Характеристика интеграционных процессов в АТР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 00:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрыть содержание и специфику экономических связей в АТЭС и место России в них.
Для достижения указанной цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть сущность и содержание понятия международной экономической интеграции, ее формы;
- раскрыть историю создания и этапы развития АТЭС;
- определить место стран АТЭС в мировой экономике;
- охарактеризовать экспортно-импортные связи стран АТЭС;
- определить перспективы развития экономических связей в АТР в торговле и перспективы участия России в АТЭС.
Цель и задачи курсовой работы определили ее структуру. Курсовая работа состоит из введения, трех частей, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Характеристика интеграционных процессов в АТР……………………..4
1.1. Сущность и содержание понятия международной экономической интеграции……………………………………………………………………………4
1.2. Характеристика АТР……………………………………………………..9
1.3. История создания и этапы развития АТЭС…………………………13
Глава 2. Экономические связи стран в рамках АТЭС…………………………..21
2.1.Место стран АТЭС в мировой экономике……………………………..21
2.2.Экспортно-импортные связи стран АТЭС……………………………..24
Глава 3. Перспективы развития АТЭС……………………………………………35
3.1. Перспективы развития экономических связей в АТР в торговле……35
3.2. Перспективы участия России в АТЭС………………………………..37
Заключение………………………………………………………………………….42
Список использованной литературы……………………………………………...45

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 505.00 Кб (Скачать файл)

 Первоначально в АТЭС вошли 12 стран – 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Южная Корея, Новая Зеландия, США, Япония, Канада) и 6 развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины). К 1997 г в АТЭС входили уже почти все основные страны тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг(1993), КНР(1993), Мексика(1994), Папуа-Новая Гвинея(1994), Тайвань(1993), Чили(1995). В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов – России, Вьетнама и Перу – введен десятилетний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. На долю АТЭС приходится свыше 60 процентов мирового ВНП и около половины мирового экспорта, здесь сосредоточено около 2/5 населения мира. В регионе АТЭС находятся три из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН (США, Китай, Россия), а также Япония [29].

Движение в сторону создания в регионе организаций экономического сотрудничества началось с учреждения в 1967 г Тихоокеанского Экономического Совета – ТЭС (является международной неправительственной организацией, объединяющей через национальные комитеты стран-участниц крупные компании, деятельность которых охватывает весь Азатско-Тихоокеанский регион. Деятельность ТЭС направлена на поощрение либерализации торговли и инвестиций, развитие других видов предпринимательства во взаимодействии с правительствами стран АТР и международными организациями. С этой целью регулярно проводятся неформальные встречи руководства ТЭС с министрами и другими высокопоставленными официальными лицами.). Затем, в 1968г, была создана Тихоокеанская Конференция по Торговле и Развитию – ПАФТАД, а в 1980г появился Совет по Тихоокеанскому Экономическому Сотрудничеству – СТЭС. Все эти организации были неправительственными. Они отразили желание наладить сотрудничество в регионе и заложили основу для создания АТЭС – межправительственного форума экономического сотрудничества, который в настоящее время является наиболее влиятельной экономической организацией в АТЭС.

Формирование форума АТЭС началось в ноябре 1989 года, когда в Канберре состоялась встреча министров иностранных дел и торговли десяти стран АТР. Правильнее сказать, что тогда произошел скорее обмен мнениями между государствами региона, имевшими сходные взгляды на то, в каком направлении развивать региональное экономическое сотрудничество.

США, Япония, Южная Корея и Австралия, принимавшие наиболее активное участие  в подготовке этой встречи, ближе  других государств подошли к пониманию  того, что в регионе необходимо установить межправительственное взаимодействие по вопросам международных экономических отношений. В Канберре было решено, что новая организация будет иметь консультативный статус, а ее участники будут добиваться своевременного завершения Уругвайского раунда ГАТТ. Также предполагалось, что АТЭС, работая в тесном контакте с деловыми кругами стран АТР, будет определять главные направления и сферы экономического сотрудничества в регионе в 21 веке и содействовать частному капиталу как главной движущей силе регионального экономического развития.

Была утверждена и программа  сотрудничества, основу которого составили  такие принципы, как либерализация торговли и инвестиций, содействие торговле, экономическое и техническое сотрудничество. Было также определено, что в мероприятиях АТЭС могут участвовать международные региональные организации, и представители Секретариата АСЕАН, Секретариата Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС) и Южно-тихоокеанского форума (ЮТФ) стали подключаться к деятельности АТЭС уже на ранних этапах существования форума. Было решено, что все решения в АТЭС (в том числе и по приему новых участников) принимаются на основе консенсуса.

Остановимся подробнее на принципах.

Первый основной принцип - как либерализация торговли и инвестиций - чрезвычайно важен, с точки зрения способности АТЭС добиться Богорской Цели свободной торговли в зоне АТЭС к 2020 году. Этот принцип реализуется на основе односторонней либерализации, означающей, что каждый член АТЭС добровольно соглашается на либерализацию в определенной сфере торговли и инвестиций. АТЭС разработал базовый инструмент выполнения этого основного принципа – индивидуальные планы действий (известные под акронимом IAP (ИПД)). Все страны АТЭС должны подготовить такой план и регулярно обновлять его.  

