Международный транспорт: виды, масштабы, тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:43, реферат

Краткое описание

По словам Булатовой А.С. международный транспорт – услуги всех видов транспорта (морского, трубопроводного, воздушного, наземного, речного и космического), оказываемые резидентами одной страны резидентам другой страны.
При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение товаров (грузов) и людей (пассажиров) между двумя или более странами, то есть в международных сообщениях. При этом в мире не существует особого, обособленного от национальных транспортных систем международного транспорта, предназначенного исключительно для международных перевозок грузов и пассажиров.

Вложенные файлы: 1 файл

транспорт.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

Международный транспорт: виды, масштабы, тенденции

 

Понятие

Прежде чем рассмотреть  понятие международного транспорта дадим общее определение понятию «транспорт», высказанное автором Синецким Б.И.: «Транспорт (от лат. transportare - перемещать, перевозить) - сфера услуг, осуществляющая перевозки людей и грузов; транспорт включает совокупность путей сообщения и подвижных перевозочных средств, а также различных сооружений и устройств, обеспечивающих их нормальную работу».

По словам Булатовой А.С. международный транспорт – услуги всех видов транспорта (морского, трубопроводного, воздушного, наземного, речного и космического), оказываемые резидентами одной страны резидентам другой страны.

При осуществлении международных  экономических связей транспорт  обеспечивает перемещение товаров (грузов) и людей (пассажиров) между двумя или более странами, то есть в международных сообщениях. При этом в мире не существует особого, обособленного от национальных транспортных систем международного транспорта, предназначенного исключительно для международных перевозок грузов и пассажиров.

Международные перевозки  обслуживаются национальными перевозчиками  различных стран, использующими  для этого:

  • подвижной состав (морские и речные суда, самолеты, вагоны, автомобили);
  • транспортные сети (железнодорожные, автомобильные, речные, воздушные);
  • транспортные узлы (морские и речные порты, аэропорты, железнодорожные станции, автостанции, грузовые и пассажирские терминалы), относящиеся к транспортным системам отдельных стран.

Процесс доставки товара или пассажиров в международной торговле включает прежде всего:

  • перевозку от внутреннего пункта производства или отправления А до пограничного пункта (порта) Б страны-продавца (принимающей);
  • международную транзитную или морскую перевозку от пункта Б до пограничного пункта (порта) страны-покупателя (В) (если страны-партнеры не имеют общей сухопутной границы);
  • транспортировку от пункта В до внутреннего пункта потребления (Г).

Схематично  международные перевозки можно  представить следующим образом (Рис.1.)

 

 

Рис.1. Процесс  международных перевозок

Под транспортными  операциями в их непосредственном значении понимается обеспечение перевозки  груза на участках А-Б, Б-В, В-Г. Эти  операции осуществляются по договору грузовладельцев с перевозчиками  соответствующих видов транспорта общего пользования, к которому относятся перевозочные средства и постоянные устройства, принадлежащие транспортным организациям, предоставляемые по договорам грузовладельцам.

Транспортные  операции считаются международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов на относительно страны-продавца и страны-покупателя участках маршрута перевозки Б-В. Правоотношения, возникающие в таких транспортных операциях между отправителями и получателями грузов, а также между ними и перевозчиками, имеют международный характер.

Осуществляя международные  транспортные операции, перевозчики  оказывают грузовладельцам транспортные услуги, которые являются специфическим  товаром международной торговли. Международные транспортные услуги продаются и покупаются на международных транспортных рынках. Цены транспортных услуг и другие условия их предоставления в одних случаях являются предметом переговоров между заинтересованными сторонами, в других - устанавливаются самими перевозчиками.

Виды международного транспорта

В аналитических  целях выделяют морской транспорт, который играет основную роль в перевозке  внешнеторговых грузов; воздушный транспорт, играющий главную роль в межстрановом перемещении людей, и остальные  виды транспорта. Статистика платежного баланса учитывает международный транспорт по следующим основным категориям:

1) пассажироперевозки;

2) грузоперевозки;

3) аренда перевозчика  с экипажем;

4) обеспечивающие и вспомогательные услуги (техобслуживание, навигация, буксировка и т п.).

