Алкогольные напитки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Водки представляют собой весьма значительную подгруппу группы вкусовых товаров. Для всех восточнославянских государств водка представляет собой традиционный продукт, исторически входит в состав национальной кухни. Однако употребление данного продукта связано с негативным воздействием на организм и побочными эффектами.
Производство и реализация водки уже давно стали прибыльной статьей пищевой промышленности, и эта сфера не зря находится под пристальным контролем со стороны государства. Как к продукту, содержащему в своем составе токсичные вещества, к водке предъявляются жесткие требования по их норме и по качеству.

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая!!!.docx

— 58.42 Кб (Скачать файл)

          Далее водка уже направляется  в фильтры—песочники окончательной очистки, чтобы изъять из нее микрочастицы угля.

          Для этой цели используют доводные чаны. Здесь водка смешивается с отмеренными для каждого из ее видов добавками. И вновь проверяется на крепость. Затем водка перекачивается в передаточные чаны.

         Чтобы произвести экспресс-анализ изделия на крепость, отбирают литр водки на более тщательное исследование по утвержденной методике и по методике, проводимой на хроматографе. Подобное исследование делается и до процесса добавки ингредиентов. Оно необходимо, поскольку в случае каких-либо нарушений по крепости водки легче исправить создавшееся положение.

         Непосредственно перед розливом водки она проходит еще один вид фильтра, через насадки пористых мембран, улавливающего микрочастицы примесей, которые можно обнаружить лишь с помощью высокоточных приборов.

          Следует заметить, что традиционно применялись также и дополнительные способы очистки, которые уже на современном этапе признаются весьма перспективными:

          1. использование коагулянтов в процессе винокурения, то есть введение в спирт-сырец таких естественных биологически активных коагулирующих материалов, которые взаимодействуют с примесями спиртов и отнимают эти примеси в процессе передвоения спирта. К ним относились молоко, яйца цельные и яичный белок;

          2.оклеивание — состоит в добавлении в выдержанную на отстое водку рыбьего клея (карлука), который в результате диффузионного процесса как бы "прочесывает" всю водку от сивушных масел и других химических (неэтиловых) примесей, задерживающихся затем вместе с карлуком при простой фильтрации.

 

2.3 Упаковка и  хранение

         Потребительской тарой для водки служат бутылки из полубелого или обесцвеченного стекла. Лишь некоторые высококачественные напитки разливают в художественно оформленные (сувенирные) стеклянные, фарфоровые и фаянсовые бутылки и графины различной формы. Для водки используют бутылки вместимостью 0,05; 0,1; 0,25; 0,38; 0,5 и 0,75 л [2, с. 20].

         Стекло бутылок должно быть термически и химически устойчивым. Стандарты предусматривают допустимые отклонения фактического объема бутылок от номинального.

         Бутылки с водкой укупоривают цветными пластмассовыми и алюминиевыми (завинчивающимися и незавинчивающимися) колпачками с внутренней прокладкой из пластмассы или картона, покрытого целлофаном. Алюминиевые колпачки бывают снаружи окрашены в различные цвета, что не только украшает бутылку, но и позволяет по цвету отличить одну группу напитков от другой.

         На этикетке, наклеиваемой на каждую единицу расфасовки, указываются подчиненность предприятия-изготовителя, наименование изделия, его крепость в объемных процентах, вместимость посуды, номер ГОСТа или СТБ. При расфасовке в фигурную посуду этикетку наклеивают на горлышко или привязывают к нему цветной лентой или шнуром. На обратной стороне этикеток штампом проставляют дату розлива, номер бригады и бракера, там же указывают и название предприятия-изготовителя [4, с. 14].

         При производстве водок на экспорт на плечики бутылок выше основной этикетки наклеивают дополнительную этикетку — кольеретку с надписью «Выдержанный», «Экстра» и т. д. Полностью оформленные бутылки с водкой укладывают в деревянные, металлические, пластмассовые, картонные гнездовые открытые и закрытые ящики.

         Водки и водки особые хранят при температуре от минус 5 до плюс 25. При этом минимальный срок хранения – не меньше 12 месяцев. Оптимальная температура хранения водочных изделий 10—20 °С, относительная влажность воздуха не выше 85 %. При перевозке, как и на складе, водочные бутылки должны находиться в вертикальном положении. В процессе транспортирования и погрузочно-разгрузочных операций изделия предохраняют от действия света, низких температур, атмосферных осадков. Поставщик должен гарантировать соответствие изделий стандарту при соблюдении потребителем условий хранения.

         Водки и водки особые хранят при температуре от минус 5 до плюс 25 °С. При этом минимальный срок хранения – не меньше 12 месяцев [7, с.28].

         Таким образом, из вышеприведенной информации следует, что качество первичного сырья и жесткое соблюдение регламентированной технологии производства играют решающую роль в формировании качества водки. Упаковка и хранение также оказывают своё влияние, однако оно не играет такой решающей роли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       3 Технические требования по нормативно-технической документации

 

       Водки и водки особые должны быть приготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологической инструкции и рецептурам с соблюдением норм и правил, утвержденным в установленном порядке.

