Экономика таможенного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Приграничная торговля является важнейшим элементом рынка приграничного региона и приграничных муниципалитетов, эффективным инструментом социально-экономического развития приграничных территорий. В настоящее время социально-экономическая эффективность приграничной торговли в России незначительна ввиду отсутствия продуманной приграничной торговой политики, преемственности во внешнеэкономическом сотрудничестве с зарубежными странами, несовершенства законодательной базы регулирования приграничной торговли, несогласованности во взглядах на развитие приграничной торговли между региональными и федеральными органами управления, низкой эффективности проводимых внутренних реформ в отношении приграничного сотрудничества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2
Особенности развития приграничных регионов Российской Федерации........5
Причины, условия и угрозы для развития приграничных территорий………………………………………………………………....…5
Экономические формы и законодательная база регулирования приграничного сотрудничества……………………………………..............6
Развитие товарооборота в приграничных территориях на примере Амурской области.……………………………………………………………….……....…..5
Методика оценки социально-экономической эффективности приграничной торговли ……………………………………….…………...15
Анализ развития приграничной торговли и уровня ее регулирования….25
Совершенствование организационно-экономических механизмов и инструментов регулирования приграничной торговли территории …....29
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованной литературы……………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа экономика таможенного дела.doc

— 615.50 Кб (Скачать файл)

Задача федерального центра состоит не в том, чтобы знать все местные условия и проблемы, но в том, чтобы обеспечить достаточный уровень безопасности и предоставить субъектам федерации и муниципальным образованиям максимальные полномочия и возможные политико-правовые и торгово-экономические инструменты для решения проблем приграничной территории Российской Федерации.

Субъекты федерации, в свою очередь, при осуществлении своей деятельности должны руководствуясь едиными общегосударственными принципами, которые предполагают поступательное развитие российских регионов, повышение жизненного уровня их населения, установление, поддержание и развитие добрососедских отношений с сопредельными государствами, при  одновременном осуществлении коммуникации с другими регионами РФ, направленном на всемерное укрепление Российской Федерации.

Кроме того, межрегиональное и приграничное сотрудничество — важный фактор развития межгосударственного сотрудничества государств — участников СНГ, который при проведении совместных скоординированных действий со стороны государственных и региональных органов власти государств может оказать позитивное воздействие на интенсификацию интеграционных процессов РФ и СНГ.6 
2. Развитие товарооборота в приграничных территориях

2.1 Методика оценки социально-экономической  эффективности приграничной торговли

Методика оценки социально-экономической эффективности основывается на следующих принципах:

  • комплексность оценки показателей социально-экономической эффективности приграничной торговли;
  • системность, которая обеспечивает связи с другими элементами системы приграничной торговли территории;
  • открытость, обеспечивающая возможность пополнения и обновления показателей, за счет новых целей, функций и состава элементов приграничной торговли территории без нарушения ее функционирования;
  • возможность     получения     количественной         интегральной     оценки социально-экономической эффективности приграничной торговли;
  • принцип подчинения результатов показателей целям социально-экономической эффективности приграничной торговли;
  • простота в использовании.
  • Важное место в оценке социально-экономической эффективности занимает комплексный подход к функционированию сложных социально-экономических систем, поскольку приграничная торговля имеет двойственную систему целей, заключающуюся в повышение уровня социального развития приграничной территории через достижение экономического эффекта.В этих целях представляется целесообразным структурировать эту совокупность показателей в соответствии с функциональными блоками. Основные показатели оценки социально-экономической эффективности приграничной торговли сформированы на основании теории диспаритетов социально-экономического развития приграничных территорий и включают функциональные блоки (табл. 1).
  •  
  • Таблица 1 – Показатели социально-экономической эффективности приграничной торговли

Интегральные показатели

             

социально-экономической

 

Показатели социально-экономической

 

эффективности

 

эффективности приграничной торговли

 

приграничной торговли

             

2

         

3

   

Интегральный

 

показатель

–      доля      экспорта      переработанной      продукции,

 
 

произведенной     на     приграничной     территории     в

 

эффективности экспорта

 

общем экспорте приграничной территории;

 

приграничной торговли

 

–   доля   экспорта   сырьевых  ресурсов   приграничной

 
       
     

территории  в  общем  объеме  экспорта  приграничной

 
     

территории;

         
     

–  доля  инновационной  продукции  в  общем  объеме

 
                   
     

экспорта приграничной территории.

