Системный подход к организации профессионально-прикладной физической подготовки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 11:42, реферат

Краткое описание

Развитие современного железнодорожного транспорта неразрывно связано с эффективным использованием рабочей силы. Несмотря на все большую автоматизацию многих операций, основной производственной силой является человек.

Содержание

Введение 3
1. Системный подход к организации профессионально-прикладной
физической подготовки 4
2. Цель, задачи и критерии профессиональной физической подготовки 5
3. Служебное и специальное расследование случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний 14
Список литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

физкультура.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Прикладной спорт – это процесс подготовки к соревновательной деятельности в условиях упорядоченного соперничества, направленного на достижение высших результатов в профессионально-прикладной подготовленности. Профессионально-прикладной спорт удовлетворяет потребности в соревновательной деятельности и предоставляет возможность для изучения и раскрытия всех физических и личностных способностей человека, их поступательного развития и совершенствования.  Спорт создает условия для формирования профессиографических характеристик современных видов трудовой деятельности и межличностные отношения в ходе той или иной деятельности.

Если основной направленностью  профессионально-прикладного спорта высших достижений, реализуемой в спортивных видах (альпинизм, автогонки, военное многоборье, прикладное плавание и т. д.), является демонстрация наивысших достижений, то массовый профессионально-прикладной спорт предполагает использование спортивно-прикладных видов спорта и ориентирует на повышение профессионально-прикладной подготовленности. Массовый спорт строится и организуется в соответствии со спецификой профессиональной деятельности, личностными потребностями, интересами и способностями становления специалиста конкретной профессии.

Содержание профессионально-физической подготовки определяют требования к личности специалиста и, прежде всего требования к его физической и психической подготовленности, которые, в свою очередь, обусловливаются факторами, тесно связанными со спецификой профессиональной деятельности.

Основными факторами, от которых зависит  содержание профессионально-физической подготовки, являются: сфера производственной деятельности, характер и условия труда, виды труда специалиста данного профиля, режим труда и отдыха, особенности динамики работоспособности в процессе труда и специфика профессионального утомления и заболеваемости, а также санитарно-гигиенические и климатогеографические условия производственной деятельности специалиста.

Существенное значение для конкретного  содержания профессионально-физической подготовки работника железнодорожного транспорта имеют такие типовые показатели работы, как сфера производственной деятельности и вид труда, производственные операции, преобладающие типы двигательной деятельности, орудия труда, формы, организация труда и другие особенности производства.

Каждый из этих показателей требует проявления определенных физических и психических качеств и двигательных навыков. Так, работа, связанная с управлением автоматами и техническими системами (операторская, диспетчерская деятельность), требует высокого уровня развития различных видов двигательной реакции, наблюдательности, внимания, оперативного мышления, эмоциональной устойчивости.

Инженерная деятельность, типа наблюдения и контроля, слежения и снятия показателей приборов предъявляет высокие требования к объему, распределению и устойчивости внимания, предполагает наличие высокого уровня реакции слежения и некоторых других качеств.

А такие виды деятельности, как  монтаж, сборка, ремонт компьютерной и  вычислительной техники требуют развития общей ловкости, тонкой координации пальцев рук, специальной мышечной выносливости. Коллективная работа обусловливает необходимость развития коммуникативных способностей, руководящая инженерная должность требует хороших организаторских навыков. 

Исключительно важным фактором, определяющим содержание профессионально-физической подготовки, являются условия труда, в которых протекает производственная деятельность (помещение, открытый воздух, на высоте, в тоннеле, микроклимат, режим труда и отдыха, основные рабочие позы, границы зон рабочего места, основные виды профессиональных вредных условий производства и др.).

Условия труда представителей различных  рабочих и инженерных профессий  железнодорожного транспорта значительно отличаются друг от друга. Например, трудовая деятельность специалистов вагоноремонтного депо проходит нередко в замкнутой рабочей зоне, т. е. в локомотивном депо, внутри локомотива или вагона. Специфические условия, в которых протекает производственная деятельность инженеров – строителей мостов и транспортных тоннелей – это высота, на которой выполняются производственные работы, подвижная поверхность внизу (как правило, поверхность воды), скованность в движениях ремнями безопасности, замкнутость пространства в тоннелях, ограниченность в освещении и передвижении по штольням. Эти и многие другие условия являются отправными точками для построения процесса физического воспитания вообще и профессионально-физической подготовки в частности.

Определенные условия трудовой деятельности требуют развития соответствующих физических и психических качеств. Например, работа на открытом воздухе при низкой и высокой температуре, требует выносливости и устойчивости организма к холоду, теплу, резким колебаниям температурных воздействий, общей выносливости, хорошего состояния сердечно-сосудистой, дыхательной систем и системы терморегуляции. При работе на ограниченной опоре, высоте необходимы равновесие, смелость, небоязнь высоты, хорошее состояние вестибулярного аппарата. Продолжительная работа в ограниченной зоне, в вынужденной позе требует статической выносливости мышц спины, туловища, рук, устойчивости к гиподинамии. При большой протяженности рабочей зоны необходима общая выносливость, навыки рационального статического напряжения, хорошее состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, крепкий опорно-двигательный аппарат.

