Анализ товарных запасов и товарооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Тема курсовой работы актуальна и современна, так, как очень велико значение розничной торговли и розничного товарооборота в экономике Российской федерации. Через розничную торговую сеть происходит снабжение населения продуктами питания и потребительскими товарами. При увеличении розничного товарооборота в масштабах всей страны, возрастает уровень жизни населения.
При увеличении покупательской способности населения происходит увеличение розничного товарооборота.
В последнее время наблюдается значительный рост розничного товарооборота, появляется много новых, современных товаров, увеличение доходов населения ведет к тому, что люди стремятся покупать больше хороших и качественных товаров, тем самым способствуют развитию розничной торговой сети.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Розничный товарооборот: понятие, значение, планирование показателей…6
1.1 Сущность, состав, структура и характеристика розничного товарооборота………………………………………………………………6
1.2 Показатели товарооборота…………………………………………….8
1.3 Факторы, влияющие на розничный товарооборот…………………...9
1.4 Планирование розничного товарооборота…………………………..10
2 Анализ товарных запасов и товарооборота…………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

Dolgopolova3.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)
  • средней стоимости покупки;
  • интенсивности покупательских потоков;
  • завершенность покупок.

Методика расчета товарооборота на основе платежеспособного спроса. Данная методика основана на применение двух методов. Согласно первому, коэффициент эластичности рассчитывается по формуле:

 

Еп.ф = (Jт – 1) : (Jп.ф – 1), где   (16)

 

Еп.ф – коэффициент эластичности;

Jп.ф – индекс изменения покупательских фондов;

Jт – индекс изменения товарооборота.

В соответствии со вторым способом к объему товарооборота за месяц предшествующего периода прибавляют размер неудовлетворенного спроса и прирост товарооборота в связи с ростом денежных доходов населения в планируемом периоде.

Методика планирования товарооборота в зависимости от места нахождения торгового предприятия и зоны обслуживания, от размеров предприятий, их оборота, размеров населенных пунктов, в которых они расположены. Величина зоны обслуживания находится в прямой зависимости от расстояния до конкурирующего торгового предприятия и в обратной – от величины предприятий-конкурентов. Она постоянно изменяется – на нее влияют структура транспортных коммуникаций, административные и законодательные ограничения.

На увеличение товарооборота влияет продаже взаимодополняемых товаров близко расположенных друг с другом.

При планировании розничного товарооборота учитываются следующие изменения в зоне обслуживания: открытие или закрытие магазинов, ввод в действие нового жилищного фонда, рост среднегодового числа посетителей. На основе этих показателей рассчитывается возможный рост или снижение товарооборота.

Методика разработки плана по общему объему. Основание общего объема розничного товарооборота начинается с определения ожидаемого товарооборота за текущий год и приведения его в сопоставимый вод с товарооборотом предстоящего периода. Расчеты производятся в определении объема продажи товаров населению и объема мелкого опта. Основой для расчетов плана продажи товаров населению являются данные о покупательных фондах населения и его учтенных денежных доходах. Целесообразно при планировании товарооборота использовать прогнозы социально-экономического развития государства, в котором отражены основные тенденции развития денежных доходов населения на прогнозируемый период.

При обосновании плана розничного товарооборота важно обеспечить более высокие темпы роста продажи товаров населению по сравнению с темпами роста его денежных доходов, что позволит повысить процент охвата розничным товарооборотом денежных доходов населения или покупательных фондов населения.

Распределение общего объема товарооборота среди торговых единиц. Существует ряд методов планирования товарооборота для торговых единиц и структурных подразделений:

  • с учетом их удельного веса в общем товарообороте предприятия;
  • исходя из торговой площади;
  • на основе нормативов и проведения технико-экономических расчетов;
  • с использованием экономико-математических моделей.

Для расчета суммы товарооборота магазина учитывают:

  • тип и ассортиментный профиль;
  • место расположения;
  • особенности спроса обслуживаемого населения;
  • анализ его деятельности за предшествующий период;
  • товарооборот, приходящийся на 1 м2 торговой площади;
  • производительность труда.

