Будова та технічне обслуговування переднього моста ГАЗ-53

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:09, дипломная работа

Краткое описание

Один из самых распространенных автомобилей в Советском Союзе ГАЗ-53, до сих пор можно встретить на улицах наших городов. Какие только работы не выполнял этот грузовичок, машина нашла применение в различных сферах народного хозяйства страны. На его базе строили и коммунальные машины, и пожарные автомобили, и сельскохозяйственную технику и многое другое. Многие и не подозревают, какое количество модификаций шасси было создано за все время на Горьковском автозаводе. Первым автомобилем семейства 52-х - 53-х ГАЗ-53Ф появился в октябре 1961 года.

Содержание

1. История развития автомобиля ГАЗ-53.
2. Характеристика переднего моста автомобиля ГАЗ-53А.
3. Обоснование схемы технологического процесса ремонта и ее описание.
4. Организация рабочих мест участка и их взаимосвязь. Выбор оптимального варианта планировки рабочего места.
5. Обоснование конструкции.
6. Возможные неисправности переднего моста, их причины и способы устранения.
7. Техническое обслуживание переднего моста.
8. Санитарные нормы и требования безопасности по ремонту мостов ГАЗ – 53А.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

передний мост ГАЗ-53А 21.12.doc

— 414.50 Кб (Скачать файл)

Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України

Департамент освіти і  науки Харківської обласної державної  адміністрації

Рокитненський професійний  аграрний ліцей

 

 

 

 

 

 

 

ПИСЬМОВА ДИПЛОМНА РОБОТА

На тему: «Будова  та технічне обслуговування переднього моста ГАЗ-53»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             Виконав: ______________                 

                                                                          Викладач: Добичин І.В.

 

 

 

 

2013р.

План.

 

  1. История развития автомобиля ГАЗ-53.
  2. Характеристика переднего моста автомобиля ГАЗ-53А.
  3. Обоснование схемы технологического процесса ремонта и ее описание.
  4. Организация рабочих мест участка и их взаимосвязь. Выбор оптимального варианта планировки рабочего места.
  5. Обоснование конструкции.
  6. Возможные неисправности переднего моста, их причины и способы устранения.
  7. Техническое обслуживание переднего моста.
  8. Санитарные нормы и требования безопасности по ремонту мостов ГАЗ – 53А.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История развития  автомобиля ГАЗ-53.

 

Один из самых распространенных автомобилей в Советском Союзе  ГАЗ-53, до сих пор можно встретить  на улицах наших городов.

Какие только работы не выполнял этот грузовичок, машина нашла применение в различных сферах народного хозяйства страны. На его базе строили и коммунальные машины, и пожарные автомобили, и сельскохозяйственную технику и многое другое. Многие и не подозревают, какое количество модификаций шасси было создано за все время на Горьковском автозаводе.

Первым автомобилем семейства 52-х - 53-х ГАЗ-53Ф появился в октябре 1961 года. По своей сути 3-тонный грузовик представлял собой переходную модель, и комплектовалась карбюраторной  рядной "шестеркой", представляющей форсированный вариант двигателя  ГАЗ-11.

Кабина нового грузовика имела  современный дизайн по сравнению  с предшественниками. Машина могла  буксировать прицеп весом до 4 т. Производство этого автомобиля продолжалось до января 1967г.. С июня 1964 г базовой  моделью горьковского автозавода становиться грузовик ГАЗ-53. Это модификация автомобиля ГАЗ-53Ф и переходная модель к ГАЗ-53А. Грузоподъемность 3 т. В отличие от своего предшественника он имеет новый двигатель, мощностью 115 л/с, благодаря чему максимальная скорость автомобиля возросла до 85 км/ч.

Через год с июня 1965г с конвейера  стал сходить ГАЗ-53А. Он, как и  ГАЗ-53 комплектовался V-образной "восьмеркой". Грузоподъемность новой машины возросла до 4т. Большой объем кузова, и  решетчатые приставные борта обеспечивали полное использование грузоподъемности независимо от вида груза. На базе этого грузовика Горьковский автозавод строил для Саранского завода автосамосвалов шасси ГАЗ-53Б-02.

По сравнению с базовым автомобилем  была уменьшена длина рамы, снят буксирный прибор, а для повышения  проходимости устанавливались шины со специальным рисунком протектора. Был создан так же и тягач ГАЗ-53-05 предназначенный для работы с 3-тонным прицепом. Еще одна модификация автомобиля ГАЗ-53А это ГАЗ-53А-016 - машина с дополнительным оборудованием и двумя топливными баками общей емкостью 195 л и общим весом в снаряженном состоянии 3325 кг. Но, уже начиная с 1966 г. завод начал выпускать ГАЗ-52-03, грузоподъемностью 2500 кг, но с длинной (3700 мм), как у ГАЗ-53 колесной базой.

