Актуальные проблемы пожарной безопасности в транспортной отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 05:01, реферат

Краткое описание

Пожары - это мощный фактор, негативно влияющий на социально- экономическую, техногенную и экологическую безопасность государства - в 2002-2006 гг. в России ежегодно имело место порядка 220-260 тыс. пожаров, в результате которых гибли до 19 тыс. человек. С учетом косвенных потерь, материальный ущерб от пожаров достигал порядка 22 млрд. руб., т.е. более 5 % г от расходной части бюджета страны 2006 года [1] и до 0,9 % от валового внутреннего продукта [2]. Если по показателю частоты пожаров Россия незначительно отстает от промышленно развитых стран, то по остальным параметрам - в 3-5 раз. Так базовые параметры риска пожаров в 2006 году имели следующие значения: частота пожаров - 1,48; индивидуальный риск - 2,07x10-4-; удельная величина ущерба - 412,8 тыс. рублей.

Содержание

1. Актуальность проблемы сокращения времени оперативного реагирования противопожарных подразделений

Вложенные файлы: 1 файл

Актуальные проблемы пожарной безопасности в транспортной отрасли.docx

— 36.87 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство российской федерации

 

Кафедра дополнительного профессионального образования

 

 

реферат

по дисциплине «Актуальные проблемы пожарной безопасности в транспортной отрасли»

 

Тема:

 

 

 

 

 

 

Зачтено: _________________

Дата проверки реферата: ___________

Подпись проверяющего: ___________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

Содержание

Введение

3

1. Актуальность проблемы сокращения времени оперативного реагирования противопожарных подразделений

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

Пожары - это мощный фактор, негативно влияющий на социально- экономическую, техногенную и экологическую безопасность государства - в 2002-2006 гг. в России ежегодно имело место порядка 220-260 тыс. пожаров, в результате которых гибли до 19 тыс. человек. С учетом косвенных потерь, материальный ущерб от пожаров достигал порядка 22 млрд. руб., т.е. более 5 % г от расходной части бюджета страны 2006 года [1] и до 0,9 % от валового внутреннего продукта [2]. Если по показателю частоты пожаров Россия незначительно отстает от промышленно развитых стран, то по остальным параметрам - в 3-5 раз. Так базовые параметры риска пожаров в 2006 году имели следующие значения: частота пожаров - 1,48; индивидуальный риск - 2,07x10-4-; удельная величина ущерба - 412,8 тыс. рублей [3]. Причем в результате пожаров осенью и зимой летальных исходов в стране имеет место в 1,5 раза больше, чем в другие периоды года [4]. В северных регионах показатели потерь от пожаров выше средних по России в 1,3-1,5 раза. Так, гибель людей при пожарах на Дальнем Востоке происходит в 4-5 раз чаще, чем в европейской части страны.

Гибель почти 96 % от общего числа погибших при пожарах людей ;происходит непосредственно на месте пожара, в его начальной стадии [5]. Поэтому сокращение времени свободного развития пожара весьма актуально. Так, для снижения гибели людей при пожарах примерно на 4 тыс. человек в год необходимо сократить среднее время сообщения о пожаре и среднее время следования на пожар на 15 минут от существующего в настоящее время [3]. Данное нормативное требование было заложено в Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ [6]: время прибытия первого подразделения к, месту вызова в городах не должно превышать 10 минут, а на селе - 20 минут.

Пути снижения времени сосредоточения сил и средств на месте вызова известны [7]. К ним относятся: обеспечение объектов экономики и жизнедеятельности автоматическими установками извещения; дальнейшее совершенствование пожарных автомобилей (ПА), их скоростных качеств и маневренности; совершенствование пожарно-технического оборудования (ПО); разработка научно-обоснованных нормативных документов по размещению пожарных депо [222] и осуществлению действий по тушению и проведению АСР; организация дозорной службы пожарной охраны на объектах и т.п.

Вместе с тем, статистика указывает на низкую надежность смонтированных автоматических систем пожарной сигнализации и пожаротушения. Так, в 1999 и 2000 г.г. задачу по предназначению они выполнили лишь в 30 и 55 %, а также в 36 и 52 % случаев пожаров соответственно [4].

Таким образом, успех в тушении пожаров в стране обеспечивается, прежде всего, применением оперативных средств - ПА, причем подавляющая часть пожаров ликвидируется с помощью пожарных автоцистерн (АЦ) - не менее чем 97 % пожаров [8]. При этом также очевидно, что ныне и в обозримом будущем основным огнетушащим веществом по-прежнему, останется вода.

В 2002 году в подразделениях ГПС МЧС России эксплуатировалось 17619 основных и специальных ПА [9]. По данным 1999 года из основных ПА 39,37 % находились на вооружении оперативных подразделений холодных климатических районов России [10].

