Товароведение и экспертиза товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:24, доклад

Краткое описание

Основные понятия, общие принципы и правила классификации товаров.
Т – наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительские стоимости и факторах обеспечения этих характеристик.
Объект Т – товар, а предмет – потребительская стоимость товара. Потребит. Ст-ть – способность товаров удовлетворять конкретные потребности человека. Мера потребительской стоимости – качество товара.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по товароведению.docx

— 31.77 Кб (Скачать файл)

Товароведение и экспертиза товаров

1. Основные понятия, общие принципы  и правила классификации товаров.

Т – наука об основополагающих характеристиках  товаров, определяющих их потребительские  стоимости и факторах обеспечения  этих характеристик.

Объект  Т – товар, а предмет – потребительская  стоимость товара. Потребит. Ст-ть –  способность товаров удовлетворять  конкретные потребности человека. Мера потребительской стоимости –  качество товара.

Задачи  Т – Чёткое определение основополагающих характеристик товара; Систематизация товаров путём классификации  и кодирования; Оценка качества товаров; Управление ассортиментом организации; Товароведная характеристика конкретных товаров.

Методы: Научная абстракция; Анализ и синтез; Качественный и количественный анализ; Метод эксперимента; Проверка теории практикой; Комплексная оценка качества товаров.

Классификация - разделения множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами. Объект – элемент классифицированного множества (товар). Признак классификации – свойства или характеристика объекта по которому характеризуется классификация (назначение, сырьевой признак, технологический, рецептурный, компоненты, структурные признаки). Признаки могут иметь качественные и количественные выражение. Различают 2 разновидности метода классификации:

1. иерархический метод - последовательное  разделение множества объектов  на подчиненные классификационные  группировки. Отличительная способность  этого метода это тесная связь  между отдельными классами методами  выделяемые через общность и  различия основополагающих признаков.  В основу деления множества  на подмножества по основополагающему  для данного этапа положена  ступень классификации. Опр: ступень классификации – этап классификации при иерархическом методе в результате которого получается совокупность классификационных группировок. Каждая ступень и группировка выделены по своему основополагающему признаку. Различия между группировками заключается в разных признаках. Количество признаков и ступеней определяют глубину классификации.

Преимущества: возможность выделения общностью  и сходства признаков объектов на одной и разных ступенях, высокая  информационная насыщенность. Недостатки – при большой глубине: чрезмерная громоздкость, высокие затраты: иногда не обоснованы, трудность применения при не большой глубине: информационная не достаточность, не полный обхват объектов и признаков.

2. фасетный метод – параллельное  разделение множество объектов  на независимые классификационные  группировки. Особенностью этого  метода яв-ся то, что разные  признаки не связаны между  собой. Фасетная система отличается  гибкостью, вожмозностью ограничивать  число признаков и группировок,  что создает определенное удобство  при использование ее. Вместе  с тем ее информационная емкость  может быть увеличена путем  выделения общих и частных  классификационных группировок. 

Преимущества  – гибкость системы, удобство использования, возможности ограничения кол-ва признаков без утраты достаточности  охватов объектов. Недостатки –  не возможность выделения общности и различий между объектами в  разных классификационных группировках.

Правила классификации предназначены для  выбора разновидности метода и признаков  по которым осуществляется деления  множества на подмножества. Важнейшим  правилом для иерархического и фасетного  метода яв-ся выбор разновидности  метода классификации в зависимости  от ее цельного назначения. Правила  классификации объектов при иерархическом  методе: 1. деление множества следует  начинать с наиболее общих признаков. 2. на каждой ступени можно использовать только один признак, имеющий принципиальное значение для этого этапа. 3.разделение объектов должно осуществляется последовательно от большего к меньшему, от общего к частному. 4. необходимо установить оптимальное число признаков, ступеней и глубины

2. Основные понятия, виды и  показатели ассортимента товаров.

Ассортимент товаров – это набор товаров, формируемый по определенным признакам  и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.

Классификация ассортимента товаров. Признаки:

1. Местонахождение товаров: а). Промышленный (производственный) ассортимент –  это набор товаров, выпускаемых  изготовителем, исходя из его  производственных возможностей. б). Торговый ассортимент – это  набор товаров, формируемый организацией  торговли их общественного питания  с учетом ее специализации  потребительского спроса и материально-технической  базы.