Специально для комплектации под  автобусы и другие специализированные автомобили выпускалось шасси ГАЗ-52-01. Общий вес буксируемого прицепа составлял 2,5 т. Эти автомобили должны были сменить на конвейере долгожителя ГАЗ-51А. Но произошло это спустя лишь десять лет, когда в 1975 г. с конвейера вместо ГАЗ-51А стали сходить короткобазные (3300 мм) ГАЗ-52-04 с узлами и агрегатами от ГАЗ-51А. Таким образом, с 1966 по 1975 г. ГАЗ изготовлял две основные модели ГАЗ-53А и ГАЗ-52-03.

С 1983г. был освоен выпуск модернизированного ГАЗ-53-12 грузоподъемностью 4,5 т. Изменения коснулись двигателя и облицовки радиатора. Одновременно завод стал изготовлять модификации этого грузовика. Машина, работающая на сжиженном газе, получила индекс ГАЗ-53-19, а на сжатом природном газе – ГАЗ-53-27.

Продолжало до середины 80-х выпускаться и длиннобазовое шасси ГАЗ-52-08, так же работающее на газе. Последний грузовик этого семейства сошел с конвейера в 1990 г.

 

  •  

     

  • 2. Характеристика переднего моста автомобиля ГАЗ-53А.

  •  

    Ходовая часть автомобиля представляет собой тележку, состоящую из рамы, к которой при помощи деталей подвески прикреплены передний и задний мосты с колесами.

    Передняя ось автомобиля ГАЗ-53А  представляет собой самостоятельный  узел, составляющий из балки, соединенной  с поворотными кулаками с помощью  цилиндрических шкворней.

    Балка передней оси, изготовленная  из легированной стали 3ОХ, имеет форму  двутавра. На верхней полке на расстоянии 806мм друг от друга расположены две  площадки, которыми ось прикреплена  к ресорам.

    В вертикальной полке расположены  два цилиндрических отверстия для стопорных штифтов шкворня и два конических для пальцев телескопических амортизаторов.

    Поворотный кулак, штампованный из легированной стали 35Х имеет цапфу  с двумя цилиндрическими отверстиями Æ30 и 45мм под подшипники ступицы переднего колеса, шейку под втулку сальника ступицы и массивной фланец для центрирования щита тормоза, шкворень Æ30мм изготовлен из прутковой стали 45 и закален т.в.ч. От продольного перемещения и проворачивания шкворень удерживается в балке клиновым стопорным штифтом.

    Рычаги рулевых тяг прикреплены  к червякам поворотных кулаков корончатыми  шплинтуемыми гайками. Рычаги фиксируются  в отверстиях кулака шпонками.

    На цапфах поворотных кулаков вращаются  ступицы передних колес. Конические подшипники под ступицами крепятся и регулируются корончатой гайкой, навернутой на резьбовой конец цапфы кулака и зашплинтованный.

    Рис. 1. Передний мост автомобиля ГАЗ-53А:

    а — детали моста; б — детали ступицы колеса; в — рулевая  трапеция;

    1 - поворотные кулаки; 2 — балка  передней оси; 3 — бронзовая втулка кулака; 4 — шкворни; 5 — тормозной барабан; б — корончатая гайка;

    7 — подшипники; 8 — ступица; 9 —  колесо; 10 — поворотные рычаги;

    11 — поперечная рулевая тяга.

    Детальнее рассмотрим рисунок переднего  моста ГАЗ-53А. Передний мост автомобиля ГАЗ-53А (рис. 1) состоит из балки 2 фасонного профиля, у которой на неподвижно закрепляемых шкворнях 4 устанавливают поворотные цапфы (кулаки) 1. В проушины кулака запрессованы втулки 3, уменьшающие трение со шкворнем. На конических роликовых подшипниках 7 поворотных цапф установлены ступицы 8 колес 9, к которым крепят тормозные барабаны 5 и диски с ободами и шинами. Обе поворотные цапфы соединены между колесами автомобиля от неровностей дороги. Каждая рессора состоит из стальных листов разной длины, соединенных стяжным болтом. В средней части рессоры прикреплены к балке моста стремянками. К концам двух наиболее длинных (коренных) листов приклепаны штампованные чашки, образующие опорные поверхности для резиновых подушек, при помощи которых концы рессор заделаны в кронштейны 6, приклепанные к раме. Длина рессоры изменяется при прогибах за счет перемещения (скольжения) ее заднего конца между верхней и нижней подушками кронштейна. Хомутики, установленные вдоль рессоры, удерживают ее листы от расхождения

     

    3. Обоснование схемы технологического процесса ремонта

    и ее описание.

     

    Под технологическим процессом  понимают часть производственного  процесса, в течение которого происходит последовательная смена состояния  ремонтируемого объекта. Принимаем  схему технологического процесса представленную на схема. 1.

