Товароведная характеристика кваса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 00:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель: разработка кваса с внесением нового вида сырья в виде вороники
Задачи исследования:
Изучить рынок квасов
Исследование сырья
Разработка технологии приготовления кваса с вороникой
Исследование органолептических и физико-химических показателей
Определение конкурентоспособности нового вида продукта
Разработка нормативной документации

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
Общая характеристика продукта……………………………………...5
Анализ состояния рынка кваса………………………………………..7
Классификация кваса………………………………………………..10
Особенности технологии приготовления кваса, факторы формирующие и поддерживающие качество……………………...11
Перспективные пути развития производства кваса………………..19
Цели и задачи…………………………………………………………26
1.7 Свойства сырья и пищевых продуктов используемых при разработке кваса с вороникой………………………………………………26
2. Характеристика объекта и методов исследований
2.1. Объекты исследования………………………………………………28
2.2. Методы исследования………………………………………………..37
2.2.1. Методы маркетинговых исследований………………………………….37
2.2.2 Определение органолептических показателей…………………....39
2.2.3 Определение химических показателей…………………………………...41
2.2.4 Методы комплексной оценки качества пищевого продукта……..45
2.2.5. Методы статистической обработки результатов эксперимента...49
3. Экспериментальная часть
3.1. Анализ рынка кваса и квасных напитков, потребительские предпочтения ……………………………………………………………………50
3.2 Разработка технологии………………………………………………………58
3.3 Разработка шкалы комплексной оценки качества нового пищевого продукта…………………………………………………………………………..59
3.3.1 Оценка качества пищевого продукта по органолептическим показателям………………………………………………………………………60
3.3.2 Определение химических показателей…………………………………...61
3.4. Расчет комплексного показателя качества нового пищевого продукта.62
Заключение……………………………………………………………………….63
Список использованной литературы…………………………………………64

Вложенные файлы: 1 файл

kvas_ilye_kursach.docx

— 345.67 Кб (Скачать файл)

Другая тенденция сегодняшнего дня – здоровый образ жизни. Стремление употреблять только натуральные, природные, без химических добавок продукты заставило покупателей отдать предпочтение «здоровому» квасу, а не газированным напиткам (как это было еще десять лет назад).

Неудивительно, что высокий спрос породил и многочисленные предложения. Количество компаний, занимающихся производством кваса, не уменьшило даже появление ГОСТа, согласно которому квасом может называться только продукт, полученный в процессе брожения (в противном случае это будет квасной напиток).

Так, по данным компании «Бизнес аналитика», в начале 2010 года производством кваса в России занимались около 500 компаний. Большинство из них – региональные фирмы, производящие не только бутилированный квас, но и осуществляющие реализацию напитка в розлив. В то же время 77% рынка было сконцентрировано в руках нескольких крупных компаний с развитой системой дистрибуции. Причем состав лидеров заметно изменился за последние два года. Свернула квасное направление компания Heineken (завод имени Степана Разина в Санкт-Петербурге), продав бренд «Степан Тимофеевич» компании «Дека» («Никола», «Добрыня Никитич», «Большой квас»). Ушла с рынка и торговая марка «Першинъ», которая всего лишь год назад занимала третье место по объемам продаж.

С уходом одних игроков дорогу к российскому потребителю уверенно начали прокладывать другие. Одним из них стала компания «Балтика», выпустившая на рынок весной 2009 года квасной бренд «Хлебный край». Старт был взят очень уверенно – уже практически через месяц после появления напитка начался его экспорт в США и Европу. Усилия по продвижению принесли «Балтике» 8% рынка на конец 2009 года и позволили увеличить собственное производство безалкогольных напитков на 40%.

Производство кваса – очень выгодное предприятие для пивных компаний в условиях высокого спроса. Рынок пива практически полностью насыщен, конкуренция на нем высока, а технологии изготовления напитков очень похожи. Кроме того, грядущее обещанное повышение акцизов на пиво заставляет искать запасные направления деятельности, чего нельзя сказать о компаниях, ведущее производство которых – безалкогольные газированные напитки. Они также стремятся занять определенную долю рынка, но запуск собственного производства кваса для них неэффективен, гораздо выгоднее разливать напиток по контракту. Речь идет в первую очередь о транснациональных гигантах – Coca Cola и PepsiCo.

Первая уже с 2007 года довольно уверенно держится на квасном рынке, разливая квас под маркой «Кружка и бочка» на заводах в Твери и Пензе и имея 6% рынка (на начало 2010 года). Вторая только завоевывает российского потребителя. С марта она приступила к выпуску кваса под торговой маркой «Русский дар» на технологических мощностях компании «Дека». Прежде Pepsi занималась дистрибуцией кваса «Першинъ» («Эжен Бужеле Вайн»), однако сегодня рязанская компания свернула производство, а покупать бизнес с долговыми обязательствами и исками в арбитражный суд Pepsi не рискнула.

