Конспект лекций по дисциплине «Основы теории систем и компромиссов»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:31, курс лекций

Краткое описание

Теория транспортных систем (ТТС) является, с одной стороны, частью общей теории систем, используя средства системотехники, с другой – базовой дисциплиной для таких дисциплин, как: транспортная логистика, транспортные коммуникации и связь, маркетинг, рынок транспортных услуг, информационные технологии на транспорте, взаимодействие видов транспорта, транспортное право, грузовые и пассажирские перевозки и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

ТТС-Лекции.doc

— 294.00 Кб (Скачать файл)

Рис. 1. Основная классификация  транспорта.

По характеру перевозки ( дальности, цикличности, специализации ) транспорт делится на городской, пригородный, магистральный и промышленный.

Выраженный структурный  характер носит технологическая  классификация, отражающая потенциальные возможности видов транспорта.

По своему экономическому содержанию все перевозки грузов автомобильным  транспортом можно разделить  на три группы: перевозки в сфере личного пользования, перевозки в сфере обращения и технологические перевозки грузов внутри предприятия (рис. 1.5). Перевозки грузов в сфере личного пользования связаны с удовлетворением потребностей населения в перевозке грузов, которые получили название транспортно-экспедиционное обслуживание населения.

 

1.5 Транспортная  система страны

Единая транспортная система и сферы деятельности различных видов транспорта.

 

АТ является частью ТС страны. Транспортная система – это совокупность путей  сообщения, перевозочных средств, технических устройств и механизмов, средств управления и связи, объединенных системой технологических, технических, правовых и экономических отношений. ТС объединяет жд, морской, внутрен водный-речной, воздушный, ат, газонефтепроводный и промышленный трансп.

Под единой транспортной системой подразумевают  совокупность  видов транспорта, связанных экономическими, технологическими, техническими и нормативно-правовым и взаимоотношениями. Каждый вид транспорта имеет свою сферу эффективного использования.Разнообразие видов транспорта в нашей стране обусловлено ее большой территорией, множеством естественных водных путей, регионов с неблагоприятными климатическими зонами, разнообразием ландшафтов и т.п.

Железнодорожный транспорт — наиболее развитой и технически оснащенный вил транспорта п нашей стране На его долю приходится основная транспортная работа (в тонно-километрах}. По железной дороге перевозят массовые недорогие грузы на средние и дальние расстояния, а также пассажиров — на средние расстояния и в пригородной зоне. В рыночных условиях из-за ерав-^ нительно невысоких скоростей железнодорожный транспорт стал терять свое значение в мире (кроме России)* однако повышение технических скоростей до 240 — 320 км/ч в ряде стран Европы, Японии и др. и экологическая чистота злектрифипированньгх железных дорог вернули к нему былое расположение. Многие страны мира сейчас интенсивно развиваю! железнодорожный транс¬порт с учетом новых научных достижений.

Автомобильный транспорт развивается  ускоренными темпами, особенной рыночных условиях, как наиболее массовый вил транспорта для перевозки пассажиров и грузов любой стоимости, в том числе дорогостоящих, на короткие и средние расстояния, а также обеспечения розничной торговли, малого бизнеса, систем производственной логистики. Автомобильный транспорт имеет самую широкую сферу использования: в городе, пригороде, в межрегиональном, междугородном и международном сообщении как самостоятельный или для подвоза-вывоза к магистральным видам транспорта. Развитие современных технологий, например контейнерной, расширяет сферу применения (дальность) автомобильного транспорта. Эффективна и перевозка на значительные расстояния при международном сообщении, которая ускоряет доставку экспортно-импортных грузов.

Внутренний водный, речной, транспорт уступил свое лидирующее положение другим видам транспорта.

Используется речной транспорт  для массовых перевозок недорогих  грузов (доля гравия, песка, нерудных строительных материалов составляет более 85 %; нефти  и каменного угля — 11%). Особая роль отводится речному транспорту при обслуживании отдаленных районов нашей страны (Сибирь, Дальний Восток), в которых нет других видов транспорта. Он широко используется как круизный для перевозки пассажиров на дальние расстояния.

Построение ТС в условиях рынка должно соответствовать повышению качества. приоритеты показателей качества работы транспорта для потребителей внесены в таблицу:

 

1.6 Эксплуатационные  особенности видов транспорта

Эксплуатационные особенности  оцениваются с помощью показателей, связанных с характером использования и эксплуатации видов транспорта. К ним относятся – гибкость, скорость, надежность, безопасность, полезность, провозная и пропускная способность.

