Договор воздушной перевозки груза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 08:27, реферат

Краткое описание

Целью исследования является детальный анализ института договора перевозки груза воздушным транспортом.
Задачами исследования являются:
определение места договора перевозки грузов в системе транспортных обязательств;
анализ правового положения сторон договора перевозки грузов воздушным транспортом;
анализ содержания договора перевозки грузов воздушным транспортом;
анализ норм об ответственности сторон договора перевозки грузов воздушным транспортом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Договор перевозки грузов в системе транспортных обязательств 3
1.1. Понятие и система транспортных обязательств 3
1.2. Договор перевозки груза в системе транспортных обязательств 6
Глава 2. Общая характеристика договора воздушной перевозки груза 9
2.1. Стороны и содержание договора воздушной перевозки груза 9
2.2. Перевозочные документы и сроки доставки груза 12
Глава 3. Ответственность сторон по договору воздушной перевозки груза 20
3.1. Общие принципы ответственности сторон по договору воздушной перевозки груза 20
3.2. Договорная и деликтная ответственность сторон по договору воздушной перевозки груза 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 64.32 Кб (Скачать файл)

Прибывший в аэропорт назначения груз хранится не более 30 дней со дня  уведомления получателя о прибытии груза и по истечении этого  срока считается невостребованным и реализуется в порядке, установленном  законодательством. Если получатель не востребовал прибывший груз в  установленный срок или отказался  от его приема, перевозчик вправе уведомить  об этом отправителя, оставить груз у  себя на хранение за счет и на риск отправителя.

Груз, поступивший в аэропорт без документов и без должной  маркировки, хранится в аэропорту  до выяснения его принадлежности. Аэропорт обязан принять необходимые  меры для установления принадлежности груза и передачи его получателю.

Груз, принадлежность которого не установлена в течение 6 месяцев, реализуется как без документный. Груз, прибывший в аэропорт назначения без документов, но принадлежность которого установлена, выдается получателю по акту.

Срок хранения прибывшего в аэропорт назначения опасного, скоропортящегося и других видов груза, требующих  особых условий хранения, устанавливается  специальными правилами, регулирующими  перевозку этих видов груза.

Реализации подлежит груз:

  • признанный невостребованным, срок хранения которого истек;
  • принадлежность которого не установлена в течение срока его хранения (бездокументный груз);
  • которому угрожает повреждение;
  • поврежденный, дальнейшая перевозка которого признана невозможной или нецелесообразной.

Реализация бездокументного  и невостребованного груза осуществляется путем передачи его государственным  организациям и предприятиям. Личное имущество граждан передается для  реализации в специализированные магазины.

Невостребованный скоропортящийся  груз в зависимости от его состояния  может быть реализован по распоряжению начальника аэропорта и ранее  установленного срока его реализации.

Перевозчик обязан, насколько  это возможно, поставить в известность  отправителя о своем решении  реализовать груз. Если в течение 5 дней со дня подачи телеграфного уведомления  о решении реализовать груз отправитель  не использует своего права распоряжения грузом, груз подлежит реализации.

Перевозчик может реализовать  груз, не ожидая решения отправителя, если задержка реализации груза может  привести к его повреждению или  полной невозможности использовать груз по назначению. О реализации этого  груза перевозчик обязан поставить  в известность отправителя и  получателя.

Груз, передаваемый для реализации, оценивается комиссией в составе  представителей перевозчика, финансовых органов и торговых организаций, о чем составляется акт. При необходимости  к оценке груза привлекаются эксперты.

Передача реализуемого груза  приобретающей его организации  оформляется актом1.

Сумма, полученная перевозчиком за переданный другой организации груз, за вычетом суммы, причитающейся  перевозчику, перечисляется:

  • получателю, указанному в накладной, - в случае оплаты им стоимости груза;
  • отправителю - во всех остальных случаях.

При невозможности перечислить  указанную сумму получателю или  отправителю эта сумма по истечении  срока, установленного для предъявления претензий за не доставленный по назначению груз, поступает в доход бюджета.

В случае последующего возмещения отправителю или получателю в  претензионном либо исковом порядке  суммы стоимости переданного  другой организации груза, которая  уже перечислена в доход бюджета, перевозчик уплачивает эту сумму  за счет очередных перечислений в  бюджет.

Особое внимание при осуществлении  контроля за перевозками уделяется  вопросам перевозки оружия и боеприпасов.

