Аэродинамика автомобиля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:02, контрольная работа

Краткое описание

Динамичность автомобиля зависит от его конструктивных параметров и качества дороги. Наибольшее значение при проектировании автомобиля имеют форма скоростной характеристики двигателя, КПД трансмиссии, передаточные отношения трансмиссии. Увеличение числа передач в коробке улучшает тяговую динамичность автомобиля.

Содержание

Введение
Нормальные реакции дороги
Кузов и аэродинамика
Задача

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная1.doc

— 331.50 Кб (Скачать файл)
 

Содержание 
 

Введение

Нормальные  реакции дороги

Кузов и аэродинамика

Задача 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Динамичность  автомобиля зависит от его конструктивных параметров и качества дороги. Наибольшее значение при проектировании автомобиля имеют форма скоростной характеристики двигателя, КПД трансмиссии, передаточные отношения трансмиссии. Увеличение числа передач в коробке улучшает тяговую динамичность автомобиля. Однако при чрезмерно большом числе передач усложняется конструкция коробки передач и увеличивается ее масса, усложняется управление автомобилем. Поэтому в легковых автомобилях число ступеней не превышает пяти. Самой подходящей была бы бесступенчатая трансмиссия, но ее КПД несколько меньше, чем у ступенчатых трансмиссий, что и сдерживает ее применение. За последнее время заметно повысилось внимание к бесступенчатым трансмиссиям из-за их тяговых достоинств, и можно надеяться, что применение новых материалов и средств автоматизации поможет конструкторам найти оптимальное решение 

Нормальные  реакции дороги

Сцепление шин  с дорогой имеет первостепенное значение для реализации тягово-сцепных, тормозных свойств автомобиля и безопасности движения. Именно сцеплением колеса с дорогой ограничивается возможность интенсивного разгона, торможения и устойчивого движения автомобиля без продольного и поперечного скольжения. Сцепление колеса с дорогой характеризуется величиной коэффициента сцепления.

Недостаточная величина коэффициента сцепления является причиной значительного числа дорожно-транспортных происшествий. Число ДТП по этой причине, согласно статистике, составляет в среднем 16%, а в неблагоприятные периоды года до 70% общего числа происшествий. Установлено, что для обеспечения безопасного движения величина коэффициента сцепления jx не должна быть меньше 0,4.

Коэффициент продольного сцепления колеса с опорной поверхностью численно равен отношению максимальной продольной реакции к нормальной реакции дороги jx = Rx.max / Rz.

Коэффициент продольного  сцепления на дорогах с твердым  покрытием в общем случае определяется совокупностью коэффициентов трения покоя и скольжения с различными скоростями в различных точках контакта. При полном скольжении или буксовании коэффициент сцепления является коэффициентом трения скольжения.

Коэффициент jx определяют опытным путем. К эксплуатационным факторам, влияющим на коэффициент сцепления, относятся: тип и состояние дороги, износ протектора, давление воздуха в шине, нормальная нагрузка на колесо.

Сила давления колеса на дорогу, равная по абсолютной величине нормальной реакции дороги на колесо, обеспечивает надежность контакта (сцепления) шины с дорожным покрытием. Это является непременным условием движения автомобиля. По аналогии с силой трения сила сцепления Рсц ведущих колес пропорциональна нормальной реакции Z на колеса одной оси

Pсц = .                                                                                                                                                                                                                                                             

Коэффициент пропорциональности называют коэффициентом сцепления. Он зависит в первую очередь от типа и состояния дорожного покрытия и для различных дорог составляет:

Вид и состояние дорожного покрытия Коэффициент сцепления

для покрытия

сухого мокрого
Асфальто
- или цементобетонное шоссе
0,7…0,8 0,3…0,4
Дорога  щебенчатая 0,6…0,7 0,3…0,5
Дорога  грунтовая 0,5…0,6 0,2…0,4
Дорога  покрытая укатанным снегом 0,2…0,3
 
 
 
 

Рассмотрим условия  равновесия автомобиля в предположении, что точка приложения силы сопротивления воздуха лежит на одной высоте с центром тяжести автомобиля, а силы сопротивления качению пренебрежимо малы. Тогда одно из условий равновесия автомобиля можно выразить следующим уравнением моментов всех сил относительно оси, проходящей через точки А опоры передних колес (см, рис. 1) 

Выражение в  скобках численно равно силе тяги Рт. решим уравнение относительно реакции Z2 :

 

Рис. 1 Силы действующие  на автомобиль

Другое условие равновесия автомобиля вытекает из уравнения проекций всех сил на ось, перпендикулярную поверхности дороги (см. рис.1):

Откуда

Подставив в  последнее выражение вместо реакции  Z2 ее значение и сделав необходимые преобразования, получим

 

В этих формулах a, b, hg— координаты центра тяжести автомобиля (см. рис. 1) относительно точек приложения сил Z1 и Z2. Если G1 и G2 - вес автомобиля, приходящийся соответственно на переднюю и заднюю оси, тогда

  

Полученные реакции  соответствуют ускоренному движению автомобиля на подъеме с максимальным использованием силы сцепления Рсц. Динамическое изменение нормальных реакций оценивают коэффициентами продольного перераспределения реакций m1 и m 2:

    

Нормальные реакции, действующие на колеса соответственно передней и задней осей, равны составляющим веса автомобиля, приходящимся на эти оси. 

