Анализ деятельности розничного торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Продажа товаров – завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине. Операции, выполняемые на этой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей. Поэтому и актуальна тема данной работы. Целью работы является всесторонний анализ деятельности розничного торгового предприятия. Объектом исследования работы является действующее предприятие магазин «Рубль Бум» (ИП Таранцева), занимающееся продажей бытовой химии, парфюмерии и косметикой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Общая характеристика предприятия. Структура аппарата управления, его организационная схема, структурные подразделения, персонал
1.2 Основные экономические показатели торгового предприятия, их анализ
1.3 Характеристика материально-технической базы предприятия
1.4 Планировка торгового предприятия
1.5 Технологическое оборудование торгового зала и подсобных помещений
1.6 Предложения по техническому перевооружению и совершенствованию процессов торговли
2. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Структура ассортимента, широта, полнота, степень новизны и устойчивости ассортимента торгового предприятия
2.2 Анализ направления развития, совершенствования, обновления ассортимента. Предложения по рационализации ассортиментной политики предприятия
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКУПОК И ЗАКАЗОВ ТОВАРОВ
3.1 Организация, порядок и сроки заключения договора поставки
3.2 Принцип работы торгового предприятия с поставщиками
3.3 Предложения по работе с поставщиками, с организацией закупок
4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ И КАЧЕСТВЕННОЙ ПРИЕМКИ ТОВАРОВ
4.1 Анализ процедуры приемки товаров по количеству и качеству
Разгрузка транспортных средств
4.2 Порядок приемки, перечень сопроводительных документов, участники приемки
4.3 Претензии к поставщикам за поставку товаров ненадлежащего качества; претензии со стороны покупателей по качеству товаров
5. ПЕРЕЧЕНЬ, ПРАВИЛА И ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ТОВАРНО-СОПРОВОДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И СПОСОБЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ ТОВАРА (НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕТНОГО ТОВАРА). СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА АВТОМАТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ТОВАРОВ
7. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ И НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
7.1 Организация проведения товарной экспертизы
7.2 Сопроводительная документация по результатам проведенной экспертизы
8. ОСОБЕННОСТИ ПРОДАЖИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ И НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
9. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РАБОТОЙ МАТЕРИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННОГО ЛИЦА; ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИЕЙ СТАРШЕГО ПРОДАВЦА И ЗАВЕДУЩЕЙ
10. АНАЛИЗ УСЛОВИЙ И СРОКОВ ХРАНЕНИЯ ТОВАРОВ НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ
11. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТОРГОВОМ ПРОЦЕССЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 399.50 Кб (Скачать файл)

 

Страховой запас  на предприятии составляет 50% от текущего, транспортный – 20% от текущего, подготовительный – 5% от текущего.

Выбор поставщиков  осуществляется по следующей технологии.

1. Поиск потенциальных  поставщиков. При этом могут  быть использованы следующие методы:

    • изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. п.;
    • посещение выставок и ярмарок;
    • переписка и личные контакты с возможными поставщиками.

В результате перечисленных  мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.

2. Анализ потенциальных  поставщиков.

Составленный  перечень потенциальных поставщиков  анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Учитывается цена и качество поставляемой продукции, а также надежность поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.

К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:

    • удаленность поставщика от потребителя;
    • сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
    • наличие резервных мощностей;
    • организация управления качеством у поставщика;
    • психологический климат у поставщика (возможности забастовок);
    • способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока
    • службы поставляемого оборудования;
    • финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.

В результате анализа  потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.

4. Заказ продукции.

Непосредственно формирование заявок у поставщиков  осуществляется следующим образом. Менеджер по закупкам высылает поставщику по e-mail или факсу заказ, в котором перечисляется интересующая продукция, количество, условия, сроки поставки или резервирования. На основании полученного заказа поставщик выставляет подтверждение с указанием номенклатуры, цен, количества, условий и сроков поставки продукции. Формы расчетов, используемые предприятием, в динамике отображены на рис. 7.

 

Рисунок 7 –  Формы расчета магазина «Рубль Бум» за закупаемую продукцию, %

 

Таким образом, на предприятии существует тенденция  к возрастанию доли продукции, закупаемой с отсрочкой платежа.

 

3.3 Предложения  по работе с поставщиками, с  организацией закупок

 

На выбор  поставщика существенное влияние оказывают  результаты работы по уже заключенным  договорам. Для этого предлагается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию закупаемых товаров. Приведем пример расчета рейтинга поставщика при выборе поставщика сыров и колбас (таблица 11).

