинговой компании, осуществившей внедрение WMS системы. Внешние специалисты могут по-новому взглянуть на текущий уровень знаний складского персонала, помочь выявить ключевые проблемы и определить показатели, которые позволят служащим максимально действенно работать в WMS системе.

     Для того чтобы обучение было наиболее успешным и принесло пользу, недостаточно просто организовать для персонала стандартный тренинг. Необходимо соблюсти следующие условия:

  • подготовить программу тренинга для каждой группы пользователей WMS системы в соответствии с бизнес-процессами склада;
  • сформулировать ожидаемые показатели работы сотрудников после прохождения ими тренинга;
  • мотивировать персонал на достижение этих показателей;
  • обеспечить полноценное, безотрывное обучение;
  • отследить эффективность тренинга с помощью итоговой аттестации.

     Обучение складского персонала, несомненно, – важная и неотъемлемая часть работы склада, к которой надо подходить со всей ответственностью.  

2.  WMS- фундамент эффективного склада.

         Торговая компания будущего — это одновременно логистическая и сервисная компания, которая стремится обеспечить быстрое и качественное прохождение товара от поставщика к потребителю. Такая цель требует слаженности всех процессов компании. Звеном, объединяющим складские бизнес-процессы, может стать современная система управления складом, иначе говоря, WMS. С ее помощью можно повысить эффективность работы и снизить издержки не только склада, но и компании в целом.

         В условиях конкуренции рост доходов компании зависит уже не от расширения бизнеса, а, скорее, от снижения издержек, и поэтому компаниям приходится уделять особое внимание складу, чтобы сохранить свои конкурентные преимущества. От эффективной работы склада напрямую зависит эффективность всего бизнеса, стабильность и качество обслуживания клиентов — особенно это актуально для торговых, дистрибьюторских компаний. Во многих западных странах уже давно накоплен опыт успешного внедрения WMS. В России этот процесс, так же как и вся складская логистика, находится в стадии формирования, и уже сейчас совершенно очевидно, что современная система управления складом — та составляющая, без которой невозможна мобильная, эффективная и конкурентоспособная логистика.

    Основное назначение системы управления складом мы видим в том, что она дает возможность:

  • управлять складом в режиме реального времени, оперативно получая информацию о его состоянии — в любых разрезах;
  • позволяет оптимально использовать все ресурсы склада: временные, финансовые, материальные, человеческие — за счет планирования, анализа загруженности мощностей, анализа оборачиваемости грузов, контроля выполнения заданий.

     Эти два обстоятельства отличают системы класса WMS от обычной учетной системы,данные в которую вводятся вручную и поступают в систему с временной задержкой, иногда весьма значительной.

         Из существующих систем управления складами принципиально можно выделить три основных класса (по данным консалтинговой компании ESYNC):

  1. системы начального уровня — это системы с ограниченным набором базовых функций, минимальными средствами настройки и возможностями обработки лишь небольших объемов данных;
  2. системы среднего уровня — это системы с ограниченным набором базовых функций, но уже с расширенными возможностями по настройке системы и объему обрабатываемой информации;
  3. комплексные системы — это полно функциональные системы с возможностью значительных модификаций под индивидуальные требования и специфику склада заказчика. Такие системы способны обрабатывать большие объемы данных и поддерживают одновременную работу сотен пользователей.

         Очевидно, что объем рынка WMS решений находится в прямой зависимости от объема рынка складской логистики, поскольку работа вновь возводимых качественных складских комплексов на сегодняшний день по умолчанию подразумевает использование не только самой современной техники, но и самых современных технологий управления.

    По нашим  данным, на 2007 год объем рынка  качественных складских площадей (Класс  А и В) в РФ составил не менее 5 млн кв. м.

    На период с 2008 по 2011 год включительно уже анонсировано к вводу в эксплуатацию еще порядка 9,1 млн кв. м складских площадей.

         Таким образом, общий объем складских площадей к 2011 году может превысить отметку в 14 млн кв. м. Надо обратить внимание, что этот прогнозируемый объем не включает в себя новые проекты, которые, несомненно, будут появляться на рынке.

         По оценкам экспертов, не менее 20% складов в России уже функционируют под управлением современных WMS систем.

         Потенциальная емкость рынка WMS систем РФ на сегодня (для качественных складских площадей) с учетом уже внедренных проектов составляет порядка $56 млн. (5 млн кв.м. — (5 млн кв. м * 0,2 (процент внедрений WMS)) * $14 (приблизительная стоимость автоматизации одного кв. м в России) = $56 млн).

          Потенциальная емкость рынка с учетом анонсированных к вводу объектов составляет около $183 млн ($56 млн + (9,1 млн. кв.м. * 14 долл.) = $183,4 млн).

         Сегодня основными претендентами на освоение свободных площадей являются компании, предлагающие следующие WMS решения:

  • Exceed — Infor (пул компаний);
  • Manhattan WMS («Корус консалтинг»);
  • «БУХта WMS» («БУХта»);
  • Logistic Vision Suite и Radio Beacon (Ant Technologies);
  • Solvo WMS («Солво»).

Оценивая динамику объема российского рынка WMS систем за 2005–2007 годы, можно сделать несколько выводов:

  • на российском рынке WMS систем нет четко выраженного лидера, эту роль выполняют несколько компаний;
  • конкуренция на отечественном рынке WMS систем начинает возрастать, доли компаний распределятся более равномерно, чем это было в 2005–2006 годы, хотя о насыщении рынка говорить пока не приходится;
  • следствием возрастающей конкуренции является снижение средней по рынку стоимости проекта по внедрению WMS. Это, в частности, происходит и за счет перераспределения долей рынка между участниками в сторону решений с более экономичным бюджетом проекта;
  • с точки зрения функциональности, ведущие системы сопоставимы, так что основными инструментами конкурентной борьбы в ближайшие годы будут развитие инновационных технологий и активный маркетинг.

