Определение тягово-динамических и топливо-экономических свойств автомобиля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 13:22, курсовая работа

Краткое описание

Задачей тягового расчета является определение характеристик двигателя и трансмиссии, обеспечивающих требуемые тягово-скоростные свойства автомобиля и его топливную экономичность в заданных условиях эксплуатации.
При проведении тягового расчета конструктор имеет дело с тремя видами параметров: заданными, выбираемыми и расчетными.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……...3
1. Тяговый расчет автомобиля…………………………………………………….4
1.1. Определение полной массы автомобиля ……………………………………4
1.2. Распределение полной массы по мостам автомобиля…………………........4
1.3. Подбор шин………………………………………………………………........4
1.4. Определение максимальной силы сопротивления воздуха………...………5
1.5. Определение максимальных мощности и крутящего момента двигателя...5
1.6. Определение передаточного числа главной передачи………………….......7
1.7. Определение передаточных чисел коробки передач…………………...…...7
2. Построение внешней скоростной характеристики двигателя……...……......9
3. Оценка тягово-скоростных свойств автомобиля……………………….........11
3.1 Тяговая характеристика автомобиля……………………………………........11
3.1.1 Построение графика тяговой характеристики………………………........11
3.1.2 Практическое использование тяговой характеристики автомобиля........13
3.2 Динамическая характеристика автомобиля………………………….….......14
3.2.1 Построение динамической характеристики………………………...........14
3.2.2 Практическое использование динамической характеристики автомобиля…………………………………………………………......…..16
3.3 Ускорение автомобиля при разгоне………………………………….......….17
3.4 Характеристика времени и пути разгона автомобиля………………...……19
3.4.1 Определение времени разгона……………………………………...……..19
3.4.2 Определение пути разгона…………………………………………...........21
3.4.3 Практическое использование характеристик времени и пути разгона автомобиля……………………………………………………....................23
4. Топливная экономичность автомобиля………………………………...……24
4.1 Построение топливной характеристики автомобиля…………………........24
4.2 Определение эксплуатационного расхода топлива………………....….......25
Заключение…………………………………………………………...……….......27
Список используемой литературы ………………………………………….......

Вложенные файлы: 1 файл

Автомобили.doc

— 724.50 Кб (Скачать файл)

 

    График  ускорения автомобиля при разгоне  представлен на рисунке 4.

 

Рисунок 4 - График ускорения автомобиля при разгоне. 
 

    3.4 Характеристика времени  и пути разгона  автомобиля 

    Путь  и время разгона рассчитывают в предположении, что автомобиль разгоняется на ровной горизонтальной дороге при полной подаче топлива  на участке длиной 2000 м (соответствует  ГОСТ 22576 – 90 “Автотранспортные средства. Скоростные свойства. Методы испытаний.”). 

    3.4.1 Определение времени  разгона 

    Трогание  автомобиля с места начинают на передаче, обеспечивающей максимальное ускорение. Для определения наиболее интенсивного разгона в расчет вводят максимально возможное ускорение при данной скорости движения автомобиля.

    Для определения времени разгона  разбиваем кривую ускорения на каждой передаче на 10 интервалов. Определим  изменение скорости на этих промежутках: 

                ΔV = Vi+1 – Vi                                             (3.13)

где Vi1 – скорость в конце рассматриваемого интервала;

       Vi - скорость в начале рассматриваемого интервала.

    Считаем, что в полученных промежутках  автомобиль движется равноускоренно, тогда определим среднее ускорение: 

                aср i = 0,5×(ai + ai+1)                                     (3.14)

где ai – ускорение автомобиля в начале интервала;

       ai1 - ускорение автомобиля в конце интервала.

    Время движения автомобиля, за которое его  скорость возрастает на величину приращения скорости, определяется по закону равноускоренного движения: 

                Δti = ΔVi / aср i                                           (3.15)

где n – число интервалов скоростей.