2. Широта охвата товаров: А). Простой  ассортимент – это набор товаров,  представленный небольшим количеством  групп, видов и наименований, которые  удовлетворяют ограниченное число  потребностей. Он характерен для  магазинов, реализующих товары  повседневного спроса в районе  проживания покупателей с небольшими  материальными возможностями. Б). Сложный ассортимент – это  набор товаров, представленный  значительным количеством групп,  видов, разновидностей и наименований  товаров, которые удовлетворяют  разнообразные потребности товаров.  Он присущ оптовым базам и  розничным торговым организациям  типа универмагов и универсамов,  ориентирующихся на покупателе  с разным спросом. В). Групповой  ассортимент – это набор однородных  товаров, объединенных общностью  признаков и удовлетворяющих  аналогичные потребности. Наиболее  часто в качестве общего признака  выступает функциональное или  социальное назначение. Делится  на два подвида: А. видовой  ассортимент – это набор товаров  различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности. Он является составной частью группового ассортимента. Б. марочный ассортимент – это набор товаров одного вида марочных наименований или относящихся к группе марочных. Такие товары наряду с удовлетворением идеологических потребностей в значительной мере нацелены на удовлетворение социальных и психологических потребностей. Г) развернутый ассортимент – это набор товаров, который включает подгруппы, виды, наименования, в том числе марочные, относящиеся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками. Такой ассортимент включается в специализированных магазинах, причем количество групп однородных товаров может быть сравнительно небольшим. Д). Сопутствующий ассортимент – это набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации. Е). Смешанный ассортимент – это набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.

3. По степени удовлетворения потребностей: А). Рациональный ассортимент –  это набор товаров, наиболее  полно удовлетворяющий реально  обоснованные потребности, которые  обеспечивают максимальное качество  жизни при определенном уровне  развития техники, науки и технологии. Формирование рационального ассортимента  требует учета, большого количества  факторов и показателей, многие  из которых довольно изменчивы.  К ним относятся реальные потребности,  которые зависят от уровня  жизни населения, достижений НТП  и др. особенностей внешней среды.  Б). Оптимальный ассортимент –  это набор товаров, удовлетворяющий  реальные потребности с максимально  полезным эффектом для потребителя  при минимальных затратах на  их проектирование, разработку производства  и доведение до потребителей. Товары оптимального ассортимента  отличаются повышенной конкурентоспособностью. Рациональный и оптимальный ассортимент  характеризуют качественную сторону  товара.

4. По характеру потребностей: А). Реальный  ассортимент – это действительный  набор товаров, имеющихся в  конкретной организации изготовителя  или продавца. Б). Прогнозируемый  ассортимент – это набор товаров,  который должен будет удовлетворять  предполагаемые потребности. В). Учебный ассортимент – это  набор товаров, систематизированный  по определенным научно-обоснованным  признакам для достижения обучающих  целей.

3. Номенклатура потребительских  свойств и показателей качества  товаров.

ПС  – те свойства товара, с помощью  которых он удовлетворяет наши конкретные потребности.

Назначение: О целесообразность выпуска данного  товара, социального адреса и потребительского класса товара, соответствие товара оптимальному ассортименту, морального износа, сопутствующих  социальных эффектов.

Функциональность - соответствие товара своему прямому  назначению: Совершенство выполняемой  функции (состав и структура, функциональная и техническая эффективность), конструктивность (габариты мебели, ёмкость посуды), универсальность  применения, совершенство выполнения вспомогательных операций.

Надёжность - способность товаров выполнять  свои функции, сохраняя эксплуатационные показатели в заданных пределах в  течение требуемого промежутка времени  или требуемой наработки. Безотказность, Долговечность, Ремонтопригодность, Сохраняемость.

Эргономическое - удобство и комфорт потребления  изделия. Гигиеничность; Соответствие  изделий форме тела, правильной осанке, оптимальной хватки руки; Соответствие изделия и его элементов энергетическим возможностям мышц.

Эстетичность  – способность предмета выражать в чувственно-воспринимаемых признаках  формы свою общественную ценность (социально-культурную значимость, степень полезности). Информационная выразительность (СП-ть изд-я выражать ч-з особенности формы сложившиеся в О культурные нормы и представления); Рациональность формы (соответствие формы назначению, конструкции, используемому материалу, технологии изготовления, эргономическим требованиям); Целостность композиции (красота и художественная выразительность изделия); Совершенство производственного исполнения и сохранности товарного вида;

Экологичность; Безопасность; Экономичность.