Кратко охарактеризуем сущ-щие виды тр-та:

Автомобильный транспорт (АТ). Этот вид транспорта занимает важное место в единой транспортной системе. Главными достоинствами АТ, обеспечивающими его широкое применение, являются  высокая маневренность и возможность непосредственной доставки груза «от двери до двери» без перегрузки в пути с одного вида транспорта на другой. Это значительно ускоряет доставку груза и обеспечивает его сохранность. К важнейшим особенностям АТ относятся также приспособленность для транспортировки грузов, различных по массе и габаритным размерам, освобождение от необходимости накапливать для перевозки большие массы грузов, способность развивать большую скорость по обустроенным дорогам, проникать в отдаленные места, собирать и распылять грузы.

Железнодорожный транспорт (ЖДТ). ЖДТ – сложное многоотраслевое хозяйство внутри государства. В состав ЖДТ входят железные дороги, предприятия, административно-хозяйственные учреждения, правоохранительные органы, учебные заведения. ЖДТ оснащен техническими средствами, состоящими из подвижного состава и железнодорожных сооружений и устройств. К сооружениям и устройствам относятся железнодорожные пути с путевым развитием на раздельных пунктах для приема, обгона, формирования, расформирования и отправления поездов, устройства для хранения, погрузки, выгрузки и переработки грузов, сооружения для посадки , высадки и обслуживания пассажиров; устройства автоматики, телемеханики, связи, и вычислительной техники, предназначенные для управления перевозочным процессом и обеспечения безопасности. ЖДТ также располагает сооружениями для экипировки и ремонта локомотивов и вагонов, снабжения электроэнергией, водой, материально-технической базой. Все эти структуры размещены на узкой полосе земли, протянувшейся вдоль трассы дороги и пересекающей территории регионов, областей, районов. Магистрали различного уровня, соединяясь друг с другом, образуют железнодорожную сеть страны.

Воздушный транспорт. Грузовые перевозки воздушным транспортом  сравнительно невелики, однако этим транспортом перевозятся наиболее срочные и ценные грузы; например, около 20% всех мировых перевозок почты. Преимуществом воздушного транспорта является то, что для него не нужно строительство магистральных линейных сооружений – дорог, мостов, тоннелей. Для него достаточно наличие аэродромов и вокзалов в начальных и конечных пунктах трассы.

Основными элементами системы  воздушного транспорта является система  «экипаж – воздушное судно»; система управления воздушным движением,  включающая комплекс технических средств и персонал, а также система технической эксплуатации, объекты и персонал коммерческих служб. Транспортные средства – большая и малая авиация, вертолеты.

Трубопроводный транспорт. Почти половину от общего веса груза, перемещаемого тр-м, составляет вес  тары (включая транспортное средство), обусловливающий бесполезную трату энергии. Этот недостаток  названных средств отсутствует в трубопроводном транспорте, позволяющем перемещать только сам груз, тогда как тара (оболочка) остается неподвижной. В этом заключается главное экономическое преимущество трубопроводов. К достоинствам их относятся также непрерывность транспортного процесса, возможность его полной автоматизации, относительно малая трудоемкость и более низкая себестоимость.

Трубопроводный транспорт  делится: на магистральный трубопроводный транспорт, технологические трубопроводы; гидравлический и пневматический транспорт ( жидкость и воздух используется в качестве носителя; груз переносится этим носителем).

Классическими грузами  трубопроводов являются нефть, нефтепродукты, горючие газы, вода.

3.1. Гибкость

Под гибкостью транспорта понимается совокупность аспектов, определяющих возможность выбора вариантов использования транспортных средств и организации перевозок из некоторого множества вариантов. Гибкость желательна, поскольку вид транспорта, обладающий этой способностью, является более полезным и может приспосабливаться к различным условиям.

Автомобильный транспорт. Небольшая грузоподъемность автомобилей делает их пригодными для мелкопартионных перевозок, а разнообразие типов машин и автопоездов позволяет использовать их для перевозок разнообразных грузов. Для крупных перевозочных операций не требуется больших транспортных средств, нужно лишь обеспечить необходимое число автомобилей.

Сеть автомобильных  дорог более разветвленная, чем  у других видов транспорта, она  хорошо приспосабливается к особенностям местности, а также к уличной сети. Грузовой автомобиль, загруженный у «ворот» грузоотправителя, может следовать прямо к «воротам» грузополучателя. Гибкость АТ проявляется и в способности отдельно взятого АТС идти навстречу, объезжать, обгонять, другие машины на одной и той же дороге.

Значительная гибкость создается благодаря возможности  разделения тягача и прицепа. Прицепы могут быть взаимозаменяемы.

Автомобили в пути претерпевают меньшие удары, чем  на других видах транспорта; плавность движения АТС благоприятная, что позволяет отправлять грузы без лишней упаковки;  срок службы автомобилей ближе к сроку  морального износа; это облегчает замену парка и  ввод улучшенных конструкций и технологий.

