Экспертиза качества растворимого кофе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Кофе натуральный растворимый - это высушенный до порошкообразного состояния водный экстракт, полученный из натурального жареного кофе. Данный продукт обладает приятными, но менее выраженными, чем у свежеобжаренных зерен кофе, вкусом и ароматом, повышенным тонизирующим действием и способностью растворяться в воде без осадка. Используют его как для приготовления кофейного напитка, так и как добавку при выработке некоторых кондитерских изделий.
В 1899 году растворимый кофе был изобретен Максом Моргенталлером, химиком из Швейцарии. Для изготовления этого вида кофе он использовал смесь из первого и второго сорта кофе «робусты» и «арабики».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
2
1. Литературный обзор……………………………………………………...
6
1.1. Химический состав и пищевая ценность растворимого кофе……….
6
1.2. Классификация и ассортимент растворимого кофе………………….
10
1.3. Факторы, формирующие качество и ассортимент растворимого кофе…………………………………………………………………………..

11
1.3.1. Сырье………………………………………………………………….
11
1.3.2. Технология производства……………………………………………
14
1.4. Факторы, сохраняющие качество растворимого кофе………………
20
1.5. Проблемы идентификации растворимого кофе на современном российском рынке…………………………………………………………...

22
2. Практическая часть……………………………………………………….
25
2.1. Анализ современного состояния рынка растворимого кофе………..
25
2.2. Характеристика объектов и методы исследования…………………..
29
2.3. Оценка информационных и количественных характеристик растворимого кофе…………………………………………………………..

31
2.4. Экспертиза качества натурального растворимого кофе по органолептическим и физико-химическим показателям…………………………

34
Выводы и предложения……………………

Вложенные файлы: 1 файл

кофе.doc

— 286.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практическая часть

2.1. Анализ современного состояния рынка растворимого кофе.

Рынок кофе в России вступил в полосу стремительного роста. Относительно стабильное экономическое положение за последнее время позволило потребителям, наконец, забыть о кризисе, так что поставщики и производители действуют в режиме наибольшего благоприятствования. Похоже, что на рынке пока достаточно места для удовлетворения самых разных амбиций. Борьба за объем и стремление к более высокому уровню качества равно характеризуют лидеров российского кофейного рынка. На его положительные тенденции не смогло повлиять даже мировое падение цен на кофе.

Динамика отечественного кофейного рынка в последние годы вывела его в число безусловных лидеров пищевой промышленности РФ. Быстрые темпы роста единодушно отмечаются самыми разными группами экспертов как доминанта развития. По данным Департамента правительственной информации, потребление кофе в РФ растет на 10 - 15 % ежегодно, а доля в мировом объеме потребления составляет только 1 %. В среднем на жителя России приходится, по разным источникам, от 300 до 700 граммов ароматного напитка, что в сравнении с 5 - 10 "среднеевропейскими" килограммами на душу населения - показатель одновременно ничтожный и многообещающий. В последние годы, с небольшим перерывом в период кризиса, эту пропасть между нами и "цивилизованной Европой" активно заполняют многочисленные российские и зарубежные компании.

Прогресс рынка выражается, в первую очередь, в увеличении объемов производства. По оценке Рамаза Чантурия, генерального директора ассоциации "Росчайкофе", объем кофейного рынка России достиг 86 тыс. тонн в год и составляет $800 млн. в розничных ценах. Растворимый кофе в Россию, в основном, импортируется в количестве 76 % от общего объема ввоза кофе.

Развитию кофейного рынка способствует появление более эффективных технологий розницы.Специалисты говорят о самых разных предпосылках для кофейного бума в России.

У российского кофейного рынка большой потенциал. Темпы роста рынка зависят от множества факторов, наиболее значимый из которых - уровень жизни в стране (кофе не является продуктом первой необходимости и в периоды кризиса легко замещается более дешевыми заменителями). Если в России не произойдет серьезных экономических катаклизмов, можно ожидать роста продуктового рынка и, следовательно, развития рынка кофе. На волне экономических реформ кофе фактически ворвался в жизнь россиян и прочно занял свои позиции. Тем не менее, кофейный рынок в нашей стране еще очень молод и имеет все те особенности, которые присущи растущему юному организму.

Чтобы определить, на какой стадии развития находится российский кофейный рынок и каковы его перспективы, можно привести ряд его общих характеристик. По оценкам Ассоциации "Росчайкофе", в 2007 году общий объем кофейного рынка составил в натуральном выражении 103 - 105 тыс. т, (прирост составил 5 % по сравнению с 2006 годом), а в денежном выражении (в оптовых ценах) около 1,3 млрд. долл. (прирост по сравнению с 2006 годом составил 30 %).

Благодаря разделению в 2009 г. кодов ТН ВЭД на растворимый кофе впервые удалось зафиксировать соотношение импорта фасованного и нефасованного растворимого кофе, которое составило 80 на 20 в пользу фасованного продукта. Таким образом, в отличие от сегмента натурального кофе, в котором почти 75 % продукции производиться внутри РФ, в сегменте растворимого кофе доминирует импортные производства.

 

Учитывая технологические факторы производства и специфику статистической информации в нашей стране, для более качественного анализа рынка используются различные пересчетные и поправочные коэффициенты.

По оценке Ассоциации "Росчайкофе", сегмент натурального растворимого кофе (включая смеси три в одном и два в одном) - около 85-86 тыс. т. География поставок достаточно широка, и это свидетельствует о том, что Россия в полной мере вовлечена в мировой рынок кофе.

Основными игроками на рынке в сегменте растворимого кофе являются: "Нестле", "Чибо", "Крафт фудс", "Русский продукт", "Гранд", "Московская кофейня на паях".