         Функционал современной WMS должен отвечать всем требованиям к системе современного складского комплекса. Поддержка бизнес-процессов должна осуществляться в режиме реального времени. В системе должны быть реализованы все основные, или базовые складские логистические бизнес процессы такие как:

  1. регистрация договоров с клиентами;
  2. возможность ведения прейскуранта с историей изменения цены услуги;
  3. приемка товара на хранение;
  4. отгрузка товара со склада;
  5. внутрискладское перемещение;
  6. комплектация, перекомплектация и упаковка;
  7. инвентаризация (без остановки работы склада);
  8. получение информации о товаре (любые характеристики, включая графическое изображение);
  9. отчетность (как стандартные, так и нестандартные формы);
  10. работа с браком;
  11. управление персоналом и ПРР;
  12. графическая топология;
  13. контроль подбора и комплектации;
  14. автоматический биллинг и выставление счетов (для коммерческих складов);
  15. кросс-докинг;
  16. партионный и серийный учет, учет по срокам годности;
  17. прием возвратов;

 Поскольку многие склады уникальны, то и система WMS призвана быть готовой подстроиться под эти уникальные требования.

     В связи с этим возникает дополнительный функционал WMS системы, например, можно назвать некоторые дополнительные возможности, реализованные в WMS «БУХта».

  1. Режим карантинного хранения и Склад до выяснения.
  2. Контроль наличия сопроводительной документации (особенно важно в фармацевтике).
  3. Контроль необходимости первого вскрытия (особенно важно в фармацевтике).
  4. Кумулятивная сборка.
  5. Работа с полочными местами хранения.
  6. Возврат подобранного товара на места хранения.
  7. Инвентаризация по последнему приходу.
  8. Пополнение зоны подбора.
  9. Управление развозками.
  10. Поддержка сертификатов, паспортов, заключений проб и пр.
  11. Хранение в системе электронных графических образов документов (необходимо при работе с сертифицированным товаром).
  12. Корректировка заданий (прямо в процессе выполнения).

      Большинство экспертов сходятся во мнении, что не существует систем, оптимально работающих как со штучным, так и с весовым товаром. В зависимости от особенностей хранимых на складе грузов — будь то продукты питания, бытовая техника или сложные металлоконструкции — к WMS-решениям предъявляются весьма разнообразные, во многом специфичные требования.

         То же самое можно сказать и о видах продукции — они в не меньшей степени формируют свои требования к системе. Там, где речь идет о весовой пищевой продукции, подвергающейся заморозке, скорее всего, стоит говорить о проблеме точного учета веса продукции и соблюдении правил хранения, а также правил оформления документации. Если речь идет о молочной, фармацевтической или алкогольной продукции, мы сосредоточимся на вопросах сертификации, контроля подбора, сопроводительной документации.

          Автоматизация производственных складов стоит особняком среди задач автоматизации. Это наиболее сложная, но в тоже время и наиболее интересная задача. Зачастую складской системе приходится решать не свойственные ей изначально задачи. Серьезные требования предъявляются к надежности технологического оборудования установленного в производственных цехах. Это должны быть защищенные от влаги, пыли и вибрации устройства, которые в совокупности с программным обеспечением позволят сократить временные затраты и использовать собранную информацию о продукте в следующих этапах прохождения продукции внутри компании или даже вне ее стен.

         В качестве примера возникновения специфических задач и достигнутого эффекта при их решении можно рассказать о проекте компании «БУХта» на одном из производственных складов. Это сырьевой склад, предназначенный для хранения сырья и комплектующих для остекления фасадов зданий. На складе хранится порядка трех тысяч (SKU) или наименований продукции. В основной своей массе — это алюминиевый профиль длиной около 6-ти метров и комплектующие для его соединения.

         Особенности склада определяются хранимым здесь товаром — это длинномерные конструкции из алюминиевого профиля, сложные и разнообразные по своей конфигурации. Также у предприятия имеется собственное покрасочное производство и цех по сборке конструкций. Профиль, окрашенный в разные цвета, представляет собой разные номенклатурные позиции. Покраска может осуществляться с двух сторон: внутренней и наружной. Так как оттенков цветов огромное количество, то при обычном складском освещении существенно затруднена правильная идентификация цвета изделия.

         Таким образом, основными параметрами идентификации груза на этом складе стали:

  • артикул;
  • цвет покраски;
  • длина изделия.

     Учитывая многообразие конструкций и цветовых оттенков, очевидно, что даже опытному складскому работнику по внешнему виду сложно идентифицировать товар. А это сопряжено с нежелательными ошибками при подборе заказов.

         Поэтому важнейшими задачами здесь становятся оптимизация использования ресурсов и идентификация товара.

         По этой причине было принято решение о маркировке каждой единицы товара, которая учитывала бы его артикул, цвет и габариты. Для товаров одной конфигурации, но разного цвета, к примеру, в системе генерируются разные штрихкоды. Это позволило, прежде всего, различать товар без длительного осмотра и сверки с ката логом цветов и артикулов. А значит, можно размещать товар там, где его сложно рассмотреть, и использовать менее квалифицированные кадры, сохраняя при этом возможность безошибочно идентифицировать товар. С целью сокращения времени ввода в систему информации о движении продукции и повышения контроля точности подбора товара, каждый сотрудник склада получил мобильный терминал сбора данных, со встроенным сканером штрихкодов. Таким образом, был найден выход из сложившейся ситуации.

         Эффективность WMS на производственном складе проявляется во многих аспектах:

    Внедрение системы  управления складом дает существенное сокращение времени проведения Инвентаризации, которая прежде занимала дни, а с WMS проводится максимум несколько часов и без остановки работы склада.

         Другое важное следствие — решается задача экономии материалов. Любая требуемая конструкция в производстве собирается из набора необходимых фрагментов заранее определенной длины. Когда весь товар промаркирован, в системе хранится информация о складских остатках и их параметрах. Она позволяет подбирать их под конкретный заказ таким образом, чтобы минимизировать отходы.

         Маркировка каждой единицы продукции позволяет размещать груз в наиболее подходящем месте на складе, а информационная система позволяет подобрать это место с учетом многих параметров, в том числе используя метод ABC анализа оборачиваемости данного груза. Благодаря тому, что появляется возможность точно знать местоположение каждой единицы продукции, удается рациональнее использовать высоту складского помещения. Раньше, когда для подбора заказа нужно было иметь возможность видеть профиль подбираемой конструкции, высота стеллажей не превышала 2 метра. Теперь на складе установлены стеллажные конструкции высотой 8 метров и производится монтаж кран-балки для перевалки груза. Таким образом, значительно возросла емкость склада, она выросла приблизительно в 4 раза.

         К складу логистического оператора необходим иной подход, ведь здесь хранятся грузы многих владельцев, разнообразные по содержанию и требованиям к условиям хранения.