Безусловными лидерами рынка квасной продукции можно назвать две компании – «Очаково» и «Дека» (36% и 30% рынка соответственно). И связано это далеко не в последнюю очередь их усилиями по продвижению собственных брендов.

Традиционными маркетинговыми идеями продвижения квасной продукции являются противопоставление газированным напиткам, напичканным химическими добавками, а также упор на патриотизм, на отечественное, исконно русское происхождение кваса в противовес иностранным лимонадам. Об этом говорят, например, слоганы рекламных роликов: «Вековые традиции русского кваса» («Русский дар»), «Хлебный край» – до краев наливай», «Большая бутылка – для большой страны» («Очаково»).

Самыми запоминающимися стали рекламные ролики торговой марки «Никола»: «Квас – не кола! Пей “Николу”!», «Всякой “химии” бойкот! Пей “Николу” круглый год!», «Нет коланизации, квас – здоровье нации!» Несмотря на то, что ролики были признаны Федеральной антимонопольной службой некорректными после жалобы Ассоциации рекламодателей, они сделали свое дело – надолго запомнились и вывели компанию в число лидеров.

В рамках концепции патриотизма реализуется и социальная активность производителей кваса. Особенно отличается в этом плане «Очаково». При поддержке компании проводились многочисленные общезначимые акции: День Военно-Морского Флота (Североморск, 2009 год), спортивные и культурные мероприятия, детские праздники и фестивали (например, детский фестиваль искусств «Кинотаврик», ноябрь 2009 года). А компания «Дека» в марте 2010 года стала лицом и главным представителем Новгорода на международной туристической выставке в Москве: костюмы, оформление стенда и дегустация кваса были выдержаны в национальном стиле. 
Вместе с тем долгая эксплуатация одной идеи делает ее неэффективной и неактуальной. Поэтому производители сегодня вынуждены искать новые способы и формы продвижения. При этом средства рекламного воздействия остаются прежними. Это ТВ-ролики, наружная реклама (щиты, стикеры), промоакции, публикации в отраслевых и рассчитанных на широкий круг читателей средствах массовой информации о качестве и технологиях производства продукции. Активно развивается и реклама в сети Интернет: это не только креативные сайты компаний и торговых марок, но и участие в популярных социальных сетях. Например, Инна Кочетова, один из руководителей компании «Очаково», ведет свой блог в Живом Журнале – очень модная и современная форма двустороннего контакта с потребителями продукции. То же «Очаково» по итогам проведенного конкурса выпустило книгу стихов «Квас от всех болезней спас», познакомиться с которой можно в том числе и на сайте компании.

А вот рекламные послания, а значит, и идеи продвижения, начинают приобретать новое звучание. Так, одной из первых концепцию напитка изменила компания «Очаково»: квас начал выпускаться в алюминиевой банке, ориентируясь на новую целевую аудиторию – молодежь, жителей мегаполисов, современных и стильных. Новая упаковка была поддержана роликом, также транслирующим данную идею (вышел на экраны в июне 2010 года). Кстати, именно «Очаково» первым начало уделять внимание привлечению новой целевой аудитории, выпустив детский напиток «Квасенок» на основе кваса с фруктовыми и ягодными добавками. Упор на молодежь и позиционирование кваса как напитка для «продвинутых», позитивных и современных ее представителей принесет свои плоды. 
Кроме того, еще один виток развития бренда и дополнительные перспективы с точки зрения привлечения новых потребителей – выпуск кваса «Веранда», напитка класса премиум. О его особом качестве и вкусе говорит и элегантная, изящная бутылка, и концепция сдержанной, неагрессивной, стильной, изысканной рекламной кампании.

В целом имеет смысл утверждение, что компании-лидеры и в дальнейшем не сдадут позиции благодаря активному продвижению и креативным идеям. Для этого целесообразно применять, например, расширение линейки вкусов добавлением натуральных компонентов (как, например, квас «Благодей» с медом, со смородиной, «Очаково» с хреном и др.). Необходимо направлять усилия на расширение целевой аудитории: позиционировать напиток в дорогом ценовом сегменте и в качестве отличного варианта для молодежной компании.

Кроме того, одна из важных задач – нивелировать сезонность напитка, которая является одной из главных проблем его производства. Именно поэтому большинство компаний не ограничивается выпуском только кваса, имея в запасе продукцию и других категорий. Полностью решить эту задачу вряд ли удастся, ведь квас является традиционным напитком жаркого лета и основой для окрошки. А между тем оригинальные способы его употребления в различных кулинарных рецептах – один из способов продвижения, например, при помощи телевизионных кулинарных шоу.