Внутригодичное планирование розничного товарооборота. Задачей планирования товарооборота внутри года является обеспечение бесперебойной продажи товаров населению в соответствии с сезонными колебаниями спроса населения по периодам года (кварталам, месяцам).

Наиболее важной задачей при внутригодичном планировании является определение удельного веса каждого квартала в годовом товарообороте и доли каждого месяца в квартальном обороте.

Планирование структуры розничного товарооборота. При расчете макроструктуры розничного товарооборота изучается доля продовольственных и непродовольственных товаров в динамике за ряд лет.

При определении плана продажи по товарным группам учитываются следующие показатели: степень удовлетворения спроса населения, объем товарных ресурсов, уровень физиологических и рациональных норм потребления, возможность взаимозаменяемости товаров.

Методы нормирования и порядок расчета нормативов товарных запасов по товарным группам. При использовании метода технико-экономических расчетов все вычисления ведутся по отдельным составным элементам норматива. Норматив товарных запасов (Н) рассчитывается по формуле:

 

Н = Р + П + С, где  (17)

 

Р – рабочий запас;

П – запас пополнения;

С – страховой запас.

Рабочий запас (Р) определяется следующим образом:

 

Р = З0 + Впп + Пн, где  (18)

 

З0 – запас однодневной торговли;

Впп – время на приемку и подготовку товаров;

Пн – представительный набор (запас находящийся в торговом зале)

Представительный набор (Пн) можно определить по формуле:

 

Пн = Кр Цср : Т0, где  (19)

 

Кр – количество разновидностей товаров;

Цср – средняя цена товара;

То - однодневный товарооборот.

Запас пополнения (П) рассчитывается следующим образом:

 

П = Ч Кобн 1 : 2, где  (20)

 

Ч - частота завоза товаров;

Кобн – коэффициент обновления.

Коэффициент обновления (Кобн) определяется по формуле

 

Кобн = КР : КП, где  (21)

 

КР – количество разновидностей товаров;

КП – количество поступления в одной партии завоза.

Страховой запас определяется в процентах от торгового запаса, который состоит из рабочего запаса и запаса пополнения.

Таким образом, розничный товарооборот отражает состояние национальной экономики, эффективность производства и управления процессом товародвижения, степень развитости рынка и его конъюнктуру. Розничный товарооборот является основой для определения потребности во всех видах ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и вместе с тем занимает соподчиненное положение по отношению к прибыли.

 

2 Анализ товарных запасов и товарооборота

 

Задание 1. Произведите анализ товарных запасов по торговой организации на 1 октября. Определите отклонение товарных запасов от норматива в сумме и днях. Исходные данные представлены в таб. 1.

Таблица 1.

Товарные группы

План товарооборота IV квартала, млн. руб.

Норматив товарных запасов IV квартала в днях

Фактические товарные запасы на 1 октября, млн. руб.

Продовольственные товары

6350

10

1200

Непродовольственные товары

5120

24

1030

Итого.

11470

34

2230


 

Решение.

Рассчитаем однодневный товарооборот продовольственных товаров (млн. руб.):

 

,   (1)

 

где Т — объем товарооборота за рассматриваемый период;

Д — количество дней в периоде.

Т/Об одн. = 6350/90=70,5 млн.руб.

Рассчитаем необходимый фактический товарный запас на 1 октября:

 

ТЗфак. = Нтз × Т/Об одн. (2)

 

Где Нтз - норма товарных запасов;

Т/Об одн. – однодневный товарооборот.

ТЗфак. = 10×70,5=705 млн.руб.

1200-705=495 млн.руб.

Отсюда следует, что фактический товарный запас находится в избытке на 495 млн. руб.

А отклонение от норматива товарных запасов составляет 495-90=6 дней, следовательно, фактического товарного запаса в размере 1200 млн. руб. достаточно для выполнения плана на IV квартал, т.е. остаток на 1 ноября составит 495 млн. руб.

Рассчитаем однодневный товарооборот непродовольственных товаров (млн. руб.) по формуле (1):

 

Т/Об одн. = 5120/90=59,9  млн.руб.