         Например, крупные иностранные грузовладельцы не придут на склад, не оборудованный современной системой управления. А они — и есть та самая значительная часть высокодоходных клиентов, которую ни в коем случае нельзя игнорировать. Многие крупные торговые сети предлагают крупным логистическим операторам стать их глобальными логистическими провайдерами и готовы отдать на откуп профессионалам обработку входящего потока грузов и их перераспределение между торговыми точками, но компаний, готовых оказывать услуги необходимого качества, на российском рынке все еще мало. Одним из главных препятствий для развития логистических провайдеров являются ограничения, навязанные возможностями информационной системы. Яркий пример — ограничение на прием только паллетированного груза или только стандартных габаритов. Большая часть таких ограничений вызвана сложностью учета и тарификации выполненных услуг.

         Склады 3PL от прочих отличает целый ряд специфических задач — работа с товаром многих владельцев на одном складе или группе складов, поддержка работы с грузами, разнообразными по габаритам и условиям хранения. Хранение нескольких типов паллет и размещение нескольких наименований на одной паллете. Это и работа с нефасованным, штучным, немаркированным товаром, поддержка различных типов упаковок, паллет, и работа с разными единицами хранения грузов ( штука, коробка, шоубокс, паллета, контейнер). Обязательно предстоит решить вопрос автоматического биллинга. Но наиболее важным и значимым является оптимальное использование складского пространства.

         Эффект от внедрения современных технологий почувствуют не только руководители предприятия и сотрудники, но также и компании, стоящие на следующей ступени движения готовой продукции к потребителю: они получают продукт с полной информацией о нем, зафиксированной в штрихкоде, и используют его при хране нии и операциях с товаром на собственных складах.

    Возможности WMS в данном случае иллюстрируют примеры из практики двух складских комплексов ЗАО «Ниеншанц Логистик», где с 2005 г. внедрена и успешно используется WMS «БУХта: Складской Комплекс».

         Благодаря внедренному на складе решению стало возможным работать с партионными грузами, с учетом их серийных номеров и сроков реализации.

         Использование возможности хранения нескольких артикулов на одной паллете с учетом их индивидуальных параметров позволяет использовать пространство склада эффективнее.

         Технически система управления дистрибьюторским складом близка по бизнес процессам к коммерческому складу, но имеет и особенности. При реализации решений для дистрибьюторских компаний основной упор делается на проработку операций по подбору товаров. Очень важны скорость и качество подбора заказа. Необходимо сокращать и оптимизировать все этапы. Например, важным параметром является возможность системы подобрать оптимальную тару для упаковки товара из нескольких типовых вариантов в зависимости от объема заказа.

         Функционал WMS системы для дистрибьюторского склада, как правило, дополняется системой планирования и отслеживания выполненных работ по доставке заказов конечным потребителям, т.е. реализуется управление транспортной логистикой.

         Для дистрибьюторского склада, в отличие от коммерческого, требуется не только количественный, но еще и стоимостный учет товародвижения, поскольку склад оперирует собственными грузами. А также требуется использовать дополнительные формы сопроводительной документации — товарно-транспортные накладные, накладные по форме торг12, счета-фактуры. В свою очередь такие требования означают необходимость более тесной интеграции WMS системы с корпоративной системой управления компании. 

         При автоматизации фармацевтического склада наиболее актуальны нижеуказанные возможности WMS системы.

    1. Система  должна обеспечить учет и хранение  товара в зависимости от назначения, установленных правил и типа  хранения. Под назначением понимаются  такие характеристики хранимых  препаратов как, например, внутренние средства, наружные средства, БАДы и др. Под типом хранения подразумевается физический тип хранения — штуки, коробки, паллеты. Правила хранения — это и температурные условия хранения и условия по совместимости разных видов препаратов и прочие условия. В связи с этим возникают специфические требования к выполнению складских операций. Наглядным примером служит операция подбора и отгрузки заказа, которая на фармацевтическом складе называется кумулятивная сборка:

  • сначала поступившая заявка на подбор автоматически разделяется на несколько частей, в зависимости от типа хранения и назначения препаратов;
  • по каждой части отдельно производят подбор заказа;
  • после того как подбор осуществлен, списки объединяются и единым заданием отправляются на отгрузку.

2. В свете  сказанного технологии штрихового  кодирования, адресного хранения  и учета в режиме реального  времени приобретают ключевое  значение для фармацевтического  склада.

    3. При организации  работ на фармацевтическом складе  важно наладить автоматический контроль порядка движения сотрудников при подборе продукции (от стеллажа к стеллажу или вдоль стеллажей — так называемая «змейка») — это является залогом эффективного использования технологий оптимизации.

    4. Особенностью WMS системы фармацевтического склада является необходимость хранения в системе электронных графических образов документов (сертификаты, паспорта, письма Минздрава и пр.). Это изображения реальных документов, которые попадают в систему путем сканирования и затем автоматически распечатываются вместе с сопроводительной документацией.

    5. Также особое  внимание при внедрении системы  управления на складе фармацевтической  компании уделяется поддержке  не только традиционной сопроводительной  документации (накладные, счета-фактуры  и пр.), но и специфической документации, например, претензии к поступившему товару, сертификационные листы, акт отбора образцов проб и другие.

    6. Кроме всех, уже перечисленных особенностей WMS систем для фармацевтического  склада, WMS «БУХта: Складской комплекс»,  включает в себя еще и поддержку бизнес процессов, не характерных для большинства складов других отраслей экономики, например:

  • возможность ведения партий продукции с реквизитами (серия, ГТД, дата выработки, срок годности);
  • карантинный режим хранения и наличие склада «до выяснения»;
  • контроль наличия сопроводительной документации;
  • контроль необходимости первого вскрытия коробки при приходе;
  • операция упаковки: подбор в коробки, рекомендации оптимальной коробки, перемещение коробок на паллеты;
  • работа с полочными местами хранения, пополнение зоны штучного и коробочного хранения;
  • возврат лишнего товара на места хранения;
  • инвентаризация по последнему приходу.

         Современная система управления складом немыслима без использования Терминалов Сбора Данных (ТСД). С их помощью можно эффективно проводить самые раз личные операции — инвентаризацию склада, формирование заказов, экспедирование грузов и т. д.

