Контрольная работа по "Эксплуатации ТТМ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Главная функция кривошипно-шатунного механизма (сокращенно – КШМ), являющегося неотъемлемой составляющей любого ДВС (будь-то дизельный или бензиновый силовой агрегат), заключается в преобразовании совершаемого поршнем возвратно-поступательного движения во вращательное, выполняемое коленчатым валом. Выделяют неподвижные и подвижные детали КШМ.

Содержание

1. Диагностика КШМ .................................................................................. 3 стр.
2. Техническое обслуживание КШМ ........................................................ 10 стр.
3. Технологическая карта .......................................................................... 12 стр

Вложенные файлы: 1 файл

КШМ !!!!!.docx

— 318.64 Кб (Скачать файл)

                                                                     9

 

Если при контроле поочередно отключать цилиндры (например, вывертывая свечи зажигания), то по снижению количества прорывающихся газов можно оценить герметичность отдельных цилиндров.

 

2. Техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма ( КШМ ).

 

В процессе работы поверхности деталей двигателя, между которыми возникает трение, изнашиваются, отчего увеличиваются зазоры, ослабевают крепления и повышаются ударные нагрузки.

Изношенные коренные и шатунные подшипники, а также шейки коленчатого вала во время работы стучат и вызывают ускоренный износ деталей кривошипно-шатунного механизма.

Если изношены только подшипники, а шейки вала изношены в допустимых пределах, в двигателях с тонкостенными вкладышами требуется только поставить новые вкладыши ремонтных размеров. В двигателях, не имеющих вкладышей или снабженных толстостенными вкладышами, нужная степень затяжки подшипников достигается удалением части или всех прокладок; подшипники перезаливаются, если заливка выкрошилась или в ней образовались трещины.

В течение рабочего цикла шейки коленчатого вала, испытывая при разных тактах неодинаковое давление, изнашиваются неравномерно- теряют цилиндрическую форму и становятся овальными. Такие шейки должны быть прошлифованы, а тонкостенные вкладыши заменены или подшипники перезалиты соответственно уменьшенному диаметру шеек.

Изношенный поршневой палец или его втулки также создают стук. Для устранения стука заменяют втулки и пальцы новыми соответствующих ремонтных размеров; иногда можно ограничиться заменой только одной детали (пальца или втулок), подогнав старую деталь к новой.

В блоке цилиндров в основном изнашиваются стенки цилиндров. Характер износа стенок зависит от следующих причин:

а) вследствие давления поршневых колец увеличивается диаметр цилиндров;

б) так как поршневые кольца не доходят в верхней мертвой точке до верхнего края цилиндров, а в нижней мертвой точке - до нижнего края, стенки цилиндра изнашиваются по высоте неравномерно и становятся ступенчатыми;

в) давление в цилиндрах достигает наибольшей величины при нахождении поршней около верхних мертвых точек, при этом газы, проникающие в поршневые канавки, усиливают давление поршневых колец на стенки цилиндров; поэтому износ цилиндров достигает наибольшей величины в верхней их части и постепенно уменьшается книзу - цилиндры изнашиваются на конус;

г) при рабочем ходе поршень со значительной силой прижимается к одной из боковых стенок цилиндра, а при вспомогательных тактах - к другой стороне, поэтому

                                                                    10

 

 цилиндр со временем утрачивает  круглую форму и становится  овальным.

Кроме того, лопнувшие поршневые кольца или сместившийся поршневой палец могут поцарапать рабочую поверхность (зеркало) цилиндров или вставных гильз.

Неглубокие царапины устраняются шлифовкой цилиндров наждачными камнями на специальных станках с последующей полировкой. Чтобы уничтожить конусность и овальность, требуется расточить цилиндры и поставить новые поршни соответствующего ремонтного размера. Вставные гильзы обрабатываются так же, как зеркало цилиндров, или заменяются новыми ремонтных размеров.