Рассмотрим характеристики отдельных видов транспорта, используемого при международных перевозках:

1. Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт  способен перевозить различные грузы  и выполнять массовые перевозки  грузов и пассажиров, перевозки имеют  низкую себестоимость. Железные дороги являются наиболее рентабельным видом транспорта для перевозок вагонных партий грузов навалом каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции - на дальние расстояния. Недавно железные дороги начали увеличивать число услуг с учетом спецификации клиентов. Было создано новое оборудование для более эффективной грузообработки отдельных категорий товаров, платформы для перевозки автомобильных прицепов (рейсовый контрейлер), стали предоставляться услуги в пути, такие как переадресование уже отгруженных товаров в другой пункт назначения прямо на маршруте и обработка товаров в ходе перевозки.

Одним из основных договоров  по регламентации железнодорожных  перевозок является Соглашение о  международных перевозках (КОТИФ) 1980 г. В КОТИФ предусмотрены предельные сроки доставки грузов. Российская Федерация является участницей Соглашения о международном железнодорожном сообщении (СМГС) 1951 г. (пересмотрено в 1992 г). Оно устанавливает прямое международное сообщение для перевозок грузов между железными дорогами Албании, Болгарии, Китая, КНДР, Монголии, Польши, Румынии, России и ряда других стран. В соответствии со ст.7 Соглашения перевозка грузов оформляется накладной. Железная дорога, принявшая груз к перевозке по накладной СМГС, ответственна за выполнение договора перевозки на всем пути следования груза до выдачи его на станцию назначения. Каждая последующая железная дорога, принимая к перевозке груз вместе с накладной, вступает тем самым в этот договор перевозки и принимает на себя возникающие по нему обязательства.

2. Водный транспорт

Стоимость перевозки водным транспортом громоздких нескоропортящихся  товаров невысокой стоимости  типа песка, каменного угля, зерна, нефти, металлических руд очень мала. С другой стороны, водный транспорт самый тихоходный и нередко подвержен влиянию погоды.

Морской транспорт является основным средством перевозки грузов. Существуют две формы его эксплуатации: трамповое судоходство и линейное судоходство. При трамповом судоходстве  работа судов не связана с постоянными районами плавания и т.п.; признаком линейного судоходства является постоянство оборота судов на основании существующего расписания. Международные морские перевозки осуществляются по чартеру и коносаменту. Чартер является документом, удостоверяющим наличие и содержание договора фрахтования, заключаемого между фрахтовщиком или фрахтователем. Чартер рассчитан на перевозку крупных партий грузов, прежде всего массовых. При перевозках по чартеру предоставляется все судно, часть или определенное его помещение.

Существует несколько  проформ чартеров: рейсовый чартер, букингнот, тайм-чартер, димайз-чартер, бербоут-чартер и т.д., которые определяют взаимоотношения сторон (фрахтовщика  и фрахтователя, перевозчика и  грузовладельца) при перевозке грузов в международном торговом мореплавании.

В зависимости от сложившихся  условий перевозки различных  родов грузов и отдельных направлений  применяются определенные формы  стандартных чартеров. В международном  торговом мореплавании обычно используются типовые формы чартеров, разработанные, одобренные либо рекомендованные Балтийской и международной морской организацией (БИМКО), Международной палатой судоходства (МПС), национальными палатами судоходств Великобритании, Японии, России и других стран.

Международная перевозка грузов морем осуществляется на основе договора. По договору международной морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

Договор морской перевозки  груза может быть заключен: а) с  условием предоставления для морской  перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых  помещений (чартер); б) без такого условия.

Перевозчиком  является лицо, которое заключило  договор морской перевозки груза  с отправителем или фрахтователем  или от имени которого заключен такой  договор. Фактически перевозчиком является лицо, которому поручено осуществление перевозки груза или части перевозки, и включает любое другое лицо, которому поручено такое осуществление перевозки. Фрахтователем является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза. Отправителем является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза, а также любое лицо, которое сдало груз перевозчику от своего имени.