    Время разгона автомобиля от минимальной  скорости до максимальной на данной передаче определяется по формуле: 

                ti = Σ Δti                                                   (3.16) 

    Строим  зависимость скорости движения от времени  разгона на передаче.

    При расчетах для автомобилей  время  переключения принимают равным 0,8…2,5 с.   Принимаем  tп=1 с.                       

    Падение скорости за время переключения рассчитывается по формуле: 

                Vп = 33,5×f× tп                                         (3.17) 

Полное  время разгона автомобиля на всех передачах:

      t = .

      Полученные  значения заносятся в таблицу 3.5 и строится график V = f(t)  

    3.4.2 Определение пути  разгона

      Общий путь разгона автомобиля на к-й передаче от скорости Vminк  до скорости Vmaxк находят путем суммирования пути разгона в интервалах, т.е.

      Sk =

где n – число интервалов на k-й передаче.

      DSi = ViсрDti,

где Viср = 0,5(Vi + Vi+1) – средняя скорость.

      Путь  Snk, пройденный автомобилем за время переключения tnk c k-й на (к+1)-ю передачу, определяется по формуле

      Snk = (Vmaxk – 0,5Vnk) ,

где tnk – время переключения передач, с.

      Полный  путь автомобиля при разгоне на всех передачах:

    S = . 

      Так как автобус развивает максимальную скорость на участке, не превышающем 2000 м, то время прохождения 2000-метровой отметки определяется по формуле:

    

    где =80 с - время, за которое автобус разгоняется до максимальной скорости. 

      

Таблица 3.5 Данные для построения графика пути и времени разгона автобуса.

№ строки параметр размерность номер точки
0 1 2 3 4 5 6
передача 2
1 Vi,1 км/ч 6,57 7,80 9,07 10,67 13,14 15,60 17,24
2 Vi,1 м/с 1,82 2,17 2,52 2,96 3,65 4,33 4,79
3 ∆Vi,1 м/с   0,34 0,35 0,44 0,68 0,68 0,46
4 ai,1 м/с2 0,96 0,96 0,97 0,96 0,95 0,92 0,89
5 ai,cp1 м/с2   0,96 0,97 0,96 0,95 0,93 0,90
6 ∆ti,1 с   0,36 0,37 0,46 0,72 0,73 0,51
7 ti с 0,00 0,36 0,72 1,18 1,90 2,63 3,14
8 tпер с 1,00
9 Vпер1 км/ч 0,30
10 Vпер1 м/с 0,08
11 Vicp1 м/с   2,00 2,34 2,74 3,31 3,99 4,56
12 ∆Si,1 м   0,71 0,86 1,26 2,37 2,93 2,31
13 S1 м 0,00 0,71 1,57 2,83 5,20 8,13 10,44
14 Sпер1 м 4,75
передача 3
1 Vi,2 км/ч 16,94 17,30 19,85 21,40 23,95 26,50 28,35
2 Vi,2 м/с 4,71 4,81 5,51 5,94 6,65 7,36 7,88
3 ∆Vi,2 м/с   0,10 0,71 0,43 0,71 0,71 0,51
4 ai,2 м/с2 0,75 0,76 0,76 0,76 0,74 0,72 0,69
5 ai,cp2 м/с2   0,76 0,76 0,76 0,75 0,73 0,70
6 ∆ti,2 с   0,13 0,93 0,57 0,94 0,97 0,73
7 ti с 4,14 4,27 5,21 5,77 6,72 7,69 8,42
8 tпер с 1,00
9 Vпер2 км/ч 0,30
10 Vпер2 м/с 0,08
11 Vicp2 м/с   4,76 5,16 5,73 6,30 7,01 7,62
12 ∆Si,2 м   0,63 4,81 3,25 5,95 6,80 5,56
13 S2 м 15,19 15,82 20,63 23,88 29,83 36,63 42,19
14 Sпер2 м 7,83
 
