Геграфия транспорта России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 04:08, реферат

Краткое описание

Транспортная система России имеет сложную структуру, она включает несколько подсистем (железнодорожную, автомобильную, морскую, речную, воздушную и трубопроводы), каждая из которых состоит из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств и управления. К транспортной системе относятся транспортные узлы и коридоры, а также промышленный и общественный транспорт. Инфраструктуру обычно рассматривают по отраслям. В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности раздел «Транспорт и связь» входит в число 17 самостоятельных разделов классификатора и включает следующие классы: 60 — деятельность сухопутного транспорта, 61 _ деятельность водного транс¬порта, 62 - деятельность воздушного транспорта, 63 - вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность, 64 - связь.

Содержание

1. Транспорт как отрасль материального производства и крупнейшая часть инфраструктурного комплекса России. 3
География железнодорожного транспорта. 8
География автомобильного транспорта. 11
География речного транспорта. 14
География морского транспорта. 16
География воздушного транспорта. 18
География трубопроводного транспорта. 19
Промышленный транспорт. 20
Общественный транспорт. 20
Транспортные узлы.. 20
Транспортные коридоры.. 21
2. Современный этап развития транспортной системы страны. 21
Библиографический список. 25
Приложение 1. 26
Приложение 2. 27
Приложение 3 28

Вложенные файлы: 1 файл

транспорт россии доклад.doc

— 4.68 Мб (Скачать файл)

География морского транспорта

Морской транспорт - составная часть водного транспорта. Он призван осуществлять перевозки грузов и пассажиров по морям и океанам и характеризуется небольшими затратами на перевозки.

Развитие морского транспорта России определяется географическим положением, характером морей, омывающих нашу страну, уровнем развития производительных сил, международным разделением труда.

Большой каботаж - перевозки грузов и пассажиров между портами разных морей.

Малый каботаж - перевозки между портами одного моря.

Вся морская акватория России поделена на 5 морских бассейнов, в которых осуществляется работа по перевозке грузов и пассажиров. К каждому из них тяготеют конкретные экономические районы.

Балтийский бассейн - к нему тяготеют Северо-Западный экономический район, а также ряд областей Волго-Вятского и Уральского экономических районов. Выход в этот бассейн областей Волго-Вятского и Уральского экономических районов обусловлен высокой развитостью промышленности и внешними связями ряда отраслей. Основными морскими портами здесь являются: Балтийск, Выборг, Калининград, Санкт-Петербург.

Северный бассейн перевозит грузы четырех прилегающих к нему экономических районов: Северного, Уральского, Западно-Сибирского и частично

Восточно-Сибирского. Суда этого бассейна выполняют перевозки грузов для населения и предприятий всего побережья Крайнего Севера, т.е. осуществляют большой каботаж между такими арктическими портами, как Тик- си, устьями рек Хатанги, Яны, Индигирки, Колымы и портом Певек. Основными портами этого бассейна являются Архангельск, Беломорск, Диксон, Кандалакша, Мурманск, Нарьян-Мар, Онега, Певек.

Черноморско-Азовский бассейн занимает выгодное географическое положение, имеет выход в страны Европы и Ближнего Востока. К нему тяготеют часть территории Северо-Кавказского экономического района, ряд областей Центрального, Уральского и Поволжского экономических районов. Основные порты Черноморско-Азовского бассейна: Азов, Ейск, Новороссийск, Таганрог, Сочи, Туапсе.

Каспийский бассейн. К нему примыкают Северо-Кавказский и Поволжский экономические районы. Посредством судоходных рек и каналов он связан практически со всеми морскими бассейнами европейской части России. Крупными портами являются Астрахань, Махачкала. Возведена первая очередь глубоководного порта Оля.

Дальневосточный бассейн. Охватывает значительную территорию Дальневосточного экономического района. В этом регионе морской транспорт для всего побережья от Берингова пролива до Владивостока является основным видом транспорта и выполняет малый и большой каботаж, а также международные перевозки. Основные порты Дальневосточного бассейна: Александровск-Сахалинский, Владивосток, Магадан, Находка, Охотск, Петропавловск-Камчатский, Провидения, Советская Гавань, Усть-Камчатск, Холмск, Южно-Сахалинск.

Перед морским флотом стоит одна важнейшая проблема — выжить, а перед Правительством России - возродить славу российского флота.

Перевозки грузов и пассажиров осуществляются и другими видами транспорта, имеющими свои магистрали, аэропорты.

