Монополия и конкуренции на автотранспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 01:23, реферат

Краткое описание

Транспорт - одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует "каркас" территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.
Со временем условия перевозок, рациональность, качество, скорость доставки грузов увеличивается из-за значительной монопольной конкуренции на рынке транспортных услуг, так как каждый предоставитель перевозочных услуг пытается обойти своего конкурента в качестве перевозок и приспособиться к спросу и чем больше борьбы между конкурентами, тем интенсивнее развиваются транспортные перевозки.

Содержание

Введение
1. Монополия и конкуренция на ж/д
2. Монополия крупных АТП
3. Конкуренция на транспортном рынке. Конкурентоспособность
грузовых перевозок
4. Основные направления развития конкуренции на рынке транспортных услуг
5. Характеристика конкурентной среды рынка перевозок
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Монополия и конкуренция на транспорте.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Другой отличительной  чертой конкуренции в сере перевозочных услуг является то, что она может быть ценовой и неценовой.

В основе ценовой конкуренции  приняты цены на условиях и с помощью цены можно повысить, или понизить уровень конкуренции на рынке услуг.

При неценовой конкуренции  за основу берется показатель качества, предоставления услуги - перевозки. И с помощью него можно завоевать конкурентное преимущество в конкурентной борьбе.

Однако при неценовой  конкуренции не обходится без  привлечения дополнительных затрат, которые в основном связаны с  высокой оплатой квалифицированного специалиста (логиста, водителя).

Конкуренция в сфере перевозочных услуг направлена на повышение имиджа предприятия услуг, которые выступают среди других с целью завоевания потребительского спроса.

Имидж такого предприятия  услуг может включать: качество оказания услуги в перевозке, ассортимент товара или продуктов перевозки, цена, гарантия, рекламная деятельность и методы стимулирования.

Вместе с тем поддержание имиджа на автотранспортном предприятии требует постоянного контроля за техническим состояние автомобилей, качеством перевозок, внедрения новых транспортных средств и т.д.

Рынок автотранспортных услуг также характерен широким проникновением новых конкурентов в сфере услуг. Успех у тех АТП, которые расширяют круг оказываемых услуг и разрабатывают собственную конкурентную стратегию.

И в конкурентной борьбе автотранспортных предприятий преуспевают те, которые оказывают аналогичные услуги при снижении затрат. При этом используется стратегия дифференциации услуг и стратегической концентрации услуг на 1 или несколько сегментов рынка. Это возможно в случае, когда предприятие дополнительно проводит широкие маркетинговые исследования, а так же использует новую автотранспортную технику, производит или приобретает продукцию более требуемую для перевозок.

Стратегические  концепции:

АТП достигает высоких результатов за счет санкционированных затрат по оказанию услуг по перевозке.

На рынке перевозочных услуг, как и на любом товарном рынке, существует конкуренция, носящая открытый характер.

Существуют методы оценки конкурентности. Важным фактором конкурентности является оценка потребления товара. Для оценки конкурентности транспортно-перевозочных услуг применяются качественные и количественные методы оценки.

Наиболее приемлемым для количественной оценки условием рекомендуется использовать обобщенный показатель, который характеризует количество перевозок. В содержание этого оценочного показателя могут входить различные способы их выражения: характеристику перевозочных услуг, индекс оказания услуг, коэффициент бальной оценки, доля оценки.

Наряду с количественными  показателями используются и качественные показатели.

Для качественной характеристики услуг применяется бальная система сравнения перевозочных услуг. При этом используется экспертный метод, который получил развитие в практике маркетинга.

Для оценки конкурентоспособности транспортной услуги надо отобрать наиболее характерные показатели по определенному виду услуг. Затем по каждому из показателей дается соответствующая маркетинговая оценка.