Практически все названные качества и способности в достаточной  степени развиваются средствами физической культуры и должны быть положены в основу построения технологии профессионально-физической подготовки специалистов железнодорожного транспорта.

Вредность производства (например, гиподинамия, гипокинезия, загазованность воздуха, вахтовый метод, удаленность объекта, шум, вибрация и др.), сопутствующая отдельным видам профессиональной деятельности на железнодорожном транспорте, является основанием для отбора и включения в процессе профессионально-физической подготовки, специальных физических упражнений, направленных на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.

Другим основанием профессиональной деятельности являются, в частности прием, хранение и переработка производственной информации; принятие решений от которых зависит решение производственных задач; психомоторные действия, нагрузка на отдельные физиологические системы, эмоциональное напряжение; устойчивость к умственной работоспособности, динамика тяжести труда и др.

Изучение этих особенностей позволяет  выявить необходимые для эффективной  работы сенсорные, умственные, двигательные и волевые навыки, физические и  психические качества, уровень функционирования и надежности отдельных органов и систем человеческого организма. Например, если большая часть информации во время работы поступает в виде зрительных, слуховых или тактильных сигналов, то можно предположить, что для успешной трудовой деятельности требуется высокий уровень устойчивости к утомляемости зрительного, слухового и тактильного анализаторов. Большая изменчивость двигательных задач и вариативность двигательного состава моторных действий в процессе работы обосновывают высокие требования к ловкости, координации движений, мобильности психических процессов. Если действия производятся преимущественно руками, то необходимо развитие ловкости и тонкой координации движений рук. Наличие в работе разнообразных продолжительных двигательных действий средней и умеренной интенсивности с систематической загрузкой мышечного аппарата на две трети требует формирования общей выносливости.

Важную информацию для определения  направленности профессионально-физической подготовки дает изучение интенсивности физической нагрузки на отдельные органы и физиологические системы организма.

Критерием здесь является устойчивость физиологических функций в течение  рабочего дня, которую определяют с помощью коэффициента вариации и с учетом времени восстановления функциональных исходных показателей по окончании работы. Так, при исследовании изменений психофизиологических показателей у машинистов локомотивов было выявлено резкое учащение сердцебиения в процессе работы до 180 ударов в минуту со значительными колебаниями в течение смены. Полученные данные говорят о большой физической и, главным образом, психологической (высокая степень ответственности) нагрузке, действующей на сердечно-сосудистую систему машинистов локомотивов. Это явилось основанием для целенаправленного развития у будущих транспортников сердечно-сосудистой системы как профилактики основного профессионального заболевания.

Объективную информацию о волевых  качествах, необходимых специалисту, дает анализ трудностей, которые встречаются  в его работе. Наличие риска, опасностей, ответственности в трудовой деятельности указывает на важность развития таких качеств, как решительность, смелость, компетентность. Большое количество экстремальных и стрессовых ситуаций требует эмоциональной устойчивости, выдержки и самообладания.

При описании профессии, в целях  разработки профессионально-физической подготовки, используется комплекс методов: изучение тарифно-квалификационных справочников, инструкций по технологии производственных процессов, данных специальных профессиографических исследований, визуальное наблюдение на рабочем месте, хронометраж рабочего дня, изучение показателей физической работоспособности, изучение санитарно-гигиенических условий труда, причин травматизма, заболеваемости, анкетный и личный опрос представителей изучаемой профессии, опрос экспертов; определение профессионально важных физических и психических качеств специалиста конкретной профессии с помощью аппаратурного и тестового методов.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Профессиональная деятельность в сфере железнодорожного транспорта требует от специалиста общей и силовой выносливости, статической выносливости мышц рабочей позы, силы основных мышечных групп, скорости простой и сложной двигательной реакции, способности к точной дифференцировке пространственных, силовых и временных характеристик движений руками и ногами, вестибулярной устойчивости, закаленности, уравновешенности и самостоятельности.

Социально-экономические и производственные отношения железнодорожной отрасли ставят вопросы о формировании кадров для работы в новых трудовых условиях с высокой степенью профессиональной эффективности. Вместе с тем довольно высокая цена профессиональных ошибок, обусловленных недостаточным уровнем двигательной и личностной подготовленности, определяет потребность разработки и обоснования комплекса, коррекционных мер педагогического воздействия профессиональной физической культуры с целью нивелирования негативных факторов труда, повышения профессионального мастерства, формирования двигательной культуры личности специалиста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Колиненко, Е.А. Повышение уровня физического состояния работников железнодорожного транспорта средствами физической культуры: Автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.А. Колиненко; ДВГАФК. – Хабаровск, 2001.

2. Гигиена и физиология труда на железнодорожном транспорте: Общие закономерности регуляции рабочей деятельности человека / Под ред. А.А. Прохорова. – М.: Транспорт, 1973.

3.Полиевский, С.А. Физкультура и профессия: Монография / С.А. Полиевский, И.Д. Старцева. – М.: Физкультура и спорт, 1988.

4.Прохорова, А.А. Предрейсовые медицинские осмотры локомотивных бригад: Методические рекомендации / А.А. Прохорова, В.З. Кучеренко, В.А.Кудрин. – М.: Транспорт, 1984.

 

 


Информация о работе Системный подход к организации профессионально-прикладной физической подготовки