   
         

Интегральный

 

показатель

–    доля    импортируемых    сырьевых    ресурсов    для

 
 

переработки на приграничной территории;

 

эффективности

 

импорта

 
 

–    доля    импорта    продовольственных    товаров    в

 

приграничной торговли

 

общем товарообороте приграничной территории;

 
       
     

–   стоимость   импорта   приграничной   территории,   в

 
     

отношении      которого      применены      уголовные      и

 
     

административные меры.

   

Интегральный

 

показатель

–    налоговая    отдача   на    одного    работающего    на

 
 

предприятии приграничной торговли;

   
         

налоговой

эффективности

   

–       налоговая       отдача       на       одного       участника

 

приграничной торговли

 

приграничной торговли;

     
           
           
     

–  налоговая  отдача  на  одно  торговое  предприятие

 
     

приграничной территории.

   
         

Интегральный

 

показатель

– рост объема приграничной торговли;

 
 

увеличение

 

числа

общественных,

 

институциональной

   

профессиональных

и

отраслевых

объединений

 

эффективности

 

приграничной

 
 

участников приграничной торговли ;

   

торговли

       
   

–     увеличение     доли     торговых     предприятий     с

 
       
     

участием       иностранного       капитала       в       общем

 
     

количестве

торговых

предприятий

приграничной

 
     

территории.

         
               

Рассмотрим показатели функционального блока экспорта приграничной торговли.7

Показатель изменения доли экспорта переработанной продукции, произведенной на приграничной территории в общем объеме экспорта (FE).

Показатель изменения доли экспорта сырьевых ресурсов приграничной территории в общем объеме экспорта приграничной территории (FG).

Показатель изменения доли экспорта инновационной продукции пригра-ничной территории в общем объеме экспорта приграничной территории (FJ.).

Интегральный показатель эффективности экспорта приграничной торговли (IE) рассчитывается по формуле:

IE = FE  × FG  × FJ  .

Рассмотрим показатели эффективности импорта приграничной торговли.

Показатель изменения доли импорта сырьевых ресурсов для переработки на приграничной территории в общем объеме импорта (FR).

Показатель изменения доли импорта продовольственных товаров в общем объеме рынка продовольственных товаров приграничной территории (FB):

Показатель изменения доли некачественного импорта в общем объеме импорта (FO).

Интегральный показатель эффективности импорта приграничной торговли (II) рассчитывается по формуле:

II = FR × FB  × FO .

Рассмотрим показатели налоговой эффективности приграничной торговли.

Показатель изменения поступлений в бюджет приграничной территории налога на доходы физических лиц на одного работающего на предприятии приграничной торговли (FT).

Показатель изменения доли налоговой отдачи на одного участника приграничной торговли (FN).

Показатель изменения доли налоговой отдачи на одно торговое предприятие, находящееся на приграничной территории (FС).

Интегральный показатель налоговой эффективности приграничной торговли (IT) рассчитывается по формуле.

Рассмотрим показатели институциональной эффективности приграничной торговли.

Показатель изменения доли внешнеторгового оборота приграничной территории во внешнеторговом обороте приграничного региона (FQ).

Показатель изменения доли участников приграничной торговли в общем количестве участников внешнеторговой деятельности (FY).

Показатель изменения доли торговых предприятий с иностранным участием в общем количестве торговых предприятий приграничной территории

(FZ).

 Интегральный показатель  институциональной эффективности приграничной торговли (ID) рассчитывается по формуле:

ID  = FQ  × FY  × FZ  .

Рассмотрим показатели социальной эффективности приграничной торговли.

Показатель изменения доли занятых на предприятиях приграничной торговли в общем количестве занятых на торговых предприятиях приграничной территории (FL).

Показатель изменения номинальной начисленной заработной платы предприятий приграничной торговли к изменению средней номинальной начисленной заработной платы на торговых предприятиях приграничной территории (FW).

Показатель изменения стоимости минимальной потребительской корзины на приграничной территории (FH).