Быстрее других деталей изнашиваются поршневые кольца; при износе понижается компрессия, т. е. уменьшается давление при такте сжатия. Вследствие ослабления нажатия колец и увеличения в стыках их (замках) зазоров газы во время рабочего хода прорываются в картер и загрязняют масло, при такте сжатия в картер проникают пары горючего, превращающиеся при охлаждении (конденсирующиеся) в жидкость и разжижающие масло. Осаждаясь на стенках цилиндров, масло при износе поршневых колец проникает в камеру сгорания, оседает каплями на электродах свечей, в результате чего прекращается искрообразование.

Изношенные кольца необходимо заменять новыми.

Газы, оказывая давление на прокладку, могут пробить ее, если неплотно затянуты гайки, причем газы могут проникать не только наружу, но и в рубашку охлаждения; в свою очередь охлаждающая жидкость во время тактов впуска может проникать в цилиндры, что сопровождается появлением пара из глушителя. При повреждении прокладки между смежными цилиндрами двигатель начинает работать с перебоями, иногда глохнет. Поврежденную металло-асбестовую прокладку заменяют.

На днищах поршней, клапанах и внутренней поверхности головки цилиндров возможно отложение значительного нагара. Нагар обладает низкой теплопроводностью, что вызывает перегрев двигателя, повышает давление и температуру такта сжатия и способствует возникновению детонации ("Свойства и сорта горючего" ). Частицы нагара, накаливаясь, могут вызвать воспламенение рабочей смеси до появления искры в свече (преждевременная вспышка).

Для предотвращения указанных, неисправностей и ненормальностей в работе двигателя техническим обслуживанием кривошипно-шатунного механизма предусмотрены следующие работы:

а) проверка (при каждом техническом обслуживании (ТО), подтяжка (при ТО-2) креплений головки цилиндров и поддона картера;

б) очистка фильтров и клапана вентиляции картера (при ТО-3);

в) очистка стенок камеры сгорания от нагара (при ТО-3, а для головок из алюминиевого сплава через каждые 12 000 км пробега автомобиля);

г) проверка состояния стенок цилиндров, колец, поршней и подшипников (при ТО-3).

Крепления головки цилиндров и поддона картера (гайки или болты) надо подтягивать в перекрестном порядке, начиная с середины головки, для того чтобы поверхности прилегали плотно и не возникло перекосов, могущих повлечь повреждение головки. В заводских инструкциях точно указывается последовательность подтяжки гаек (болтов);

                                                                     11

 

эту последовательность нельзя нарушать.

Чугунные головки цилиндров подтягивают на прогретом двигагеле, а головки из алюминиевого сплава - только на холодном двигателе.

Нагар со стенок камер сгорания удаляют щетками, а с днищ поршней - металлическими скребками. Одновременно очищают от нагара и седла клапанов. Удаляя нагар, каждый очищенный поршень нужно ставить в верхнее положение. Скребком следует работать осторожно, стараясь не поцарапать очищаемые детали, в особенности изготовленные из алюминиевых сплавов, так как негладкие поверхности быстро покрываются нагаром.

Состояние стенок цилиндров (путем осмотра и промеров), поршней (измерением зазоров), плотность прилегания колец (по состоянию зеркала цилиндра: на нем не должно быть темных полос) и степень износа подшипников (измерением зазоров) проверяют при техническом обслуживании для определения необходимости в ремонте двигателя.

При разборке и сборке двигателя необходимо применять только размерные ключи, рукоятки которых рассчитаны на определенный максимальный крутящий момент. Гайки затягиваются ключами со специальными (динамометрическими) рукоятками. Стрелка на рукоятке показывает величину момента, прилагаемого в данное время к затягиваемой гайке.

Снимая головку цилиндров, нужно осторожно отделять широким ножом прокладку от блока или головки. Еще более осторожно нужно снимать поддон картера, так как он уплотнен хрупкой пробковой или картонной прокладкой. Прежде чем ставить прокладки на место, их надо тщательно осмотреть.

