Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 09:47, курсовая работа
Мороженое — очень древнее лакомство. Есть авторитетные мнения, что история мороженого насчитывает более 5000 лет.
Ещё в 3000 году до нашей эры в Китае к столу подавались десерты, отдалённо напоминающие мороженое, — снег и лёд, смешанные с кусочками апельсинов, лимонов и зёрнышками гранатов. Рецепты и способы хранения были рассекречены лишь в XI веке до нашей эры в книге «Ши-кинг».
В письмах Соломона, царя Израиля, описывается применение охлаждённых соков во время уборки урожая. Охлаждённые вина, соки и молочные продукты потребляли ещё древние греки.
Введение………………………………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретическое обоснование темы
История появления мороженого в Европе……………………………………………….
История появления мороженого в России……………………………………………….
Современное состояние рынка мороженого в России…………………………………..
Видовой ассортимент мороженого………………………………………………………..
Глава 2. Практическая
2.1.
Заключение……………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое обоснование темы
Глава 2. Практическая
2.1.
Заключение……………………………………………………
Глава 1. Теоретическое обоснование темы
1.1. История появления мороженого в Европе
Мороженое — очень древнее лакомство. Есть авторитетные мнения, что история мороженого насчитывает более 5000 лет.
Ещё в 3000 году до нашей эры в Китае к столу подавались десерты, отдалённо напоминающие мороженое, — снег и лёд, смешанные с кусочками апельсинов, лимонов и зёрнышками гранатов. Рецепты и способы хранения были рассекречены лишь в XI веке до нашей эры в книге «Ши-кинг».
В письмах Соломона, царя Израиля, описывается применение охлаждённых соков во время уборки урожая. Охлаждённые вина, соки и молочные продукты потребляли ещё древние греки.
Существует предположение, что в Южной Европе знакомство с мороженым произошло в начале XIV века через Марко Поло. Он описал мороженое в своих путевых журналах. Есть версии, что именно он привёз с Востока рецепт экзотического ледяного десерта, который очень напомнил известный всем шарбет. После этого шарбет стал популярным блюдом у аристократов. Поначалу лёд хранился в специальных закрытых местах и подавался к столу только для королевских семей и римских пап. Постепенно производство льда удешевлялось.
Создание первого настоящего мороженого, известного нам, с добавлением молока, сахара, шоколада, ванили и т. д., приписывают парижскому кафе "Tortoni" в конце XVIII века.хотя ещё до него итальянцы делали что-то похожее на современное мороженое.
В некоторых странах Европы замороженное молоко являлось национальным блюдом. В Киевской Руси подавали мелко наструганное замороженное молоко. В деревнях на масленицу изготовлялась смесь из замороженного творога, сметаны, изюма и сахара. В современном варианте мороженое появилось в России в середине XVIII века.
Но все-таки авторитетные
учёные считают, что рецепт мороженого
появился в Италии. Давайте рассмотрим
технологию,которая была знаменита в Италии
несколько веков: молоко взбивали в посудине,
которая ставилась в ещё одну емкость,
наполненную солью и льдом (соль забирала
себе тепло из смеси, предназначенной
для заморозки). Талую ледяную массу сливали
и добавляли новую порцию льда с солью.
Та технология позволяла приготовить
десерт за за каких-то два часа.
Во Францию рецепт мороженого привезла
в 1533 году флорентийка Екатерина Медичи,
вышедшая замуж за Генриха второго. Но
первое кафе в Париже начало радовать
горожан лишь через полтора века. Его открыл
простой рыболов из Италии ФранческоПрокопиоДиКольтелли
(1651-1727), ему по наследству осталась машинка
для сбивания мороженого. Через некоторое
время хозяин смог получить королевские
патенты на множество десертов, находившихся
в меню только в его кафе. Кафе посещали
такие известные во всём мире люди ХVIII
– XIX веков, как Руссо, Дидро, Робеспьер,
Жорж Санд, Бальзак, Наполеон, а также многие
другие.
Наша же страна узнала об этом десерте
благодаря итальянскому путешественнику
Юлию Литта, который прибыл в Россию в
далёком 1789 году для укрепления Черноморского
флота. Ведь именно Литта раскрыл русским
поварам рецепт мороженого.
В 1843 году английская девушка Нэнси Джонсон
запатентовала ручное устройство для
приготовления мороженого, но из-за материальных
затруднений продала этот патент людям
из Штатов. Уже в 1851 году завод в Балтиморе
выпустил самую первую на свете партию
мороженого. В 1897 году Альфред Кралль запатентовал
ложечку и форму для мороженого. А первейшая
на свете трубочка с мороженым была изготовлена
в 1904 году все в той же самой Америке.
Как только появилось электричество упростилась
задача сохранения мороженого, поскольку
со временем изобрели первые холодильники.