Словом, если количественные показатели квасного рынка приостановили бурный рост, то креативный потенциал во многом остается неиспользованным. И задача компаний-производителей – найти новые ниши для своего напитка и нестандартные подходы к самым разным группам потребителей.1

Перспективу развития рынка кваса можно отследить и по зарегистрированным патентам.

  Например, есть много очень полезных и обогащенных витаминами видов кваса, что может послужить идеей для выработки напитков функционального питания.

Зарегистрированный патент № 2360956, авторов Цинберг Марк Беньяминович, Дерябин Дмитрий Геннадьевич, Берлин Эдуард Михайлович, Денисова Ирина Вячеславовна, очень полезен. В частности, изобретение предназначено для производства напитков, сочетающих в себе пищевкусовые свойства русского национального напитка - кваса, и лечебно-профилактические свойства пробиотиков - препаратов на основе живых микроорганизмов родов Bifidobacterium и Lactobacillus. При этом квасная основа выполняет роль «вектора», обеспечивающего комфортность приема подобного напитка, а пробиотическая составляющая обеспечивает формирование позитивных эффектов в отношении микробиоценоза желудочно-кишечного тракта потребителя.

Таким образом, заявляемый способ предназначен для использования на предприятиях пищевой и биотехнологической промышленности, решающих вопросы производства продуктов функционального питания.

Зарегистрированный патент № 2155800 автора Алексеево  Натальи Петровны несет технический результат. Плюсом заявленного кваса является повышение его качества за счет улучшения органолептических характеристик и увеличения срока хранения, а также расширение ассортимента хлебного кваса.

Известен также способ производства кваса с использованием чистых культур дрожжей с добавлением чистых культур молочнокислых бактерии, что позволяет получить квас высокого качества при небольшом количестве посторонней микрофлоры. Вместе с тем квасы не обладают специфическими профилактическими или лечебными свойствами, что позволяло бы использовать их в качестве напитков специфического лечебно-профилактического назначения.  Целью этого изобретения является придание квасу специфических лечебно-профилактических свойств в отношении острых кишечных инфекций и дисбактериозов. Поставленная цель достигается тем, что для приготовления кваса наряду с чистой культурой дрожжей используют бифидобактерии B.longum B379M, B.bifidum 791 и B.bifidum ЛВА-3 в монокультуре или в смеси. Данный метод описан и зарегистрирован в патенте № 2061392, акционерным обществом «русский йогурт»

1.6 Цели и задачи

Цель: разработка кваса с внесением нового вида сырья в виде вороники

Задачи исследования:

  1. Изучить рынок квасов
  2. Исследование сырья
  3. Разработка технологии приготовления кваса с вороникой
  4. Исследование органолептических и физико-химических показателей
  5. Определение конкурентоспособности нового вида продукта
  6. Разработка нормативной документации

1.7 Свойства сырья и  пищевых продуктов используемых  при разработке кваса с вороникой.

Таблица 1.7.1 Химический состав продукта

Название сырья

Содержание в 100 г продукта, г

ЭЦ

белок

жир

Углеводы

Вода

Вороника

0,8

-

3,0

89,3

 

Сахар

0,3

-

99,5

 

374 кКал

Мед

0,8

-

80,3

17,2

308 кКал

Дрожжи

12,7

2,7

8,5

74

109 кКал

Вода

-

-

-

-

-


 

Таблица 1.7.2 Содержание витаминов

 

Вороника

Сахар

Мед

Дрожжи

А (ретинол)

 

-

   

В1 (тиамин)

 

-

0,01 мг

0,6

В2 (рибофлавин)

 

-

0,03

0,68

В3 (ниацин)

       

В4 (холин)

 

-

   

В5 (пантотеновая кислота)

 

-

0,1

4,2

В6 (пиридоксин)

 

-

0,1

0,58

В9 (фолиевая кислота)

 

-

15 мкг

550 мкг

В12 (цианокобаламин)

 

-

   

В17 (лечит РАК)

       

С (аскорбиновая кислота)

18

-

2 мг

 

D (кальциферол)

 

-

   

E (токоферол альфа)

 

-

 

0,8 мг

K1 (филлохинон)

 

-

25

 

P (флавоноиды)

       

PP (никотиновая кислота)

 

-

0,2

11,4

Каротин-в (провитамин А)

1,76

-

   

Ликопин

       

Лютеин

       

Информация о работе Товароведная характеристика кваса