Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 18:08, реферат
Существует мнение о субъективности и невоспроизводимости органолептических оценок. Оно вызвано тем, что не учитываются индивидуальные особенности дегустаторов, не ведется их специальная подготовка и обучение приемам органолептического анализа, не выполняются основные правила и условия научно обоснованного органолептического метода, в частности, не уделяется должного внимания выбору метода оценки, который является одним из наиболее важных для получения надежных и сопоставимых результатов.
Введение…………………………………………………………………….3
Методы потребительской оценки……………………………….…4
Различительные аналитические методы………………………….8
Описательные аналитические методы……………………………12
Заключение……………………………………………………………….17
Список используемой литературы
Графическая шкала представляет собой отрезок определенной длины (например, 90 мм) на концах которого указаны предельные значения характеристики какого-либо свойства продукта. Минимальному значению присваивается цифра 1, а максимальному, например, цифра 9 (в работе применяются целые числа и десятичные дроби, при этом в словесной шкале используют только целые числа).
Дегустатору
предлагают 2 образца продукта, для
которых, оцениваемая характеристика
имеет минимальное и
При сравнении третьего образца с 2-мя первыми оценивается относительное значение характеристики и отмечается на шкале.
Например, органолептическая оценка твердости пищевых продуктов (словесная и графическая).
9 |
+ чрезвычайно твердый | ||
8 |
+ очень твердый | ||
7 |
+ умеренно твердый | ||
6 |
+ незначительно твердый | ||
5 |
+ ни твердый, ни мягкий | ||
4 |
+ незначительно мягкий | ||
3 |
+ умеренно мягкий | ||
2 |
+ очень мягкий | ||
1 |
+ чрезвычайно мягкий |
Метод sсoring позволяет
количественно оценить
1.3. Описательные аналитические методы
Описательные аналитические методы - это методы качественной оценки каждого из рассматриваемых свойств пищевых продуктов с использованием перечня их качественных характеристик, стандартизированных и нестандартизированных.
Непосредственно описательный метод – результаты этого метода включены практически в каждый нормативно-технический документ на пищевые продукты и регламентируют их стандартные органолептические качества. Например, п.1.3 ГОСТа 2903-78 "Молоко цельное сгущенное с сахаром" гласит:
Рисунок 2. Корреляция между органолептическими оценками твердости продукта (по шкале А.С.Щесняк) и физическими параметрами, измеренными инструментальными методами.
"По
органолептическим показателям
продукт должен
Показатели качества при органолептической оценке молока цельного сгущенного с сахаром
Наименование показателя |
Характеристика |
Вкус и запах
Консистенция
Цвет |
Сладкий, чистый, с выраженным вкусом пастеризованного молока, без каких-либо посторонних привкусов и запахов. Допускается наличие легкого кормового вкуса Однородная по всей массе, без ощущаемых органолептически кристаллов молочного сахара. Допускаются мучнистая консистенция и незначительный осадок лактозы на дне банки при хранении Белый с кремовым оттенком, равномерный по всей массе |
Достоинства этого метода: простота, не требует больших временных, материальных и энергетических затрат. Приведенные в каждом ГОСТе органолептические показатели качества можно рассматривать как систему ориентиров, которая позволяет быстро определить требуемые показатели качества продуктов при приеме товаров, отнести продукт к тому или иному сорту, категории, а также помогает заготовителям при закупке сельскохозяйственного сырья в системе потребительской кооперации.
Недостатки: отсутствие четкой терминологии
для описания сенсорных ощущений.
Для решения этого
Профильный метод – органолептический метод качественной и количественной оценки совокупности признаков-свойств: аромата, вкуса, текстуры с использованием предварительно выбранных описательных характеристик – дескрипторов.
Словесное описание или количественное выражение органолептических признаков, оцениваемых в баллах или графически и расположенных по схеме: характерные оттенки признаков, их интенсивность, порядок проявления оттенков, последствие – называется профилем продукта.
При использовании профильного метода используются различные шкалы:
Достоинства: профильный метод предполагает обстоятельные знания дегустаторами свойств продукта, хорошую память на отдельные его компоненты и их характеристики. На основании этого, на заседаниях дегустационной комиссии, устанавливают терминологию, используемую впоследствии
для построения профилограмм.
Недостатки: не всегда можно выразить словами небольшой дрейф в свойствах продукта и тем более оценить их балльно, чтобы нанести на график. Метод требует весьма высокой квалификации дегустаторов и соответственно свободно применяться не может.
Более подробно профильный метод мы рассмотрим на практическом занятии.
Балловый метод – это метод оценки пищевых продуктов по нескольким качественным показателям, при котором их оценки, выраженные в баллах,
суммируются.
Различают 4 типа шкал:
Чаще всего используются 10, 20 и 100 интервальные балльные системы оценки.
Если продукт оценивается по одному качественному показателю, то используется 5-балльная шкала.
При суммировании оценок часто используют коэффициент весомости каждого из качественных показателей. В зарубежной практике этот метод используется редко.
Метод позволяет установить уровни частичного (по отдельным показа-
телям) и общего (по комплексу показателей) качества.
Органолептическую
оценку продукта должен проводить специально
обученный коллектив
При использовании научно обоснованной балловой системы и соблюдении других основных требований (например, порядок подачи образцов) метод позволяет получить достаточно объективные, надежные, хорошо воспроизводимые результаты.
Достоинства: большие информационные возможности благодаря использованию множества балльных шкал и их модификаций. Возможность измерения того или иного качества продукта, усиленного при помощи коэффициентов весомости, возможность характеристики с использованием указанных шкал.
Недостатки: неточность полученных результатов из-за несогласованной работы дегустаторов, свободного обращения с балльными шкалами, выбором диапазонов на балльной шкале.
Заключение
Методы приемлемости и предпочтения используют тогда, когда необходимо знать мнение потребителей о качестве продуктов, поэтому к дегустациям привлекают большое количество потребителей.
Методы различительные применяют тогда, когда необходимо выяснить:
Описательные методы, с их помощью суммируют параметры, определяющие свойства продукта, рассматривают интенсивность этих свойств, а иногда и порядок проявления отдельных составляющих свойств продукта, т.е. строят профили свойств (например, профиль вкуса, запаха и т.д.).
В методологии органолептического анализа описательные методы наиболее важны, т.к. только когда имеется детальное описание продуктов и описанные свойства маркированы по интенсивности проявления, можно обнаружить истинные различия, т.е. едва заметное, постепенное смещение характеристик в пределах отрезка времени.
Список использованной литературы
Информация о работе Развитие описательных методов в дегустационном анализе