Развитие транспортной инфраструктуры Северо-Арктического региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 16:46, реферат

Краткое описание

Для нашей страны с ее огромной территорией современная и передовая транспортная инфраструктура – это поистине дорога в будущее, без всякого преувеличения. Она имеет стратегическое значение для экономического роста и качественного перехода экономики к инновационному пути развития. Уже не говоря об открывающихся новых возможностях для региональной и международной кооперации.
Роль транспортной отрасли производства в современной экономике очень велика. От ее эффективности зависит эффективность работы других отраслей промышленности, а следовательно, и экономического благосостояния страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕВЕРО-АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА 5
1.1 Архангельская область 5
1.2 Мурманская область 6
1.3 Республика Карелия 7
1.4 Республика Коми 8
1.5 Ненецкий Автономный округ 9
2 АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ 12
2.1 Общие положения 12
2.2 Факторы повышения инвестиционной привлекательности 14
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

Вложенные файлы: 1 файл

транспорт Архангельска.docx

— 46.77 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 4

1 ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ  ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕВЕРО-АРКТИЧЕСКОГО  РЕГИОНА 5

1.1 Архангельская область 5

1.2 Мурманская область 6

1.3 Республика Карелия 7

1.4 Республика Коми 8

1.5 Ненецкий Автономный  округ 9

2 АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ  ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ 12

2.1 Общие положения 12

2.2 Факторы повышения инвестиционной  привлекательности 14

3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ  ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Для нашей страны с ее огромной территорией современная и передовая транспортная инфраструктура – это поистине дорога в будущее, без всякого преувеличения. Она имеет стратегическое значение для экономического роста и качественного перехода экономики к инновационному пути развития. Уже не говоря об открывающихся новых возможностях для региональной и международной кооперации.

Роль транспортной отрасли производства в современной экономике очень  велика. От ее эффективности зависит  эффективность работы других отраслей промышленности, а следовательно, и экономического благосостояния страны.

В современных условиях транспортные системы регионов должны не только обеспечить растущий спрос на транспортные услуги, но и стать одним из катализаторов экономического развития и повышения конкурентоспособности региональной экономики, важным фактором повышения уровня жизни населения региона. Вместе с тем, современное состояние транспортных систем многих регионов страны не позволяет в полной мере национальной экономике использовать имеющиеся возможности,  снижает эффективность предпринимательской деятельности,  препятствует реализации социальных и культурных потребностей граждан [1].

Цель данной курсовой работы:

− охарактеризовать транспортную инфраструктуру Северо-Арктического региона;

− проанализировать факторы  повышения инвестиционной привлекательности  Северо-Арктического региона;

− дать рекомендации по развитию транспортной инфраструктуры региона. 

1 ХАРАКТЕРИСТИКА  ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕВЕРО-АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА

1.1 Архангельская область

 

Транспорт области представляет собой большой и сложный комплекс железнодорожных путей, автомобильных  дорог, водных магистралей, железнодорожных  станций, вокзалов, портов, пристаней, аэропортов и других объектов. Диверсифицированная  внутриобластная структура этого  комплекса позволяет комбинировать  и взаимозаменять различные способы доставки пассажиров и грузов на территорию области. Транспортный комплекс области имеет многофункциональную направленность и включает в себя все виды транспорта: морской, речной, железнодорожный, авиационный, автомобильный и трубопроводный.

Железные дороги представлены магистралями: Архангельск-Коноша-Вологда-Москва, Котлас-Коноша-Вологда, Архангельск-Обозерская-Мурманск, Котлас-Киров, Архангельск-Карпогоры. Плотность железных дорог - 3 км. на тыс. кв.км.

Автомобильный транспорт  выполняет основную работу по внутренним перевозкам грузов и пассажиров. Важное значение для экономики области имеет автомагистраль Архангельск-Москва (автомагистраль федерального значения М-8), которая дает выход автомобильному транспорту на дороги России и других государтв. Плотность автомобильных дорог - 11,4 км. на тыс. кв.км.

Речной транспорт обеспечивает в основном внутриобластные перевозки. Протяженность эксплуатируемых  водных путей - около 4000 км.

Воздушный транспорт осуществляет в основном пассажирские перевозки, доставку срочных грузов геологам и  охрану лесов. Основные аэропорты - в  районе г.Архангельска - "Талаги", "Васьково", а также в городе Котлас.

Морской транспорт играет главную роль во внешторговых связях и обслуживании прибрежных районов и островов Арктики. Основные грузовые порты - Онега, Мезень.