АТ эффективней всех видов транспорта на расстояниях до 500 км. Но при хорошей организации работ, наличии развитой сети дорог и транспортных коридоров автомобильные перевозки осуществляются и на тысячи километров. В рамках пассажирского транспорта ничего не может сравниться с гибкостью и удобствами частного автомобиля. Однако гибкость АТ утрачивается вследствие плотности движения.

Железные  дороги. Они обладают большой гибкостью отчасти из-за большой плотности сети путей. Партии грузов могут быть от нескольких килограммов до сотен тонн. Пассажирские перевозки осуществляются поездами как дальнего следования, так и пригородными. В зависимости от условий движения и потребностей в перевозках в состав может быть включено разное число вагонов. В пути они могут перецепляться к другим составам со сменой направления. Тепловозная и электрическая тяга обладает гибкостью в смысле модульности.

Железным дорогам недостает  гибкости в отношении постоянных сооружений, нововведения требуют больших затрат, уменьшая временную гибкость системы. Железнодорожный транспорт более консервативен, чем АТ.

Водные  пути – буксиры и баржи. Большая часть движения по рекам и каналам осуществляется посредством буксирных судов в зависимости от плотности перевозок в данное время и в данном районе. Баржи эффективно используются для перевозки в больших размерах массовых грузов, для которых не требуется большой скорости. Речному транспорту не хватает гибкости в части размещения пути: он работает только там, где имеются водные пути.

Водные  пути – суда. Каботажные суда и суда для внутренних водных систем работают отдельными единицами и не обеспечивают большой гибкости эксплуатации. Судно с его большой дорогой силовой установкой должно выходить в рейс независимо от степени загрузки. Размеры глубоководного судоходства определяются наличием каналов и гаваней. Судоходство ограничено ледоставом.

Воздушный транспорт. Воздушные пути имеют различную степень гибкости. Самолеты обладают гибкостью в смысле выбора курса. Но с повышением скоростей и плотности движения эта гибкость утрачивается из-за ужесточающихся условий. Большие самолеты требуют больших и прочных посадочных полос, Это снижает гибкость воздушного транспорта.

Вертолет лишен многих названных недостатков, может подниматься  и опускаться почти вертикально, может зависать в воздухе. Гибкость его высока, но дальность полета небольшая.

Трубопровод. Он обладает наименьшей гибкостью. Движение возможно только в направлении трубы, в одну сторону. Возможные виды перевозок ограничены. Груз не может быть частично загружен в трубопровод или выгружен из него между конечными  пунктами. Трубопроводы могут прокладываться в любой местности. Находясь под землей, они не мешают пользоваться ею.

Конвейеры. Являясь, как и трубопроводы, непрерывным транспортом, конвейеры обладают большей гибкостью в отношении возможности разгрузки и погрузки в промежуточных пунктах или в отношении размеров или видов грузов. Грузовые конвейеры могут перевозить как малые, так и большие партии грузов. Конвейеры могут применяться и для перевозки пассажиров – в виде эскалаторов и движущихся тротуаров.

Подвесные канатные дороги. Они обладают  особой гибкостью в отношении местоположения. Практически не найдется местности, на которой нельзя было бы установить опоры подвесной дороги. Для подвесных дорог существуют ограничения по габаритам больших грузов, но эти дороги пригодны для перевозки грузов малого размера. Гибкость подвесных дорог в отношении конечных пунктов перевозок уменьшается тем, что необходимо сооружение конечных станций.

3.2. Скорость движения.

Для различных транспортных средств могут быть определены нормальная, средняя и максимальная скорости движения. Расход топлива растет  пропорционально увеличению скорости движения, поэтому скорость является экономическим фактором.

Автомобили. АТС имеют широкий диапазон скоростей движения. Легковые серийные автомобили могут развивать скорости до 200 км/ч, грузовые – до 140 км/ч. Скорости 70 – 80 км/ч для грузовых и 80 – 100 км/ч для легковых считаются наиболее экономичными по расходу топлива, смазки и износу шин.

Средняя техническая скорость грузовых автомобилей и автопоездов на магистральных дорогах 65 – 85 км/ч. Городское движение ограничивает среднюю скорость автомобилей до 20 – 40 км/ч.

Поезда. Некоторые высокоскоростные линии в мире реализуют крейсерские скорости порядка 300 км/ч. Обычные скоростные поезда имеют скорости не выше 200 км/ч. В метро скорость редко превышает 70 км/ч.

Средняя скорость  грузовых поездов России составляет около 35 км/ч, а пассажирских – 60 км/ч.

Суда. Океанские пассажирские суда имеют крейсерскую скорость 25 – 35 узлов, грузовые 10 – 20 узлов. Быстрый оборот в порту считается более важным, чем высокая крейсерская скорость. Речные суда реализуют меньшие скорости и по соображениям безопасности. Скорости реки и судна соизмеримы.

Информация о работе Конспект лекций по дисциплине «Основы теории систем и компромиссов»