Анализ себестоимости товарной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Изучение явлений природы невозможно без анализа. Сам термин “анализ” происходит от греческого слова “analizis”, что в переводе означает “разделяю”, “расчленяю”. Следовательно, анализ в узком плане представляет собой расчленение явления или предмета на составные его части (элементы) для изучения их как частей целого. Такое расчленение позволяет заглянуть вовнутрь исследуемого предмета, явления, процесса, понять его внутреннюю сущность, определить роль каждого элемента в изучаемом предмете или явлении.

Содержание

1 Введение 4
2 Анализ себестоимости товарной продукции 6
2.1 Анализ калькуляции себестоимости 6
2.2 Анализ затрат на один рубль товарной продукции 8
2.3 Анализ материальных затрат в себестоимости продукции 10
2.4 Анализ использования фонда оплаты труда рабочих основного производства 12
2.5 Анализ расходов на содержание и эксплуатацию оборудования 14
2.6 Анализ изменения цеховых расходов 15
2.7 Анализ изменения общехозяйственных расходов 16
3 Анализ изменения балансовой прибыли 19
3.1 Анализ прибыли от реализации товарной продукции 19
3.2 Анализ изменения прибыли от прочей реализации 21
3.3 Анализ изменения внереализационных результатов 22
4 Анализ изменения рентабельности продукции 23
5 Заключение, выводы, рекомендации 25
6 Литература 27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ИННА АФХД.doc

— 501.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

1    Введение                                                                                                     4

2    Анализ себестоимости товарной  продукции                                          6

2.1 Анализ  калькуляции себестоимости                                                      6

2.2 Анализ  затрат на один рубль товарной  продукции                              8

2.3 Анализ  материальных затрат в себестоимости  продукции                 10

2.4 Анализ использования фонда оплаты труда рабочих основного   производства                                                                                         12

2.5 Анализ  расходов на содержание и эксплуатацию  оборудования       14

2.6 Анализ  изменения цеховых расходов                                                  15

2.7 Анализ  изменения общехозяйственных расходов                                16 

3    Анализ изменения балансовой  прибыли                                                 19

3.1 Анализ  прибыли от реализации товарной продукции                          19

3.2 Анализ  изменения прибыли от прочей  реализации                             21

3.3 Анализ  изменения внереализационных результатов                            22

4    Анализ изменения рентабельности  продукции                                    23

5    Заключение, выводы, рекомендации                                                     25

6    Литература                                                                                                27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Изучение явлений природы  невозможно без анализа. Сам термин “анализ” происходит от греческого слова  “analizis”, что в переводе означает “разделяю”, “расчленяю”. Следовательно, анализ в узком плане представляет собой расчленение явления или предмета на составные его части (элементы) для изучения их как частей целого. Такое расчленение позволяет заглянуть вовнутрь исследуемого предмета, явления, процесса, понять его внутреннюю сущность, определить роль каждого элемента в изучаемом предмете или явлении.

 Аналитические способности  человека возникли и совершенствовались  в связи с объективной необходимостью  постоянной оценки своих действий, поступков в условиях окружающей  среды. Это всегда побуждало  к поиску наиболее эффективных  способов труда, использования ресурсов.

 С увеличением численности  населения, совершенствованием средств  производства, ростом материальных  и духовных потребностей человека  анализ постепенно стал первейшей  жизненной необходимостью цивилизованного  общества. Без анализа сегодня вообще невозможна сознательная деятельность людей.

 Становление АХД  обусловлено общими объективными  требованиями и условиями, которые  свойственны возникновению любой  новой отрасли знаний.

 Во-первых, это удовлетворение  практической потребности. Она возникла в связи с развитием производительных сил, расширением масштабов производства. Интуитивный анализ, примерные расчеты, прикидки в памяти, которые применялись на кустарных и полукустарных предприятиях, стали недостаточными в условиях крупных производственных единиц. Без комплексного всестороннего АХД невозможно стало управлять сложными экономическими процессами, принимать оптимальные решения.

 Во-вторых, это связано  с развитием экономической науки  вообще. Как известно, с развитием  любой науки происходит дифференциация ее отраслей. Экономический анализ хозяйственной деятельности сформировался в результате дифференциации общественных наук. Раньше функции экономического анализа рассматривались в рамках существовавших в то время таких научных дисциплин, как балансоведение, бухгалтерский учет, финансы и статистика. В рамках этих наук появились первые простейшие способы аналитического исследования. Однако, для обоснования текущих и пятилетних планов экономического и социального развития предприятий появилась потребность в комплексном исследовании их деятельности. Вышеназванные науки уже не могли обеспечить все запросы практики. Возникла необходимость выделения АХД в самостоятельную отрасль знаний. В дальнейшем роль анализа возрастала соответственно цене ошибки в хозяйственной деятельности. Интерес к нему заметно возрос. Началось более всестороннее глубокое изучение производства. Экономический анализ стал важным средством планового управления экономикой предприятия, выявления резервов повышения эффективности производства.

