Экспертиза товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 21:05, реферат

Краткое описание

Экспертиза (от фр. espertise, от лат. espertus — опытный) — исследование специалистом-экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний в определенной области.
Экспертная оценка — совокупность операций по выбору комплекса или единичных характеристик товаров или других объектов, определению их действительных значений и подтверждению экспертами соответствия их установленным требованиям и/или товарной информации.

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii_expertiza.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

Экспертизе по комплектности подвергают в основном непродовольственные товары, а продовольственные товары — только при продаже наборов продуктов.

Экспертизой качества новых товаров называется оценка качества товаров по номенклатуре показателей, характеризующих степень новизны, возможность и целесообразность их выпуска в реализацию. Новый товар — это продукция, предназначенная для реализации и отличающаяся от имеющихся товаров аналогичного назначения измененными потребительскими свойствами. Цель этой экспертизы качества — определение практической полезности и показателей качества, которые могут создать потребительские предпочтения.

Правовая база экспертизы качества новых товаров отсутствует, а нормативная база представлена стандартами, санитарными и иными правилами и в этом совпадает с приемочной экспертизой. При экспертизе качества новых товаров используют различные методы оценки: органолептической, измерительной, социологической, экспертной. Решающее значение имеет экспертная оценка качества, а остальные методы выполняют вспомогательную роль.

Дегустацией пищевых продуктов называется оценка органолептических показателей качества экспертами, проверенными на сенсорную чувствительность. Целью дегустации является получение достоверных результатов при органолептической оценке качества, снижение ее субъективности за счет высокой профессиональной компетентности экспертов, которая достигается узкой специализацией их по группам товаров.

Дегустацию пищевых продуктов проводят при экспертизе новых товаров, при необходимости выявления качественных изменений органолептических показателей, при определении товарного сорта и других градаций качества. Результаты дегустации могут быть выражены в виде описания отдельных показателей, а также в баллах. В последнем случае применяют стандартные шкалы (шкалы балльной оценки) вин, пива, твердых сычужных сыров и сливочного масла) или для балловой оценки данного вида товара должна быть разработана специальная шкала.

Экспертизой товаров по договорам называется оценка экспертом соблюдения требований качества, установленных договорами купли-продажи, комиссии и хранения. Такая экспертиза проводится при разногласии между сторонами, заключившими договор. Правовой базой проведения такой экспертизы являются Федеральный закон «О защите прав потребителей» (гл. 1 и 2, ст. 1—26), правила продажи товаров, правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. № 569.

Ассортиментной экспертизой называется оценка экспертом количественных и качественных характеристик товара для установления его ассортиментной принадлежности. Этот вид товароведной экспертизы как самостоятельный применяют только при возникновении разногласий между поставщиком и покупателем, продавцом и потребителем по вопросам ассортиментной принадлежности товара к определенной группе, наименованию, товарной марке или при установлении соответствия ассортимента товаров в партии ранее представленным образцам, каталогам или договорам купли-продажи.

Документальной экспертизой называется оценка экспертом товароведных характеристик товаров, основанная на информации товарно-сопроводительных, технологических и иных документов. При проведении документальной экспертизы отсутствующего товара эксперт анализирует имеющиеся документы: накладные, сертификаты, качественные удостоверения, акты списания, технические документы по контролю за температурно-влажностным режимом, докладные работников торговых организаций. Самостоятельно этот вид экспертизы проводится в случае отсутствия товара вследствие его реализации, хищения, порчи, гибели из-за непредвиденных обстоятельств. Сложность документальной экспертизы заключается в том, что при отсутствии товара эксперту приходится полагаться на представленные документы, которые могут быть фальсифицированы. Результаты экспертизы в таком случае зависят от компетентности эксперта, так как в результате проведенной экспертизы могут быть опровергнуты документы, представленные торгующими организациями, а руководители и материально ответственные лица привлечены к уголовной ответственности.

Комплексную экспертизу применяют, когда необходимо всесторонне оценить товар с учетом позиций продавца, потребителя, а также сложившейся рыночной конъюнктуры. Она может включать не только товароведные, но и стоимостные характеристики. Комплексная экспертиза включает другие виды экспертизы (количественную, качественную, ассортиментную и документальную), и поэтому все средства и методы, используемые для их проведения, применяются и для этой экспертизы.

 

Организация и порядок проведения товарной экспертизы.

