Пути повышения эффективности деятельности автотранспортного предприятия ОАО «ХГАК»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 11:47, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы: найти пути повышения эффективности деятельности автотранспортного предприятия ОАО «ХГАК».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы повышения эффективности деятельности автомобильного транспорта в Российской федерации;
- рассмотреть проблемы деятельности предприятий автомобильного транспорта в Российской Федерации;
- выявить пути повышения эффективности деятельности автотранспортных предприятий;
- провести анализ эффективности деятельности автотранспортного предприятия ОАО «ХГАК» за 2003-2005 гг.;

Вложенные файлы: 1 файл

document.doc

— 1,013.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

 

 

Введение

 

Транспорт является важным связующим звеном в экономике Хабаровского края, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства. Стабилизация положения в экономике, ее подъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса. Развитие рыночных отношений в транспортном комплексе выдвигает задачу более тесной координации работы всех видов транспорта между собой. Переход на рыночную экономику создаёт благоприятную среду для внедрения прогрессивных идей и принципов логистики. Одним из её основных компонентов является кооперация различных видов транспорта в рамках комбинированных перевозок. Это позволит эффективно использовать технические, экономические и экологические преимущества разных видов транспорта, что обеспечит удовлетворение интересов края, которые заключаются в сокращении импортных транспортных услуг, а значит, и в дополнительном поступлении налогов в казну, и негосударственных компаний-участников — получение дополнительного рынка сбыта и прибыли от перевозок.

Автомобильный транспорт не только изменяется сам по себе в результате структурных преобразований внутри отрасли. Он испытывает также и сильное дополнительное влияние со стороны формирующихся и развивающихся товарных рынков, деятельность которых обеспечивает автомобильный транспорт.

Несомненно, наиболее сложным и быстро меняющимся в ходе реформ компонентом работы АТП является экономическая деятельность автотранспортных предприятий — комплекс функций, реализующих принципы предпринимательства в автотранспортной отрасли. Именно в сфере экономического руководства автотранспортных предприятий совершается наибольшее количество ошибок и промахов, а попытки опереться на «дореформенные» опыт, навыки и знания нередко приводят если не к полному провалу, то к значительным экономическим потерям. С другой стороны, грамотно организованная деятельность может позволить автотранспортному предприятию добиться замечательных успехов на рынке при достаточно скромных производственных возможностях.

Автомобильный транспорт является в настоящее время одной из наиболее «рыночных» отраслей российской экономики, которая имеет уже достаточно богатые традиции коммерческой деятельности. Это связано с тем, что ситуация рынка начала складываться в автотранспортной отрасли России задолго до того, как в стране заговорили о радикальных рыночных реформах.

Нынешний период развития автомобильного транспорта в России характеризуется прежде всего переходными процессами, которые еще далеки от своего завершения. Именно поэтому написание данной дипломной работы является актуальным.

Цель данной дипломной работы: найти пути повышения эффективности деятельности автотранспортного предприятия ОАО «ХГАК».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические  основы повышения эффективности  деятельности автомобильного транспорта  в Российской федерации;

- рассмотреть  проблемы деятельности предприятий  автомобильного транспорта в  Российской Федерации;

- выявить пути  повышения эффективности деятельности  автотранспортных предприятий;

- провести анализ  эффективности деятельности автотранспортного  предприятия ОАО «ХГАК» за 2003-2005 гг.;

- предложить  мероприятия по повышению эффективности  деятельности автотранспортного предприятия ОАО «ХГАК»;

- сформировать  основные выводы по результатам  проведенного исследования.

 

1. Теоретические основы  повышения эффективности автомобильного  транспорта Российской Федерации

1.1. Роль автомобильного  транспорта в экономике Российской Федерации

 

К отрасли автомобильного транспорта относятся организации и физические лица, выполняющие на основе договора перевозки или для собственных нужд автомобильные перевозки грузов, а также перевозки пассажиров автобусами в междугородном и международном сообщении и таксомоторные перевозки.

В условиях рыночной экономики отношения, связанные с транспортом, приобретают важное значение. Автомобильный транспорт является связующим звеном экономики страны, охватывающим все виды общественного производства, распределения и обмена. От регулярной, четкой работы автотранспортных предприятий, своевременной перевозки грузов и пассажиров зависит ритмичная работа промышленности, торговли и т.д.

В России всегда уделяли внимание развитию всех видов транспорта. Заинтересованность государства в формировании транспортного права проявляется и в установлении единой системы государственных органов исполнительной власти по управлению транспортной системой. Вновь образованное Министерство транспорта РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Особую родовую природу формирования общественных отношений представляют транспортные отношения. Они возникают и существуют при специфической деятельности. В отличие от других видов деятельности, связанной со сферой материального производства, транспортная деятельность не производит новых продуктов. Её продуктом является само перемещение, перевозка пассажиров или грузов. Это положение нуждается в своей дальнейшей конкретизации, ибо транспорт - не только перевозка, хотя она является основным видом деятельности. Транспорт осуществляет необходимую связь между производителями и потребителями продуктов, товаров, услуг. Именно это связующее звено и является главным фактором формирования специфических, сложных общественных отношений.

Транспортная деятельность складывается в системе пяти видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, водного (морского, речного), воздушного и трубопроводного. В структуре транспортной деятельности стержневым элементом является перевозка пассажиров и грузов, осуществляемая различными, но тесно связанными видами транспорта. Не взирая на особенности каждого из видов транспорта, все они взаимосвязаны процессами перевозки.

