Характеристика интеграционных процессов в АТР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 00:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрыть содержание и специфику экономических связей в АТЭС и место России в них.
Для достижения указанной цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть сущность и содержание понятия международной экономической интеграции, ее формы;
- раскрыть историю создания и этапы развития АТЭС;
- определить место стран АТЭС в мировой экономике;
- охарактеризовать экспортно-импортные связи стран АТЭС;
- определить перспективы развития экономических связей в АТР в торговле и перспективы участия России в АТЭС.
Цель и задачи курсовой работы определили ее структуру. Курсовая работа состоит из введения, трех частей, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Характеристика интеграционных процессов в АТР……………………..4
1.1. Сущность и содержание понятия международной экономической интеграции……………………………………………………………………………4
1.2. Характеристика АТР……………………………………………………..9
1.3. История создания и этапы развития АТЭС…………………………13
Глава 2. Экономические связи стран в рамках АТЭС…………………………..21
2.1.Место стран АТЭС в мировой экономике……………………………..21
2.2.Экспортно-импортные связи стран АТЭС……………………………..24
Глава 3. Перспективы развития АТЭС……………………………………………35
3.1. Перспективы развития экономических связей в АТР в торговле……35
3.2. Перспективы участия России в АТЭС………………………………..37
Заключение………………………………………………………………………….42
Список использованной литературы……………………………………………...45

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 505.00 Кб (Скачать файл)

Источник: [30]

 

Наибольший удельный вес стоимости экспорта в Китай  пришелся на следующие товарные группы: нефть и нефтепродукты кроме  сырых – 49,99%, лесоматериалы необработанные – 25,85%, черные металлы и изделия из них – 8,08% [30].

Стоимость экспорта, приходящаяся на Японию, в 2006 г. составила 839,52 млн. долл. и сократилась на 3,4% за счет рыбы и морепродуктов - на 9,72 млн. долл., руд свинцовых - на 6,17 млн. долл., цинковых руд - на 9,97 млн. долл., нефти сырой, включая газовый конденсат - 66,84 млн. долл., плавучих средств - на 10,59 млн. долл. Наибольший удельный вес стоимости экспорта в Японию пришелся на следующие товарные группы: уголь каменный и твердое топливо из него - 25,75%, нефть сырую и нефтепродукты сырые – 25,17%, лесоматериалы необработанные - 26,43%, нефть и нефтепродукты кроме сырых - 9,98% [30].

Стоимость экспорта, приходящаяся на Республику Корея, в 2006 г. составила 543,98 млн. долл. и сократилась на 16,3% за счет руд свинцовых – на 2,99 млн. долл., легких дистиллятов – на 13,62 млн. долл., отходов и лома черных металлов – на 49,8 млн. долл., полуфабрикатов из углеродистой стали – на 8,06 млн. долл., проката плоского из углеродистой стали – на 7,04 млн. долл., изделий из черных металлов – на 2,49 млн. долл., плавучих средств – на 69,1 млн. долл. Наибольший удельный вес стоимости экспорта в Р. Корея пришелся на следующие товарные группы: черные металлы и изделия из них – 25,19%, нефть и нефтепродукты кроме сырых – 17,22%, лесоматериалы необработанные – 16,8%, уголь каменный и твердое топливо из него – 13,84%, нефть сырую и нефтепродукты сырые – 9,13% [30].

Стоимость экспорта, приходящаяся в 2006 г. на Сингапур, составила 292,21 млн. долл. и увеличилась в 4,7 раза за счет дизельного топлива – на 212,92 млн. долл., стоимость которого составила 72,86% стоимости экспорта в Сингапур, плавучих средств – на 29,21 млн. долл., инструментов и аппаратов оптических – на 3,89 млн. долл. [30]

Стоимость экспорта, приходящаяся в 2006 г. на Тайвань, составила 101,46 млн. долл. и увеличились на 9,9% за счет полуфабрикатов из углеродистой стали – на 33,06 млн. долл. Основными статьями экспорта в данную страну стали: отходы и лом черных металлов – 40,28%, полуфабрикаты из железа и нелегированной стали – 35,52%, уголь каменный и твердое топливо из него – 20,86% [30].