Климат этих регионов большей частью суровый, резко континентальный. Продолжительность морозного периода составляет 240-270 суток в году, а число дней со средней многолетней температурой ниже -15 °С -184 дня в году. Средние и абсолютные годовые минимумы температуры в этих районах равны -40...-60 °С.Эксплуатация ПА весьма специфична и заключается в неопределенной частоте и продолжительности выездов, форсированных скоростных и нагрузочных режимах работы основных агрегатов, их неоптимальном тепловом состоянии.

В условиях низких температур, в связи с увеличением периода после пускового прогрева двигателя (ДВС) и трансмиссии, резко снижаются тягово-скоростные качества ПА-возрастает время следования к месту вызова, что объективно приводит к увеличению количества жертв и материальных потерь. В условиях холодного климата появляются трудности с созданием и последующим поддержанием, при работе на привод спецагрегата, оптимального теплового режима работы двигателей ПА. Это особенно относится к дизелям.

Пожарные автоцистерны (АЦ) рекомендуются для использования в различных климатических регионах с температурами воздуха от + 40 до - 40 °С, как и грузовые автомобили (АТС). Вместе с тем, в стране не выпускаются ни базовые шасси, ни надстройки для работы при температуре окружающей среды ниже -40 °С (исполнение ХЛ). Вместе с тем известно, что при снижении средней температуры воздуха с плюс 10 до минус 30 °С число отказов и неисправностей машин возрастает в 4-6 раз, а расход топлива увеличивается более чем на 20 % [11]. Также известно, что при тушении пожаров в условиях низких температур с использованием ПА в исполнении для умеренного климата (У) имеет место следующее распределение отказов агрегатов: до 70 % -замерзание воды в насосе; 17 % - замерзание водопенных коммуникаций; 9 % -отказы ДВС; 4% -замерзание вакуумной системы [12].

Вследствие неприспособленности пожарных напорных рукавов к эксплуатации в зимних условиях до 35 % их подлежат преждевременному списанию [13].

Поставка в регионы Российского Севера ПА в исполнении У ведет к снижению их эффективности и надежности, а ресурс таких ПА оказывается

исчерпанным уже через 6-7 лет эксплуатации. Единичные модификации ПА с элементами северного исполнения, рассчитанные на работу при температурах до минус 50 °С не решают проблемы зимней эксплуатации в связи с их ограниченным выпуском и наличием ряда конструктивных недостатков.

Теория теплоустойчивости была разработана Х.И. Исхаковым изначально для научного обеспечения безопасности личного состава пожарной техники (ДВС, салона, лакокрасочного покрытия и т.д.) при тушении пожаров горящих фонтанов, разлившихся ГСМ, лесобирж и пр., т.е. в условиях излучения значительных по величине тепловых потоков. В то же время научные аспекты и 1 практические вопросы эксплуатации ПА и ПО в низкотемпературных условиях изучены недостаточно - в литературе имеются весьма немногочисленные |исследования по указанной проблеме.

В связи с интенсивным развитием указанных геостратегических регионов приспособленность ПА к эксплуатации в низкотемпературных условиях; приобретает новое содержание и становится одним из главных направлений повышения эффективности работы региональной пожарной охраны.

Основные направления научно-технической политики ГПС в области разработки, производства, испытаний и эксплуатации пожарной техники, определены в Концепции совершенствования пожарных автомобилей и их технической эксплуатации в системе ГПС МЧС России [9]. Приоритетными являются повышение тактико-технических показателей, улучшение качества и надежности, создание ПА, предназначенных для эксплуатации в условиях холодного и очень холодного климата.

Следует отметить тенденцию к деградации парка ПА парк интенсивно стареет и столь же интенсивно снижается его надежность. Так, в 2001 году 5,1,8% основных ПА отработали свой срок и, тем не менее, активно эксплуатировались. Число пожарных автоцистерн требующих списания, увеличивается ежегодно на 5-7 %, в то время как объем новых поступления находится на уровне 2,5-3 % от действующего парка [8,9].

Из вышеизложенного следует:

1) основные ПА наиболее  напряженно эксплуатируются в  осенне-зимнем периоде года;

2) существующий парк ПА  страны не отвечает требованиям  складывающейся оперативной ситуации  ни по качественному, ни по  количественному составу;

3) техническая оснащенность, т.е. модели ПА, составляющие основу  парка, устарели морально и физически, обладают недопустимо низким  остаточным ресурсом, недостаточными  динамическими показателями и  уровнем активной безопасности, что объективно влияет на эффективность  оперативной деятельности подразделений  противопожарной службы.

Таким образом, низкий уровень показателей оперативного реагирования противопожарной службы и серьезные социально-экономические последствия от пожаров позволяют сделать вывод, что как теоретические проблемы, так и практические задачи, связанные с эксплуатацией основных ПА и ПО в низкотемпературных условиях решены не полностью.

Следовательно, важность и сложность проблемы, теоретическое обоснование поставленных задач и их практическое решение являются актуальными, т.к. повышают эффективность и надежность эксплуатации основных ПА и ПО при тушении пожаров,, ликвидации других ЧС в низкотемпературных условиях.

