Природа и философские

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 19:25, реферат

Краткое описание

Средневековая философия принадлежит в основном эпохе феодализма ( V - XV вв.). Вся духовная культура этого периода была подчинена интересам и контролю церкви, защите и обоснованию религиозных догматов о Боге и его творении мира. Господствующим мировоззрением этой эпохи была религия, поэтому центральная идея средневековой философии – идея монотеистического Бога.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 49.65 Кб (Скачать файл)

1

Средневековая философия принадлежит в основном эпохе феодализма ( V - XV вв.). Вся духовная культура этого периода была подчинена интересам и контролю церкви, защите и обоснованию религиозных догматов о Боге и его творении мира. Господствующим мировоззрением этой эпохи была религия, поэтому центральная идея средневековой философии – идея монотеистического Бога.

Основными принципами средневековой  философии были: креационизм  –  идея сотворения мира Богом из ничего; провиденциализм – понимание  истории как осуществления заранее  предусмотренного Богом плана спасения человека; теодицея  – как оправдание Бога ; символизм – своеобразное умение человека находить скрытое значение того или иного предмета; откровение  – непосредственное волеизъявление Бога, принимаемое субъектом как абсолютный критерий человеческого поведения и познания; реализм – существование общего в Боге, в вещах, в мыслях людей, словах; номинализм - особое внимание к единичному.

В развитии средневековой  философии можно выделить два  этапа – патристику и схоластику.

Патристика . В период борьбы христианства с языческим политеизмом (со II по VI век н.э.) возникла литература апологетов (защитников) христианства. Вслед за апологетикой возникла патристика – сочинения так называемых отцов церкви, писателей, заложивших основы философии христианства. Апологетика и патристика развивались в греческих центрах и в Риме. Этот период можно условно разделить на:

а) апостольский период (до середины II века н.э.);

б) эпоху апологетов (с  середины II века н.э. до начала IV века н.э.). К ним относятся Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген и др;

в) зрелая патристика ( IV - VI в. н.э.). Наиболее яркими фигурами этого периода были Иероним, Августин Аврелий и др. В этот период в центре философствования находились идеи монотеизма, трансцендентности Бога, трех ипостасей – Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа, креационизма, теодицеи, эсхатологии.

В этот период философия  уже подразделяется на три вида: спекулятивная (теологическая), практическая (моральная), рациональная (или логика). Все три вида философии находились между собой в тесном сопряжении.

Схоластика( VII - XIV вв.). Философию средневековья нередко называют одним словом – схоластика (лат. scholasticus – школьный, ученый) – тип религиозной философии, основанной на соединении догматики и рационалистического обоснования с предпочтением формально-логической проблематики. Схоластика – основной способ философствования эпохи средневековья. Это было обусловлено, во-первых,  тесной связью со Священным писанием и Священным Преданием, которые дополняя друг друга, являлись исчерпывающей, универсальной парадигмой философского знания о Боге, мире, человеке и истории ; во-вторых ,  традиционализмом, преемственностью, консерватизмом, дуализмом средневековой философии; в-третьих ,  безличным характером средневековой философии, когда личное отступало перед абстрактно-общим.

Наиболее приоритетной проблемой  схоластики была проблема универсалий. С попыткой решения этой проблемы связаны три философских течения: концептуализм  (существование общего вне и до конкретной вещи), реализм (до вещи) и номинализм  (существование общего после и вне вещи).

Наибольшими авторитетами философии  Средневековья были признаны Августин Аврелий "Блаженный"  (354-430) и Фома Аквинский (1225/26-1274).

Последователь Платона Августин Блаженный  стоял у истоков  средневековой философии. В своих  произведениях он обосновывал идею о том, что бытие Бога — это  высшее бытие. Добрая воля Бога является причиной появления мира, который  через телесное и душу человека восходит к своему создателю. Особое место в этом мире отведено человеку. Материальное тело и разумная душа составляют сущность человека, который через свою душу приобретает бессмертие и свободу в своих решениях и действиях. Однако люди разделены на верующих и неверующих. О первых заботится Бог, а вторым дается возможность через обращение к вере спасти себя. А. Августин считал, что у человека есть два источника знаний: чувственный опыт и вера. Его религиозно-философское учение служило фундаментом христианской мысли вплоть до XIII века.