         Руководитель направления «Складская логистика» компании «БУХта» Егор Поляков среди модельного ряда Motorola, прежде всего, выделяет терминалы WT 4000, PPT8846, MC70, MC3000 и MC 9000. Свой выбор он мотивирует следующими основными факторами:

  • наличием у данных моделей прочного корпуса, защищающего приборы не толь ко от ударов, но и от влаги и пыли;
  • наличием цветных сенсорных (кроме WT4000) дисплеев;
  • наличием встроенного лазерного сканера (расстояние считывания — от 30 см до 12 м.);
  • возможностью воспроизводить и передавать голосовые сообщения, активно используемые для подтверждения выполнения той или иной операции в системе WMS;
  • наличие радио-интерфейса WiFi;
  • поддержка технологии радиочастотной идентификации — RFID.

Рассмотрим вышеназванные  модификации ТСД.

    WT4000

    Модель надевается на руку оператора. При этом сканер штрихкода, крепится на ладонь или на палец, что позволяет освободить обе руки работника. Считается, что это значительно повышает производительность труда и точность сортировки, снижает расходы на ошибочные поставки. Терминал имеет гарнитуру для голосового отбора товара и универсальные разъемы с обеих сторон для право или левостороннего использования. Так же прибор имеет поддержку голосовых, текстовых и комбинированных команд. При необходимости WT4000 можно закрепить на бедре. Специалисты «БУХты» рекомендуют использовать WT4000 при работе с мелкоштучной продукцией, при выездной торговле, на холодильных складах — терминал сохраняет работоспособность при резких перепадах температур.

    MC70

    Терминал корпоративного класса Enterprise Digital Assistant (EDA) в защищенном исполнении (IP54). Рассчитан на повседневную эксплуатацию в неблагоприятных внешних условиях, в том числе и при низких температурах. Выдерживает частые падения на бетонный пол с высоты 1,2 м, воздействие воды и пыли. В устройстве предусмотрена передача голосовых сообщений и данных по сотовым сетям. Оснащен беспроводными интерфейсами WiFi и Bluetooth. Встроенная GPS и GPRS-связь позволяют использовать терминал для удаленной работы и обмена информацией с базой данных офиса. MC70 обеспечивает персоналу мобильный доступ к информации и бизнес- сотрудниками заказчика;

  • сопровождение разработанных информационных систем — после того, как система запущена в промышленную эксплуатацию, заказчик может заключить договор на сопровождение системы или поддерживать систему силами своего IT-отдела.

Сопровождение от компании «БУХта», например, включает в себя: консультирование сотрудников заказчика, обновления версий программы; доработки по заявкам заказчика; изменение шаблонов документов, форм и пр.

    Кроме непосредственно  программного обеспечения требуется техника, необходимая для работы системы управления это и серверы баз данных, и мобильные терминалы сбора данных, и WiFi оборудование, а при необходимости — другая техника, участвующая в обработке товародвижения, например, промышленные весовые комплексы, конвейеры и пр.

    По опыту  специалистов нашей компании, оптимальным  можно считать поставку системы  управления в комплексе, когда компания, внедряющая WMS систему одновременно поставляет и все необходимое  для ее работы оборудование, по крайней  мере, профильное. Так как в этом случае можно гарантировать стабильную работу системы и обеспечить более сжатые сроки поставки оборудования.

    Внедрение WMS без остановки  склада

    Понимая, что  на сегодняшний день на складе при  внедрении WMS системы происходит фактически революция, мы вынуждены обеспечивать безболезненный переход и обучение сотрудников склада новым методам и приемам работы. «Безболезненный» в данном случае означает без остановки работы складского комплекса и без снижения показателей по ключевым факторам эффективности. Плавный переход склада на работу под управлением WMS может обеспечить уникальная методика внедрения без остановки склада.

    Компания «БУХта»  разработала собственную технологию внедрения по методике SSI (эс эс ай, Step by Step Introduction) — это методика системного пошагового внедрения, которая складывается из нижеизложенных этапов, позволяющих в целом сократить время внедрения проекта.

  1. Установка готовой конфигурации и переход к бумажной технологии работы с использованием адресного хранения. В этот период пользователи привыкают к интерфейсу системы, отлаживаются участки интеграции с управленческой системой. Производится маркировка стеллажей, паллет, товаров. Идет установка WiFi оборудования на складе.
  2. Начало эксплуатации системы.
  3. Выполнение индивидуальных доработок, связанных с особенностями работы складского комплекса.
  4. Переход на безбумажную технологию работы с мобильными терминалами сбора данных.
  5. Сдача работ.

В рамках этой технологии внедрения этикетки для маркировки паллет заказываются в типографии, что позволяет существенно сократить временные затраты сотрудников, занятых печатью, и затраты на расходные материалы.

    Плавный переход  к новым технологиям позволяет  избежать кардинальной ломки сознания и позволяет сохранить стабильно  хорошую работу складского подразделения. Внедрение системы управления складом по технологии SSI позволяет увидеть в сравнении разницу в скорости осуществления процессов по бумажной технологии и скорости при применении–мобильного терминала.

    приложениям в режиме реального времени. Рекомендуем использовать Терминал MC70 для выездного технического обслуживания, выездной торговли, при проведении транспортных и логистических операций. Также прибор можно применять для управления ресурсами, доставке посылок, прямой доставке товаров, администрировании в медицинских учреждениях, управлении автопарком и организации мобильных торговых точек. Также терминал применим на складах, где требуется обработка двухмерного штрих кода, например, на складах алкогольной продукции (такой штрихкод применяется на акцизных марках).

    PPT 8800/8846

    Представляет  собой КПК со встроенным лазерным сканером штрихкода, выполненный в  ударопрочном (выдерживает многократные падения) и защищенном от пыли, грязи  и влаги (IP54) корпусе. В стандартной  комплектации этот ТСД выглядит как «наладонник», однако, при необходимости проведения интенсивного сканирования его можно комплектовать съемной ручкой GUN со специальной кнопкой для сканирования. Данные в терминал можно вводить с помощью сканера, стандартной 15клавишной клавиатуры или экрана с системой touchscreen. Постоянная связь терминала с сервером и обмен данными в режиме реального времени обеспечиваются за счет применения технологий WiFi (стандарт IEEE 802.11b (WLAN), скорость 11Мбит/сек) или BluetoothTM. Терминалы серии PPT 88ХХ считывают информацию на расстоянии до 82 см и оснащены светодиодным индикатором успешного сканирования. Рабочий диапазон температур от -10 до +50°С. Этот ТСД рекомендуется использовать на промышленных предприятиях, при проведении технического обслуживания, в розничной и выездной торговле, торговле по образцам, на складах с высокой интенсивностью работ.