 

Таблица 11 Расчет рейтингов поставщиков магазина «Рубль Бум»

Нивея

Критерий выбора поставщика

Удельный вес критерия

Оценка значения критерия по десятибалльной шкале у данного поставщика

Произведение удельного веса критерия на оценку

1 . Надежность поставки

1,25

9

2,2

2. Цена

1,35

7

2,5

3. Качество товара

1,40

8

3,1

4. Условия платежа

1,25

5

1,6

5. Возможность внеплановых поставок

1,20

8

1,7

6. Финансовое состояние поставщика

1,6

5

1,2

Итого

8,05

 

12,3

Красная линия

Критерий выбора поставщика

Удельный вес критерия

Оценка значения критерия по десятибалльной шкале у данного поставщика

Произведение удельного веса критерия на оценку

1 . Надежность поставки

0,15

7

1,05

2. Цена

0,25

7

1,75

3. Качество товара

0,30

9

2,7

4. Условия платежа

0,15

5

0,75

5. Возможность внеплановых поставок

0,10

4

0,4

6. Финансовое состояние поставщика

0,5

6

3

Итого

1,0

 

9,65

Henkel

Критерий выбора поставщика

Удельный вес критерия

Оценка значения критерия по десятибалльной шкале у данного поставщика

Произведение удельного веса критерия на оценку

1 . Надежность поставки

2,15

6

2,9

2. Цена

2,25

6

2,5

3. Качество товара

2,30

8

4,4

4. Условия платежа

2,15

6

2,9

5. Возможность внеплановых поставок

2,10

5

2,5

6. Финансовое состояние поставщика

2,5

6

5

Итого

11,35

 

20,2


 

Из данных таблицы 11 видно, что наибольший рейтинг у поставщика «Henkel,» за счет оптимального соотношения качества и цены поставляемой продукции. Аналогичным образом высчитываются рейтинги поставщиков других товарных групп.

 

 

4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ И КАЧЕСТВЕННОЙ ПРИЕМКИ ТОВАРОВ

4.1 Анализ процедуры  приемки товаров по количеству  и качеству

 

В общем виде схема торгово-технологического процесса магазина «Рубль Бум» представлена на рис. 8.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 8 –  Схема торгово-технологического процесса в магазине «Рубль Бум»

 

Первой технологической  операцией закупочной логистики  является приемка товаров поступивших  на предприятие.

После приемки  товара необходимое его количество поступает в торговый зал, а остальная  часть перемещается в складские  помещения. При организации хранения товаров основное уделяется борьбе с товарными потерями. Рациональная организация хранения в магазине предполагает создание условий хранения товаров в соответствии с их физико-химическими свойствами, оптимальное размещение товаров в местах хранения с учетом времени их поступления и очередности продажи, частоты спроса, эффективного использования площади складских площадей.

Наиболее сложной  и трудоемкой операцией торгового  и технологического процесса является подготовка товаров к продаже, в частности их сборка из комплектующих. Подготовкой товаров к продаже занимаются старший продавец, который ставят розничную цену, с учетом необходимой наценки, пишут ценники, где указывают наименование товара и его данные.

4.2 Порядок  приемки, перечень сопроводительных документов, участники приемки

 

Поступающие в  магазин товары принимают материально  ответственные лица (старший продавец, заведующая). При приемке товаров по количеству проверяются соответствие фактически доставленного товара данным сопроводительных документов. Приемка товаров по качеству ведется в соответствии с требованием стандартов и технических условий. При поступлении в розничную сеть все комплектующие должны иметь сертификат соответствия. Маркировка на комплектующие должна соответствовать сертификату качества.

4.3 Претензии  к поставщикам за поставку  товаров ненадлежащего качества; претензии со стороны покупателей по качеству товаров

 

За последние 3 года претензий со стороны покупателей  по качеству товаров не возникало. Претензии  поставщикам к качеству поступивших товаров не предъявлялись.

 

5. ПЕРЕЧЕНЬ, ПРАВИЛА  И ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ТОВАРНО-СОПРОВОДИТЕЛЬНЫХ  ДОКУМЕНТОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ  КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

При приемке  товара от поставщиков предприятие  получает товарно-транспортные накладные и счета-фактуры, в которых перечисляются виды товаров и их количество, указывается общая стоимость. При недостаче составляется соответственно акт об установленном расхождении в количестве продукции. На полученный товар составляются акты приемки товаров.