Химические  свойства – устойчивость материалов и изделий к действию разл. Реагентов  – воды, кислот и щелочей. Характерезует  взаимоотношение веществ и материалов с действием различных сред. Оценивается  с 2-х позиций: Сопротивляемость воздействию  агрессивных сред и Степенью агрессивности  самих веществ

Агрессивность классифицируется: сильно- (кислоты, щелочи), средне- (слабые растворы щелочи, морская  вода), слабоагрессивные (пресная вода, водяной пар низкого давления, инертные газы, атмосферная среда)

По  оценки сопротивляемости: Высоко стойкие ( стекло, серебро…), сред нестойкие  (никель), нестойкие.

Биологические свойства. Оценивают взаимоотношение  веществ и материалов с биологически активными средами (вирусы, бактерии). Оценка осуществляется с позиций 1.стойкости  к разрушающему воздействию 2.оценка активности биологической среды.

Качество  товара зависит от свойств, которыми он обладает, а также от его способности  удовлетворять определённые потребности  благодаря этим свойствам. Оценка качества продукции заключается в оценке его свойств, а также в соответствии их предъявляемым требованиям.

В соответствии со стандартом ИСО под  качеством продукции понимают совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают им способность  удовлетворять обусловленные или  предполагаемые потребности.

Качество  товара оценивается с помощью  показателей качества, которые представляют собой количественные характеристики одного или нескольких наиболее важных свойств продукции.

Каждый  отдельный товар имеет определённую номенклатуру показателей качества, которые классифицируются по следующим  признакам: по количеству характеризуемых  свойств, по способу выражения, по методу определения, по стадии определения, в  зависимости от области определения, по применению для оценки уровня качества продукции.

В зависимости от количества характеризуемых  свойств показатели качества подразделяются на: единичные и комплексные.

Показатели  качества по функциональному назначению делятся на: П назначения, П срока  действия, П транспортабельности, П  безопасности, эстетические П, экологические  П.

4. Контроль качества товаров  в торговле в процессе приемки,  на этапе подготовки к  продаже.

Приемка товаров по качеству осущ-ся в торговых организациях партиями. Независимо от размера партии приемочный контроль по качеству носит выборочный хар  –р. важнейшим элементом выборочного  контроля яв-ся отбор проб. От правильности отбора проь зависит достоверность  определения качества всей тов-ой партии. В любой партии товаров есть ед. экз. с повышенным, средним и низким качеством. Чтобы проба обладала с определенной степенью достоверности  аналогичной с товарной партией  из которой она отобрана, обладала неоднородностью. Для этого должны быть выполнены требования: Оптимальность  размера пробы – предлагает, что  она должна быть не ниже минимально допустимого. Представительность пробы  – ее способность с достаточной  достоверностью отражать действительную не однородность качества товарной партии. Проба – min –но допустимая часть  товарной партии отобранная из нее  по установленным ими заранее  оговоренным правилом и предназначенная  для оценки качества. Правила отбора проб устанавливается стандартами. Правила отбора проб регламентируемые НД и договорами носят обязательный хор-р, а указанные в руководствах и методиках –рекомендательный характер.

Виды  проб : точечная- единичная проба  определенного размера отбираемая из одного места тов-ой партии. Объединенная –совокупность точечных проб отображенных от одной тов-ой партии. Исходная – установленная часть объедененой  пробы или совокупность выборок предназначенная для оценки кач-ва. Приемочное число- max допустимое кол-во забракованных ед выборки или объедененой пробы, или исходного образца позволяющие принять решение о приемке тов-ой партии о кач-ве. Браковочное число-min допустимое кол-во забракованных ед выборки или объедененой пробы или исходного образца являющиеся основанием для отказа от приемки тов-ой партии по кол-ву. Идентификация и прослеживаемость товаров необходима для обеспечения надлежащего уровня контроля качества на разных этапах товарной партии. Целью идентификации яв-ся обеспечение прослеживаемости места нахождения тов-ой партии и выходящих в ее состав единичных экземпляров или совокупных упаковок. Это облегчает выявления возможных причин технологических или предреализационных дефектов.  Потребность возникает на этапе формирования тов.партии и исчезает после полного использования товара на стадии утилизации. Прослеживаемость –способность проследить предысторию и местонахождение объекта с помощью идентификации. Комплекс работ включает следующие взаимосвязанные направления. Технологическое обеспечение предполагает предварительное обеспечение за счет разработки и внедрения маркирования ед экз тов-ов или упаковочных ед на пред товарной стадии. Информационное обеспечение наносимое при маркировании яв-ся одним из средств из носителей информации. (адресность, информ-ая достаточность, преемственность). Организационная обеспечиваемость предусматривает установление функциональных задач и ответственности изготовителей  и продавцов.

Информация о работе Товароведение и экспертиза товаров