Кузов и аэродинамика

Понятие «аэродинамика автомобиля - включает в себя много аспектов, важнейшими из которых являются:

—   обеспечение минимальной силы сопротивления воздуха при движении автомобиля с целью уменьшения расхода топлива или повышения скорости движения;

—   уменьшение аэродинамической подъемной силы, стремящейся оторвать автомобиль от дороги и снижающей сцепление колес с дорожным покрытием;

—   снижение загрязнения стекол, ручек дверей и других поверхностей автомобиля;

—   обеспечение оптимальных воздушных потоков для снабжения двигателя воздухом, его охлаждения, вентиляции салона;

—   снижение аэродинамического шума. 

Значения  параметров сопротивления  воздуха

Автомобиль Ка, Н-с2/м" /;,м2
Легковые автомобили с кузовом:    
закрытым 0,2. ..0,35 1,6...2,8
открытым 0,4. ..0,5 1,5 ...2
Грузовой  автомобиль 0,6. ..0,7 3...5
Автобус с кузовом вагонного типа 0,24. ..0,4 4,5... 6
Гоночный  автомобиль 0,13. ..0,15 1...1,3
 
 

Рис.1 Влияние формы  передней части автомобиля на коэффициент Сx обтекаемости

I-III- формы автомобиля; IV-распределение зон воздушного потока по длине автомобиля 

Кузов автомобиля, особенно легкового, как наиболее крупная часть автомобиля, оказывает решающее влияние на характер взаимодействия автомобиля с воздушной средой.

Аэродинамическое  сопротивление (или сопротивление  воздуха), которое мешает двигаться  автомобилю вперед, резко увеличивается (в квадратичной зависимости) с ростом скорости движения, а также зависит от площади поперечного сечения автомобиля и совершенства формы кузова, которое определяется коэффициентом воздушного сопротивления Сх. Основной способ уменьшения аэродинамического сопротивления — создание автомобилей с низким коэффициентом Сх, что особенно актуально для высокоскоростных автомобилей (легковые, спортивные). Обширные исследования аэродинамики, позволили уменьшить коэффициент Сх легковых автомобилей практически в два раза и сэкономить в среднем около 1,5 л топлива на 100 км пути. Это достигнуто за счет выбора оптимальных углов наклона панелей кузова (ветрового и заднего стекол, капота, крышки багажника и т. д.) удалении с поверхности кузова мелких выступающих деталей (водосливных желобков на крыше, ободков фар. размещении щеток стеклоочистителей в нише под капотом), придание оставшимся выступающим деталям, например зеркалам, аэродинамических форм, сглаживания острых углов кузова. 
 

Рис. 2 Влияние угла наклона  задней части автомобиля на коэффициент обтекаемости 

Кузов современного легкового автомобиля в профиль  напоминает самолетное крыло

Поэтому при  движении на автомобиль действует аэродинамическая подъемная сила, которая ухудшает управляемость, устойчивость и безопасность движения. При грамотном проектировании формы кузова подъемная сила может быть существенно снижена, более того, может быть обеспечена сила, прижимающая автомобиль к дороге. Иногда для увеличения прижимающей силы применяют дополнительные кузовные элементы — спойлеры и антикрылья (профиль перевернутого самолетного крыла). Величина аэродинамической прижимающей силы для гоночного автомобиля при движении на большой скорости может в несколько раз превышать его вес.

Аэродинамика  грузовых автомобилей и автобусов  хуже, чем у легковых, что объясняется невозможностью принципиально поменять форму кузова: для оптимального размещения грузов и пассажиров основа кузова должна приближаться к прямоугольному параллелепипеду. Правда, и влияние аэродинамики на эксплуатационные свойства таких автомобилей меньше, что связано с более низкими скоростями движения грузовиков и автобусов.

Тем не менее  в последние годы кабины и кузовы названных транспортных средств  проектируются с учетом аэродинамических требований. Это проявляется в  придании кабинам более округлых форм, увеличении угла наклона ветрового стекла, установке между кабиной и кузовом аэродинамических обтекателей и закрылков. 

 
 
 
 
 
 
 

Задача 
 

Условие:

Определить нормальные реакции дороги на колеса 2-х осной  машины движущейся на подъем.  

Исходные данные:

  j    - ускорение автомобиля, =1,4 м/с2

  a - угол наклона дороги к горизонту =6 о

Rш  - радиус колеса,  =0,7м

J j   - момент инерции колеса, =75 Н * мс2

Go  - сила тяжести автомобиля,  = 157000 Н

Lб   - база автомобиля, =5,5 м

αн  - расстояние от центра масс до оси автомобиля,  =2,75м

hg    - высота центра масс,  =1,8м. 
 

Решение:

    1. Определяем    cos a    и    sin a, 

    2. Находим:    

    силу инерции  машины   по формуле     

суммарный инерционный  момент  

 

      - сумму проекций всех сил на вертикальную ось “Z”

                            QZ = G cos a , (Н); 

      - силу сопротивления подъему    Рa = G sin a, (Н); 
       

      - уравнение моментов относительно опорной точки «А» заднего колеса   

                    Мå = G cos a * αн  - j  +  Рa) h- М j , *м); 
       

      - нормальные реакции:               

                             

             передняя  ось  

                      

                           

задняя ось  ZК2 = Q- ZК1 ,  (Н). 

Информация о работе Аэродинамика автомобиля