 Современное состояние  анализа можно охарактеризовать  как основательно разработанную  в теоретическом плане науку.  Ряд методик, созданных научными  работниками, используются в управлении  производством на разных уровнях.  Вместе с тем наука находится в состоянии развития. Ведутся исследования в области более широкого применения математических методов, ЭВМ, позволяющих оптимизировать управленческие решения. Идет процесс внедрения теоретических достижений отечественной и зарубежной науки в практику.

 Перспективы развития  АХД в теоретическом направлении  тесно связаны с развитием  смежных наук, в первую очередь  математики, статистики, бухгалтерского  учета и др. Кроме того, развитие  анализа зависит и от запросов  практики. В условиях командно-административной системы управления он не находил достаточно широкого практического применения, так как не было нужды в обосновании управленческих решений на местах, все решения исходили сверху. 

 Что касается перспектив  прикладного характера, то АХД  постепенно займет ведущее место в системе управления. Этому содействуют преобразования, которые происходят в нашем обществе. Совершенствование экономического механизма через переход к рынку, конкуренция предприятий и форм собственности будут содействовать повышению заинтересованности в этой науке.

 

 

 

 2 АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ТОВАРНОЙ ПРОДУКЦИИ

 

 

Таблица 1 – Расчет объема товарной продукции

Наименование продукции

Объем товарной продукции, шт.

Цена за единицу, руб.

Объем товарнойпродук-ции  по плану, т.р.

Объем товар-ной про-дукции по отчету, шт.

Цена за едини-цу по отчету руб.

Объем товарной продукции  по пла-ну на фак-тический объем, т.р.

Объем товар-ной про-дукции по отче-ту, шт.

1

2

3

4

5

6

7

8

Тумба

4400

2950

12980

4500

3040

13275

13680

Шкаф

2600

8700

22620

2680

8900

23316

23852

Кровать

4200

6100

25620

4100

6340

25010

25994

Итого

-

-

61220

-

-

61601

63526


 

2.1 Анализ калькуляции себестоимости

 

Таблица 2 – Анализ калькуляции  себестоимости

Наименование статей

Затраты по плану, т.р.

Затраты по плану пересчитанному на фактический объем, т.р.

Затраты по отчету, т.р.

Абсолютное отклонение, т.р.

1

2

3

4

5

1.Сырье и материалы

19641,16

19761,88

21598

1836

2.Покупные полуфабрикаты 

1006,28

1012,42

779,44

-232,98

3.Топливо

1197,6

1204,96

1017,3

-187,68

4.Энергия

623,52

627,37

877,92

250,55

5.Основная ЗП основных  производственных рабочих

7984,28

8033,36

7671

-362,36

6.Дополнительная ЗП  основных производственных рабочих

878,08

883,47

881,83

-1,64

7.Отчисления на социальное  страхование 

3013,20

3031,72

2907,96

-123,76

8.Расходы на подготовку  и освоение производства

1725,16

1735,74

1560,7

-175

9.РСЭО

2157,6

2170,9

1996,8

-174,1

10.Цеховые расходы

2970,8

2988,98

3469,3

498,5

Цеховая себестоимость

41197,68

41450,80

42754,13

1303,3

11.Общехозяйственные  расходы

3929,12

3953,28

3316,3

-612,82

12.Потери от брака

0

0

246,2

246,2

13.Прочие производственные  расходы

2157,6

2170,9

2389,6

218,68

Производственная себестоимость 

47284,42

47574,98

48706,21

1131,2

14.Комерческие расходы

767,8

772,5

924,46

151,96

Полная себестоимость

48052,2

48347,48

49630,67

1283,2


%выппл.по С/сти = *100;

 

%выппл.по С/сти = 49630,67/48347,48 *100 = 102,65%

 

Процент выполнения плана по себестоимости  составил 102,65% - фактор отрицательный, себестоимость продукции возросла.

 

Вывод:

В результате проведенного анализа  на предприятии выяснили, что полная себестоимость продукции увеличилась  на 1283,2т.р. – фактор отрицательный. На это повлияло изменение следующих показателей:

А) Увеличилась стоимость сырья  и материалов на 1836т.р. – фактор отрицательный. Возможно, на предприятии увеличилась стоимость материала по договору с поставщиками, расторгнут договор с постоянным поставщиком.

Б) Уменьшилась стоимость покупных полуфабрикатов на 232,98т.р. – фактор положительный.

В) Уменьшилась стоимость топлива на 187,68т.р. – фактор положительный.

Г) Увеличилась стоимость  энергии  на 250,55т.р. – фактор отрицательный. Возможно, на предприятии повысились тарифы на энергию, станки   стали более энергоемкие.