Решение задач, связанных со снижением эффективности функционирования основных ПА в неблагоприятных природно-климатических условиях возможно путем создания комплекса организационно-тактических, эксплуатационно-технических и конструкторско-технологических мероприятий, обеспечивающего реализацию заданных тактико-технических показателей ПА -в рядовой эксплуатации, а, следовательно, и стабильный успех решения оперативных задач.

Основной целью является повышение эффективности эксплуатации в низкотемпературных условиях достаточно изношенного парка основных пожарных автомобилей для уменьшения количества жертв и материальных - потерь от пожаров на основе обеспечения теплоустойчивости функциональных систем их ДВС, цистерн и насосно-рукавных систем.

 

1. Актуальность проблемы сокращения времени оперативного реагирования противопожарных подразделений

Ранее было указано, что ограничить воздействие опасных факторов пожара на людей и материальные ценности объективно допустимыми пределами удается не всегда из-за недостаточно высокого уровня развития пожарной техники. В этой связи проблема повышения эффективности ПА является весьма и весьма актуальной.

Разработка принципиально новой пожарной техники, а также ее обновление и модернизация на основе улучшения целевых параметров рабочих органов связаны с определением социально-экономической эффективности, отражающей степень превышения результатов использования пожарной техники над суммарными затратами.

Так, по мнению Ю.Ф. Яковенко [8] и В.В. Пивоварова [12] категорию "эффективность" для северного ПА в данном случае следует рассматривать в соответствии с системным подходом - как минимизацию целевой функции его функционирования, представленной в виде многофакторной модели:

Ц =f(т1; т2; т3; т4; т5) -> min.

где Ц - оптимизируемый параметр (величина материального ущерба от пожара ЧС, либо количество жертв и травмированных); т1, - время от получения сообщения о пожаре (ЧС) до выезда ПА из пожарного депо; т2-время следования к месту пожара; т3, - время боевого развертывания на пожаре; т4 - время локализации пожара; т5 - время тушения пожара и проведения АСР.

Особенностью этой целевой функции является то обстоятельство, f что характеризующие ее временные параметры оперативного использования ПА должны быть минимизированы для условий применения ПА в макроклиматических районах ХЛ и ОХЛ (районах под условным названием «Север»).

Так, весьма важным является сокращение времени следования к месту вызова. В случае задержки прибитая оперативных расчетов к месту пожара, резко возрастают размеры социально-экономических последствий от пожара. По оценке британских специалистов [15], например, потеря каждой минуты при следовании на пожар в середине 70-х годов XX века приводила к гибели двух человек на каждые 100 пожаров и дополнительной потере 60-70 фунтов стерлингов в производственных и других нежилых помещениях. Аналогичные оценки имеются в американских работах. Показывают, что потери от пожара в течение первых 10 мин. составляют 1500-2000 ф. ст. в минуту, затем растут в ускоряющемся темпе. Приводятся также данные о влиянии внедренной в округе Вест-Мидленс (Великобритания) современной компьютерной системы (стоимостью 5 млн. ф. ст.) на сокращение времени следования к месту вызова пожарных подразделений. Отмечено, в частности, что в 60 % пожаров время прибытия подразделений сократилось на 2 мин., что дало уменьшение годовых потерь на 10 млн.ф.ст. [16].

Сокращение   времени   свободного   развития   пожара является 1   актуальной проблемой и для нашей страны. На ее эффективное решение !   нацеливают новые нормативные документы [6, 3]. Действительно, по !   расчетам автора, каждая минута среднестатистического пожара в 2007 году обошлась российскому обществу более 2600 рублей полного ущерба и гибелью более 6,3 человек на каждые 100 пожаров [17],

Следовательно, в масштабе страны посредством сокращения среднего времени прибытия пожарных расчетов к месту вызова в 2007 году всего на 1 (одну) секунду появлялась реальная возможность спасти свыше 20 жизней.

Таким образом, время свободного развития пожара является решающим фактором, от которого зависит успех пожаротушения. А сокращение времени следования первого оперативного пожарного эшелона (и всех остальных) к месту вызова, является основной предпосылкой к ликвидации пожара / ЧС с минимальными отрицательными последствиями и материальными потерями для физических и юридических - лиц, обеспечивает минимизацию привлекаемых ресурсов пожарной охраны и непосредственно влияет на оценку эффективности оперативно-служебной деятельности противопожарной службы.

 

1.2. Влияние тактико-технических  качеств основных пожарных автомобилей  на эффективность их применения  при тушении пожаров (ликвидации  ЧС)

 

Как следует из формулы (1.1), имеется реальная возможность существенно уменьшить оптимизируемый параметр (величину индивидуального и социального рисков, либо количество жертв и травмированных, удельную величину ущерба от пожаров / ЧС), если минимизировать следующие параметры: ту - время от получения сообщения о пожаре (ЧС) до выезда ПА из пожарного депо; т2 - время следования к месту пожара; т3- время боевого развертывания на пожаре; ту - время локализации пожара; .т.? - время тушения пожара и проведения АСР.

Информация о работе Актуальные проблемы пожарной безопасности в транспортной отрасли