Управление, классификация, свойства и показатели ассортиментом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:20, реферат

Краткое описание

Ассортиментная характеристика является одной из важнейших характеристик товаров, особенно в современных условиях конкуренции. Рынок определяет необходимый ему ассортимент, поэтому задачей предприятия является удовлетворить спрос лучше и эффективнее, чем конкуренты. При неоптимальной структуре ассортимента происходит снижение как потенциального, так и реального уровня прибыли, потеря конкурентных позиций на перспективных потребительских и товарных рынках и, как следствие этого, наблюдается снижение экономической устойчивости предприятия. Поэтому формирование оптимального ассортимента, способствующего оптимизации прибыли, сохранению желаемой прибыли на длительный период времени, очень актуально для предприятий, стремящихся быть конкурентоспособными.

Вложенные файлы: 1 файл

Упраление, классификация, свойства и показатели ассортиментом.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ.

 

Ассортимент товаров  – это набор товаров, формируемый  по определённым признакам и удовлетворяющий  разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.

Термин произошёл от латинского слова «assortiment», что означает подбор различных видов и сортов товаров. Однако в товароведении принято набор товаров ограничивать их наименованиями, а сорта как градации качества товаров одного вида и наименования относить к сортаменту.

Ассортиментная характеристика является одной из важнейших характеристик  товаров, особенно в современных условиях конкуренции. Рынок определяет необходимый ему ассортимент, поэтому задачей предприятия является удовлетворить спрос лучше и эффективнее, чем конкуренты. При неоптимальной структуре ассортимента происходит снижение как потенциального, так и реального уровня прибыли, потеря конкурентных позиций на перспективных потребительских и товарных рынках и, как следствие этого, наблюдается снижение экономической устойчивости предприятия. Поэтому формирование оптимального ассортимента, способствующего оптимизации прибыли, сохранению желаемой прибыли на длительный период времени, очень актуально для предприятий, стремящихся быть конкурентоспособными.

В данной сфере насущными  проблемами являются проблема формирования и проблема управления ассортиментом. Суть проблемы формирования ассортимента состоит в планировании фактически всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов для будущего производства и реализации на рынке и на приведение характеристик этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей. Формирование на основе планирования ассортимента продукции  -    непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы. Управление ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности -- научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели -- оптимизации ассортимента с учетом поставленных стратегических рыночных целей предприятием. Если этого достигнуть не удается, то может получиться, что в ассортимент начнут включаться изделия, разработанные скорее для удобства производственных подразделений предприятия, нежели для потребителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ.

 

Ассортимент потребительских  товаров подразделяется на группы –  по местонахождению, на подгруппы – по широте охвата товаров, на виды – по ступени удовлетворения потребностей, на разновидности – по характеру потребностей.

По месту нахождения товаров различают ассортимент  промышленный и торговый.

Промышленный (производственный) ассортимент – набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя их его производственных возможностей. Промышленный ассортимент товаров разных организаций должен быть согласован с санитарными органами Министерства здравоохранения России.

Торговый ассортимент  – набор товаров, формируемый организацией торговли или общественного питания с учётом её специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.

В отличие от промышленного  торговый ассортимент включает, как  правило, товары разных изготовителей. Исключения составляют фирменные магазины.

Широта охвата товаров, входящих в ассортимент определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов, наименований.

В зависимости от широты охвата товаров различают следующие  виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развёрнутый, сопутствующий, смешанный.

Простой ассортимент  – набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов  и наименований, которые удовлетворяют  ограниченное число потребностей.

Простой ассортимент  характерен для магазинов, которые реализуют товары повседневного спроса для покупателей с небольшим материальным достатком.

Сложный ассортимент  – набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах.

Такой ассортимент бывает на оптовых базах и в магазинах, ориентирующихся на покупателей с разным спросом.

Групповой ассортимент  – набор однородных товаров, объединённых общностью признаков и удовлетворяющих  разнообразные потребности.

Часто в качестве общего признака функциональное или социальное значение. Например, хлебобулочные, плодоовощные, молочные и другие группы товаров  объединены по признаку функционального  назначения, а товары для детей, отдыха –  социального.

Групповой ассортимент  положен в основу организационной  структуры многих торговых предприятий.

Групповой ассортимент  делится на видовой и марочный.

Видовой ассортимент  – набор товаров различных  видов и наименований, удовлетворяющих  аналогичные потребности.

Марочный ассортимент  набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к  группе марочных. Такие товары нацелены как на удовлетворение физиологических потребностей, так и на удовлетворение социальных и психологических потребностей.

Развёрнутый ассортимент – набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками. Такой ассортимент встречается, как правило, в специализированных магазинах.

Сопутствующий ассортимент  – набор товаров, которые выполняют  вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации.

Смешанный ассортимент  – набор товаров разных групп, видов, наименований отличающихся большим разнообразием функционального назначения.

По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент.

Рациональный ассортимент  – набор товаров, наиболее полно  удовлетворяющих реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определённом уровне развития науки, техники и технологии.