Стоимость экспорта, приходящаяся в 2006 г. на США, составила 99,43 млн. долл. и увеличилась на 44,5% за счет нефти  и нефтепродуктов сырых, стоимость  которых составила 75,3% от стоимости экспорта в США [30].

Стоимость экспорта, приходящаяся в 2006 г. на Вьетнам, составила 81,91 млн. долл. и сократилась на 19,4% за счет дизельного топлива – на 11,77 млн. долл., полуфабрикатов из углеродистой стали – на 9,65 млн. долл., проката плоского из углеродистой стали - 2,27 млн. долл. Наибольший удельный вес стоимости экспорта во Вьетнам составили: нефть и нефтепродукты кроме сырых – 73,88%, черные металлы и изделия из них – 12,39%, асбест – 6,75% [30].

Подробная товарная структура импорта из стран АТЭС отражена в табл. 12.

Как видно из данных табл. 12, основными импортируемыми группами товаров по РФ являются машины, оборудование и транспортные средства (61,2%), текстиль, текстильные изделия, обувь (10,4%) и продовольственные товары и с/х сырье (9,5%).

Наибольшая стоимость  импорта пришлась на следующие страны АТЭС: Республика Корея, Япония, Китай и Соединенные Штаты Америки (рис. 3).

 

Таблица 12

Товарная структура импорта из стран АТЭС

Коды товаров

Наименования товаров

2005 г.

2006 г.

Удельный вес в %

Темп роста в % к 2005 г.

01-24

Продовольственные товары и с/х сырье (кроме текстильного)

278,43

509,91

9,5

183,1

В т.ч. 03

Рыба и морепродукты

12,29

23,27

0,4

189,2

25-27

Минеральные продукты

37,18

53,41

1,0

143,7

В т.ч.27

Топливно-энергетические товары

28,75

41,55

0,8

144,5

28-40

Продукция химической пром-ти, каучук

269,81

289,56

5,4

107,3

41-43

Кожевенное сырье, пушнина

8,33

8,34

0,2

100,1

44-49

Древесина и изделия  из нее

44,91

49,17

0,9

109,5

50-67

Текстиль, текстильные  изделия, обувь

327,79

557,88

10,4

170,2

72-83

Металлы и изделия  из них

593,77

435,58

8,1

73,4

84-90

Машины, оборудование и  транспортные средства

2673,8

3273,87

61,2

122,4

 

Прочие товары

191,23

171,43

3,2

89,6


Источник: [30]

 

Как видно из данных рис.3, удельный вес вышеперечисленных стран во внешнеторговом обороте РФ за 2006 г. составил 90,0%.

Так, стоимость импорта  из Республики Корея в 2006 г. составил 1460,86 млн. долл. и увеличилась почти  в 2 раза к уровню 2005 года за счет платформы  буровой добывающей ЛУН-А, оснащенная оборудованием для бурения, стоимостью 671,3 млн. долл. Наибольший удельный вес стоимости импорта из Р. Корея составила продукция машиностроения - 76,03%, в том числе горнодобывающее оборудование - 45,96% [30].

Стоимость импорта из Японии составила 1268,73 млн. долл. и сократилась  на 15,5% за счет изделий из камня, гипса или аналогичных изделий - на 8,44 млн. долл., черных металлов - на 7,15 млн. долл., изделий из черных металлов - на 13,63 млн. долл., плавучих средств – на 439,73 млн. долл. Наибольший удельный вес стоимости импорта из Японии составила продукция машиностроения - 78,76%, в том числе автомобили легковые кроме 8702 – 49,23% [30].

 

Рисунок 3 - Удельный вес стран АТЭС в импортном обороте в 2006 г.