Крупнейший теолог католической церкви Фома Аквинский стремился  согласовать учение Аристотеля с  требованиями католической веры достигнуть исторического компромисса между  верой и разумом, теологией и  наукой. Он известен тем, что развил пять "онтологических" доказательств  бытия Бога в мире. Они сводятся к следующему: Бог есть "форма всех форм"; Бог есть перводвигатель, т.е. исток всего; Бог - высшее совершенство; Бог - высший источник целесообразности; от Бога исходит закономерный, упорядоченный характер мира.

Философия и религия, по учению Фомы, имеют ряд общих положений, которые открываются и разумом, и верой в тех случаях, когда  представляется возможность выбора: лучше понимать, чем просто верить. На этом основывается существование истин разума. Учение Фомы, получившее название томизма, стало идеологической опорой и теоретическим орудием католицизма.

Философская мысль Византийского  Востока связана с именами  Василия Великого, Григория Богослова, Афанасия Александрийского, Иоанна Златоуста, Григория Паламы и др. Византийскую средневековую философию отличает напряженный, драматический поиск духовных основ новой христианской культуры, самодержавной государственности.

В средние века развитие научного знания в странах мусульманского Востока значительно опережало  европейскую науку. Это было обусловлено  тем, что в этот период в Европе господствовали идеалистические воззрения, в то время как восточная культура впитывала в себя идеи античного  материализма. В результате взаимодействия систем ценностей ислама, традиционных культур народов, входящих в арабский халифат, а в дальнейшем в Османскую  империю, стала развиваться синкретическая культура, которую принято называть мусульманской. Наиболее характерными философскими течениями арабо-мусульманской  философии были: мутализм, суфизм, арабский перипатетизм. Наиболее значительным явлением по своему философскому содержанию был восточный перипатетизм (IX-XI вв.). Выдающимися представителями аристотелизма были Аль-Фараби, Аль-Бируни, Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Рушд (Аверроэс).

Сильное влияние ислама не позволило развивать независимые  философские учения, поэтому исходным принципом построения картины мира выступает Бог как первая действительность. В то же время арабские мыслители  развивали аристотелевские идеи о природе и человеке, его логику. Они признавали объективность существования  материи, природы, их вечность и бесконечность. Эти философские взгляды способствовали развитию научного познания в области  математики, астрономии, медицины и  др.

Несмотря на некоторую  однотонность средневековой философии, она стала значительным этапом в  развитии философского познания мира. Заслуживает внимания стремление этой философии полнее постичь духовный мир человека, приобщить его к  более высокому, Богу. Следует отметить, что религиозное возвеличивание человека как "образа и подобия" Бога способствовало продвижению вперед в философском понимании человека. Философия сделала шаг от натуралистических  представлений к осознанию индивидуальности человеческого духа и историчности человека.

Средневековая философия  внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, разработав и  уточнив все логически возможные  варианты соотношения рационального, эмпирического и априорного, соотношения, которое станет впоследствии уже  не только предметом схоластических споров, но и фундаментом для формирования основ естественнонаучного и  философского знания.

При всем различии исторических этапов и специфике теоретических  систем для средневековой философии  в целом характерны следующие  черты: 1) ретроспективность, 2) традиционализм, 3) дидактизм (учительство, назидательность).

 Во-первых, это значит, что средневековая философия  обращена в прошлое, ибо максима  средневекового сознания гласила:  «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее». А самым древним документом для средневекового человека была Библия, как единственный в своем роде полный свод всех возможных истин, сообщенных человечеству Богом. Но смысл этих истин зашифрован, закодирован, поэтому задача философа состояла в том, чтобы расшифровать, раскрыть и разъяснить священные письмена.

 Во-вторых, для средневекового  философа любая форма новаторства  считалась признаком гордыни,  поэтому, максимально исключая субъективность из творческого процесса, он должен был постоянно придерживаться установленного образца, канона. Совпадение мнения философа с мнением других было показателем истинности его взглядов. Этим, очевидно, объясняется та легкость, с которой средневековые авторы приписывали свои произведения более крупным фигурам (например, Аристотелю и т. п.) или оставляли свои произведения безымянными. В средневековой философии полностью отсутствовало и понятие плагиата.

