Эволюция философских воззрений на природу общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 19:57, реферат

Краткое описание

Прежде чем рассматривать сложную проблему взаимосвязи общества и природы, тенденций в их взаимоотношениях, следует определить основные понятия. Среди массы различных подходов и определений природы одно из наиболее устоявшихся — понимание природы (в широком смысле слова) как всего окружающего нас мира во всем бесконечном многообразии его проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, которая существует вне и независимо от сознания человека. В узком же смысле слова, а именно в соотношении с понятием «общество», под «природой» понимают весь материальный мир, за исключением общества, как совокупность естественных условий его существования.

Содержание

I. Эволюция философских воззрений на природу общества………………….2
II. Проблема периодизации истории: формационный и цивилизационный подходы………………………………………………………………………………………………..5
III. Субъекты и движущие силы исторического процесса………………………..8
IV. Структура общества: материально-производственная, социальная, политическая и духовная сферы..……………………………………………………….10
V. Список литературы……………………………………………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ КР.docx

— 31.37 Кб (Скачать файл)

   Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства.

К ним принадлежат:

  • отношения собственности, особенно на средства производства. Это определяющий элемент производственных отношений – поскольку тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики и диктует условия, в то время как все остальные, не являющиеся собственниками средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;
  • отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;
  • отношения по поводу распределения производственных материальных благ.

      Значение материального производства (экономической сферы жизни общества) в том, что оно:

  1. создает материальную базу существования общества;
  2. способствует решению проблем, стоящих перед обществом;
  3. непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы);
  4. влияет на политические процессы;

     Влияет на духовную сферу – как непосредственно (на содержание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).

Социальная сфера.

     Социальная сфера – система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.

Основными элементами социальной структуры общества являются:

  • классы;
  • страты;
  • сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях);
  • люди города и деревни;
  • представители физического и умственного труда;
  • социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь);
  • национальные общности.

     По отношению  к социальной сфере общества  имеется два основных подхода:

  • классовый, согласно которому все общество делится на большие группы – классы (как правило, собственников и несобственников, зачастую антагонистические, между которыми происходит так называемая классовая борьба); распространен в марксистской философии;
  • стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп – профессиональных, демографических и т.д., взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой; подход, свойственный западной философии.

      Особое значение имеет социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую (например, крестьянина – в число рабочих, рабочего – в число интеллигенции, интеллигента – в число предпринимателей и т.д.).

     Социальная мобильность – основа нормального существования общества, самореализации каждого человека, его счастья. Как правило, низкая социальная мобильность свойственна тоталитарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя.

     С другой стороны, высокая социальная мобильность характерна для демократических, динамично развивающихся обществ, а также для любых обществ, находящихся в полосе революций или реформ.

     В странах с низким уровнем социальной мобильности при высоком уровне демократии, высоком уровне жизни переход из одной страты в другую либо невозможен, либо крайне затруднителен. Это объясняется компактностью общества, маленькими размерами, жестокой взаимосвязанностью членов, силой традиций, «занятостью» мест в обществе.

     Высшим уровнем объединения социальных групп является гражданское общество – общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции.

Тенденций развития современного общества является:

  • превращение его во все более однородное, сглаживание противоречий, разницы между стратами;
  • усложнение структуры, дробление страт до микроуровня – так называемых «малых групп».

Политическая  сфера.

    Политическая сфера общества – совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.

Элементами  политической системы общества являются:

  1. государство и государственные органы;
  2. политические партии;
  3. общественные организации;
  4. профсоюзы;
  5. иные институты.

     Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время взаимосвязаны.

     Главным элементом политической системы общества является государство – система органов, осуществляющих государственную власть.

Основными функциями государства являются:

  1. представительная (представлять интересы различных политических, социальных групп);
  2. регулятивная – поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами);
  3. охранительная – охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы;
  4. внешнеполитическая;
  5. интеграционная.

Основной вопрос политической жизни – вопрос о власти.

 

 

                                               Духовная сфера.

     Основными элементами духовной жизни общества являются:

  1. духовная деятельность;
  2. духовные ценности;
  3. духовные потребности людей;
  4. духовное потребление;
  5. индивидуальное сознание;
  6. общественное сознание.

     Духовная деятельность – деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.

     В результате духовной деятельности возникают духовные ценности, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения.

     В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людьми) в соответствии с их духовными потребностями.

     Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями.

     Индивидуальное сознание человека – восприятие им отдельных сторон бытия.

     Общественное сознание – возникающая из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.

Элементами  общественного сознания являются:

  • обыденное и теоретическое сознание;
  • общественная идеология и психология;
  • формы общественного сознания.

     Обыденное сознание – непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности.

     Теоретическое сознание – высшее обобщенное восприятие бытия.

     Общественная психология – чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом.

     Общественная идеология – система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных сдлоев, общественно-политический строй.

Формами общественного  сознания являются:

  1. политическое;
  2. правовое;
  3. моральное;
  4. научное;
  5. религиозное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: ТК Велбы, Изд-во Проспект, 2006
  2. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. – М., 2003.
  3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарика, 2006.

 


Информация о работе Эволюция философских воззрений на природу общества