       В зависимости от содержания спирта, сахара и ингредиентов водки делятся на водки и водки особые.

Для приготовления водок  и водок особых должны применяться:

  1. спирт этиловый ректификованный высшей очистки и спирт «Экстра» по ГОСТ 18300-87;
  2. вода питьевая по ГОСТ 4151-72 жесткостью до 1 мг/экв.
  3. для естественной неумягченной воды и 0,4 мг/экв. для умягченной и обессоленной воды;
  4. сахар-песок рафинированный и сахар-рафинад по ГОСТ 12579-67;
  5. натрий двууглекислый (бикарбонат) по ГОСТ 2156-76;
  6. кислота уксусная пищевая по ГОСТ 6968-76;
  7. кислота лимонная пищевая по ГОСТ 908-2004;
  8. кислота молочная пищевая по ГОСТ 490-2006;
  9. кислота соляная по ГОСТ 3118-77;
  10. калий марганцовокислый по ГОСТ 20490-75;
  11. соль поваренная пищевая по ГОСТ 13830-97;
  12. уголь активный древесный дробленный марок БАУ-А и ДАК по ГОСТ 6217-74;
  13. глицерин дистиллированный по ГОСТ 6824-96;
  14. мед натуральный по ГОСТ 19792-2001;

     15.ароматные спирты, получаемые из ароматического растительного сырья и спирта ректификованного высшей очистки в соответствии с технологической инструкцией по ликеро-водочному производству, эфирные масла и другие продукты, разрешенные к применению в пищевой промышленности.

         По органолептическим показателям водки и водки особые должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.

Таблица 1 - Органолептические показатели качества водки

Наименование показателя

Характеристика

Внешний вид

Прозрачная жидкость без  посторонних включений и осадка

Цвет

Бесцветная жидкость

Вкус и аромат

Характерные для водки  данного типа, без постороннего привкуса и аромата


Примечание — Источник: [3, c. 20, таблица 1]

          По физико-химическим показателям водки и водки особые должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.

Таблица 2 — Физико-химические показатели качества водки

Наименование

показателя

Норма для водок из спирта

Норма для водок

особых из спирта

высшей очистки

“Экстра”

“Экстра”- “Посольская»

“Люкс”

высшей очистки

“Экстра”

Крепость, %

40–45

38–45

40

40

40–45

40

Объем соляной кислоты  С (HCl)=0,1 моль/дм3, израсходованный на титрование 100 см3 водки, см3, не более

 

3,5

 

3,0

 

3,5

 

3,0

 

3,5

 

3,0

Массовая концентрация альдегидов в пересчете на уксусный в 1 дм3 безводного спирта, мг, не более

 

8

 

3

 

6

 

3

 

8

 

3

Массовая концентрация сивушного  масла в пересчете на смесь  изоамилового и изобутилового (3:1) в 1дм3 безводного спирта, мг, не более

 

4

 

3

 

4

 

2

 

4

 

3

Массовая концентрация эфиров в пересчете на уксусно-этиловый эфир в

1 дм3 безводного спирта, мг, не более

 

30

 

25

 

25

 

18

 

30

 

25

Объемная доля метилового спирта в пересчете на безводный  спирт, %, не более

 

0,05

 

0,03

 

0,03

 

0,03

 

0,05

 

0,03


Примечание — Источник: [13, c. 1—18, таблица 2]

         Изготовитель гарантирует соответствие водок и водок особых требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

         Гарантийный срок хранения для водок особых – 6 месяцев со дня их розлива [3 с.1—18].

 

4 Классификация  и характеристика ассортимента

          Сейчас в розничной сети РБ реализуется примерно 220 марок водки, которые делятся всего лишь на два вида: «Водка» и «Водка особая».

          Простые водки собой практически чистые водно-спиртовые жидкости с содержанием спирта 40 до 45 % об. Исключение составляют водки с определением «Русские». Их крепость может быть только 40 % об., изготавливаться они могут только в России и только из зернового спирта.

          Водки особые отличаются от просто водок специфичным ароматом и более мягким вкусом, которые создаются путем введения в водно-спиртовую смесь ароматных спиртов, эфирных масел, глицерина и других ингредиентов. При этом добавляемые компоненты не должны ухудшать прозрачность напитка и окрашивать его.

          Водки разных наименований различаются крепостью, качеством используемого спирта и особенностями рецептуры. Так, ассортимент водок, приготовленных на основе спирта сорта люкс, представлен торговыми марками «Белая Русь», «Золотое кольцо», «Кристалл-Люкс», «Гуляев» и др.; на основе спирта сорта экстра готовят «Пшеничную», «Столичную», «Русскую», «БелаРусь», «Кристалл-100», «Московскую особую» и другие водки; из спирта сорта суперлюкс вырабатываются водки «Всеслав Чародей», «Россия», «Суперлюкс».