    MC 3000

    Данный терминал разработан на базе процессора Intel XScale и предназначен для компаний, которые  стараются повысить производительность труда и гибкость при работе с программами ввода данных в торговых залах и складских помещениях. Лазерный сканер MC 3000 размещен в трехпозиционной поворотной головке, а кнопки сканирования расположены сверху и сбоку прибора, что делает работу с ним одинаково удобной для правшей и левшей. Терминал оснащается цветным или монохромным дисплеем, который защищен ударопрочным стеклом с повышенной износоустойчивостью, рукояткой типа GUN, встроенным скане ром для считывания двухмерного штрих кода (опционально). В модели MC 3000 применены передовые энегосберегающие технологии: подсветка экрана с помощью LED (экономия до 50% энергии по сравне нию с трубкой CCFL), электролюминисцентная подсветка клавиатуры и CDD матрица. Оптимально использовать тер минал MC 3000 в розничной торговле и для интенсивного сканирования на складах и вне помещений, при проведении логистических операций и при автомати зации склада медикаментов.

    MC 9000

    Терминал оснащен  прочным корпусом, который выдерживает  более 2000 падений с высоты около 1,8 м на бетон, и имеет степень защиты от влаги и пыли IP64. Он может применяться для работы с мобильными приложениями как в сетях с интерфейсом WiFi внутри помещений, так и в глобальных беспроводных сетях. Также в нем предусмотрена возможность внешнего подключения RFID считывателя и сканера двухмерных штрихкодов.

    Серия MC 9000 включает комплектации G, S, K:

  • MC 9000 G предназначен для интенсивного сканирования внутри помещений (в основном используется на складах, при дистрибуции и розничной торговле);
  • MC 9000 S — вне помещений (для выездных работ и учета маршрутов);
  • MC 9000 K подходит для смешанного использования как внутри, так и вне помещений (используется на транспорте и при проведении логистических операций).

«БУХта» использует МС 9000 для автоматизации складов 3PL операторов или скла дов с интенсивным грузооборотом.

    Эффект внедрения WMS

    Как правило, причинами, по которым принимается  решение внедрять WMS, становятся сложности, существующие на складе.

    В связи с  тем, что современные успешные компании постоянно растут, растет и объем информации, который требуется обрабатывать для принятия верных управленческих решений. До внедрения WMS системы компании часто испытывают определенные трудности, связанные с обеспечением эффективной работы склада. Наиболее распространенными являются:

  • нехватка оперативной информации о движении товара, необходимой для качественного управления товарными потоками;
  • сложность или невозможность ведения партионного учета;
  • отсутствие адресности размещения товара;
  • ограниченные возможности списания товара;
  • большие трудозатраты в определении центра ответственности и виновных лиц при порче товара;
  • невозможность ведения статистики по динамике товарных остатков склада при формировании заказа и т. д.

Учитывая все  вышесказанное и то, что в условиях современного рынка использование современных технологий — это уже не просто конкурентное преимущество, а, скорее, жизненная необходимость, принимается решение перевести склад под управление современной WMS системы. Это особенно актуально для компаний, которые имеют планы в области развития направления 3PL услуг. Оперировать складом ответственного хранения, не имея соответствующей информационной системы, по крайней мере, неэффективно.

    Этап поиска подходящей WMS системы 

    Перед тем  как приступить к выбору системы руководство компании определяет стратегические цели, которые должны быть достигнуты при помощи WMS системы. Обычно это:

  • переход к эффективному управлению ресурсами склада (запасы, персонал, объем склада и пр.);
  • получение достоверной и оперативной информации по движению товара и интеграция этих данных с финансовой составляющей для принятия управленческих решений;
  • внедрение новых технологий в операционную деятельность с целью повышения эффективности выполняемых операций и снижения издержек по эксплуатации терминала (это, пожалуй, один из самых значимых критериев для нас как дистрибьюторской компании, ведь в нашем случае склад — это центр затрат);
  • повышение производительности склада;
  • улучшение клиентского сервиса;
  • и, как следствие всего вышеизложенного, — увеличение прибыли компании.

Еще одну цель внедрения  можно обозначить так — желание  обкатать и настроить WMS систему  на уже имеющемся складе, для того чтобы быстро внедрять ее на новых  складах компании, которые, без сомнения, будут появляться в ближайшие годы.

    Результаты  работы склада под управлением WMS системы 

    В целом, после  грамотного внедрения современной WMS системы на складе снижаются потери товара и пересортица, повышается точность учета хранимого товара, сокращается  время на операции приемки, размещения и отбора товара.

    Появляется  возможность проведения инвентаризации без остановки работы компании. Те, кто внедрил у себя на складе WMS системы, отмечают целый ряд позитивных изменений в работе, в том числе  появление новых возможностей по сбору и обработке информации.

  1. Под управлением эффективной WMS системы о товаре, находящемся на складе, известно все, что позволяет осуществлять его скорейшую и правильную обработку.
  2. Склад начинает работать в режиме «реального» времени и менеджеры по продажам точно знают, какой товар есть на складе.
  3. Значительно снижается объем «пустых» заданий, или по другому «вычерков», при подборе.
  4. Появляется возможность планировать и контролировать результирующие показатели работы склада на основе оперативной, достоверной и полной отчетности.
  5. Точность учета увеличивается практически до 100%, что особенно важно для товаров с небольшим сроком хранения.
  6. Точность подбора возрастает до 99,5% процентов.
  7. В среднем на 30% увеличивается производительность труда персонала, что позволяет направить высвободившиеся ресурсы на развитие.
  8. Появляется возможность в любой момент времени отследить точное количество товара и место его нахождения, вплоть до паллеты и упаковки.
  9. Появляется возможность оптимизировать распределение ассортимента по складам, за счет использования ABC-анализа.
  10. Реализуется система развернутой отчетности:
    • по товарам, что, куда и когда перемещается,
    • по сотрудникам — можно отследить, что делает, либо делал сотрудник в любой промежуток времени, а также построить расчет для формирования заработной платы.
  11. Увеличивается и емкость склада. Адресное хранение позволяет размещать несколько разных грузов на одной паллете, варьировать высоту стеллажных ярусов.