 В-третьих, почти все  известные мыслители того времени  были либо проповедниками, либо  преподавателями богословских школ. Отсюда, как правило, «учительский»,  назидательный характер философских  систем. Поэтому средневековая философия  справедливо получила название  схоластики (от греч. schole - логический прием обоснования). Большое значение в схоластике уделялось форме изложения материала, умению вести дискуссии, что косвенно стимулировало интерес к логике, лингвистике, теории познания. Впоследствии слово «схоластика» стало употребляться как синоним науки, оторванной от жизни, далекой от наблюдения и опыта, основанной на некритическом следовании авторитетам.

Средневековая теологическая  философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.

Можно выделить следующие  основные черты средневековой теологической  философии:

-                   теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);

-                   изучению самого по себе космоса,  природы, явлений окружающего  мира уделялось мало внимания, так как они считались творением  Бога;

-                   господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах)  о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе – в Библии);

-                   сглаживается противоречие между  материализмом и идеализмом;

-                   человек выделялся из природы  и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась  божественная сущность человека);

-                   провозглашался принцип свободы  воли человека в рамках божественного  предопределения;

-                   выдвигалась идея о воскрешении  человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при  богоугодном поведении;

-                   выдвигался догмат о спасении  окружающего мира и человечества  путем воплощения Бога в теле  человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;

-                   мир считался познаваемым через  понятие Бога, которое может быть  осуществлено через веру в  Бога.

Значение средневековой  теологической философии для  последующего развития философии в  том, что она:

-                   стала связующим звеном между  античной философией и философией  эпохи Возрождения и нового  времени;

-                   сохранила и развила ряд античных  философских идей, поскольку возникла  на основе античной философии  христианского учения;

-                   способствовала расчленению философии  на новые сферы (помимо онтологии  – учения о бытии, полностью  сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология – самостоятельное  учение о познании);

-                   способствовала разделению идеализма  на объективный и субъективный;

-                   положила начало появлению в  будущем эмпирического (Бэкон,  Гоббс, Локк) и рационалистического  (Декарт) направлений философии как  результатам соответственно практики  номиналистов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса  к проблеме самосознания (Я –  концепция, рационализм);

-                   пробудила интерес к осмыслению  исторического процесса;

-                   выдвинула идею оптимизма, выразившегося  в вере в победу добра над  злом и в воскрешении.

 

2

 

1. Проблема существования  Бога и познания его сущности.

Корни философии средних  веков уходят в религии единобожия (монотеизма).    К   таким   религиям   принадлежат   иудаизм, христианство и мусульманство, и  именно с ними связано развитие как  европейской,  так  и  арабской  философии  средних веков. Средневековое  мышление теоцентрично: Бог является реальностью, определяющий все сущее.

Наиболее сильное влияние  на западную философию  оказала христианская  религия,  поэтому далее будет  обсуждаться именно она.

В основе  христианского  монотеизма  лежат  два важнейших  принципа,   чуждых религиозно-мифологическому  сознанию и соответственно  философскому  мышлению  языческого мира: идея творения и идея откровения. Обе они тесно  между собой связаны, ибо  предполагают единого личного Бога.  Идея творения лежит в основе средневековой  онтологии,  а идея откровения  составляет фундамент учения о познании. Согласно христианскому  догмату, Бог  сотворил  мир   из ничего , сотворил  воздействием  своей воли,  благодаря своему всемогуществу,  которое в каждый миг сохраняет,  поддерживает бытие мира.  Такое мировоззрение характерно для средневековой философии и называется   креационизмом   (creatio  -  творение,создание).[2]

Догмат о творении переносит  центр тяжести с природного на сверх природное начало.  В отличие от античных богов,  которые были родственны природе,  христианский Бог стоит над природой, по  ту  сторону ее  и потому является трансцендентным Богом. Активное творческое начало как бы  изымается из  природы,  из космоса и передается Богу;  в средневековой философии космос поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное бытие,  не  есть живое и одушевленное  целое,  каким его считали многие из греческих философов.

Информация о работе Природа и философские