Формирование рационального  ассортимента требует учёта большого количества факторов и показателей, многие из которых довольно изменчивы. К таким факторам относятся реальные потребности, которые зависят от уровня жизни населения, достижений научно-технического прогресса и других особенностей внешней среды. Также многие из этих факторов оказывают непосредственное влияние на формирование рационального ассортимента. Например, достижения научно-технического прогресса стимулируют разработку новых товаров и стимулируют новые потребности.

Оптимальный ассортимент  – набор товаров, удовлетворяющий  реальные потребности с максимально  полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку производства и доведение до потребителей. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.

Критерием для отнесения  товаров к оптимальному ассортименту может служить  коэффициент оптимальности, который рассчитывается для конкретного товара по формуле

Коп = Эп / З× 100% ,

где Эп – полезный эффект потребления товара при использовании его потребителем по назначению, руб.;

З – затраты на проектирование, разработку, производство, доведение до потребителя, руб.

Полезный эффект представляет собой выгоду, которую может получить потребитель при правильном использовании  товара, за вычетом затрат на его  приобретение, хранение, эксплуатацию и утилизацию. Этот расчет применяют  только для непродовольственных товаров.

В зависимости от характера  потребностей ассортимент может  быть реальный, прогнозируемый и учебный.

Реальный ассортимент  – действительный набор товаров, имеющийся в организации в  наличии.

Прогнозируемый ассортимент  – набор товаров, который должен будет удовлетворить предполагаемые потребности.

Учебный ассортимент  – перечень товаров, систематизированный  по определённым научно-обоснованным признакам для достижения обучающих  целей.

 

СВОЙСТВА И ПОКАЗАТЕЛИ АССОРТИМЕНТА.

 

Свойство ассортимента – специфическая особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании.

Показатель ассортимента – количественное выражение свойств  ассортимента, при этом измеряют количество видов и наименований товаров.

Существуют следующие  свойства и показатели ассортимента.

Широта ассортимента – количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп. Характеризуется  двумя абсолютными  показателями – действительной и базовой широтой  и относительным – коэффициентом  широты.

Кш = Шд / Шб ×100%, где

Шд – фактическое количество видов товаров, имеющихся в наличии.

Шб – базовая широта, в качестве неё может быть принято количество видов, регламентируемое нормативными документами.

Широта может служить косвенным  показателем насыщенности  рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность.

Полнота ассортимента –  способность  товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Характеризуется количеством видов  товаров однородной группы. Показатели могут быть базовые и действительные. Вычисляют по формуле:

Кп = Пд / Пб ×100%, где

Кп – отношение действительного показателя полноты к базовому;

Пд – фактическое количество видов товаров однородной группы;

Пб – регламентируемое или планируемое количество товаров.

Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на товары будет удовлетворён. Надо учитывать, что чрезмерное увеличение полноты ассортимента может затруднить выбор потребителя, поэтому полнота должна быть рациональной.

Устойчивость ассортимента – способность набора товаров  удовлетворять спрос на одни и  те же товары. Особенностью таких товаров  является наличие постоянного спроса на них.

Рассчитывается по формуле:

Ку = У/ Шб ×100 %, где

Ку – отношение количества видов товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (У), к общему количеству видов товаров тех же однородных групп (Шб).

Следует иметь ввиду, что привычки и вкусы меняются, потому устойчивость ассортимента должна быть рациональной.

Новизна ассортимента –  способность набора товаров удовлетворять  изменившиеся потребности за счет новых  товаров. Новизна характеризуется  действительным обновлением – количеством  новых товаров в общем перечне, и степенью обновления, которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров.

Постоянное и повышенное обновление ассортимента для продавца и изготовителя может не оправдаться.

Структура ассортимента – характеризуется удельной долей  каждого вида товара в общем наборе. Показатели могут иметь натуральное и денежное выражение и носят относительный характер. Рассчитывается как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент.

Одним из показателей  ассортимента, определяющим профиль розничной торговой организации является ассортиментный перечень. Он утверждается органами местного самоуправления. Включает два –три вида товаров повседневного спроса из каждой группы, определяющих профиль торговой организации. Несоблюдение его считается нарушение правил торговли.

Подводя итог, становится понятно, что ассортимент предприятия  должен быть рациональным и гармоничным.

Рациональность ассортимента – способность набора товаров  наиболее полно удовлетворять реально  обоснованные потребности разных групп потребителей.

Гармоничность ассортимента – свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень  их близости по обеспечению рационального  товародвижения, реализации и использования.

Стремление к гармоничности  при формировании ассортимента выражается в специализации магазина или отдельных его секций. К преимуществам гармоничного ассортимента относят наименьшие затраты изготовителя и продавца на доставку, хранение, реализацию, а для потребителя на поиск и приобретение товаров дополняющих друг дгуга.

 

УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ.

 

Управление ассортиментом  – деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.

Главными элементами управления являются формирование ассортимента и установление уровня требований по показателям, определяющим рациональность ассортимента.

Информация о работе Управление, классификация, свойства и показатели ассортиментом