Большое значение имеет Архангельский  морской порт - старейший порт России. Его грузовой оборот носит универсальный  характер (контейнеры, ИСО, насыпные грузы, металл, картон, целлюлоза, нефть и  нефтепродукты). В настоящее время  его мощности используются менее, чем на 50%.

Трубопроводы проходят только в районе Котласа и имеют транзитное значение [2].

1.2 Мурманская область

 

Мурманская область по сравнению с другими субъектами Федерации имеет недостаточно развитую сеть автомобильных дорог, протяжённость которых составляет 2,57 тыс. км. Протяжённость железнодорожных путей общего пользования – 870 км. Железнодорожные магистрали обеспечивают выход к Мурманску (Мурманскому порту) и связывают регион с центральной частью России. 

Область располагает двумя крупными аэропортами: «Мурманск» (пос. Мурмаши) и Кировск/Апатиты. Через Мурманский аэропорт проходят международные авиалинии: Мурманск – Тромсё (Норвегия), Мурманск – Рованиеми (Финляндия) – Лулео (Швеция), Мурманск – Лондон (Англия).

На территории Мурманской области расположены 4 морских порта. В Мурманске базируется атомный ледокольный флот, позволивший сделать навигацию в западном секторе Арктики круглогодичной. Суда транспортного флота области обеспечивают пятую часть всех общероссийских морских перевозок грузов. Автомобильная и железнодорожная магистрали соединяют Мурманск и Санкт-Петербург.

Наземные, воздушные и  морские транспортные коммуникации обеспечивают традиционные хозяйственные  связи региона и создают благоприятные  условия для расширения делового сотрудничества с российскими и  иностранными партнёрами. За 2010 год  всеми видами транспорта перевезено 40,61 млн. тонн различных грузов [3].

 

1.3 Республика Карелия

 

Республика Карелия является транзитной территорией, через которую  проходят важнейшие транспортные магистрали, соединяющие индустриально развитые районы России с незамерзающим северным портом Мурманск и через Финляндию  со странами Европы. По территории республики проходит Беломорско-Балтийский канал, соединяющий Балтийское и Белое моря.

Транспортный комплекс Карелии  представлен практически всеми  видами транспорта:

Протяжённость железных дорог  республики составляет 2,1 тыс.км. Через  Республику Карелия проходят железнодорожные  магистрали в направлении Мурманска,Санкт-Петербурга и Хельсинки.

Автомобильные дороги заключают  в себе логистический потенциал края. Общая протяжённость автодорог республики составляет 12,5 тыс. км, в том числе: дороги общего пользования – 7,9 тыс. км. и ведомственные – 4,6 тыс. км. Дороги с твёрдым покрытием занимают 9,3 тыс. км. Дорогой федерального значения является трасса «Кола» (от Ялты до Москвы, через Санкт-Петербург, Петрозаводск и Мурманск до Киркенеса).

На территории республики действуют 3 аэропорта, 3 аэродрома, 11 посадочных площадок и вертодром. В числе  восьми приоритетных аэропортов по Северо-Западному  региону России находится и аэропорт «Петрозаводск», который является международным. Осуществляются пассажирские перевозки  в Москву, Санкт-Петербург, Архангельск, Череповец, Хельсинки.

Озёра, реки и каналы образуют значительную транспортную сеть Республики Карелия, позволяющую иметь выход  в Белое, Балтийское, Каспийское, Чёрное, Средиземное моря, а также в  Мировой океан. В судоходстве  существует 2 главных транспортных пути: водный путь Белое море – Балтийское море и Волга – Балтийское море. В 2008 году в республике стартовал проект по строительству морского торгового порта в Беломорске, реализация которого позволит принимать суда водоизмещением до 30 тыс. тонн.

Погранично-таможенная инфраструктура является важным фактором успешного  осуществления внешнеэкономической  деятельности и международного сотрудничества. Протяжённость карельского участка российско-финляндской государственной границы составляет 798,3 км (свыше 60% её общей протяжённости).

На территории Республики расположена Карельская таможня  Северо-Западного таможенного управления, а также 15 таможенных постов (в том  числе 5 постов непосредственно на пунктах  пропуска). На границе функционируют 3 международных автомобильных пункта пропуска, 2 железнодорожных пункта пропуска и 5 автомобильных пунктов  упрощённого пропуска. На внутренней территории Карелии действует международный  воздушный пункт пропуска «Петрозаводск» (Бесовец).

Пассажирский поток стабилизировался на уровне 1,4–1,5 млн. человек. В грузообороте полностью доминирует экспорт [4].