Продолжение таблицы 3.5
передача 4
1 Vi,3 км/ч 28,05 31,85 34,60 38,40 41,15 43,95 46,67
2 Vi,3 м/с 7,79 8,85 9,61 10,67 11,43 12,21 12,97
3 ∆Vi,3 м/с   1,06 0,76 1,06 0,76 0,78 0,76
4 ai,3 м/с2 0,48 0,48 0,48 0,48 0,47 0,44 0,43
5 ai,cp3 м/с2   0,48 0,48 0,48 0,47 0,45 0,44
6 ∆ti,3 с   2,21 1,59 2,21 1,62 1,71 1,74
7 ti с 9,42 11,63 13,22 15,43 17,05 18,76 20,50
8 tпер с 1,00
9 Vпер3 км/ч 0,30
10 Vпер3 м/с 0,08
11 Vicp3 м/с   8,32 9,23 10,14 11,05 11,82 12,59
12 ∆Si,3 м   18,38 14,70 22,38 17,92 20,21 21,88
13 S3 м 50,02 68,40 83,10 105,49 123,41 143,62 165,51
14 Sпер3 м 12,92
передача 5
1 Vi,4 км/ч 46,37 51,70 56,65 60,65 65,60 71,55 76,55
2 Vi,4 м/с 12,88 14,36 15,74 16,85 18,22 19,88 21,26
3 ∆Vi,4 м/с   1,48 1,38 1,11 1,38 1,65 1,39
4 ai,4 м/с2 0,25 0,25 0,25 0,24 0,23 0,21 0,20
5 ai,cp4 м/с2   0,25 0,25 0,25 0,24 0,22 0,20
6 ∆ti,4 с   5,95 5,54 4,53 5,80 7,47 6,81
7 ti с 21,50 27,44 32,98 37,51 43,32 50,78 57,59
8 tпер с 1,00
9 Vпер4 км/ч 0,30
10 Vпер4 м/с 0,08
11 Vicp4 м/с   13,62 15,05 16,29 17,53 19,05 20,57
12 ∆Si,4 м   81,00 83,36 73,80 101,75 142,23 140,09
13 S4 м 178,43 259,43 342,79 416,59 518,34 660,57 800,66
14 Sпер4 м 21,22
передача 6
1 Vi,5 км/ч 76,24 78,50 82,50 85,50 87,45 89,45 90,05
2 Vi,5 м/с 21,18 21,81 22,92 23,75 24,29 24,85 25,01
3 ∆Vi,5 м/с   0,63 1,11 0,83 0,54 0,56 0,17
4 ai,5 м/с2 0,19 0,19 0,19 0,18 0,17 0,15 0,13
5 ai,cp5 м/с2   0,19 0,19 0,18 0,17 0,16 0,14
6 ∆ti,5 с   3,32 5,94 4,55 3,12 3,55 1,22
7 ti с 58,59 61,91 67,85 72,40 75,52 79,07 80,29
8 tпер с 1,00
9 Vпер5 км/ч 0,30
10 Vпер5 м/с 0,08
11 Vicp5 м/с   21,49 22,36 23,33 24,02 24,57 24,93
12 ∆Si,5 м   71,34 132,74 106,16 74,99 87,21 30,31
13 S5 м 821,88 893,22 1025,96 1132,12 1207,11 1294,33 1324,64
14 Sпер5 м 24,97

 

    График  скоростных характеристик времени  и пути разгона автомобиля  представлен  на рисунке 5.

 

      
3.4.3 Практическое  использование характеристики  времени и пути  разгона автомобиля

      1. Условная максимальная  скорость  км/ч, т.к. автобус разгоняется до максимальной скорости на участке в 1325 м.

      2. Время разгона автомобиля t400 и t1000 на участках протяженностью 400 м и 1000 м

      t400 =36,2 c, t1000 =65,3 c.

      3. Время разгона tз до заданной скорости Vз

      Vз = 60 км/ч –для городских автобусов.

  tз = 40 с

    Практическое  применение характеристики времени  и пути разгона сведено в таблицу 3.6. 