Интегральный показатель социальной эффективности приграничной торговли (IS) рассчитывается по формуле:

IS = FL × FW  × FH

Совокупный интегральный показатель социально-экономической эффективности приграничной торговли (R) рассчитывается по формуле:

R = IЕ × II × IT × ID × IS

Показатели, интегральные показатели и совокупный интегральный показатель социально-экономической эффективности свидетельствуют о повышении социально-экономической эффективности за анализируемый период времени, когда их значение превышает 1. Значение показателей менее единицы свидетельствует о снижении социально-экономической эффективности приграничной торговли. Значение показателей равное единице свидетельствует о том, что социально-экономическая эффективность приграничной торговли осталась без изменения.8

Результаты расчетов по предложенной методике оценки социально-экономической эффективности развития приграничной торговли для приграничной территории – городской округ «Город Благовещенск» приведены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты оценки социально-экономической эффективности приграничной торговли г. Благовещенска

Показатели социально-экономической эффективности приграничной торговли

 
         

Функциональный блок

Интегральный

 

Показатель

 
 

показатель

         

Эффективность экспорта

IE  = 1,4

F   =1,1;

F   = 1,2;

 

F   =0,86

 

E

G

 

J

 
     

приграничной торговли

         
           

Эффективность импорта

II  = 0,18

FR  = 0,1;    FB  = 1,3;

 

FO    =1,4

 

приграничной торговли

           
             

Налоговая эффективность

IT  = 1,8

FT  =1,4;

FN  = 1,1;

 

FС  = 1,18

 

приграничной торговли

           
             

Институциональная

ID = 2,6

FQ = 1,09;

FY  = 1,7;

FZ  = 1,4

 

эффективность приграничной

 
           

торговли

           

Социальная эффективность

IS  = 1,29

FL  = 1,25;

FW  = 1,066;

FH  = 0,975

 

приграничной торговли

           
             

Совокупный интегральный

 

R = 1,6

     

показатель

       
           

Совокупный показатель свидетельствует о росте социально-экономической эффективности приграничной торговли г. Благовещенска.9 
            2.2 Анализ развития приграничной торговли и уровня ее регулирования на примере Амурской области

Концептуальные основы развития приграничной торговли представляют собой систему взаимосвязанных принципов, условий, факторов, обеспечивающих универсальный подход к определению системы мероприятий по развитию приграничной торговли территории на основе повышения ее социально-экономической эффективности. В общем виде логическую схему разработки концептуальных походов к развитию приграничной торговли можно представить в виде нескольких последовательных этапов:

а) анализ современного состояния и проблем развития приграничной торговли территории;

б) определение общеметодологических принципов разработки концептуальных подходов к развитию приграничной торговли;

в) определение целей, задач и приоритетных направлений развития приграничной торговли территории.

При формировании концептуальных основ развития приграничной торговли необходимо исходить из единой системы взаимосвязанных общеметодологических принципов.

Во-первых, это системный подход к решению проблем развития приграничной торговли, иерархичности и разделения компетенций по уровням государственной власти. Приграничную территорию следует рассматривать как подсистему большой экономической системы региона и страны. Для достижения максимальной эффективности приграничной торговли необходимо расширить участие органов исполнительной власти субъекта федерации и органов местного самоуправления в регулировании приграничной торговли, провести усовершенствование институциональной структуры органов управления, создать их взаимосвязанную систему. Анализ и прогнозирование развития приграничной торговли основывается на рассмотрении приграничной торговли, как системы взаимодействующих хозяйствующих субъектов во всех производственных сферах.

Во-вторых, развитие приграничной торговли должно исходить из экономического и политического единства приграничных территорий РФ, сбалансированности региональных и национальных интересов, целостности экономического пространства, использования особого благоприятного режима не в ущерб экономическим интересам других хозяйствующих субъектов РФ.

В-третьих, необходимо принимать во внимание принципы динамического и комплексного подходов, в соответствии с которыми приграничная торговля рассматривается как комплекс количественных и качественных показателей в процессе постоянного развития и изменения внешней среды, отражающей межрегиональные и внешнеэкономические связи и внутренней среды, включающей социально-экономическое и инфраструктурное развитие приграничной территории. При разработке комплекса мер по развитию приграничной торговли необходимо учитывать прогноз социально-экономического развития территории, социально-экономическую политику.

Информация о работе Экономика таможенного дела