 

                                            3. Технологическая карта

           Поршень с шатуном. Разборка, дефектовка и сборка

 

       Поршень с шатуном:

    1 - гайка шатунного болта 
    2 - шатунные вкладыши 
    3 - шатун 
    4 - поршневой палец 
    5 - канавка верхнего компрессионного кольца 
    6 - канавка нижнего компрессионного кольца 
    7 - канавка маслосъемного кольца 
    8 - поршень 
    9 - шатунный бол

   10 - крышка шатуна 

 

                                                                         12

 

 

Для удобства подбора поршней по цилиндрам цилиндры и поршни в зависимости от диаметра делятся на пять размерных групп: A, B, C, D, E.

В качестве запасных частей поставляются поршни номинального размера трех классов: A, C, E и двух ремонтных размеров. Первый ремонтный размер увеличен на 0,4 мм, второй – на 0,8 мм. 
По массе поршни делятся на три группы: нормальную, увеличенную на 5 г и уменьшенную на 5 г. На двигателе должны устанавливаться поршни одной группы. 
Для поршней ремонтных размеров поставляются в качестве запасных частей кольца ремонтных размеров, увеличенные на 0,4 мм и на 0,8 мм. На кольцах первого ремонтного размера выбита цифра “40”, а второго – “80”.

 

                                                                                                                                  Таблица 1.

                               Номинальные размеры цилиндров и поршней

Размерная группа

Модель двигателя ВАЗ-2108

Модель двигателя ВАЗ-21083

Диаметр цилиндра, мм

Диаметр поршня, мм

Диаметр цилиндра, мм

Диаметр поршня, мм

A

76,00-76,01

75,965-75,975

82,00-82,01

81,965-81,975

B

76,01-76,02

75,975-75,985

82,01-82,02

81,975-81,985

C

76,02-76,03

75,985-75,995

82,02-82,03

81,985-81,995

D

76,03-76,04

75,995-76,005

82,03-82,04

81,995-82,005

E

76,04-76,05

76,005-76,015

82,04-82,05

82,005-82,015


        Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними. Зазор определяется как разность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра. Номинальный зазор равен 0,025-0,045 мм, предельно допустимый – 0,15 мм. Если зазор не превышает 0,15 мм, можно подобрать поршни из последующих классов, чтобы зазор был как можно ближе к номинальному. Если зазор превышает 0,15 мм, расточите цилиндры под следующий ремонтный размер и установите поршни соответствующего ремонтного размера.

                                      

                                                                                                                                       Таблица 2

 Примечание 1

Зазор между кольцами и канавками поршня, мм

Номинальный:

 

верхнее компрессионное кольцо

0,04-0,075

нижнее компрессионное кольцо

0,03-0,065

маслосъемное кольцо

0,02-0,055

Предельно допустимый зазор для всех колец

0,15.

   

                                                                            13

 

                                                                                                                                    Таблица 3

Примечание 2

Зазор в замках поршневых колец, мм:

Номинальный

0,25-0,45

Предельно допустимый

1,0


Поршневые пальцы разбиты по диаметру на три класса (1-й, 2-й, 3-й) через 0,004 мм. Класс пальца маркируется на его торце краской.

 

                        Размерные классы поршневых пальцев и поршней

Класс

Диаметр пальца, мм

Диаметр отверстия в поршне, мм

Маркировка

пальца

поршня

1

21,970-21,974

21,982-21,986

Синий

1

2

21,974-21,978

21,986-21,990

Зеленый

2

3

21,978-21,982

21,990-21,994

Красный

3


 

 

 

 

 

Порядок выполнения:

 

1. Рекомендуем снимать поршневые кольца специальным съемником. Если его нет, аккуратно раздвиньте замок кольца и снимите кольцо с поршня. Аналогичным образом снимите остальные кольца.

Информация о работе Контрольная работа по "Эксплуатации ТТМ"