И уже в 50-е годы 20 столетия изобрели первые
электронные мороженицы, с их помощью
можно было уже и перемешивать, и замораживать
всеми лубимую молочную массу. Рецепты
и способы производства столь популярного
десерта совершенствовались каждый месяц
и в 1990-х годах придумали густое мороженое
самого высшего класса, которое продолжает
радовать нас по сей день.
1.3. Современное состояние рынка мороженного в России
Производством мороженого в России занимаются более 300 предприятий. Но при этом на долю 14 из них приходится половина отечественного рынка. Какие перспективы в этой ситуации у малых и средних компаний?
Производители – могут, потребители – не хотят
Пятнадцать лет
назад производством мороженого
в России занимались около 100 предприятий.
Они работали практически круглосуточно,
и вся выпускаемая продукция
расходилась влет, так как рынок
в период с 1985 по 1991 годы ежегодно рос
примерно на 10%. А рентабельность бизнеса
составляла не менее 50%. На этой волне
появилось множество новых
Сегодня все российские
производители способны выпускать
около 800 тыс. т мороженого в год.
Но потребители могут съесть в
два раза меньше. Поэтому линии
на большинстве предприятий
Один за всех
Интересно, что ряд компаний, ставших за короткое время лидерами рынка, пришли на него в последние годы. Тогда как многие советские хладокомбинаты заметно сдали свои позиции. Успеха добились только те, кто сумел замкнуть на себе всю цепочку – от производства до сбыта продукции.
– Король на нашем рынке – это торговец. Произвести мороженое мало. Надо уметь его продать, – говорит генеральный директор Ассоциации российских производителей мороженого и замороженных продуктов Эдуард Багирян. – Себестоимость мороженого невысока. Основную долю в структуре розничной цены занимает торговая наценка. Бывает, что она доходит до 60%. Поэтому те производители, которые сумели построить товаропроводящую сеть, получили возможность быстро развиваться. Так как они зарабатывают деньги и на производстве, и на торговле.
По такому пути в свое время пошла компания «Айс-Фили» (собственная сеть из 100 киосков и 2000 морозильных ларей, установленных в магазинах); концерн «Русский холод» (сеть из 240 киосков в Москве и 9000 ларей в магазинах по всей России), Коломенский хладокомбинат (90 фирменных киосков).
– В нашей компании доля продаж через собственную торговую сеть составляет более 70%, – рассказывает директор по развитию и маркетингу концерна «Русский холод» Александр Саулин. – Поэтому мы не зависим от того, придет к нам оптовик или нет. Даже если все оптовики вдруг перестанут покупать у нас мороженое, ничего не случится.
Другой путь – когда оптовые торговые компании, занимавшиеся продажей «чужого» мороженого, в конце 90-х годов организовали свое собственное производство. Так действовали «АльтерВЕСТ» и «Рамзай». Предпосылкой для такого рода трансформации стала неудовлетворенность торговцев работой с существующими заводами. Производителям было важно загрузить все свои мощности зимой и продать всю выпускаемую продукцию, а дилеры хотели закупать мороженое только в сезон, да еще со скидкой. В результате споры о том, кто кому нужнее – производитель дилеру, или дилер производителю, – оказались неразрешимыми. И бывшие оптовики зажили своей собственной независимой жизнью на рынке.
Каналы сбыта
Раньше купить
мороженое можно было только в
специализированных киосках. Поэтому
доля продукции, продаваемой через
этот канал сбыта, составляла до 70%.
Сейчас мороженое продается почти
в каждом магазине. Предоставляют
их производители или оптовые
компании. Торговцам надо лишь соблюдать
одно условие: загружать морозильник
только ассортиментом продукции, согласованным
с хозяином ларя. Чем больше ларей
имеет производитель или
Через один киоск можно продать примерно 12-15 тонн мороженого в год. Через ларь – 1-1,5 тонны.
– Чем больше мест продаж, тем шире представлена ваша продукция, тем выше продажи, – говорит заместитель генерального директора по маркетингу Коломенского хладокомбината Алексей Фролов.
Важное преимущество получают те компании, которые имеют разветвленную торговую сеть по всей России. Пока ее создал только «Русский холод».
– Продажи мороженого сильно зависят от погоды, – рассказывает Александр Саулин. – Но, имея торговые точки в разных городах, мы не так сильно чувствуем влияние этого фактора. Когда в Москве идут дожди, в Сибири может быть +30. Поэтому всплеск продаж в одном регионе сглаживает падение спроса в другом.
Как подогреть рынок?
Сейчас каждый житель России в среднем съедает 2,6 кг мороженого в год. Только в Москве этот показатель выше – 3,5 кг.
В 90-е годы потребление мороженого было почти в 1,5 раза выше. Но постепенно россияне охладели к сладкому лакомству. Сокращению спроса способствовало появление в изобилии так называемых товаров-субститутов. В основном, это пиво, прохладительные напитки, чипсы и шоколадные батончики. Если раньше прогулки в летний день сопровождались почти обязательной покупкой эскимо, то сейчас молодежь предпочитает проводить свободное время с бутылкой пива или баночкой слабоалкогольного коктейля. Что оттягивает деньги с рынка мороженого.