Управление внедрением — дополнительные потребности

    В Компании «БУХта»  уверены, что заказчикам уже мало предлагать просто систему управления. На сегодняшний день требуется целый  комплекс услуг, необходимых для  того, чтобы успешно внедрить и  использовать современные информационные технологии для управления. Вот основные услуги, необходимые для успешного внедрения современной WMS системы:

  • Предпроектное обследование — позволяет построить целостную картину склада. Результат этого этапа — сформированное техническое задание в виде бумажного документа, в соответствии с которым настраивается система управления WMS. Техническое задание, прежде чем поступить в работу, согласуется между внедряющей компанией и заказчиком. В процессе обследования должны осуществляться следующие мероприятия:
    • детальное обследование помещения склада, в результате которого составляется план территории склада с разбивкой на зоны и обозначением расстановки оборудования;
    • прорабатывается система интеграции с существующими бизнес-приложениями - это означает обмен данными с корпоративной информационной системой в режиме реального времени;
    • составляются кросс-функциональные диаграммы по каждому бизнес-процессу это наглядное схематическое изображение бизнес-процессов с выделением участников и функций каждого участника;
    • проводятся интервью с ключевыми сотрудниками компании для того, чтобы выявить существующие проблемы, поста вить цели и задачи внедрения;
    • проводится всесторонний анализ бизнес-процессов склада для того, чтобы в последующем настроить систему в четком соответствии с ними;
    • вместе с будущими пользователями тщательно прорабатывается интерфейс.

    В процессе подготовки к установлению и ходе внедрения  системы проводится целый ряд  мероприятий, входящих в комплекс услуг.

  • Проектирование и разработка информационной системы — доработка системы по индивидуальным требованиям заказчика, в соответствии с утвержденным техническим заданием.
  • Индивидуальная настройка с учетом специфики предприятия — настройка форм, шаблонов, печатных документов, интерфейса, прав доступа и прочих пара метров.
  • Ввод системы в эксплуатацию — совместно со специалистами заказчика производится установка системы на месте, запуск в опытную и промышленную эксплуатацию. Ввод системы в эксплуата цию проходит в несколько этапов:
  • Обучение сотрудников заказчика работе в системе управления — специалисты внедряющей компании проводят индивидуальные и групповые занятия с сотрудниками заказчика;
  • сопровождение разработанных информационных систем — после того, как система запущена в промышленную эксплуатацию, заказчик может заключить договор на сопровождение системы или поддерживать систему силами своего IT-отдела.

Сопровождение от компании «БУХта», например, включает в себя: консультирование сотрудников  заказчика, обновления версий программы; доработки по заявкам заказчика; изменение шаблонов документов, форм и пр.

    Кроме непосредственно  программного обеспечения требуется  техника, необходимая для работы системы управления это и серверы  баз данных, и мобильные терминалы  сбора данных, и WiFi оборудование, а  при необходимости — другая техника, участвующая в обработке товародвижения, например, промышленные весовые комплексы, конвейеры и пр.

    По опыту  специалистов нашей компании, оптимальным  можно считать поставку системы  управления в комплексе, когда компания, внедряющая WMS систему одновременно поставляет и все необходимое для ее работы оборудование, по крайней мере, профильное. Так как в этом случае можно гарантировать стабильную работу системы и обеспечить более сжатые сроки поставки оборудования.

    Внедрение WMS без остановки склада

    Понимая, что на сегодняшний день на складе при внедрении WMS системы происходит фактически революция, мы вынуждены обеспечивать безболезненный переход и обучение сотрудников склада новым методам и приемам работы. «Безболезненный» в данном случае означает без остановки работы складского комплекса и без снижения показателей по ключевым факторам эффективности. Плавный переход склада на работу под управлением WMS может обеспечить уникальная методика внедрения без остановки склада.

    Компания «БУХта»  разработала собственную технологию внедрения по методике SSI (эс эс ай, Step by Step Introduction) — это методика системного пошагового внедрения, которая складывается из нижеизложенных этапов, позволяющих в целом сократить время внедрения проекта.

  1. Установка готовой конфигурации и переход к бумажной технологии работы с использованием адресного хранения. В этот период пользователи привыкают к интерфейсу системы, отлаживаются участки интеграции с управленческой системой. Производится маркировка стеллажей, паллет, товаров. Идет установка WiFi оборудования на складе.
  2. Начало эксплуатации системы.
  3. Выполнение индивидуальных доработок, связанных с особенностями работы складского комплекса.
  4. Переход на безбумажную технологию работы с мобильными терминалами сбора данных.
  5. Сдача работ.

В рамках этой технологии внедрения этикетки для маркировки паллет заказываются в типографии, что позволяет существенно сократить  временные затраты сотрудников, занятых печатью, и затраты на расходные материалы.

    Плавный переход  к новым технологиям позволяет избежать кардинальной ломки сознания и позволяет сохранить стабильно хорошую работу складского подразделения. Внедрение системы управления складом по технологии SSI позволяет увидеть в сравнении разницу в скорости осуществления процессов по бумажной технологии и скорости при применении–мобильного терминала.

    приложениям в  режиме реального времени. Рекомендуем  использовать Терминал MC70 для выездного  технического обслуживания, выездной торговли, при проведении транспортных и логистических операций. Также прибор можно применять для управления ресурсами, доставке посылок, прямой доставке товаров, администрировании в медицинских учреждениях, управлении автопарком и организации мобильных торговых точек. Также терминал применим на складах, где требуется обработка двухмерного штрих кода, например, на складах алкогольной продукции (такой штрихкод применяется на акцизных марках).

    PPT 8800/8846

    Представляет  собой КПК со встроенным лазерным сканером штрихкода, выполненный в  ударопрочном (выдерживает многократные падения) и защищенном от пыли, грязи и влаги (IP54) корпусе. В стандартной комплектации этот ТСД выглядит как «наладонник», однако, при необходимости проведения интенсивного сканирования его можно комплектовать съемной ручкой GUN со специальной кнопкой для сканирования. Данные в терминал можно вводить с помощью сканера, стандартной 15клавишной клавиатуры или экрана с системой touchscreen. Постоянная связь терминала с сервером и обмен данными в режиме реального времени обеспечиваются за счет применения технологий WiFi (стандарт IEEE 802.11b (WLAN), скорость 11Мбит/сек) или BluetoothTM. Терминалы серии PPT 88ХХ считывают информацию на расстоянии до 82 см и оснащены светодиодным индикатором успешного сканирования. Рабочий диапазон температур от -10 до +50°С. Этот ТСД рекомендуется использовать на промышленных предприятиях, при проведении технического обслуживания, в розничной и выездной торговле, торговле по образцам, на складах с высокой интенсивностью работ.