В 1990 г. в стране насчитывалось 1000 судов, 67 морских портов, 26 судоремонтных предприятий, 5 высших и 14 средних специальных заведений, 14 мореходных школ, 7 научно-исследовательских и проектных организаций)9. В начальные годы перестройки российский флот потерял былую славу и конкурентоспособность. В ходе перестройки некогда единый флот России распался на 164 государственных и акционерных предприятия, в его ведении осталось 43 порта, 13 судоремонтных заводов и три вуза. В последние годы Правительством России делается всё необходимое для возрождения морского флота России, восстановления морской инфраструктуры и возвращения наиболее важных заводов по строительству и ремонту судов как гражданского, так и военного назначения под контроль государства.

География воздушного транспорта

В России самые протяжённые в мире авиатрассы (800 тыс. км).

Воздушный транспорт является самым дорогим, что ограничивает его грузовое применение (скоропортящиеся грузы), большее значение он имеет для пассажироперевозок. В районах Крайнего Севера важную роль играют вертолеты: перевозят грузы и пассажиров на производственные объекты, оказывают срочную медицинскую помощь и т. д.

Воздушный транспорт осуществляет как пасссажиро-, так и грузоперевозки. До распада СССР мощной транспортной структурой являлся «Аэрофлот». В связи с распадом СССР, воздушный флот как единая государственная структура распался на несколько компаний, функционирующих далеко не эффективно. В силу дороговизны перевозки пассажиров и грузов объёмы перевозок воздушным транспортом резко сократились. Этот вид транспорта функционирует для ограниченного числа населения России. Для этого вида транспорта характерно старение воздушных судов, слабая оснащённость новыми воздушными лайнерами, отвечающими требованиям современного научно-технического прогресса. Также существуют проблема инвестиций, проблема подготовки квалифицированных кадров лётного состава и др.

Для воздушного транспорта основными задачами являются:

    1. Переоснащение его новыми воздушными судами.
    2. Возрождение системы учебных заведений по подготовке лётного состава.
    3. Техническое переоснащение аэропортов.

Основными аэропортами Российской Федерации являются: Анадырь, Владивосток, Волгоград, Воронеж, Иркутск, Казань, Котлас, Красноярск, Москва, Мурманск, Омск, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Сыктывкар, Хатанга и практически все административные центры республиканского и областного уровней.

Для вывода авиаперевозок из кризисного состояния в России разработана программа, основанная на реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России». Объем перевозок за последние 15 лет сократился в 6 раз, нынешнее их состояние «можно охарактеризовать как неудовлетворительное». К 2015 году ожидается масштабное сокращение парка воздушных судов местного и регионального сообщения. Одновременно сеть региональных и местных аэродромов сократилась с 1200 до 210 и продолжает сокращаться.

В соответствии с программой, к концу 2020 года аэродромная сеть должна включать более 500 аэропортов, в основном, в результате развития региональной авиатранспортной инфраструктуры. Ожидается качественное обновление парка воздушных судов. Их потребность в 2009–2025 годах превысит 700 машин.10

География трубопроводного транспорта

В состав транспортной системы входит трубопроводный транспорт.

Важнейшие магистральные газопроводы: Саратов - Москва; Ставрополь - Москва; Саратов - Пенза - Нижний Новгород - Иваново - Ярославль - Череповец; Краснодарский край - Ростов-на-Дону - Серпухов - Санкт- Петербург; Уренгой - Надым - Серов - Пермь; Уренгой - Сургут - Тюмень - Челябинск; Уренгой - Ухта - Грязовец - Московское окружное кольцо; Оренбург - Самара; Оренбург - Самара - Ужгород - страны Западной Европы, другие магистральные трубопроводы. В настоящее время ведётся строительство газопровода «Северный поток» по дну Балтийского моря из России в Германию, Бованенково — Ухта, Сахалин — Хабаровск — Владивосток и Джубга — Лазаревское — Сочи. Планируется также сооружение газопровода по дну Чёрного моря, Южный поток, Алтай, Якутия—Хабаровск—Владивосток и Прикаспийский газопровод, нефтепроводы Балтийская трубопроводная система-II, Мурманский нефтепровод и Заполярье-Пурпе-Самотлор. Планируется сооружение газопроводов через территорию России из стран ближнего зарубежья - Узбекистана, Туркменистана.

Важнейшие магистральные нефтепроводы: Махачкала - Туапсе; Альметьевск - Саратов; Самара - Орск; Самотлор - Сургут - Омск; Усть-Ба- лык - Тобольск - Курган; Уфа - Самара; Самотлор - Александровское; Самотлор ~ Сургут - Пермь - Нижний Новгород - Ярославль - Москва; Анжеро-Судженск - Красноярск - Иркутск; Сургут - Нижний Новгород -Самара - Пенза - Брянск и далее в страны Западной Европы и другие магистральные нефтепроводы.