Специфика объектов товарной экспертизы заключается в том, что объекты товарной экспертизы и других видов оценочной деятельности могут быть одинаковыми. При этом оценке подвергаются единичные экземпляры потребительских товаров, комплексные упаковочные единицы и товарные партии. Только при потребительской оценке не определяются характеристики товарных партий. Указанные объекты характеризуются не только комплексом основополагающих характеристик (ассортиментной, качественной, количественной и стоимостной), но и разным уровнем неопределенности. Под условиями неопределенности понимается ситуация, при которой возникает проблема выбора альтернативных решений, недостаточности информации. Эта неопределенность чаще всего является следствием применения выборочного метода отбора проб из товарных партий. Даже если пробы (образцы) отобраны в соответствии с установленными правилами, существует неопределенность в отношении соответствия количественных и качественных характеристик единичных товаров, отобранных из товарной партии, аналогичным характеристикам всех товаров в этой партии. При этом всегда существует риск возникновения несоответствия оцениваемого объекта всей совокупности товаров. Вследствие этого перенос результатов оценки отобранных проб (образцов) на всю товарную партию может привести к неверным решениям.

В то же время зачастую оценка качества единичных товаров или измерение их количества происходит в условиях определенности, которые характеризуются конкретными результатами. Например, при наличии достаточной информации о действительных значениях показателей количественных и качественных характеристик единичных экземпляров товаров эксперт может отнести их к определенной градации качества.

Основные этапы проведения экспертизы:

    1. Формулирование целей и задач экспертизы;
    2. Формирование рабочей группы специалистов-аналитиков;
    3. Разработка процедуры опроса;
    4. Отбор и формирование группы экспертов;
    5. Проведение опроса;
    6. Анализ и обработка информации, полученной от группы экспертов;
    7. Синтез информации об объектах экспертизы и результатов групповой 
      экспертной оценки, приведение их в форму, удобную для принятия решений.

Повторная экспертиза проводится на основании письменной заявки по инициативе заказчика, с обоснованием причин, а также на основании решении судебных органов.

Условия проведения повторной экспертизы:

  1. Соответствие задач повторной и первой экспертиз,
  2. Присутствие эксперта, проводившего первую экспертизу.
  3. Присутствие представителей заказчика.
  4. Наличие всей партии товара, проверенной экспертом при первой экспертизе.

Акт повторной экспертизы подписывает эксперт (эксперты), проводивший ее, эксперт (эксперты), проводивший первую экспертизу, а также ответственные представители заказчика, принимавшие в ней участие. Расходы, связанные с проведением повторной экспертизы, несет заказчик в случае подтверждения результатов первой экспертизы. В противном случае расходы несет подразделение Экспертной организации, проводившее повторную экспертизу.

Контрольная экспертиза проводится по инициативе руководства подразделения Экспертной организации.

Условия проведения контрольной экспертизы:

  1. Задача экспертизы указывается руководством Экспертного подразделения.
  2. Контрольная экспертиза проводится не позднее следующего дня после сдачи акта экспертизы в подразделение Экспертной организации. Присутствие эксперта, проводившего первую экспертизу, не обязательно.
  3. Может быть предъявлена вся партия товара или ее часть, в зависимости от задачи, поставленной руководством Экспертной организации, и возможности сделать обоснованные выводы о правильности действий эксперта.

Наряд на проведение контрольной экспертизы выписывается в установленном порядке: наряду присваивается номер, соответствующий номеру наряда, выданному на проведение первой экспертизы, с отметкой «Контрольная экспертиза».

Руководством подразделений Экспертной организации должен быть направлен квалифицированный эксперт или группа экспертов.

Акт контрольной экспертизы подписывается: при совпадении результатов контрольной и первой экспертизы - экспертом, проводившим контрольную экспертизу; в случаях расхождения результатов - акт подписывается экспертом, проводившим контрольную экспертизу и представителями заказчика экспертизы. Расходы, связанные с проведением контрольной экспертизы, несет подразделение Экспертной организации.

 

Средства и методы товарной экспертизы

Метод товарной экспертизы — способ достижения конечных результатов экспертной оценки товаров. Методы товарной экспертизы подразделяются на группы:

1 группа: Объективные методы.

Измерительные методы - методы определения (измерения) действительных значений показателей качества c помощью технических устройств. Предназначены для определения физико-химических и/или микробиологических показателей качества.