Каждый ИПД включает в себя подробную информацию о 15 секторах, определенных Осакской программой действий. К этим секторам относятся следующие сферы деятельности: тарифы, нетарифные меры, услуги, инвестиции, стандарты и соответствие, таможенные процедуры, права интеллектуальной собственности, конкурентная политика, государственный заказ, правила, касающиеся происхождения товара, посредничество в спорах, мобильность бизнесменов (деловых людей), внедрение результатов уругвайского раунда переговоров по торговле, сбор и анализ информации.

В дополнение к каждому  ИПД, описывающему, что члены АТЭС делают в указанных сферах, в рамках АТЭС создаются рабочие группы, которые  трудятся над достижением дальнейшего  прогресса в каждом из 15 секторов. АТЭС сделал ИПД более доступными для бизнеса за счет упрощения формата и создания электронных ИПД. Эти «е-ИПД» заработали в полную силу в ноябре 2000 г. Кроме того, члены АТЭС коллективно работают в указанных сферах деятельности, используя коллективные планы действия, известные как CAP (КПД).

Второй принцип - содействие торговле - по существу, нацелено на то, чтобы сделать ведение бизнеса  в регионе более простым и  менее затратным. Хотя работа в это  направлении продолжается «по всему  фронту», АТЭС уже достиг значительного  прогресса во многих сферах, включая стандарты, таможню, электронную коммерцию, деловые поездки, телекоммуникации, энергию, рыбный промысел и государственный заказ.

Третий принцип –  экономическое и техническое  сотрудничество. В рамках АТЭС экономическое  и техническое сотрудничество сокращенно описывается термином «Экотех». Для начала необходимо подчеркнуть, что Экотех не означает содействия развитию развивающихся стран АТЭС. Напротив, целями Экотех являются: достижение существенного роста и справедливого развития в рамках АТЭС, сокращение экономических диспаритетов, повышение экономического и социального благосостояния людей, углубление духа общности в АТЭС. 

На своей встрече в Маниле в 1996 году лидеры АТЭС определили шесть  приоритетных областей работы АТЭС в  сфере Экотех: развитие «человеческого капитала»; создание благоприятных условий для безопасных и эффективных рынков капитала; укрепление экономической инфраструктуры; использование технологий для будущего; содействие экологически стабильному росту; стимулирование роста мелких и средних предприятий. В настоящее время АТЭС реализует 250 проектов в сфере Экотех.

Большую роль в организационном  укреплении форума сыграли последующие встречи министров иностранных дел АТЭС в Сингапуре (1990 год), в Сеуле (1991 год) и в Бангкоке (1992 год).

Новый этап развития АТЭС начался  в 1993 году, когда после прихода  к власти в США администрации  Б. Клинтона высшим органом АТЭС по предложению Вашингтона стала неформальная встреча глав государств и правительств (саммит) стран АТЭС, а США стали  играть главенствующую роль в деятельности АТЭС. По рекомендации США довольно быстро выработался «клубный» характер этой встречи, и сразу стало ясно, что дело не только в том, что быть членом клуба престижно, и что это позволяет пользоваться такими привилегиями, которые недоступны другим. Участники АТЭС взяли на себя выработку новых правил международного экономического взаимодействия и стали говорить о «видении АТЭС» (APEC vision), которое подразумевало некое новое, вне политических рамок, восприятие сложившихся в АТР реалий. Неполитический характер форума подчеркивает и то обстоятельство, что в его рамках участники АТЭС называют себя «экономиками» - что позволяет им, в частности, не втягиваться в дискуссию о статусе Тайваня (как известно, КНР и Тайвань по-разному подходят к этому вопросу).

Саммиты АТЭС стали проводиться  ежегодно (в ноябре). В их ходе обсуждаются  актуальные проблемы мировой экономики, рассматриваются основные итоги  деятельности форума и принимаются  документы, определяющие перспективные  долгосрочные направления его деятельности. К 1998 году проведено пять таких саммитов (Сиэтл, Богор, Осака, Манила, Ванкувер), каждый из которых дал мощный импульс интеграционному процессу в АТР.

В 1994 году в Богоре (Индонезия) лидеры АТЭС сделали исторический шаг, объявив о своей четкой цели создания к 2020 году крупнейшей в мире зоны свободной торговли и инвестиций. В рамках АТЭС эта задача стала известна как «Богорские Цели». По плану, развитые страны достигнут состояния свободной торговли к 2010 году, а развивающиеся страны последуют их примеру в 2020 году.

На своей встрече в Японии в 1995 году лидеры стран АТЭС утвердили  то, что стало известно как Оскская Программа Действий. В рамках этого подхода, АТЭС разработал три основных принципа своей работы в области сотрудничества: либерализация торговли и инвестиций, содействие торговле и экономическое и техническое сотрудничество. На основании документов, принятых в Богоре и Осаке, лидеры АТЭС в 1996 году приняли «Манильский план действий». В итоге, этот план действий облек «в плоть» тот «скелет», который сформировался в Богоре и Осаке. Манильский план наметил те меры, которые необходимы для либерализации торговли и инвестиций, и которые должны содействовать достижению Богорских Целей. Он также создал систему коллективных и индивидуальных планов действий, детализирующих пути достижения Богорских Целей каждой из стран.