    MC 3000

    Данный терминал разработан на базе процессора Intel XScale и предназначен для компаний, которые стараются повысить производительность труда и гибкость при работе с программами ввода данных в торговых залах и складских помещениях. Лазерный сканер MC 3000 размещен в трехпозиционной поворотной головке, а кнопки сканирования расположены сверху и сбоку прибора, что делает работу с ним одинаково удобной для правшей и левшей. Терминал оснащается цветным или монохромным дисплеем, который защищен ударопрочным стеклом с повышенной износоустойчивостью, рукояткой типа GUN, встроенным скане ром для считывания двухмерного штрих кода (опционально). В модели MC 3000 применены передовые энегосберегающие технологии: подсветка экрана с помощью LED (экономия до 50% энергии по сравне нию с трубкой CCFL), электролюминисцентная подсветка клавиатуры и CDD матрица. Оптимально использовать тер минал MC 3000 в розничной торговле и для интенсивного сканирования на складах и вне помещений, при проведении логистических операций и при автомати зации склада медикаментов.

    MC 9000

    Терминал оснащен  прочным корпусом, который выдерживает  более 2000 падений с высоты около 1,8 м на бетон, и имеет степень  защиты от влаги и пыли IP64. Он может  применяться для работы с мобильными приложениями как в сетях с  интерфейсом WiFi внутри помещений, так и в глобальных беспроводных сетях. Также в нем предусмотрена возможность внешнего подключения RFID считывателя и сканера двухмерных штрихкодов.

    Серия MC 9000 включает комплектации G, S, K:

  • MC 9000 G предназначен для интенсивного сканирования внутри помещений (в основном используется на складах, при дистрибуции и розничной торговле);
  • MC 9000 S — вне помещений (для выездных работ и учета маршрутов);
  • MC 9000 K подходит для смешанного использования как внутри, так и вне помещений (используется на транспорте и при проведении логистических операций).

«БУХта» использует МС 9000 для автоматизации складов 3PL операторов или скла дов с интенсивным  грузооборотом.

         Как правило, причинами, по которым принимается решение внедрять WMS, становятся сложности, существующие на складе.

         В связи с тем, что современные успешные компании постоянно растут, растет и объем информации, который требуется обрабатывать для принятия верных управленческих решений. До внедрения WMS системы компании часто испытывают определенные трудности, связанные с обеспечением эффективной работы склада. Наиболее распространенными являются:

  • нехватка оперативной информации о движении товара, необходимой для качественного управления товарными потоками;
  • сложность или невозможность ведения партионного учета;
  • отсутствие адресности размещения товара;
  • ограниченные возможности списания товара;
  • большие трудозатраты в определении центра ответственности и виновных лиц при порче товара;
  • невозможность ведения статистики по динамике товарных остатков склада при формировании заказа и т. д.

     Учитывая все вышесказанное и то, что в условиях современного рынка использование современных технологий — это уже не просто конкурентное преимущество, а, скорее, жизненная необходимость, принимается решение перевести склад под управление современной WMS системы. Это особенно актуально для компаний, которые имеют планы в области развития направления 3PL услуг. Оперировать складом ответственного хранения, не имея соответствующей информационной системы, по крайней мере, неэффективно.

         Перед тем как приступить к выбору системы руководство компании определяет стратегические цели, которые должны быть достигнуты при помощи WMS системы. Обычно это:

  • переход к эффективному управлению ресурсами склада (запасы, персонал, объем склада и пр.);
  • получение достоверной и оперативной информации по движению товара и интеграция этих данных с финансовой составляющей для принятия управленческих решений;
  • внедрение новых технологий в операционную деятельность с целью повышения эффективности выполняемых операций и снижения издержек по эксплуатации терминала (это, пожалуй, один из самых значимых критериев для нас как дистрибьюторской компании, ведь в нашем случае склад — это центр затрат);
  • повышение производительности склада;
  • улучшение клиентского сервиса;
  • и, как следствие всего вышеизложенного, — увеличение прибыли компании.

     Еще одну цель внедрения можно обозначить так — желание обкатать и настроить WMS систему на уже имеющемся складе, для того чтобы быстро внедрять ее на новых складах компании, которые, без сомнения, будут появляться в ближайшие годы.

         В целом, после грамотного внедрения современной WMS системы на складе снижаются потери товара и пересортица, повышается точность учета хранимого товара, сокращается время на операции приемки, размещения и отбора товара.

    Появляется  возможность проведения инвентаризации без остановки работы компании. Те, кто внедрил у себя на складе WMS системы, отмечают целый ряд позитивных изменений в работе, в том числе  появление новых возможностей по сбору и обработке информации.

  1. Под управлением эффективной WMS системы о товаре, находящемся на складе, известно все, что позволяет осуществлять его скорейшую и правильную обработку.
  2. Склад начинает работать в режиме «реального» времени и менеджеры по продажам точно знают, какой товар есть на складе.
  3. Значительно снижается объем «пустых» заданий, или по другому «вычерков», при подборе.
  4. Появляется возможность планировать и контролировать результирующие показатели работы склада на основе оперативной, достоверной и полной отчетности.
  5. Точность учета увеличивается практически до 100%, что особенно важно для товаров с небольшим сроком хранения.
  6. Точность подбора возрастает до 99,5% процентов.
  7. В среднем на 30% увеличивается производительность труда персонала, что позволяет направить высвободившиеся ресурсы на развитие.
  8. Появляется возможность в любой момент времени отследить точное количество товара и место его нахождения, вплоть до паллеты и упаковки.
  9. Появляется возможность оптимизировать распределение ассортимента по складам, за счет использования ABC-анализа.
  10. Реализуется система развернутой отчетности:
    • по товарам, что, куда и когда перемещается,
    • по сотрудникам — можно отследить, что делает, либо делал сотрудник в любой промежуток времени, а также построить расчет для формирования заработной платы.
  11. Увеличивается и емкость склада. Адресное хранение позволяет размещать несколько разных грузов на одной паллете, варьировать высоту стеллажных ярусов.
 