 

Стоимость импорта из Китая составила 1202,42 млн. долл. и  увеличилась на 43,1% за счет:

- пластмассы и изделий из нее – на 12,15 млн. долл.,

- химических нитей  – на 16,32 млн. долл.,

- трикотажного полотна  машинного или ручного вязания  – на 8,87 млн. долл.,

- одежды кроме трикотажной  – на 12,13 млн. долл.,

- готовых текстильных изделий – на 34,2 млн. долл.,

- обуви – на 137,81 млн.  долл., в том числе кожаной - на 112,4 млн. долл.,

- изделий из камня,  гипса – на 5,26 млн. долл.,

- стекла и изделий из него – на 6,09 млн. долл.,

- черных металлов –  на 6,05 млн. долл.,

- алюминия и изделий  из него – на 6,8 млн. долл.,

- механического оборудования  – на 27,84 млн. долл., автобусов  – на 4,15 млн. долл., грузовых автомобилей  – на 4,53 млн. долл., частей и  принадлежностей автомобильных товарных позиций 8701-8705 – на 2,19 млн. долл., а также за счет продовольственных товаров и сырья для их производства.

Наибольший удельный вес стоимости импорта из Китая составили обувь, одежда – 28,4%, продовольственные товары и сырье для их производства – 7,22% [30].

Стоимость импорта из США составила 294,05 млн. долл. и сократилась на 15,8% счет:

- мяса свинины –  на 11,57 млн. долл.,

- мяса битой домашней  птицы – на 14,09 млн. долл.,

- прочих химических  продуктов – на 3,89 млн. долл.,

- машин и механизмов  для разработки полезных ископаемых  – на 6,29 млн. долл.,

- частей предназначенных для оборудования товарных позиций 8425-8430 – на 3,93 млн. долл., инструментов и аппаратов оптических – на 6,75 млн. долл., тракторов – на 4,0 млн. долл., изделий из черных металлов – на 25,3 млн. долл.

Наибольший удельный вес стоимости импорта из США составили: продукция машиностроения – 37,97%, мясо свинина и домашней птицы – 13,08%, черные металлы и изделия из них – 10,26% [30].

Таким образом, внешнеэкономические  связи России со странами АТЭС определены внешнеторговыми интересами российской стороны и иностранных участников рынка. Наибольшая стоимость импорта и экспорта по РФ приходится на Китай, Японию, Республику Корея, США. Основными экспортируемым группами являются топливно-энергетические товары и древесина. Основными импортируемыми группами товаров являются машины, оборудование и транспортные средства, текстиль, текстильные изделия, обувь и продовольственные товары и с/х сырье.

В настоящее время  форум АТЭС стал восприниматься как  организация, устанавливающая «справедливые  правила игры» и регулирующая справедливое экономическое сотрудничество. Участники АТЭС взяли на себя выработку новых правил международного экономического взаимодействия и стали говорить о « видении АТЭС», которое подразумевало некое новое, вне политических рамок, восприятие сложившихся в АТР реалий.

АТЭС, работая в тесном контакте с деловыми кругами стран  АТР, определяет главные направления  и сферы экономического сотрудничества в регионе в 21 веке и содействует  частному капиталу как главной движущей силе регионального экономического развития. В целом можно сказать, что вся деятельность АТЭС направлена на то, чтобы в плотном контакте с деловыми кругами определить возможные препятствия на пути торговых и инвестиционных потоков, а в дальнейшем - ликвидировать эти барьеры. Все это должно способствовать обеспечению минимальных затрат времени, денег и сил при осуществлении экономических операций.

АТЭС составляет почти  половину мировой экономики. В начале ХХI века на страны форума приходилось 42% населения Земли и около 50% мирового товарооборота, а совокупный валовой продукт на сегодняшний день около 60% от общемировых показателей.

Хотя АТЭС является самым  молодым из «тройки» крупнейших экономических  интеграционных блоков, он уже стал важным средством содействия торговле и экономическому сотрудничеству в регионе. А высокие темпы экономического развития, нарастающие внутрирегиональные потоки товаров, услуг, капиталов дают основание в пользу вывода, что в ХХI веке АТЭС станет стержнем экономического роста мира.

