Защита прав потребителей при оказание железнодорожных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 15:12, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Понятие "транспортные услуги" собирательное и включает деятельность по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также связанные с перевозочным процессом услуги, в том числе экспедиционные услуги, услуги по погрузке и выгрузке грузов, буксировку и т.д. Основным видом транспортных услуг является перевозка, т.е. пространственное перемещение грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа. Помимо основной цели перевозки транспортные средства могут использоваться для проведения досуга. К примеру, широко распространены морские и речные круизы, прогулки.

Содержание

1.Введение
2. Защита прав потребителей при оказание железнодорожных услуг
3.Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

реферат сорокин.docx

— 23.51 Кб (Скачать файл)

Департамент образования Ивановской области

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Ивановский промышленно-экономический колледж»

 

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине «Правовые основы защиты прав потребителей»

 

На тему «Защита прав потребителей при оказание железнодорожных услуг»

 

 

 

 

 

 

 

                

 

 

 

Иваново 2014

Содержание:

1.Введение

2. Защита прав потребителей при оказание железнодорожных услуг

3.Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

Актуальность темы исследования. Понятие "транспортные услуги" собирательное и включает деятельность по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также связанные с перевозочным процессом услуги, в том числе экспедиционные услуги, услуги по погрузке и выгрузке грузов, буксировку и т.д. Основным видом транспортных услуг является перевозка, т.е. пространственное перемещение грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа. Помимо основной цели перевозки транспортные средства могут использоваться для проведения досуга. К примеру, широко распространены морские и речные круизы, прогулки.

Поскольку регулирование отношений в области транспорта невозможно без учета особенностей транспорта определенного вида, Гражданский кодекс РФ устанавливает лишь общие правила перевозки, хранения грузов и багажа, транспортно-экспедиционного обслуживания. При этом ряд норм ГК РФ, посвященных транспортным услугам, носит отсылочный характер.

Кроме того, в области транспорта действует много международных договоров, которые не только унифицируют регулирование международных перевозок, но и оказывают влияние на внутреннее законодательство.

Вместе с тем наличие специального законодательства не исключает применения к транспортным услугам положений законодательства о защите прав потребителей.

В преамбуле Закона о защите прав потребителей указывается, что этот Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

На применение законодательства о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании транспортных услуг, указывается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей".

Хотя в Постановлении прямо назван только один вид транспортных услуг - перевозка, указанный специальный режим распространяется и на иные транспортные обязательства, включая обязательства по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке, транспортно-экспедиционные обязательства.

2. Защита прав потребителей при оказание железнодорожных услуг

Общие положения

1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии  с Федеральным законом "Устав  железнодорожного транспорта Российской  Федерации" (далее - Устав) и Законом  Российской Федерации "О защите  прав потребителей", регулируют  отношения, возникающие между перевозчиками  и физическими лицами - пассажирами, грузоотправителями (отправителями) и  грузополучателями (получателями) (далее - пользователи) при оказании услуг  по перевозкам на железнодорожном  транспорте пассажиров, а также  грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - услуги).

2. При оказании  услуг всем пользователям предоставляются  одинаковые условия обслуживания  и оплаты оказанных услуг. Законодательством  Российской Федерации и законодательством  субъектов Российской Федерации  отдельным категориям пользователей  услугами могут быть предоставлены  иные условия оплаты оказанных  услуг.

3. В соответствии  с договором перевозки пассажира  перевозчик обязан перевезти  пассажира в пункт назначения  с предоставлением ему места  в поезде, а в случае сдачи  пассажиром багажа - доставить багаж  в пункт назначения и выдать  его управомоченному на получение  багажа лицу. 
В соответствии с договорами перевозки груза, грузобагажа перевозчик обязан доставить вверенный ему грузоотправителем (отправителем) груз, грузобагаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза, грузобагажа лицу. 
Пассажир обязан оплатить согласно установленным тарифам свой проезд, провоз багажа (в случае его сдачи), а грузоотправитель (отправитель) - провоз груза, грузобагажа. 
Тарифы, ставки платы и сборы за услуги, а также порядок их введения (изменения) устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Заключение договора  перевозки пассажира удостоверяется  проездным документом (билетом), сдача  пассажиром багажа - багажной квитанцией. Заключение договора перевозки  грузобагажа и сдача его перевозчику  удостоверяются грузобагажной квитанцией, заключение договора перевозки  груза - транспортной железнодорожной  накладной (далее - накладная) и выданной  на ее основании перевозчиком  грузоотправителю квитанцией о  приеме груза.

5. Взаимоотношения  перевозчика и пользователей  при оказании услуг, не предусмотренные  настоящими Правилами, регулируются  Гражданским кодексом Российской  Федерации, Уставом, а также утверждаемыми  Министерством транспорта Российской  Федерации правилами перевозок  пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным  транспортом (далее - правила перевозок  пассажиров, багажа, грузобагажа) и  правилами перевозок грузов железнодорожным  транспортом (далее - правила перевозок  грузов).

Защита прав пассажиров, как потребителей услуг железнодорожного транспорта России

Защита прав потребителей при оказании услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом регулируется: Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"; Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"; Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа, для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 111.

Пассажир имеет право: провозить бесплатно 1 ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельного места, а также детей в возрасте 5 - 7 лет с оплатой в соответствии с льготным тарифом; сдавать для перевозки багаж, делать остановку в пути следования с продлением срока действия билета не более чем на 10 суток; продлевать срок действия билета в случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами лечебного учреждения; выезжать (при наличии свободных мест) поездом, отходящим ранее поезда, на который приобретен билет, с отметкой об этом в железнодорожной кассе.

На железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, в поездах, перевозчик обеспечивает предоставление потребителям необходимой и достоверной информации:

а) перечень работ и услуг, их стоимость;

б) наименование и место нахождения (юридический адрес) перевозчика, место нахождения подразделения перевозчика, уполномоченного принимать и рассматривать претензии, предъявляемые к перевозчику;

в) стоимость проезда пассажиров и провоза ручной клади сверх установленной нормы, а также перевозки грузов, багажа, грузобагажа;

г) время отправления и прибытия поездов;

д) сроки продажи проездных документов;

е) перечень вещей (предметов), запрещенных к перевозке и хранению в качестве ручной клади, багажа, грузобагажа;

ж) время работы билетных и багажных касс, товарных контор и камер хранения ручной клади;

з) расположение вокзальных помещений, мест общего пользования железнодорожных станций, предназначенных для обслуживания пассажиров, работы с багажом, грузобагажом и мест взвешивания ручной клади;

и) перечень категорий граждан, которым предоставляется право бесплатного проезда или право оплаты проезда со скидкой в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

к) перечень сервисных услуг, входящих в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности.

При возврате неиспользованного проездного документа  на поезд дальнего или местного следования в железнодорожную билетную кассу пассажир имеет право:

- не позднее чем  за 8 часов до отправления поезда  получить обратно деньги в  размере стоимости проезда, состоящей  из стоимости билета и стоимости  плацкарты;

- менее чем за 8 часов, но не позднее чем за 2 часа до отправления поезда  получить обратно деньги в  размере стоимости билета и 50 процентов стоимости плацкарты;

- менее чем за 2 часа до отправления поезда  получить обратно деньги в  размере стоимости билета.

Возврат причитающихся средств за неиспользованный проездной документ производится при предъявлении документа (удостоверяющего личность пассажира), номер которого указан в проездном документе. В других случаях переоформление поездки не производится.

Во время поездки, каждый пассажир должен помнить о том, что в пути следования он обязан соблюдать правила пользования железнодорожным транспортом, а также не нарушать прав других пассажиров.

Пассажир может быть удален из поезда:

а) работниками органов внутренних дел - если он при посадке в поезд или в пути следования нарушает правила проезда, общественный порядок и мешает спокойствию других пассажиров. При этом средства в размере стоимости проезда за непроследованное расстояние и стоимости перевозки багажа не возвращаются;

б) медицинскими работниками - в случае болезни пассажира, препятствующей возможности его дальнейшей поездки или угрожающей здоровью других пассажиров, если нет возможности поместить его отдельно. Пассажир удаляется из поезда лишь на той железнодорожной станции, где имеются необходимые лечебные учреждения. В этом случае перевозчик по желанию пассажира обеспечивает возвращение ему средств в размере стоимости проезда за непроследованное расстояние за вычетом стоимости плацкарты или делает отметку об остановке и продлении срока действия проездного документа (билета) на время болезни, подтвержденной документами лечебного учреждения;

в) работниками перевозчика, на которых в установленном порядке возложено осуществление контроля за наличием у пассажиров проездных документов - если пассажир проезжает без проездного документа или по недействительному проездному документу и отказывается оплатить стоимость проезда в порядке, определяемом правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа.

3.Заключение

Переход государства к рыночной экономике и условия реформирования социально - экономических отношений в обществе поставили перед федеральным железнодорожным транспортом новые более сложные задачи в области коренного улучшения деятельности и повышения качества предоставляемых транспортных услуг населению, грузоотправителям, грузополучателям, владельцам железнодорожных подъездных путей и собственного железнодорожного состава, совершенствования взаимоотношений железных дорог с предприятиями других видов транспорта.

1. Предлагаем новую  редакцию легального определения  договора перевозки пассажира (п.1ст.786 ГК РФ) следует сформулировать  и излагать с учетом расширенного  понимания его предмета. Оно может  быть сформулировано следующим  образом: «По договору перевозки  пассажира одна сторона (перевозчик) обязуется своевременно перевезти пассажира в пункт назначения, а, в случае сдачи пассажиром багажа, также доставить багаж и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, обеспечив пассажиру необходимое качество проезда, а другая сторона (пассажир или лицо, обеспечивающее перевозку) обязуется уплатить установленную плату за проезд».

2. Необходимо в  п.1 ст. 786 ГК РФ закрепить следующее  понятие пассажира: «Пассажиром  является физическое лицо, имеющее  право на проезд в соответствующем  транспортном средстве на основании  договора перевозки».

3. Следует уточнить  определение перевозчика, закрепленное  в ст.2 УЖТ РФ и ст. 2 Закона  о железнодорожном транспорте  в Российской Федерации, изложив  его в следующей редакции:

«Перевозчик — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие на праве собственности или ином праве железнодорожным подвижным составом, имеющие лицензии на осуществление подлежащих лицензированию видов деятельности при перевозке пассажиров, грузов, багажа или грузобагажа, оформленные до заключения договора перевозки договоры об оказании услуг по использованию инфраструктур железнодорожного транспорта, согласовавшие такую перевозку со все участвующими в осуществлении перевозки грузов владельцами инфраструктур, принявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить пассажира, вверенный ему отправителем груз, багаж или грузобагажа из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагажа получателю».

Информация о работе Защита прав потребителей при оказание железнодорожных услуг