После поступления  строительных материалов они принимаются  по количеству и качеству кладовщиком-грузчиком  и приходуются (заносятся в систему «1С – Торговля»).

Учет товара ведется по ценам приобретения. На предприятии используют сортовой способ хранения, при котором поступившие товары присоединяют к имеющимся на складе в остатке товарам таких же наименований и сторон. Учет товара и тары ведется в товарной книге.

Предприятие реализует  продукцию через торговый зал  за наличный расчет с оплатой через контрольно-кассовую машину.

В конце торгового  зала на выходе располагаются контрольно-кассовые машины, и оборудовано в соответствии с требованиями по технической укрепленности касс и оснащено средствами охранно-пожарной сигнализации. С продавцами предприятия заключен договор о полной материальной ответственности.

Контрольно-кассовая машина, используемая магазином, зарегистрирована в установленном порядке. В подтверждение исполнения обязательств вместе с покупкой выдается отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек. В доступных покупателю (клиенту) местах вывешены ценники на продаваемые товары, которые соответствуют документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы.

Для установления лимита остатка наличных денег в  кассе, порядка и срока сдачи  выручки в банк, предприятие в начале 1 квартала каждого года предоставляет в банк письменное заявление и расчет по форме № 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денежных средств из выручки, поступающей в кассу».

Поскольку денежные средства в банк сдаются ежедневно, лимит остатка равен 3000 руб. –  сумме, необходимой предприятию  для обеспечения нормальной работы с утра следующего дня.

Лимит кассы, как  правило, превышается в дни выдачи зарплаты, в течение 3-х рабочих дней, включая день получения денег в банке. Лимит кассы устанавливается на 1 год.

Денежная наличность сверх установленных лимитов  остатка наличных денежных средств в кассе сдается на расчетные счета организации в порядке и сроки, согласованные с обслуживающим банком – «Сбербанк». Первичным документом при этом выступает объявление на взнос наличными.

 

 

6. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ  И СПОСОБЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ ТОВАРА (НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕТНОГО ТОВАРА). СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА АВТОМАТИЧЕСКОЙ  ИДЕНТИФИКАЦИИ ТОВАРОВ

 

Идентификация товаров в магазине осуществляется автоматизированным способом – с помощью штрих-кодирования. Кодирование – это система условных обозначений. Кодовая система является носителем определенной информации о товаре, необходимой для оперативного осуществления коммерческих операций. Каждый товар имеет свой индивидуальный цифровой код, который присутствует на всех документах, фиксирующих товарные операции.

Уникальный  электронный код товара считывается  продавцами-кассирами с помощью  специализированного электронного сканера.

 

 

7. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ И НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

7.1 Организация  проведения товарной экспертизы

 

Товарные экспертизы проводятся в магазине специализированными  комиссиями, создаваемыми из продавцов  и кладовщика. Рассмотрим, как производится товарная экспертиза на примере моющих средств.

Моющими средствами называют сложные органические соединения, применяемые в чистом виде или с добавками для стирки изделий из текстильных волокон и мытья различных предметов домашнего обихода. Эти средства облегчают также отбеливание и крашение тканей, изготовление эмульсий и суспензий при получении пищевых товаров, красочных составов, очистку и- измельчение руд и других природных материалов, повышают антифрикционную способность смазочных материалов и т.д.

Основной (активной) частью моющих средств являются моющие вещества. Они представляют собой органические соединения, обладающие поверхностной активностью, способностью образовывать пену и полуколлоидный раствор в воде. Благодаря поверхностной активности они понижают поверхностное натяжение воды, увеличивая тем самым ее смачивающую способность.

В молекуле моющих веществ имеется длинная углеводородная цепь R, которая для случая мыла на основе стеариновой кислоты Ci?H35COONa содержит 17 атомов углерода и короткую часть в виде реакционной солеобразующей (карбоксильной) группы.

Полярная часть  молекулы обусловливает растворимость  мыла в воде, неполярная (гидрофобная) - затрудняет, тормозит растворение и стремится вытеснить молекулу мыла из моющего раствора на поверхность. В связи с этим мыло в растворе концентрируется главным образом на поверхности моющего раствора. При взбалтывании оно образует пену, которая способствует удалению загрязнений из моющего раствора и характеризует наличие в растворе неизрасходованного моющего веществ.

Информация о работе Анализ деятельности розничного торгового предприятия