Промышленный транспорт

К промышленному транспорту относится транспорт необщего пользования и технологический транспорт, выполняющий производственно-технологические перевозки грузов на внутренних дорогах промышленных предприятий и организаций, комплексов зданий и сооружений, транспортных служб, и не выходит на дороги общего пользования. В соответствии со СНиП 2.05.07-9111 в промышленный транспорт входят:

  • железнодорожный транспорт с колеей 1520 мм и 750 мм,
  • технологический автомобильный транспорт, включая моторные тележки шириной до 2,1 м, предназначенные для межцеховых перевозок: аккумуляторные (погрузчики, тягачи с прицепами, электрокары) и с двигателями внутреннего сгорания (автопогрузчики, автокары и тягачи с прицепами).
  • гидравлический транспорт,
  • канатный подвесной транспорт,
  • конвейерный транспорт.

Общественный транспорт

Во внутригородских перевозках пассажиров в России лидируют автобусы. В крупнейших городах также налажено трамвайное и троллейбусное сообщение. Эксплуатационная длина трамвайных и троллейбусных линий 7,6 тыс. км. Самой протяжённой трамвайной сетью в мире располагает Санкт-Петербург (более половины находится в аварийном состоянии). В семи крупнейших городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске и Казани — имеется метрополитен. Суммарная эксплуатационная длина метрополитенных путей составляет почти 390 км. Вследствие развития многоэтажного строительства в крупных городах всё большее значение принимает такой вид транспорта, как лифт.

Транспортные узлы

В ряде крупных городских поселений сконцентрировались различные виды транспорта с мощным хозяйством, обеспечивающим эффективные перевозки грузов и пассажиров. Такие поселения принято называть мощными транспортными узлами.

На территории России можно выделить два типа транспортных узлов12.

    1. Узлы международного, федерального уровня, зона их влияния распространяется на крупные экономические районы: Сибирь, Дальний Восток, Урал, Поволжье, Центральная Россия, Юг России, Северо-Запад России. К федеральным узлам относятся Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток.
    2. Узлы регионального (межрегионального) значения, зона их влияния распространяется на один, два, три субъекта Российской Федерации (республика, край, область, округ).

Федеральные и региональные транспортные узлы взаимно дополняют друг друга: грузы с определенной территории первоначально аккумулируются в региональном узле в необходимых для формирования маршрутного направления объёмах, а потом централизованно доставляются в федеральный транспортный узел, что позволяет сократить порожний ход транспорта.

Крупные транспортные узлы: Екатеринбург, Казань, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Самара, Санкт-Петербург, Челябинск и др.

Транспортные коридоры

Путь из Европы в Азию через Россию — кратчайший, поэтому для неё экономически целесообразно развитие транспортных коридоров. В настоящее время по территории России проходят три панъевропейских транспортных коридора: первый (Хельсинки — Таллин — Рига — Каунас и Клайпеда — Варшава и Гданьск), второй (Берлин — Познань — Варшава — Брест — Минск — Смоленск — Москва — Нижний Новгород) и третий (Хельсинки — Выборг — Санкт-Петербург — Псков — Москва — Калининград — Киев — Любашёвка — Кишинёв — Бухарест — Димитровград — Александрополис), коридор "Север-юг".

Стратегически важными являются Транссибирская магистраль, паромные линии на Балтике, коридор для доставки грузов с Тихоокеанского побережья США в Китай через российские порты Приморья, воздушное пространство России13.

  1. Современный этап развития транспортной системы страны.

Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, включающей в себя 87 тыс. км железных дорог, более 745 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефте- и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс. В ней занято свыше 3,2 млн человек, что составляет 4,6 % работающего населения.

Огромные пространства и суровый климат предопределили первостепенное значение для России всепогодных видов наземного транспорта — железнодорожный и трубопроводный. На них падает основной объём грузовой работы. Водный транспорт играет в России значительно меньшую роль из-за короткого навигационного периода. Роль автомобильного транспорта в общем грузообороте в связи с крайне незначительными средними расстояниями перевозок (в пределах городов и пригородов, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т. д.) также невелика, несмотря на то, что им перевозится больше половины грузов. Важной особенностью транспортной системы России является её тесная взаимосвязь с производством.

Современное состояние транспортной системы характеризуется низким техническим уровнем производственной базы большинства предприятий и износом подавляющего большинства транспортных средств, что приводит к снижению безопасности её работы, а также отсутствием инвестиций для преодоления данных проблем.

Транспортное пространство представляет собой совокупность самостоятельных организаций — перевозчиков и посредников — с преобладанием мелкого капитала, что явилось следствием дезинтеграции экономики в 90-е годы XX века.

В ниже располагаемой таблице даётся характеристика эксплуатационной длины путей сообщения по отдельным видам транспорта.

Информация о работе Геграфия транспорта России