Измерительные методы взаимосвязаны с органолептическими методами, дополняют, но не заменяют их, например, физические, химические, физико-химические, биохимические, микробиологические и биологические. Это обусловлено тем, что достоинства измерительных методов - объективность оценки, выражение результатов в общепринятых единицах измерения, сопоставимость и воспроизводимость результатов - устраняют недостатки органолептических методов. В связи с этим сочетание методов этих двух групп позволяет провести наиболее полную экспертную оценку товаров.

Недостатками измерительных методов являются: высокие затраты на проведение испытаний, для которых требуются оборудованные испытательные лаборатории, лабораторное и вспомогательное оборудование, порой очень дорогостоящее, а также высококвалифицированный персонал.

Регистрационные методы основаны на наблюдениях и подсчетах числа объектов, выбранных по определенному признаку. В качестве классификационного признака могут быть выбраны конкретные виды дефектов или градации товаров, а также их наименования, виды, подгруппы и группы.

Регистрационным методом определяются приемочные и браковочные числа при приемке товаров, количество дефектных товаров. При необходимости устанавливается количественное соотношение отдельных видов дефектов. Сортировка товаров на градации качества (стандартную, нестандартную, отход, брак, а также на товарные сорта) осуществляется с помощью этого же метода. При этом эксперты могут сами непосредственно заниматься технической работой по переборке товаров, по лучше, если ее осуществляют подсобные рабочие, а эксперты проверяют правильность их работы и регистрируют - конечные результаты. В последнем случае внимание эксперта будет сконцентрировано на более ответственной операции - регистрации определенных градаций.

Общим для объективных методов является выражение результатов измерений или подсчетов в принятых единицах измерения или в процентах, причем эти результаты сопоставимы, воспроизводимы и проверяемы. Различия между ними заключаются в том, что при измерительных методах используются технические устройства (простейшие приспособления и сложные измерительные приборы, системы, преобразователи), а при регистрационных — визуальный подсчет.

2 группа: Эвристические методы - методы, основанные на совокупности логических приемов и методических правил теоретических исследований для достижения (нахождения) конечных результатов. Общим для всех эвристических методов является субъективный подход к оценкам, построение гипотез, догадок, основанных на предположениях отдельных лиц.

3 группа: Органолептические методы - методы определения значений показателей качества с помощью органов чувств.

Органолептика – наука, с помощью сенсорных анализаторов человека изучающая потребительские свойства продовольственных товаров, а также пищевых ингредиентов и промежуточных форм продуктов.

Для этих методов характерны сложные физиолого-психологические основы, что предопределяет субъективизм этих методов. Для снижения субъективизма и повышения достоверности результатов необходимо знать и учитывать эти основы, а также достоинства и недостатки этих методов.

К достоинствам относятся доступность и быстрота определения значений показателей качества, а также отсутствие дорогостоящего оборудования при измерениях. Большинство людей обладают достаточными сенсорными (чувствительными) возможностями для проведения органолептической оценки внешнего вида, вкуса, запаха и консистенции. Однако встречаются люди, которые не воспринимают и/или не различают либо цвета («цветовые» дальтоники), либо вкуса («вкусовые» дальтоники), либо запаха («обонятельные» дальтоники). Такие люди не могут быть экспертами по органолептической оценке качества товаров.

К недостаткам органолептических методов относятся субъективизм оценки, относительное выражение ее результатов в безразмерных величинах (цвет - зеленый, красный и т.п.; вкус - сладкий выраженный, маловыраженный, безвкусный и т.п.), несопоставимость и недостаточная воспроизводимость результатов.

В общие условия проведения органолептической оценки входят отбор проб для анализа, требования к помещению, подготовка образцов и проведение испытаний, а также определение сенсорных способностей экспертов разными методами.

Толкование термина «органолептический» происходит от греческих слов «organon» (орудие, инструмент, орган) плюс «leptikos» (склонный брать или принимать) и означает: выявляемый с помощью органов чувств. Органолептические свойства - это свойства объектов, оцениваемые органами чувств человека (вкус, запах, консистенция, окраска, внешний вид и т. д.). Термин «сенсорный» также обозначает «чувствующий» и происходит от латинского слова «sensus» (чувство, ощущение). В зарубежной литературе преимущественно распространен термин «сенсорный». Одно из толкований английского слова «sense» означает «чувство». Органолептический анализ пищевых и вкусовых продуктов проводится посредством дегустаций, т. е. исследований, осуществляемых с помощью органов чувств специалиста-дегустатора без применения измерительных приборов.

Информация о работе Экспертиза товаров