    Таблица 3.6 Данные, определяемые по характеристике времени и пути разгона автомобиля

Vуmax t400, с t1000, с Vз ,км/ч tз, с
90 36,2 65,3 60 37,4

  

 

    4 ТОПЛИВНАЯ ЭКОНОМИЧНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ 

    4.1 Построение топливной  характеристики автомобиля 

    Топливной экономичностью называют совокупность свойств, определяющих расход топлива при выполнении автомобилем транспортной работы в разных условиях движения.

    Топливной характеристикой установившегося движения называют зависимость путевого расхода топлива от установившейся скорости при установившемся движении на ровной горизонтальной дороге на высшей передаче.

    При построении графика топливной характеристики установившегося движения для заданной скорости автомобиля на высшей передаче определяется:

    обороты двигателя, соответствующие заданной в км/ч скорости:

                                                                                                    (4.1) 

    значение  эффективной мощности на валу двигателя, соответствующее полученным оборотам двигателя: 

          Pe ст = Pemaxст×[a(ne / np) + b(ne / np)2 + c(ne / np)3]                      (4.2) 

    значение  мощности, передающейся в трансмиссию  автомобиля: 

                Pe = Pe ст×kст                                                 (4.3) 

    значение  мощности, подводимой к ведущим колесам  автомобиля на высшей передаче:

                Pk = Pe×ηтр                                                   (4.4) 

    значения  мощностей, затрачиваемых на преодоление сил дорожного сопротивления и сопротивление воздуха (здесь скорость в м/с): 

                Fψ = Ga×fV                                                    (4.5) 

                FV = kв×Aв×Va2                                             (4.6) 

                Pψi = Fψi×Va×10-3                                           (4.7) 

                PВi = FВi×Vai×10-3                                          (4.8) 

    значения  степени использования мощности И  и частоты вращения Е: 

                                                            Е = ne / np                                                (4.9) 

                И = (Pψi + PВi) / Pki                                     (4.10) 

    Определяем  коэффициенты, зависящие от степени  использования двигателя и частоты  вращения коленчатого вала двигателя: 

                                         kE = 1.25 – 0.99E + 0.98E2 – 0.24E3                            (4.11) 

                                         kИ = 1.2 + 0.14И – 1.8И2 +1.46И3                               (4.12)

    Путевой расход топлива (в л/100 км) определяется по формуле:
            QSi = gep×kEi×kИi (Pψi + PВi)×100/( ρТ×Vai×ηтр)                    (4.13)
 

где gep – удельный расход топлива двигателем при максимальной мощности, выше gemin на 5…10%. Для дизельных двигателей ge min лежит в пределах 220…260г/кВт ч; принимаем ge min = 250 г/кВт ч; gep=270 г/кВт×ч (8 %)       [1,c.58]

ρт – плотность топлива, ρт = 860 кг/м3.     [1,c.57] 

    Результат расчета сводим в таблицу 4.1.

Таблица 4.1 Топливная  экономичность на 6 передаче

V,        км/ч ne,       об/мин Ре ст,    кВт Ре,       кВт Рк,       кВт РΨ,       кВт Рв,       кВт И Е ke Qs,    л/100км
34,31 800 66,76 63,42 53,91 11,92 1,94 0,26 0,38 1,13 1,00 14,40
40,74 950 79,69 75,70 64,35 14,33 3,25 0,27 0,45 1,12 0,98 14,93
47,39 1105 92,86 88,21 74,98 16,91 5,11 0,29 0,53 1,11 0,96 15,68
55,75 1300 108,93 103,49 87,96 20,31 8,32 0,33 0,62 1,09 0,95 16,87
68,61 1600 131,99 125,39 106,58 25,96 15,51 0,39 0,76 1,05 0,96 19,22
81,48 1900 152,12 144,51 122,83 32,21 25,97 0,47 0,90 1,00 0,98 22,05
90,05 2100 163,40 155,23 131,95 36,76 35,06 0,54 1,00 0,96 1,00 24,17

Информация о работе Определение тягово-динамических и топливо-экономических свойств автомобиля