Основные  направления развития конкуренции на рынке транспортных услуг

Основными направлениями  развития конкуренции на рынке транспортных услуг являются:

- совершенствование антимонопольного регулирования;

- поэтапное сокращение сферы ценового регулирования и расширение рынка свободных цен;

- создание условий, обеспечивающих недискриминационный доступ транспортных операторов к транспортной инфраструктуре потребителей транспортных услуг к транспортной инфраструктуре;

- устранение неоправданных административных и экономических барьеров для конкуренции транспортных операторов;

- коммерциализация услуг транспортной инфраструктуры с привлечением частных операторов;

- совершенствование системы допуска к транспортной деятельности на основе механизмов лицензирования и подтверждения соответствия транспортных средств и услуг установленным требованиям. Постепенный переход к более «мягким» формам государственного регулирования;

- поддержка малого и среднего бизнеса на транспорте;

- постепенная замена действующих количественных квот качественными;

- содействие развитию транспортной логистики, а также современных информационных технологий в сфере транспорта.

 

 

 

Характеристика  конкурентной среды рынка перевозок

Среди основных факторов, влияющих на формирование конкурентной среды на рынке транспортно-логистических  услуг, можно выделить нижеследующие.

• высокие темпы роста рынка в условиях оживления экономики и увеличения потребительского спроса;

• неравномерность развития отдельных сегментов и слабая географическая диверсификация предоставляемых услуг;

• изменение структуры спроса в направлении повышения комплексности и качества предоставляемых услуг;

На сегодняшний день конкурентную среду на рынке транспортно-логистических услуг определяет, прежде всего, деятельность компаний. Наиболее высокий уровень конкуренции отмечается в сегменте транспортно-экспедиторских услуг, что связано с большим количеством компаний, работающих в сфере организации грузоперевозок, и достижением относительного баланса между спросом и предложением на рынке.

В сегменте комплексной  логистики, развитие которого началось лишь в последние годы, спрос существенно  опережает предложение. Повышение конкуренции ожидается лишь в среднесрочной перспективе, после ввода в оборот новых складских площадей и роста предложения услуг по хранению и дистрибуции товаров. Анализ тенденций логистического рынка показывает, что традиционный рынок транспортно-экспедиторских компаний велик, динамично растет и предоставляет массу возможностей. Конкуренция на нем усиливается и, чтобы удержаться в этом сегменте, операторам необходима серьезная концентрация ресурсов. Аутсорсинг логистики только зарождается. Впоследствии он будет расти гораздо быстрее, но когда начнется наращивание темпов, сказать трудно.

Таким образом, можно заметить, что операторы работают на большом, растущем рынке транспортно-экспедиторских услуг, а логистический аутсорсинг до сих пор не перерос рамки ниши. Однако есть все основания полагать, что в ближайшие годы этот рынок будет стремительно развиваться. Вопрос только в том, когда начнется заметный рост.

Сейчас основные направления  в конкуренции это:

- сроки поставки;

- количество и качество перевозок;

- количество транспортных  средств; 

- новые технологии.

Постепенно строятся склады, причём оснащенные по последнему слову техники, обладатели которых смещают своих конкурентов.

Характеризуя конкурентную ситуацию на транспортном рынке, следует сказать, что в условиях рыночной экономики конкуренция приобретает качественно новые черты, поскольку теперь все виды транспорта развиваются за счет собственных  источников финансирования.

Конкуренция ставит перед  предприятиями такие вопросы, выжить или погибнуть, иметь высокие доходы или влачить нищенское существование.

Конкуренция между различными видами транспорта является внутриотраслевой, несмотря на то, что каждый вид транспорта формально существует как самостоятельная  отрасль, имеющий свое ведомство.  Однако такое административное деление не меняет сущности  внутриотраслевой конкуренции, поскольку весь транспорт занят одним видом деятельности перемещением.

Внутриотраслевая конкуренция  на транспорте – это конкуренция за клиентуру, высокую прибыль, новые более эффективные технологии, высокое качество перевозок, надежность и быстроту перемещения грузов и пассажиров. В соответствии с результатами конкуренции перераспределяются ресурсы между различными видами транспорта, а это значит, что между ними есть элементы межотраслевой конкуренции.