               Специалисты уверены, что заказчикам уже мало предлагать просто систему управления. На сегодняшний день требуется целый комплекс услуг, необходимых для того, чтобы успешно внедрить и использовать современные информационные технологии для управления. Вот основные услуги, необходимые для успешного внедрения современной WMS системы:

  • Предпроектное обследование — позволяет построить целостную картину склада. Результат этого этапа — сформированное техническое задание в виде бумажного документа, в соответствии с которым настраивается система управления WMS. Техническое задание, прежде чем поступить в работу, согласуется между внедряющей компанией и заказчиком. В процессе обследования должны осуществляться следующие мероприятия:
    • детальное обследование помещения склада, в результате которого составляется план территории склада с разбивкой на зоны и обозначением расстановки оборудования;
    • прорабатывается система интеграции с существующими бизнес-приложениями - это означает обмен данными с корпоративной информационной системой в режиме реального времени;
    • составляются кросс-функциональные диаграммы по каждому бизнес-процессу это наглядное схематическое изображение бизнес-процессов с выделением участников и функций каждого участника;
    • проводятся интервью с ключевыми сотрудниками компании для того, чтобы выявить существующие проблемы, поста вить цели и задачи внедрения;
    • проводится всесторонний анализ бизнес-процессов склада для того, чтобы в последующем настроить систему в четком соответствии с ними;
    • вместе с будущими пользователями тщательно прорабатывается интерфейс.

    В процессе подготовки к установлению и ходе внедрения  системы проводится целый ряд  мероприятий, входящих в комплекс услуг.

  • Проектирование и разработка информационной системы — доработка системы по индивидуальным требованиям заказчика, в соответствии с утвержденным техническим заданием.
  • Индивидуальная настройка с учетом специфики предприятия — настройка форм, шаблонов, печатных документов, интерфейса, прав доступа и прочих пара метров.
  • Ввод системы в эксплуатацию — совместно со специалистами заказчика производится установка системы на месте, запуск в опытную и промышленную эксплуатацию. Ввод системы в эксплуата цию проходит в несколько этапов:
  • Обучение сотрудников заказчика работе в системе управления — специалисты внедряющей компании проводят индивидуальные и групповые занятия с сотрудниками заказчика;
  • сопровождение разработанных информационных систем — после того, как система запущена в промышленную эксплуатацию, заказчик может заключить договор на сопровождение системы или поддерживать систему силами своего IT-отдела.

     Сопровождение, например, включает в себя: консультирование сотрудников заказчика, обновления версий программы; доработки по заявкам заказчика; изменение шаблонов документов, форм и пр.

               Кроме непосредственно программного обеспечения требуется техника, необходимая для работы системы управления это и серверы баз данных, и мобильные терминалы сбора данных, и WiFi оборудование, а при необходимости — другая техника, участвующая в обработке товародвижения, например, промышленные весовые комплексы, конвейеры и пр.

               По опыту специалистов нашей компании, оптимальным можно считать поставку системы управления в комплексе, когда компания, внедряющая WMS систему одновременно поставляет и все необходимое для ее работы оборудование, по крайней мере, профильное. Так как в этом случае можно гарантировать стабильную работу системы и обеспечить более сжатые сроки поставки оборудования.

               Понимая, что на сегодняшний день на складе при внедрении WMS системы происходит фактически революция, мы вынуждены обеспечивать безболезненный переход и обучение сотрудников склада новым методам и приемам работы. «Безболезненный» в данном случае означает без остановки работы складского комплекса и без снижения показателей по ключевым факторам эффективности. Плавный переход склада на работу под управлением WMS может обеспечить уникальная методика внедрения без остановки склада.

               Существет технология внедрения по методике SSI (эс эс ай, Step by Step Introduction) — это методика системного пошагового внедрения, которая складывается из нижеизложенных этапов, позволяющих в целом сократить время внедрения проекта.

  1. Установка готовой конфигурации и переход к бумажной технологии работы с использованием адресного хранения. В этот период пользователи привыкают к интерфейсу системы, отлаживаются участки интеграции с управленческой системой. Производится маркировка стеллажей, паллет, товаров. Идет установка WiFi оборудования на складе.
  2. Начало эксплуатации системы.
  3. Выполнение индивидуальных доработок, связанных с особенностями работы складского комплекса.
  4. Переход на безбумажную технологию работы с мобильными терминалами сбора данных.
  5. Сдача работ.

     В рамках этой технологии внедрения этикетки для маркировки паллет заказываются в типографии, что позволяет существенно сократить временные затраты сотрудников, занятых печатью, и затраты на расходные материалы.

              Плавный переход к новым технологиям позволяет избежать кардинальной ломки сознания и позволяет сохранить стабильно хорошую работу складского подразделения. Внедрение системы управления складом по технологии SSI позволяет увидеть в сравнении разницу в скорости осуществления процессов по бумажной технологии и скорости при применении мобильного терминала.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

     Современная жизнь все больше и быстрее требует внедрения современных технологий в наше существование. Не исключением являются и транспортно- складские комплексы, которые также нуждаются в совершенствовании, для снижения затрат и наилучшей производительности. Одной из таких систем является WMS(современная система управления складом), c помощью которой можно повысить эффективность работы и снизить издержки не только склада, но и компании в целом.

         В условиях настоящей конкуренции рост доходов компании зависит уже не от расширения бизнеса, а, скорее, от снижения издержек, и поэтому компаниям приходится уделять особое внимание складу, чтобы сохранить свои конкурентные преимущества. От эффективной работы склада напрямую зависит эффективность всего бизнеса, стабильность и качество обслуживания клиентов — особенно это актуально для торговых, дистрибьюторских компаний.

    Основное назначение системы управления складом WMS в том, что она дает возможность: управлять складом в режиме реального времени, оперативно получая информацию о его состоянии — в любых разрезах; позволяет оптимально использовать все ресурсы склада: временные, финансовые, материальные, человеческие — за счет планирования, анализа загруженности мощностей, анализа оборачиваемости грузов, контроля выполнения заданий. Эти два обстоятельства отличают системы класса WMS от обычной учетной системы, данные в которую вводятся вручную и поступают в систему с временной задержкой, иногда весьма значительной.

 
 
 

    Список  использованной литературы.

    1. Журнал «Современный склад»  №1 / 2008

    2. Журнал «Современный склад»  №2 / 2008 

 
 

Информация о работе Современная система управления складскими комплексами