Рассчитаем необходимый фактический товарный запас на 1 октября по формуле (2):

 

ТЗфак. = 24×56,9=1365,6 млн.руб.

1030-1365,6=-335,6 млн.руб.

Отсюда следует, что фактический товарный запас переживает недостаток на  -335,6 млн. руб.

А отклонение от норматива товарных запасов составляет -335,6/90= -4 дня, следовательно, фактического товарного запаса в размере 1030 млн. руб. недостаточно для выполнения плана на IV квартал, т.е. факт разойдется быстрее норматива.

Рассчитаем однодневный товарооборот по всем товарным группам (млн. руб.) по формуле (1):

 

Т/Об одн. = 11470/90=127,4 млн.руб.

Рассчитаем необходимый фактический товарный запас на 1 октября по всем товарным группам по формуле (2):

 

ТЗфак.= 34×127,4=4331,6 млн.руб.

2230-4331,6= -2101,6

Отсюда следует, что фактический товарный запас всех товарных групп находится в недостатке на -2101,6 млн. руб.

А отклонение от норматива товарных запасов составляет -2101,6/90=-23 дня, следовательно, фактического товарного запаса по всем товарным группам в размере 2230 млн. руб. недостаточно для выполнения плана на IV квартал, т.е. факт разойдется быстрее норматива.

 

Сведем полученные данные в таб. 2.

 

Таблица 2.

№ п/п

Товарные группы

Однодневный товарооборот млн. руб.

Необходимый фактический товарный запас на 1 октября, млн. руб.

Отклонение товарных запасов от норматива

+/-, млн. руб.

+/-, дней.

1

Продовольственные товары

70,5

705

+495

+6

2

Непродовольственные товары

56,9

1365,6

-335,6

-4

3

Итоги по всем товарным группам

127,4

4331,6

-2101,6

-23


Задание 2. Определить план розничного товарооборота торговой организации.

 

В отчетном году товарооборот составил 3600 млн.руб. В планируемом году торговая площадь увеличится с 730 до 900 м². Использование нового оборудования позволит повысить эффективность использования торговой площади (каждого квадратного метра) на 10%. Прогнозируется повышение цен на 6%.

Решение:

В отчетном году при площади в 730 м2 товарооборот составил 3600 млн. руб. следовательно, рассчитаем какая сумма приходится на увеличение площади в 170 м2, что составляет 23 % увеличения торговой площадки, следовательно товарооборот увеличится на 23 %, что равно 850 млн. руб.

За счет нового оборудования каждый квадратный метр рабочей площади в 900м2 дает эффективность ее использования на 10 %, что в общих подсчетах составляет 90 % на всю торговую площадь, что в сумме увеличивает товарооборот на 3240 млн. руб. В связи с повышением цен на 6 % это снизит спрос на определенные категории товаров, а следовательно снизит товарооборот на 6%.

Из выше изложенного можно посчитать сумму товарооборота на планируемый год:

3600 млн.руб. + 850 млн. руб. за счет увеличения площади + 3240 млн. руб. за счет нового оборудования – 7690-6% млн. руб. в связи с увеличением цен на 6 % = 7228,4 млн. руб. составит товарооборот в планируемом году.

 

Задание 3. Произведите анализ оптового товарооборота оптовой базы за отчетный период на основе исходных данных (млн. руб.), представленных в таб. 3. Заполните соответствующие графы исходной таблицы.

 Таблица 3.

№ п/п

Показатели

Прошлый период

Отчетный период

Процент выполнения плана

Динамика в сравнении с прошлым периодом,%

план

факт

1

Розничный товарооборот обслуживаемых организаций

59310

2300

2000

99,5%

4,5%

2

Оптовый оборот, в т.ч.

43100

4000

3800

99,5%

1,6%

Транзитный

2900

120

3000

96,1%

3,4%

Складской

40200

40880

40800

99,8%

1,4%

3

Складской оборот в % к розничному

67,7%

5,6%

5,8%

   

Информация о работе Анализ товарных запасов и товарооборота