    Схема 1.  Технологический процесс  ремонта передней оси автомобиля. ГАЗ-53А


     


     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Поступающая на участок передняя ось  разбирается на узлы. Узлы разбираются  на детали и отправляются на дефектацию. Продефектованные детали делятся на три группы: негодные, ремонтопригодные, годные. Ремонтопригодные детали направляются на ремонт и восстановление, негодные – в утиль. Годные, отремонтированные и новые детали со склада комплектуются и собираются в узлы. Из узлов происходит сборка передней оси, которая потом подвергается регулировке.

     

  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

  • 4. Организация рабочих мест участка и их взаимосвязь. Выбор оптимального варианта планировки рабочего места.

  •  

    Рабочее место – это первичная производственная ячейка, в которой происходит соединение трех элементов труда: средств труда, предметов труда и самого труда (человека).

    Рабочее место представляет собой  часть площади участка, оснащенную необходимым оборудованием и  оснасткой, закрепленную за одним или несколькими рабочими, на которой выполняется определенные операции технологического процесса ремонта узла.

    Под организацией рабочего места понимается создание условий, способствующих качественному  выполнению операций технологического процесса, рациональному использованию рабочего времени и средств труда, повышению производительности труда и сохранению здоровья рабочих.

    Современное ремонтно-обслуживающее  предприятие представляет собой  сложный механизм, в каждом его  составляющие (участок, рабочее место) настолько взаимосвязаны, что от организации труда на любом из них, зависит общий ритм работы предприятия. Поэтому рабочее место нельзя рассматривать изолированно друг от друга, независимо от выполняемой организации и технологии ремонта.

    Оснащение рабочего места.

    В зависимости от типа, характера  производства, действующего технологического процесса рабочее место оснащается:

    - основным технологическим оборудованием  (станок, агрегат, верстак и т.д.);

    - предметами труда (сырье, заготовки,  детали);

    - основной технологической оснасткой  (инструмент, приборы, приспособления);

    - вспомогательным оборудованием  и оснасткой, которые непосредственно  не участвуют в изменении предмета  труда, но создают условия наилучшего  проведения этого процесса.

    Обоснование оптимального варианта организации рабочего места.

    Первым этапом обоснования оптимального варианта планировки является изучение содержания трудовых процессов на рабочем месте. Основное внимание уделяется на установку  и снятие деталей, смену инструментов, контроль и сортировку продукции. В зависимости от частоты смены видов работ, а следовательно и использование инструмента, оборудования решается вопрос об их расположении на рабочем месте с учетом принципа: что чаще берется – располагается ближе к рабочему. Главной задачей организации рабочего места является наиболее рациональное расположение узлов, деталей, оборудования, оснастки, грузоподъемных и транспортных средств с тем, чтобы обеспечить минимальные затраты труда на выполнение простейших трудовых движений: переходов, поворотов, нагибаний и т.д.

    Решение задачи нахождения оптимального варианта организации рабочих мест может быть значительно упрощено с помощью специальных систем бальной оценки различных вариантов. Сущность методики заключается в  том, что любое рабочее место схематично можно разделить на ряд зон в зависимости от состава трудовых движений, необходимых для перемещения предмета труда к месту его установки, перестановки, обработки. При построении данной схемы рабочее место в плане разделено на две основные зоны: А, находящуюся спереди от основной линии, и Б, находящуюся сзади этой линии. Каждая из основных зон разделена на ряд секторов в зависимости от расположения к рабочему, а каждый сектор, в свою очередь разделен концентрическими окружностями, определяющими расстояние места расположения предметов труда от рабочего (в м.). Зоны делятся также в зависимости от расположения предмета по высоте на верхние (В) и нижние (Н). Цифровая индексация построена таким образом, что меньшее значение индексов соответствует более удобным зонам.

    5. Обоснование конструкции.

     

    Рассмотрим один из примеров возможных  повреждений переднего моста автомобиля ГАЗ 53А.

    Поступающая на ремонт передняя балка автомобиля ГАЗ-53А имеет несколько дефектов из которых является прогиб в горизонтальной или, вертикальной плоскостях, а также скрученность. Устранения данных дефектов добиваются путем правки передней балки без нагрева, так как последний вызывает изменение внутренней структуры металла и возникновение внутренних напряжений, которые могут привести к появлению трещин и излому балки. Конструкция стенда для холодной правки балки автомобиля ГАЗ-53А должна иметь раму, на которой монтируются силовые цилиндру для устранения прогибов в вертикальной и горизонтальной плоскостях, а также силовые цилиндры для устранения скрученности передней балки. Цилиндры для устранения прогибов могут быть неподвижно прикреплены к раме стенда, в то время как цилиндры для устранения скрученности должны быть подвижными и перемещаться по направляющим рамы. Стенд должен быть снабжен измерительными приборами для уточнения величины прогибов и скрученности. Усилие силовых цилиндров должно быть достаточно для правки балки. Конструкция стенда должна обеспечивать безопасность работы и иметь оптимальные габаритные размеры, а также оптимальную стоимость.

    Информация о работе Будова та технічне обслуговування переднього моста ГАЗ-53