Автомобильный транспорт представляет собой сложное многоотраслевое хозяйство. В состав автомобильного транспорта входят: транспортные средства; дороги; сооружения для посадки, высадки и обслуживания пассажиров; сооружения и устройства для погрузки, выгрузки и хранения грузов; устройства автоматики, телемеханики, связи и вычислительной техники для обеспечения перевозочных процессов в безопасном режиме; сооружения для экипировки, ремонта, технического обслуживания транспортных средств; устройства электроснабжения, водоснабжения, материально-технического снабжении.

Особенно при грузовых перевозках автомобильный транспорт участвует практически во всех взаимосвязях производителей и потребителей продукции производственного назначения и товаров народного потребления.

При переходе к рыночному хозяйству повышаются требования потребителей к качеству используемой ими продукции. Это относится и к транспортным услугам, так как повышение их качества позволяет в конечном счете увеличить эффективность производства и соответственно доходы коллективов предприятий, пользующихся услугами транспорта.

Для грузовых перевозок в зависимости от специфики грузов и требований клиентуры показателями качества являются сохранность грузов в процессе транспортирования, регулярность поступления партий груза к получателям, максимальное сокращение времени доставки грузов, строгое соблюдение расписания отправления партий груза и гарантированное их прибытие к получателю в точно назначенные сроки, возможность перевозки крупногабаритных отправок без разборки их на части во избежание сборочных работ в пунктах получения.

Автомобильный транспорт по сравнению с другими видами транспорта имеет ряд преимуществ при перевозках грузов.

К ним относятся:

- доставка грузов "от двери до двери";

- сохранность  грузов;

- сокращение  потребности в дорогостоящей  и громоздкой упаковке;

- экономия упаковочного  материала;

- более высокая  скорость доставки грузов автомобилями;

- возможность  участия в смешанных перевозках;

- перевозки небольших  партий груза, позволяющее предприятию  ускорить отправку продукции  и сократить сроки хранения  груза на складах.

Ввиду перечисленных выше преимуществ, автомобильный транспорт широко используется во всех областях экономики, применяется во всех областях народного хозяйства, в том числе и в машиностроении. Удельный вес материальных затрат в общем объеме продукции машиностроения составляет более 50 процентов. В процессе производства сырье, материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия перемещаются многократно. Для этого используются различные виды транспорта и в первую очередь автомобильный. Из общего объема перевозок в машиностроительном комплексе более 70 % осуществляется автомобильным транспортом. Таким образом, транспорт является неотъемлемой частью производственного процесса на предприятиях машиностроения. Он тесно взаимосвязан со всеми элементами производства. Поэтому выявление использования имеющихся на автомобильном транспорте резервов позволяет увеличить объем транспортных услуг, предоставляемых машиностроительным предприятиям, снизить их транспортные издержки, а соответственно и цены выпускаемой продукции.

Большая роль автомобильного транспорта на транспортном рынке страны обусловлена его специфическими особенностями и преимуществами перед другими видами транспорта, которые заключаются в следующем: высокая маневренность и подвижность, позволяющие быстро сосредоточить транспортные средства в необходимом количестве и в нужном месте; способность обеспечивать доставку "от двери до двери'" без дополнительных перевалок и пересадок в пути следования; высокая скорость доставки и обеспечение сохранности грузов, особенно при перевозках на короткие расстояния; широкая сфера применения по видам грузов, системам сообщения и расстояниям перевозки; необходимость меньших капиталовложений в строительство автодорог при малых потоках грузов и пассажиров (при крупных они приближаются к стоимости железнодорожного строительства. Наиболее эффективной сферой использования автомобильного транспорта являются короткопробежные перевозки. Средняя дальность перевозки тонны груза составляет 20—24 км. В этой связи доля   автомобильного   транспорта   в   суммарном   грузообороте составляет около 6 %.

Большая мобильность, удобство перемещения и способность быстро реагировать на изменения спроса пассажиров позволяют автотранспорту часто быть вне конкуренции при пассажирских перевозках на местных линиях. Средняя дальность поездки одного пассажира составляет 9 км. Автобусы перевозят более 60 % пассажиров во многих городах России, а в некоторых из них и в сельской местности — 100 %

К недостаткам автомобильного транспорта можно отнести: [3, с. 91-99]

- высокую себестоимость перевозок (в десятки раз выше, чем на железнодорожном, водном и других видах транспорта);

- высокий уровень загрязнения окружающей среды;

- большую трудоемкость (на автотранспорте занято 3/4 всех работающих на транспорте, низкий уровень производительности труда вследствие малой средней грузоподъемности автомобилей; большие металлоемкость и энергоемкость.

Автомобильный транспорт обеспечивает главным образом внутрирайонные перевозки грузов и пассажиров, осуществляет централизованные  перевозки от железнодорожных  станций и портов и обратно.

Особенно широко используется автотранспорт в горнорудной промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и торговле. Основные показатели работы автомобильного транспорта с учетом перспектив его развития представлены в таблице 1.1.

  Таблица 1.1.

Основные показатели работы автомобильного транспорта в Российской Федерации

Показатель

1985 г.

1990 г.

1998 г.

2002 г.

2004 г.

2010 г.

(РСФСР)

(РСФСР)

(прогноз)

Объем перевозок грузов,  млрд. т.

14,1

15,3

5,2

11,8

13,1

16

Грузооборот, млрд. т. км

277

291,4

123 8

256

278

375

Средняя дальность перевозки 1 т груза, км

18,8

19,6

23,8

21,7

22,1

23,4

Объем перевозок пассажиров, млрд. пассажиров

37,2

40,5

24,4

40,6

43,5

46,4

Пассажирооборот, млрд. пассажиро/км

464

524,0   .

216,9

539

595,4

662

Средняя дальность поездки 1. пассажира, км

12,5

12,9

8,9

13,3

13,9

14,2

Информация о работе Пути повышения эффективности деятельности автотранспортного предприятия ОАО «ХГАК»