Главная же проблема России, стоящая на пути активизации участия ее в АТЭС, интеграционных процессах в АТР, не высокий уровень российской вовлеченности в международную экономическую жизнь региона, асимметрия в экономических отношениях России со странами-членами АТЭС. И можно сказать, что Россия в большей мере зависит от торгово-экономических связей со странами АТЭС, чем последние от российских рынков и сфер приложения капиталов.

 

Глава 3. Перспективы развития АТЭС

3.1. Перспективы развития экономических связей в АТР в торговле

 

Главными движущими факторами экономической жизни АТР являются экономики США, Японии, Китая, Южной Кореи, стран АСЕАН. Вместе с тем в условиях экономической глобализации национальные хозяйственные интересы реализуются, а до того и формируются, через интересы главных субъектов мирового рынка - транснациональных корпораций и крупного, блуждающего по мировым рынкам, финансового капитала. Это обстоятельство заставляет рассматривать мировую и азиатскую экономику как через призму интересов национальных государств, так и через призму интересов тех хозяйственных субъектов, чья деятельность простирается за национальные границы и, потому, требует новых международных - глобальных и региональных - механизмов согласования интересов, отстаивания прав и решения споров.

Согласование позиций стран по вопросу либерализации торговли и инвестиций, а АТЭС действует на принципе консенсуса, протекает непросто. Экономически более развитые страны (США, Канада, Австралия и др.) ратуют за радикальные неотложные конкретные меры по устранению разного рода торговых и инвестиционных барьеров, преобразование форума в замкнутую организацию с жесткой структурой, наподобие Европейского Союза. Менее развитые страны, входящие в АСЕАН, а также Китай выступают за поэтапную, постепенную эволюцию АТЭС в механизм гармонизации экономической жизни в регионе, служащий развитию внутрирегиональной торговли, инвестированию и обмену технологиями. Быстрая же либерализация при неравных стартовых позициях, по их мнению, будет выгодна лишь промышленно развитым странам. Несмотря на существующие серьезные разногласия, на Богорском форуме АТЭС в Индонезии в 1994 году удалось разработать стратегию углубления экономической интеграции в регионе на ближайшие четверть века. В его итоговой декларации найдено компромиссное решение – закреплена идея формирования в регионе к 2020 году «пространства открытой свободной торговли и инвестиций» на универсальных принципах ГАТТ\ВТО путем устранения всевозможных барьеров, поощрения свободного перелива товаров, услуг и капитала с «разноскоростным» вхождением в него развитых (к 2010г) и развивающихся стран (к 2020г). В качестве ключевого фактора укрепления многосторонней торговой системы признано полное и активное участие стран-членов АТЭС во Всемирной торговой организации и ее поддержка. Снижение таможенных барьеров АТЭС будет происходить в соответствии с соглашениями, достигнутыми в ГАТТ\ВТО.

Но, реализация целей АТЭС, в том числе Багорской декларации о либерализации торговли в развитых и развивающихся странах соответственно к 2010 и 2020 гг., происходит медленно из-за отсутствия эффективных механизмов согласования интересов стран с разным уровнем развития.

Необходимый для этого  процесс институализации АТЭС также  развивается медленно, наталкиваясь на противодействие ряда членов АТЭС. АТЭС испытывает давление глобальной американской экономики, которое возрастет после создания в 2007 г. американской зоны свободной торговли (FTAA).

В этих условиях активизируются поиски идей и концепций развития субрегиональной экономической  интеграции. Для России особое значение в этой связи имеют нарождающиеся интеграционные тенденции в СВА и в формате АСЕАН + 3 (Япония, Китай, Южная Корея). Здесь важно учитывать проявившуюся готовность Китая участвовать в многосторонней интеграции и тем самым, как уже отмечалось, трансформировать свою политику «открытости» в политику «интеграционного взаимодействия».

Реальное развитие азиатского регионализма будет идти по пути укрепления регионального и одновременно развития субрегионального сотрудничества. Это  является своего рода азиатской проекцией становления единой мировой экономики – по пути укрепления глобальных институтов (ВТО, МВФ и т.д.) и посредством создания региональных общих рынков и единых экономик (ЕС).

Информация о работе Характеристика интеграционных процессов в АТР