Сегодня объем российского рынка мороженого составляет 376,2 тыс. т в год. Заоблачная мечта всех отечественных производителей – повысить уровень потребления мороженого до показателей западных стран. В Европе каждый человек съедает 8- 10 кг мороженого в год, в США и того больше – 13- 15 кг.
Впрочем, специалисты, работающие на рынке, ставят на ближайшие годы более реальную цель: вернуться к показателям начала 90-х годов, когда объем рынка составлял 450-460 тыс. т в год.
Чтобы это произошло, мороженому как товарной категории нужна массированная рекламная поддержка. Такая же, как оказывается пиву.
– Проблема состоит не в том, что потребитель предпочитает мороженое одного производителя вместо другого, – говорит Алексей Фролов. – Плохо, что потребители покупают вместо мороженого какие-то другие товары.
Чтобы молодежь стала потреблять больше холодного лакомства, ему нужно создать имидж модного и современного продукта. Сделать это в одиночку не под силу ни одному из средних производителей. Их доходы слишком малы для того, чтобы запустить рекламу на центральном телевидении. При этом к идее объединения рекламных бюджетов и проведения совместной кампании мороженщики относятся, мягко говоря, прохладно. Одни считают, что выходящая на телевидении реклама отдельных брэндов крупных производителей (Nestle, Unilever, «АльтерВЕСТ», «Талосто») и так потихоньку тянет за собой весь рынок, потому что напоминает потребителям о существовании мороженого. Другие полагают, что средств на массированную кампанию собрать все равно не удастся, а выбрасывать пусть небольшие, но с трудом заработанные деньги «на ветер» жалко.
1.4. Перспективы развития рынка мороженого в России
Сегодня ассортимент
крупных предприятий
– Высокотехнологичное мороженое производить выгодно, – говорит Александр Саулин. – Оно требует больших затрат, но зато хорошо окупается.
Организация производства высокотехнологичного мороженого стоит очень дорого. Одна линия, на которой можно производить всего один-два «сложных» сорта, стоит более $1 млн. Инвестировать такие деньги в развитие производства могут единицы. Кроме того, популярность мороженого сегодня определяется не только его качеством, но и внешним видом. Крупные компании тратят большие средства на брэндинг и упаковку.
– Мороженое, как правило, покупают спонтанно, – говорит Алексей Фролов. – Поэтому производители должны четко знать, что привлекает разные группы потребителей. Мы, например, заказывали крупные маркетинговые исследования по Москве и России, самостоятельно проводили специальные исследования в школах и институтах Москвы и выясняли, что нравится молодым людям. По результатам этих исследований и были разработаны новые брэнды.
Позволить себе упаковывать мороженое в самую современную одежку – пластиковые стаканчики и контейнеры с практичной и привлекательной «вплавляемой этикеткой» – могут позволить себе только те компании, которые продают много продукции.
– Если мелкий производитель закажет для своей продукции такую упаковку, его мороженое окажется «золотым», – замечает Александр Саулин.
Таким образом, мелким
компаниям, использующим старые линии
и не имеющим средств на маркетинг,
конкурировать с гигантами
Впрочем, постепенно
и таких «узких» производителей
вытесняют с рынка более
– Производить
мороженое в вафельных
Относительно спокойно чувствуют себя только производители среднего уровня, которые обслуживают потребности только одного региона и выпускают в пределах 4000-5000 тонн в год.
Как пережить зиму
Мороженое – это сезонный товар. Летом продается 50% всего производимого мороженого, весной и осенью – по 20%, а зимой – только 10%. В холодное время года производители сокращают ассортимент в два-три раза, выпуская только самые востребованные сорта и больше так называемого «семейного» мороженого в пластиковых контейнерах, которое съедается дома.
Чтобы получать прибыль не только летом, но и зимой, многие компании диверсифицировали свой бизнес. Некоторые занимаются производством не только мороженого, но и замороженных продуктов – овощей, фруктов, пельменей и других полуфабрикатов. Так действует, например, питерская компания «Талосто». А некоторые занимаются, кроме «заморозки», и другими видами деятельности. Это позволяет гибко оперировать капиталами и сглаживать сезонные колебания прибыли на рынке мороженого.
Для торговых компаний, разместивших в магазинах свое морозильное оборудование, расширение ассортимента также помогает пережить зиму без потерь.
– Наша компания имеет 7000 морозильных ларей в Москве и Подмосковье. Их надо чем-то заполнять. Владельцы магазинов хотят, чтобы зимой мы поставляли им не только медленно продающееся мороженое, но и другие товары, – говорит Наталья Маннаи. – Поэтому мы заключили контракты с зарубежными и отечественными производителями замороженных овощей, креветок и мясных полуфабрикатов. Таким образом, мы удовлетворяем потребности магазинов и при этом сохраняем эксклюзивность использования нашего оборудования.
Информация о работе Современное состояние рынка мороженого в России