Решение транспортных задач методами линейного программирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 23:18, реферат

Краткое описание

Транспортная задача закрытого типа без ограничений пропускной способности, представленная в матричной форме
На 4 станциях имеется избыток пустых вагонов в размере соответственно 100, 120, 150 и 50 вагонов. Необходимо распределить данные вагоны по 7 станциям с недостатком порожняка (соответственно 70, 50, 60, 30, 50, 70 и 90 вагонов).

Вложенные файлы: 1 файл

transport.doc

— 1.63 Мб (Скачать файл)

Национальный Технический Университет Украины «КПИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Тема:    РЕШЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ЗАДАЧ МЕТОДАМИ ЛИНЕЙНОГО

ПРОГРАММИРОВАНИЯ.

 

Часть II (примеры)

 

 

 

 

 

Выполнил:  Дрюк Я.А. 

 

 

Проверил: Яганов П.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КИЕВ 2001

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Пример  № 1.

Транспортная задача закрытого типа без ограничений пропускной способности, представленная в матричной форме

 На 4 станциях  имеется избыток пустых вагонов  в размере соответственно 100, 120, 150 и 50 вагонов. Необходимо распределить  данные вагоны по 7 станциям с  недостатком порожняка (соответственно 70, 50, 60, 30, 50, 70 и 90 вагонов). Расстояние между каждой станцией отправления (избытка вагонов) и каждой станцией назначения (недостатка порожняка) представлено в виде матрицы (табл.1). Необходимо составить план распределения вагонов между указанными станциями с минимальным суммарным пробегом пустых вагонов.

Таблица 1

Исходные данные транспортной задачи

Станция отправления

Избыток пустых вагонов

Станция назначения

5

6

7

8

9

10

11

Недостаток  пустых вагонов

70

50

60

30

50

70

90

1

100

15

23

28

13

12

16

21

X1,5

X1,6

X1,7

X1,8

X1,9

X1,10

X1,11

2

120

24

17

24

11

11

12

18

X2,5

X2,6

X2,7

X2,8

X2,9

X2,10

X2,11

3

150

8

19

16

18

9

17

15

X3,5

X3,6

X3,7

X3,8

X3,9

X3,10

X3,11

4

50

12

28

18

16

21

20

25

X4,5

X4,6

X4,7

X4,8

X4,9

X4,10

X4,11


Разработка  плана перевозок означает, что  необходимо указать, сколько пустых вагонов каждая станция отправления  должна отправить в адрес каждой станции назначения. В верхних  левых углах каждой клетки вышеприведенной  таблицы указано расстояние перевозки  вагонов (или другой показатель критерия оптимизации) cij, в нижних правых углах – количество вагонов xij.

Это задача закрытого  типа, так как суммарное количество избыточных пустых вагонов равно  суммарному количеству требующихся  вагонов (420 = 420).

Математическая модель задачи будет представлена следующим образом.

Целевая функция (суммарный пробег пустых вагонов) определяется по формуле:

 

 

 

 

 

 

 

Система ограничений

где ai – ресурсы i-й станции отправления; bj – потребность j-й станции назначения.

Для решения задачи необходимо построить исходный опорный план перевозок, который в дальнейшем будет подвергаться корректировке.

Методы построения исходного опорного плана перевозок

Исходный опорный  план перевозок может быть построен различными методами. Здесь приводятся наиболее распространенные из них.

Метод северо-западного  угла (диагональный). Построение начального опорного плана начинается с левой  верхней клетки (называемой северо-западным углом) матрицы и продолжается, двигаясь далее вправо по строке и вниз по столбцу (табл. 2).

Таблица 2

Исходный опорный  план, построенный методом северо-западного  угла

Станция отправления

 

Избыток пустых вагонов

Станция назначения

5

6

7

8

9

10

11

Недостаток  пустых вагонов

70

50

60

30

50

70

90

1

100

15

70

23

30

28

13

12

16

21

2

120

24

17

20

24

60

11

30

11

10

12

18

3

150

8

19

16

18

9

40

17

70

15

40

4

50

12

28

18

16

21

20

25

50


Значение целевой  функции составит

L = 15·70 + 23 · 30 + 17· 20 + 24 · 60 + 11 · 30 + 11 · 10 + 9 · 40 + 17 · 70 + 15 · 40 +  25· 50 = = 7360 ваг-км

Метод минимального элемента. Построение начального опорного плана начинается с клетки, имеющей  минимальное расстояние перевозки  в таблице. Эта клетка исключается  из дальнейшего рассмотрения матрицы, потом заполняется клетка с очередным  минимальным элементом и т.д. (табл. 3).