Меры, предпринимаемые государством и Ассоциацией "Росчайкофе", уже привели к улучшению инвестиционного климата в кофейной промышленности. Строятся новые фабрики по производству натурального растворимого кофе.

Одной из наиболее значимых тенденций развития российского рынка кофе в последние годы является рост доли продукции, произведенной внутри страны. Особенно это характерно для сегмента растворимого кофе. Наиболее заметное событие, произошедшее на рынке кофе в России, состоит в появлении предпосылок для развития производства растворимого кофе полного цикла - от переработки сырья до фасовки готового продукта. Это позволяет говорить о том, что производство кофе в России вступило в новую стадию, когда Россия может начать экспорт значительных объемов растворимого кофе собственного производства.

Некоторые колебания долей сегментов происходят, но они не столь существенны, чтобы можно было говорить об изменении общих пропорций российского рынка кофе и переменах в привычках потребления этого напитка.

Примерно две трети объема продаж на российском рынке кофе, в первую очередь растворимого кофе, приходится на три компании: Nestle (около 40 %), Kraft Foods (14 - 17 %) и Thcibo (11 - 12 %). Практически вся продукция производится за рубежом, в России осуществляется только расфасовка.

По оценке "Экспресс-Обзор", объем рынка кофе в натуральном выражении вырос в 2008 году на 4,57 % и составил 119 - 126 тыс. тонн. Темпы прироста рынка в последние три года составляют 4 - 5 %. Объем рынка кофе в условных чашках вырос в 2008 году на 3 %. Темпы прироста рынка кофе в условных чашках ниже, чем темпы прироста рынка в тоннах, то есть рынок прирастает не только из-за увеличения потребления кофе, но и за счет структурных изменений - смещения приоритетов потребителей в сторону кофе, требующего большего количества грамм в расчете на одну чашку.

В натуральном выражении больше всего продается сублимированного кофе. На втором месте - гранулированный кофе, на третьем - молотый. Эти три наиболее популярных сегмента вместе занимают 68 % рынка кофе в натуральном выражении.

В стоимостном выражении почти половина рынка - за сублимированным кофе.

В 2008 году доля сублимированного кофе в натуральном выражении впервые превысила долю гранулированного кофе. Это явилось следствием давно определившейся тенденции перехода потребителей к более качественным видам кофе: натуральному и сублимированному. Доля гранулированного, порошкового кофе и кофейных смесей сокращается.

В стоимостном выражении почти половина рынка - за сублимированным кофе.

 

 

 

Таблица №Структура сегмента растворимого кофе по видам.

Виды кофе

Доли по объему за 2009 год, %

Гранулированный

39,6

Порошкообразный

25,6

Сублимированный

34,9

Всего

100

В 2008 году по сравнению с 2007-м объем домашнего потребления растворимого кофе снизился на 3%, а объем потребления зернового и молотого кофе – на 4%. Потребление кофейных смесей осталось практически без изменений. В 2008 году доля растворимого кофе в натуральном выражении составила около 70% всего рынка кофе, а зернового и молотого – 20%. Остальные 10% рынка занимали кофейные смеси.
Рынок растворимого кофе разделен на три основных сегмента: порошковый, гранулированный и кристаллический. Доля кристаллического кофе составляет 47% всего рынка растворимого кофе, а доля гранулированного и порошкового – соответственно 35 и 17% в натуральном выражении. За последние несколько лет доля кристаллического кофе, который является наиболее дорогим на рынке растворимого кофе, росла довольно серьезными темпами, в то время как доля гранулированного и порошкового кофе снижалась. Так, доля кристаллического кофе увеличилась на 24% и в 2009 составляла 47% , а доля порошкового сократилась на 19% за тот же период. В первые четыре месяца 2009 года по сравнению с первыми четырьмя месяцами 2008-го доля кристаллического кофе продолжала расти, а доля порошкового – снижаться.
Сегмент кристаллического кофе оказался очень успешным на российском рынке, выигрывая в конкурентной борьбе с другими сегментами. Так, в 2008 году этот сегмент «отъел» в равной степени доли гранулированного и порошкового – соответственно 50,2 и 49,8% (рис. 2).

 

Таблица№ Рейтинг основных марок растворимого гранулированного кофе по объему продаж в натуральном выражении, 2009 год

Марки

Рейтинг

Nescafe Classic

1

Maxwell House

2

Jacobs Aroma

3

Milagro Aroma

4

Moccona Excellent

5

Суммарная доля по объему, %

89,6

 

 

 

 

 

 

2.2. Характеристика объектов и методы исследования.

Объектом исследования являются 3 образца растворимого кофе:

Образец №1. Натуральный растворимый гранулированный кофе «Nescafe Classic». ООО «Нестле Кубань», Россия, 352700, Краснодарский край, г. Тимашевск, ул. Гибридная, д. 2а

Образец №2. Кофе натуральный растворимый порошкообразный «MacCoffee». Тата Кофе Лимитэд, № 57, Рэйлвэй Парралел Роад, Кумара Парк Вэст, Бангалорэ 560 020, Индия.

Образец №3. Натуральный растворимый сублимированный кофе «Tchibo Gold Selection». ООО «ЧИБО СНГ», РФ, 125047, г. Москва, 1-я Тверская-Ямская, д.5

Таблица №1. Физико-химические показатели массовой доли влаги и полной растворимости растворимого кофе.

Наименование показателя

Норма по ГОСТ Р 51881 - 2002

Массовая доля влаги, %, не более:

в течение срока хранения

 

 

 

4,0

Полная растворимость, мин, не более:

в горячей воде (96 – 98 °С)

в холодной воде (18 – 20 °С)

 

 

 

0,5

 

3,0

Информация о работе Экспертиза качества растворимого кофе