          Как уже было сказано, по составу сырья и органолептическим показателям в отдельную группу выделяют водки особые: «Зубровка», «Старка», «Перцовка», «Тульская», «Орловская царская», «Русский кристалл» и др. Для изготовления таких водок дополнительно используются спиртованные настои и ароматные спирты, эфирные масла, пищевые эссенции, мед, коньяк и другие компоненты. По своему составу, технологии производства и органолептическим показателям эти изделия, как правило, вписываются в одну из подгрупп ликеро-водочных товаров.

         Сегодня в Беларуси лицензию на производство водки имеют 18 предприятий, делают 16, из них 7 — основные производители, входящие в концерн "Белгоспищепром". Подтверждая тенденцию последних лет, и в этом году выпуск водки продолжает падать: если в 2011 г. за 6 месяцев было произведено 4.885,4 тыс. дал, то в нынешнем — 4.177,2 тыс. дал. Причина не только в плановом снижении, предусмотренном госпрограммой по предупреждению пьянства и алкоголизма. Водочный бизнес всегда и во всех странах считается одним из самых прибыльных, у нас же средняя рентабельность по отрасли колеблется всего в пределах 9,9 %, что на 4,1 % ниже по сравнению с прошлым годом. По отдельным же видам водки "минус" очень значительный. Но главное: на 1 сентября водочные запасы составили 628,7 тыс. дал, что в 2,3 раза больше по сравнению с началом года. Кризисное состояние отрасли объясняется не только акцизной и ценовой политикой. На фоне снижения производства водки и спроса на нее, устойчиво растет выпуск плодово-ягодных вин. Если в 1995 г. их было сделано всего 6,6 млн. дал, то в прошлом — 26,5 млн. А производство водки с 14,8 млн. дал в 1995 г. в минувшем упало практически до 9 млн. дал. Производители плодово-ягодных вин тоже жалуются, что торговля не рассчитывается, но факт остается фактом: "Товарищ Бендер" (название одного из т.н. вин) в начале нового тысячелетия в Беларуси пользуется большим признанием, чем водка. И дело, очевидно, далеко не в удивительно резко возросшем качестве плодовых вин. Такое вино стоит ровно столько, сколько должно стоить — в пределах 1,3 тыс., в 4 раза дешевле, чем водка, и потому предпочтения массового потребителя очевидны [8, с.9].

           Падение спроса привело к борьбе за качество и жесткой конкуренции между производителями. О возросшем качестве белорусской водки свидетельствует тот факт, что, по официальной информации из концерна "Белгоспищепром", за последние два года контролирующие органы не забраковали ни одной бутылки водки, выпущенной предприятиями концерна. Однако сложно говорить об устоявшихся водочных брендах, как в России. По российским данным на первое место в прошлом году вышла "Гжелка", второе занимает "Пшеничная", третье — "Исток". Среди других наименований российской водки, которую чаще всего реализуют (в том числе и у нас): "Родник", "Русская", "Столичная", "Московская", "Флагман". У нас же ценовая политика привела к тому, что заводы вынуждены отказываться от производства одного наименования и выпускать новое: сегодня белорусской водки насчитывается около 170 наименований. Из них всего 23 водки особой, т.е. с различными добавками. Число наименований водки с вкусовыми добавками у нас, как и в России, невелико — 20,5%, и потому она закономерно преобладает в объемах производства.

           Среди белорусских марок водки существуют довольно любопытные образцы. Например, Брестский ликеро-водочный завод делает водку "Белваст" с использованием меда и березового сока. Гомельский — "Славянку" с ароматным спиртом лимонной корки и кориандром, "Будьте здоровы" - с ароматным спиртом ржаных сухарей и медом, Гродненский — "Мятную люкс" с ароматным спиртом мяты.

           Совершенствуются технологии производства водки: минский "Кристалл", к примеру, выпускает "Крышталь Эталон", в котором используется вода, обработанная кремнием, а в водке "Крышталь новы" вода проходит дополнительную обработку ионами серебра. Золотые электроды применяет при водоподготовке климовичский ликеро-водочный завод ("Старославянская люкс").

          Крупнейшие поставщики импортной водки, которая, как правило, относится к высшей ценовой категории ($15—20), отмечают стабильный спрос на "Финляндию", "Смирнов" и "Русский стандарт". В средней ценовой категории набирает популярность украинская водка "Немиров" ($8). Белорусская водка в этой градации занимает низшую ценовую категорию — $2.           Учитывая все вышесказанное, а также то, что по официальной статистике импорт водки едва превышает 700 тыс. дал, для значительной части белорусского населения, очевидно, пока все складывается наоборот [8, с.11].

           Страдает оформление ходовых марок водки. Выдерживая действительно высокие показатели качества нашей действительно хорошей водки, производители зачастую недооценивают маркетинговые возможности конкурентов из государств-соседей.

Информация о работе Алкогольные напитки