Таблица 3

Исходный опорный  план, построенный методом “минимального  элемента”

Станция отправления

Избыток пустых вагонов

Станция назначения

5

6

7

8

9

10

11

Недостаток  пустых вагонов

70

50

60

30

50

70

90

1

100

15

23

30

28

10

13

12

16

21

60

2

120

24

17

20

24

11

30

11

12

70

18

3

150

8

70

19

16

18

9

50

17

15

30

4

50

12

28

18

50

16

21

20

25


Значение целевой  функции составит

L = 23 · 30 + 28· 10 + 21· 60 + 17· 20 + 11· 30 + 12· 70 + 8 · 70 + 9· 50 + 15· 30 +  18· 50 = 6100 ваг-км.

Метод наименьшего  критерия в столбце. Построение начального опорного плана начинается с клетки с минимальным расстоянием перевозки  в столбце и далее по столбцу (табл. 4).

Таблица 4

Исходный опорный  план, построенный методом наименьшего критерия в столбце

Станция отправления

Избыток пустых вагонов

Станция назначения

5

6

7

8

9

10

11

Недостаток  пустых вагонов

70

50

60

30

50

70

90

1

100

15

23

28

13

12

16

60

21

40

2

120

24

17

50

24

11

30

11

30

12

10

18

3

150

8

70

19

16

60

18

9

20

17

15

4

50

12

28

18

16

21

20

25

50




 
Значение целевой функции составит

L = 16· 60 + 21· 40 + 17· 50 + 11· 30 + 11· 30 + 12· 10 + 8· 70 + 16·  60 + 9· 20 +  25· 50 = 6380 ваг-км.

Метод наименьшего критерия в строке. Построение начального опорного плана начинается с клетки с минимальным расстоянием перевозки в строке и далее по строке (табл. 5).

Таблица 5

Исходный опорный план, построенный методом наименьшего  критерия в строке

Станция отправления

Избыток пустых вагонов

Станция назначения

5

6

7

8

9

10

11

Недостаток  пустых вагонов

70

50

60

30

50

70

90

1

100

15

20

23

28

13

30

12

50

16

21

2

120

24

17

50

24

11

11

12

70

18

3

150

8

50

19

16

10

18

9

17

15

90

4

50

12

28

18

50

16

21

20

25


Значение целевой  функции составит

L = 15· 20 + 13· 30 + 12· 50 + 17· 50 + 12· 70 + 8· 50 + 16· 10 +15· 90 + 18· 50 =  5790 ваг-км.

Метод двойного предпочтения. Сначала просматривают  все строки матрицы и в каждой из них (строк) отмечают элемент с  минимальной стоимостью (*). Затем  просматривают столбцы и также отмечают в них элемент с минимальной стоимостью (+). В клетки с двумя знаками помещают максимально возможные перевозки. Затем заполняются клетки, отмеченные один раз и клетки с возможно меньшей стоимостью (табл. 6).

Таблица 6

Исходный опорный план, построенный методом двойного предпочтения

Станция отправления

Избыток пустых вагонов

Станция назначения

5

6

7

8

9

10

11

Недостаток  пустых вагонов

70

50

60

30

50

70

90

1

100

15

23

30

28

10

13

12 *

16

21

60

2

120

24

17 +

20

24

11 *+

30

11 *

12 +

70

18

3

150

8 * +

70

19

16 +

18

9 +

50

17

15 +

30

4

50

12 *

28

18

50

16

21

20

25


Значение целевой  функции составит

L = 23· 30 + 28· 10 + 21· 60 + 17· 20 + 11· 30 + 12· 70 + 8· 70 + 9·  50 + 15· 30 + 18· 50 = 6100 ваг-км.

Более подробно эти методы рассмотрены в.

Информация о работе Решение транспортных задач методами линейного программирования