3. Автомобильный транспорт

Автоперевозки имеют преимущество перед остальными своей срочностью и регулярностью  доставки груза. Автотранспорт постоянно увеличивает свою долю в перевозках. Этот вид перевозок чрезвычайно гибок в отношении маршрутов и графиков движения. Грузовики в состоянии перевозить товар «от двери до двери», избавляя отправителя от необходимости лишних перевозок. Грузовики - рентабельный вид транспорта для перевозки на небольшие расстояния дорогостоящих товаров. Во многих случаях автотранспортные тарифы конкурентно сопоставимы с тарифами железных дорог, но при этом грузовики обычно обеспечивают более высокую оперативность оказываемых услуг.

Основными договорами, регламентирующими международные автомобильные перевозки, являются Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г., Конвенция о дорожном движении 1971 г., Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г., Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) 1957 г.

Конвенция КДПГ предусматривает, что договор перевозки  груза автотранспортом должен быть подтвержден накладной на перевозку  груза. Она должна выдаваться в трех экземплярах и подписываться отправителем и перевозчиком. Накладная на перевозку груза является доказательством заключения договора перевозки, ее условий и получения товаров перевозчиком (ст.9). Конвенция КДПГ содержит перечень специальных рисков, которые освобождают перевозчика от ответственности.

Федеральный закон  Российской Федерации «О государственном  контроле за осуществлением международных  автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка  их выполнения» от 9 июля 1998 г. определяет, что международная автомобильная перевозка - перевозка транспортным средством грузов или пассажиров за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации, а также перевозка транспортным средством грузов или пассажиров транзитом через территорию Российской Федерации. К такой перевозке относится проезд груженого или не груженного транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства и обратно, либо на территорию Российской Федерации транзитом через территорию иностранного государства, либо с территории одного иностранного государства на территорию другого иностранного государства транзитом через территорию Российской Федерации, а также проезд груженого средства, принадлежащего иностранному перевозчику, на территорию Российской Федерации и обратно, либо транзитом через территорию Российской Федерации.

Международные автомобильные перевозки иностранными перевозчиками по территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с российскими разрешениями и многосторонними разрешениями. Порядок выдачи разрешений определяется Правительством Российской Федерации.

Российские  перевозчики допускаются к международным  автомобильным перевозкам при наличии лицензий на этот вид деятельности.

4. Трубопроводный транспорт

Трубопроводы - специфическое средство транспортировки  нефти, каменного угля и химических продуктов от мест их происхождения  к рынкам. Транспортировка нефтепродуктов по нефтепроводам обходится дешевле, чем по железной дороге, но несколько дороже, чем по воде. Большинство трубопроводов используются владельцами для транспортировки их собственных продуктов.

5. Воздушный транспорт

Воздушный транспорт  широко используется для перевозки в первую очередь пассажиров; срочных, скоропортящихся, ценных и других грузов, багажа и почты.

Этот вид  транспорта приобретает все большую  значимость. Хотя тарифы грузовых авиаперевозок  гораздо выше железнодорожных или  автомобильных тарифов, транспортировка по воздуху оказывается идеальной в тех случаях, когда основное значение имеет скорость или/и когда необходимо достичь отдаленных рынков. Среди наиболее часто доставляемых по воздуху грузов скоропортящиеся продукты (такие, как свежая рыба, живые цветы) и негромоздкие изделия высокой стоимости (такие, как приборы, ювелирные изделия). Фирмы убеждаются, что использование авиационного транспорта позволяет снизить требуемый уровень товарных запасов, уменьшить число складов, сократить издержки на упаковку.

Основным межгосударственным соглашением, действующим в области регулирования отношений по воздушным перевозкам, является Варшавская конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, от 12 октября 1929 г., ратифицированная приблизительно 120 государствами. 28 сентября 1955 г. в Варшавскую конвенцию были внесены поправки и подписан Гаагский протокол. Российская Федерация является участницей Конвенции (с 1934 г) и Гаагского протокола (с 1957 г).

В соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации: международной является такая перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены соответственно на территориях двух государств или на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства. Следовательно, национальное законодательство РФ полностью согласуется с требованиями, установленными в международном договоре, в котором участвует Россия.

Информация о работе Международный транспорт: виды, масштабы, тенденции