1.4 Республика Коми

 

Сеть транспортных коммуникаций Республики Коми состоит из:

− 2,3 тыс. км железнодорожных путей (в том числе 1,7 тыс. км общего пользования);

− 4,1 тыс. км внутренних водных судоходных путей (в том числе 3,1 тыс. км общего пользования);

− 11,6 тыс. км автомобильных дорог (в том числе 5,9 тыс. км автодорог общего пользования).

В Республике функционируют 7аэродромов: Сыктывкар и Воркута, Ухта, Печора, Усинск, Инта и Усть-Цильма. Продолжается строительство нового аэропорта в Сыктывкаре.

Транспорт нефти представлен  системой магистральных нефтепроводов  протяжённостью 1,5 тыс. км, транспорт  газа – системой магистральных газопроводов протяжённостью 7,3 тыс. км и газопроводов-отводов протяжённостью 1,2 тыс. км.

По плотности автомобильных  дорог Республика Коми находится  на одном из последних мест среди  регионов России, располагая только 60% автомобильных дорог от минимальной необходимой потребности для успешной и эффективной работы экономики республики.

Вместе с тем, автотранспортная структура Республики Коми не отличается высоким качеством из-за большой  доли дорог переходного типа и грунтовых дорог [5].

1.5 Ненецкий Автономный округ

 

Ненецкий автономный округ один из регионов Российской Федерации, где  инфраструктура оставляет желать лучшего. До сих пор нет автомобильной  дороги круглогодичного сообщения  с Центральными районами России, нет  железной дороги. Все доставляется в округ авиатранспортом, морским  транспортом и в зимний период по автозимнику. Пассажирское сообщение  с другими городами страны осуществляется двумяавиакомпаниями — «Нордавиа» и «Ю-тейр».

НАО сильно вытянут с запада на восток. Населенные пункты, расположенные  Малоземельской, Большеземельской тундрах и на островах, связаны с окружной столицей авиационным транспортом (ветролет, Ан-2).

Трубопроводный транспорт представлен  нефтепроводами и газопроводами  от месторождений НАО и имеет  основную ориентацию на юг в Республику Коми.

Географическое положение округа и отсутствие железнодорожного сообщения  обеспечивают особую роль в пассажирских и грузовых перевозках авиационного транспорта. Регулярное пассажирское сообщение связывает окружной центр  с Москвой, Архангельском и Санкт-Петербургом, городами других регионов России, населенными  пунктами округа. Местные авиаперевозки  обеспечиваются самолетами Ан-2 и вертолетами.

Основной грузовой поток в летнее время приходится на водный транспорт. Основные морские порты – Нарьян-Мар, Амдерма, Варандей,  а также 16 портопунктов,расположенных в устьях рек, впадающих в Белое, Баренцево и Карское моря. Порт Нарьян-Мар замерзающий, продолжительность морской навигации составляет 135 – 150 дней в году. Это обуславливает высокую интенсивность его работы в летний период.

Сегодня в период навигации специально оборудованными судами автомобили транспортируются по Печоре от Нарьян-Мара до трассы в  Республике Коми и обратно. В зимнее время единственной возможностью автомобильного сообщения с «большой землей»  являются так называемые, зимники. Это сезонные дороги, которые стали строиться геологическими и нефтедобывающими предприятиями с 60-х годов прошлого столетия для доставки оборудования и грузов на месторождения Тимано-Печорской провинции. На трассе зимников по специальной технологии отсыпается, укатывается и намораживается снег и лед.  Всего же протяженность ведомственных дорог и зимников в сезон достигает более 1000 км.Протяженность остальных автомобильных дорог общего пользования на территории округа составляет 232,8 км, из которых дорог с твердым покрытием – 178,6 км (76,7%).

Для транспортировки нефти и  газа в регионе используется система  трубопроводов, принадлежащая различным предприятиям [6].

Таким образом, рассмотрев каждый регион по отдельности можно сделать  вывод, что в целом транспортная инфраструктура Северо-Арктический  региона находится в неудовлетворительном состоянии.

А именно:

− регион находится практически на последнем месте в России по объему инвестиций в основной капитал. Залогом дальнейшего успешного развития транспортной инфраструктуры региона станет активная политика, направленная на привлечение инвесторов;

− неблагоприятные условия  для жизни (суровые климатические  условия, низкий уровень развития ЖКХ  и высокий уровень заболеваемости населения);

Информация о работе Развитие транспортной инфраструктуры Северо-Арктического региона