Между различными видами транспорта происходит ценовая и  неценовая конкуренция. Ценовая  конкуренция идет вокруг уровня тарифов, а неценовая связана со скоростью, надежностью, комфортностью перемещения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Рынок монополистической  конкуренции соединяет в себе черты совершенной конкуренции  и монополии. Сходство монополистической  конкуренции с совершенной состоит  в наличии значительного количества продавцов, услуг и почти отсутствии контроля над ценами. Но выполняются одни и те же услуги, в том числе и услуги по перемещению.

Монополизм в перемещении  может состоять в том, что одна, небольшая авиакомпания совершает такие рейсы, которых нет у других, Аналогичное положение может быть и на речном, автомобильном транспорте. Монополизм не обязательно заключается в том, что данные перевозки выполняет только одна компания, их может быть несколько, но они небольшие и практически не имеют конкурентов. Словом, монополизм на транспорте в сочетании с совершенной конкуренцией это специализация или на маршрутах, которых нет у других, либо на видах перевозок. У них есть свои потребители. Однако они не могут существенно влиять на уровень цен и тарифов, а их повышение может вызвать сюда поток конкурентов. И тогда имеющиеся у них элементы монополизма исчезнут.

Наличие рынка монополистической  конкуренции позволяет полнее удовлетворить  потребительский спрос. Вместе с  этим данный вид рынка транспортных услуг, как и предшествующий, не является решающим, так как доля таких перевозок в масштабе того или иного транспорта может быть небольшой. Однако нельзя отрицать наличие как совершенной конкуренции на транспортном  рынке, так и монополистической.

Наиболее типичным для  современных видов транспорта является рынок монополистической конкуренции. Он характеризуется господством немногих компаний, существующих на каждом виде транспорта. В масштабе единого транспортного рынка ими будут транспортные ведомства. Каждая из компаний испытывает на себе влияние других соперников как внутри каждого вида транспорта, так и на межтранспортном уровне.

 

Список литературы:

  1. Малышев А. И. Экономика автомобильного транспорта: Учебник для вузов. – М.: Транспорт, 1983. – 336 с.
  2. Экономика железнодорожного транспорта: Учебник для вузов/И. В. Белов В. Г. Галабурда, В. Ф. Данилин и др.; Под ред. И. В. Белова. – М.: Транспорт; 1989. – 351 с.
  3. Зеркалов Д. В. Довідник залізника. У восьмі книгах. Книга п’ята: Економіка. – К: Основа, 2006. – 616 с.
  4. Зеркалов Д. В. Довідник залізника. У восьмі книгах. Книга 1: Перевезення вантажів/Зеркалов Д. В., Зайкончковський І. В., Пероганич Ю. И., Павленко О. Є., Шашрай Д. О., Яновський В. П./За ред.. Д. В. Зеркалова. – К.: Основа, 2004. – 552 с.
  5. Управление грузовой и комерческой работой на железнодорожном транспорте: Учеб. Для вузов/А. А. Смехов, В. В. Повороженко, А. Т. Дерибас и др.; Под ред. А. А. Смехова.- М.: Транспорт, 1990.-351 с.
  6. Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок на железнодорожном транспорте: Учебник для вузов/П. С. Грунтов, Ю. В. Дьяков, А. М. Макарочкин и др.; Под ред. П. С. Грунтова. – М.: Транспорт, 1994 г. – 543 с.
  7. Экономика промышленного железнодорожного транспорта: Учебное пособие для вузов ж.-д. трансп. / В. А. Дмитриев, В. И. Зеленкою, В. В. Клигман, А. Д. Шишков; Под ред.. В. А. Дмитриева. – М.: Транспорт, 1981. – 293 с.
  8. «Бизнес и логистика-2001»:  Сборник материалов.

    Московского Международного Логистического Форума. Москва, 2001 год.

9.  Андреев А., Гордейчик С. Монополистические  действия  и  ограничение

        конкуренции: вопросы квалификации // Российская юстиция.  1998.  №7.

        С. 13-14.

10. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: пер. с англ. М., 1993.

 

 

 

 

                                                                                                                                                         

 




Информация о работе Монополия и конкуренции на автотранспорте