Д) Уменьшилась основная ЗП основных производственных рабочих на 362,36т.р. – фактор положительный.

Е) Уменьшилась дополнительная ЗП основных производственных рабочих  на 1,64т.р. – фактор положительный.

Ж) Уменьшились отчисления на социальное страхование на 123,76т.р. – фактор положительный.

З) Уменьшились расходы на подготовку и освоение производства на 175т.р. – фактор положительный.

И) Уменьшились затраты на РСЭО на 174,1т.р. – фактор положительный.

К) Увеличились цеховые расходы  на 498,5т.р. – фактор отрицательный. Возможно, на предприятии  увеличились затраты на содержание аппарата управления цехом, увеличилась амортизация зданий и сооружений.

Л) Увеличилась цеховая себестоимость  на 1303,3т.р. – фактор отрицательный. Вследствие выше перечисленных факторов.

М)  Уменьшились общехозяйственные расходы на 612,82т.р. – фактор положительный.

Н) Возросли  потери от брака на 246,2т.р. – фактор отрицательный. Возможно, на предприятии недостаточный контроль на этапах производства продукции, недобросовестное отношение рабочих.

О) Увеличились прочие производственные расходы на 218,68т.р. – фактор отрицательный. Возможно, на предприятии увеличились затраты на телефонную связь.

П) Увеличилась производственная себестоимость  на 1131,2т.р. – фактор отрицательный. Вследствие выше перечисленных факторов.

Р) Увеличились коммерческие расходы на 151,96т.р. – фактор отрицательный. Возможно на предприятии увеличились затраты на рекламу, на товарный знак.

 

Мероприятия:

  1. Заключать договора с  поставщиками находящимися географически недалеко от предприятия, чтобы снизить затраты на доставку материалов.
  2. Заключать договора с поставщиками, предлагающими материалы по более низким ценам, с хорошим качеством.
  3. Установить по возможности солнечные батареи, мини гидроэлектростанцию.
  4. Сдать в аренду не используемые здания и сооружения

5. Соблюдение лимита численности  рабочих аппарата управления  цехом

6. Соблюдение лимита численности   прочего цехового персонала

7. Межоперационный  контроль  и контроль на конечном этапе  производства.

8. Списание в счет ЗП недобросовестных  рабочих потерь от брака.

9. Подобрать   более экономичные  тарифы на интернет и телефонную  связь.

10. Сократить междугородние и  международные телефонные звонки (заменить на общение по скайпу) .

11. Заменить дорогостоящие баннеры  на более дешевые объявления  в газетах.

 

 

2.2 Анализ затрат на один рубль  товарной продукции

 

Таблица 3 -  Анализ затрат на один рубль  товарной продукции

Наименование показателей

Результат, т.р.

1

2

1.Полная себестоимость  продукции

 

1.1 План

48052,2

1.2 Отчет

49630,67

1.3 План в пересчете на фактический объем

48347,48

2.Обьем товарной продукции

 

2.1План

61220

2.2Отчет

63526

2.3План пересчитанный  на фактический объем

61601


 

1. Абсолютное  отклонение по изменению затрат

 

∆ абс. По ∆ З1 р ТП = З1 р ТП отчет - З1 р ТП пл= ;

 

где С/стьотч– полная себестоимость продукции по отчету, т.р.;

Qтпотч– обьем товарной продукции по отчету, т.р.;

       С/стьпл- полная себестоимость продукции по плану, т.р.;

Qтппл – объем товарной продукции по плану,т.р.

 

∆ абс. По ∆ З1 р ТП =49630,67/63526-48052,2/61220=0,7813-0,7849=-0,0036р.    2. Влияние структурных сдвигов в структуре ассортимента продукции

 

∆ З1 р ТП по стр сдвиг в стр пр.=  З1 р ТП -  З1 р ТП пл= ;

 

где С/сть  - полная себестоимость  по плану в пересчете на фактический           объем, т.р.;

Qтп  - объем товарной продукции  по плану в пересчете на  фактический обьем, т.р.

 

∆ З1 р ТП по стр сдвиг в стр пр.=48347,48/61601-48052,2/61220=0,7848-0,7849=-0,0001р.

 3. Влияние изменения себестоимости продукции

 

 ∆ З1 р ТП  ∆ С/сти= З1 р ТП - З1 р ТП  = ;

 

∆ З1 р ТП  ∆ С/сти= 49630,67/61601-48347,48/61601=0,8057-0,7848=0,0209р.

4. Влияние  изменения цен на продукцию

 

∆ З1 р ТП по ∆Цен=  З1 р ТП отч -  З1 р ТП = ;

 

∆ З1 р ТП по ∆Цен= 49630,67/63526-49630,67/61601=0,7813-0,8057=-0,0244р.

Информация о работе Анализ себестоимости товарной продукции