В аэропортах, где нет  органов внутренних дел на транспорте, проверка документов и осмотр оружия осуществляются уполномоченными лицами.

Осмотр оружия и оформление документов на его перевозку должны производиться в специально отведенных помещениях аэропорта, оборудованных  в соответствии с требованиями Наставления  по организации работы дежурных частей органов внутренних дел, утвержденного  приказом МВД России от 9 апреля 1993 года № 170дсп «О мерах по совершенствованию  деятельности дежурных частей органов  внутренних дел»1.

Опасный груз допускается  к воздушной перевозке только с разрешения руководителей авиационных  предприятий. О предъявлении опасного груза к перевозке отправитель  обязан подать заявление не позднее  чем через 48 часов до ввоза груза  в аэропорт.

При сдаче к перевозке  опасного груза отправитель обязан выполнять все требования перевозчика, относящиеся к соблюдению правил перевозки опасного груза, его упаковки, маркировки, документального оформления, а также обеспечения безопасности перевозки, предусмотренные специальными правилами перевозки опасного груза.

Отправитель обязан предоставить перевозчику необходимые для  безопасной перевозки опасного груза  крепежные и пожарные средства, нейтрализующие материалы и т. п.

Тара (упаковка) опасного груза  должна соответствовать требованиям, установленным действующими стандартами  и правилами перевозки опасного груза. Совместная упаковка в одну тару опасного груза с каким-либо грузом запрещается.

Места (ящики, барабаны, баллоны  и др.) с ядовитыми веществами, сжатыми и сжиженными газами отправитель  обязан пломбировать. Сверху и на одной  из сторон упаковки каждого места  отправитель обязан наклеить ярлык  специальной маркировки.

В грузовой накладной отправитель  обязан указать категорию опасности  груза, а в случаях, указанных  в специальных правилах, представить  разрешение на перевозку.

При предъявлении к перевозке  груза, не указанного в перечне опасных  грузов, но наименование которого вызывает сомнение в возможности приема его  к перевозке на общих условиях, отправитель обязан представить  перевозчику подписанное руководителем  предприятия описание характера  груза и его свойств с подтверждением того, что груз к числу опасных  не относится.

Взвешивание особо опасного груза при приеме к перевозке  и при выдаче его перевозчиком не производится. Ответственность за точное указание массы возлагается  полностью на отправителя. Перевозчик имеет право в присутствии  отправителя выборочно проверить  массу отдельных мест. При выявлении  отклонения фактической массы отдельных  мест от массы, указанной отправителем на маркировке, весь груз данной партии к перевозке не принимается.

При обнаружении неисправности  груза во время перевозки, а также  несоответствия тары или упаковки перевозчик имеет право снять опасный  груз с воздушного судна и для  устранения неисправностей вызвать  представителя отправителя или  получателя, который обязан устранить  неисправность своими средствами.

Перевозка опасного груза  производится прямыми рейсами, без  перегрузок. Прием к перевозке  опасного груза с перегрузками в  промежуточных аэропортах категорически  запрещается.

Отправитель опасного груза  обязан известить получателя об отправке груза, а также о времени его  прибытия.

Получатель особо опасного груза должен прибыть для получения  груза в аэропорт ко времени, указанному перевозчиком. Груз выдается получателю немедленно после разгрузки воздушного судна, без завоза его в складские  помещения и без взвешивания.

При повреждении упаковки груз выдается получателю также без  взвешивания. Проверка массы груза  в этом случае производится на складе получателя в присутствии представителя  перевозчика. Представитель перевозчика  должен сопровождать поврежденный груз до склада получателя, принять участие  во взвешивании и подписать акт  о состоянии упаковки и массе  груза.

В случае невывоза груза  в установленный срок руководитель авиационного предприятия обязан обратиться в местные органы власти за содействием  в немедленном получении опасного груза получателем.

Глава 3. Ответственность сторон по договору воздушной перевозки груза

3.1. Общие  принципы ответственности сторон  по договору воздушной перевозки  груза

Впервые в истории России транспортные уставы и кодексы стали  приниматься, как следует из толкования п. 2 ст. 784 ГК РФ, в форме федеральных  законов, что в целом подчеркивает большую социальную значимость транспорта, в том числе воздушного. С 1 апреля 1997 года вступил в силу уже пятый  по счету – новый Воздушный  кодекс РФ. По своему характеру это  комплексный нормативный акт, где  сочетаются нормы как частного, так  и публичного права. Поскольку отношения  по поводу воздушной перевозки складываются между субъектами, формально находящимися в равном положении относительно вопроса заключения договора, мы, следовательно, будем обращаться к нормам частноправовой секции ВК РФ, а именно гл. XV и XVII.

Когда говорят о гражданско-правовой ответственности, в зависимости  от основания возникновения и  содержания, различают ответственность  договорную и деликтную1. Данное разграничение  происходит в зависимости от того, существовало ли между сторонами  договорное обязательство или нет. В первом случае ответственность  наступает, если правонарушением вызвано  умаление права одной из сторон договорного  обязательства. Во втором случае вред претерпевает лицо, не состоявшее в  договорных отношениях с правонарушителем, либо состоявшее в таковых, но нарушение  права выходит за рамки отношений, регулируемых гражданско-правовым договором.

В последние годы законодательство стран Запада, регулируя отношения, возникающие, в частности, в области  ответственности за вред, причиненный  на транспорте, предусматривает единый режим ответственности независимо от договорного или деликтного основания  возникновения вреда.

В ряде международных транспортных конвенций все иски о возмещении ущерба подчиняются единым правилам, независимо от основания этих исков.

И действительно, достаточно сложно обозначить ту грань, которая  давала бы четко понять, где наступает  договорная, а где деликтная ответственность  перевозчика. Поскольку термин «перевозчик» означает сторону договорного обязательства, то о деликтной ответственности  перевозчика можно говорить лишь в случае, когда вред причинен другой стороне этого же договорного  обязательства – пассажиру или  грузоотправителю. В противном случае, вред будет причинен уже не перевозчиком, а владельцем источника повышенной опасности, по терминологии ВК – эксплуатантом.

До введения в действие нового ВК 1997 года российскому законодательству не был известен термин «эксплуатант». Поэтому, прежде чем говорить об ответственности  перевозчика, необходимо разобраться  с понятийным аппаратом и четко  себе представить, кто такой «перевозчик», кто такой «эксплуатант», и как  эти понятия соотносятся друг с другом.

Сторонами договора перевозки  являются пассажир или грузоотправитель (кредитор) с одной стороны, и перевозчик (должник) – с другой. При попытке  вычленить фигуру перевозчика в  воздушном кодексе, мы сталкиваемся с некоторыми трудностями, которые  выражаются в несовершенстве юридической  техники законодателя.

Согласно ст. 100 ВК РФ, перевозчиком является эксплуатант, который имеет  лицензию на осуществление воздушной  перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров  воздушной перевозки. Эксплуатант  – гражданин или юридическое  лицо, имеющее воздушное судно  на праве собственности или ином законном титуле, использующее указанное  воздушное судно для полетов  и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта (п. 3 ст. 61 ВК РФ).

Воздушному кодексу известно также такое понятие, как авиационное  предприятие. Под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы  и формы собственности, имеющее  основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных  перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных  работ (п. 1 ст. 61 ВК РФ).

Таким образом, налицо два  субъекта, которые могут заниматься перемещением людей и материальных ценностей по договору воздушной  перевозки: эксплуатант и авиационное  предприятие. Но, согласно ст. 100 ВК РФ, первый из них является перевозчиком, а о правовом положении второго  данная статья не говорит ничего.

Не вносит ясности и  точка зрения по этому вопросу  Д. А. Медведева, который ставит фигуры перевозчика, авиационное предприятие  и эксплуатанта в один ряд1. Позиция  Д. А. Медведева схожа с позицией по этому вопросу Высшего Арбитражного Суда РФ, которая нашла свое отражение  в Информационном письме от 7 апреля 1997 года № С5-7/ОЗ-225, и ограничивается простым перечислением2.

Ответ, судя по всему, следует  искать в самом ВК РФ. Так, согласно ст. 62 ВК РФ, российское авиационное  предприятие и российские индивидуальные предприниматели вправе осуществлять коммерческую деятельность в области  гражданской авиации при наличии  лицензий. Налицо формальный, но в то же время необходимый для осуществления  предпринимателем своей деятельности признак – наличие лицензии. Данная норма различает двух субъектов имеющих право осуществлять соответствующую коммерческую деятельность: авиационное предприятие и индивидуального предпринимателя. В то же время, эта норма не упоминает понятия эксплуатант.

Информация о работе Договор воздушной перевозки груза