В 2001г, в Шанхае, лидерами АТЭС было принято так называемое «Шанхайское  соглашение» о подведении в 2005г  промежуточных итогов процесса либерализации  торговли и инвестиций и отдельное заявление по борьбе с международным терроризмом. Также в этом документе уделяется повышенное внимание активности в рамках ЭКОТЕК.

Одна из важнейших основ деятельности АТЭС - заявленная его участниками  приверженность принципам «открытого регионализма», что подразумевает постепенную ликвидацию ограничений на перемещение товаров, капиталов, технологий, рабочей силы и услуг внутри этого региона, защиту свободной торговли и противодействие формированию закрытых экономических блоков, соблюдение принципов и правил, выработанных в рамках ГАТТ / ВТО. Не менее важно, что участники АТЭС отказались от протекционизма, и выразили готовность не ограничивать развитие своих экономических связей рамками региона. Ожидается, что все это позволит обеспечить экономический рост стран АТР и будет содействовать развитию всего АТР. Многие практические вопросы работы АТЭС обычно рассматриваются в ходе многочисленных семинаров, симпозиумов, встреч для обмена опытом и других мероприятий, на которых страны-участницы представлены экспертами - сотрудниками министерств и других государственных ведомств, учеными, руководителями крупных корпораций.

Основные направления  деятельности форума определяются на ежегодных саммитах АТЭС и на совещаниях министров иностранных дел, а также в ходе встреч ряда отраслевых министров, возглавляющих приоритетные для АТЭС направления деятельности (министры финансов, по развитию людских ресурсов, энергетики и некоторые другие). Практическая деятельность форума осуществляется через рабочие группы и некоторые другие подразделения АТЭС.

Главное содержание деловой активности рабочих групп АТЭС состоит в  том, чтобы действовать, исходя из решений и документов, принимаемых в ходе саммита стран АТЭС, и намечать основные конкретные направления сотрудничества на ближайшую перспективу. Разработкой таких направлений деятельности рабочих групп занимаются Секретариат АТЭС и руководство рабочей группы; предлагаемые ими рекомендации обсуждаются и утверждаются на пленарных заседаниях рабочих групп в присутствии делегаций всех стран-участниц, обозревателей и гостей.

Каждая из имеющихся в АТЭС десяти рабочих групп рассматривает  специфический круг вопросов, интересующих именно ее участников, имеет собственные  приоритеты и особенности, хотя и  работает в тесном контакте с Секретариатом АТЭС. На заседаниях каждой из рабочих групп рассматриваются конкретные вопросы в тех сферах сотрудничества, которые определены участниками в качестве приоритетных.

Две рабочие группы имеют непосредственное отношение к проблемам эксплуатации человеком морской среды.

Рабочая группа по рыболовству (The Fisheries Working Group). Создана в 1991 году для изучения действующих соглашений по вопросам международного сотрудничества в области  рыболовства, определения эффективной  роли АТЭС в этих вопросах и сбора информации о деятельности соответствующих национальных и региональных организаций.

Рабочая группа по сохранению морских  ресурсов (The Marine Resource Conservation Working Group) создана  в 1990 году. Занимается продвижением среди  участников АТЭС инициатив, направленных на защиту морской среды и морских ресурсов, выступает за то, чтобы обеспечивать такую эксплуатацию морских ресурсов участниками АТЭС, которая сделала бы выгодной поддержание чистоты акватории моря.

Рабочая группа по региональному энергетическому сотрудничеству (The Regional Energy Cooperation Working Group) создана в 1990 году для сбора и анализа данных об энергетических ресурсах участников АТЭС, выявления факторов, замедляющих поступление инвестиций в сферу энергетики, и для выработки рекомендаций, содействующих привлечению инвестиций.

Рабочая группа по развитию людских  ресурсов (The Human Resources Development Working Group) создана  в 1990 году. Является самой крупной  по численности рабочей группой  АТЭС. В ее задачи входит выявление основных тенденций рынка рабочей силы в странах АТЭС, регулирование спроса и предложения рабочей силы в этих странах, подготовки и переподготовки специалистов и эффективного использования людских ресурсов во всех сферах занятости. А со второй половины 90-х годов в ее рамках, по сути, осуществляется координация всей деятельности АТЭС по развитию людских ресурсов, причем в значительной степени учитывается и ситуация в данном вопросе, складывающаяся на всем пространстве АТР.

В составе рабочей группы функционируют пять крупных подгрупп: по проблемам делового менеджмента (Business Management Network), проблемам образования (Education Forum), менеджмента по вопросам экономического развития (Network for Economic Development Management), по подготовке специалистов в вопросах промышленной технологии (Network on Human Resources Development for Industrial Technology) и по сбору информации о рынке труда (Labour Market Information Group).

Рабочая группа по промышленной науке и технологии (The Industrial Science and Technology Working Group) создана в 1990 году для налаживания сотрудничества в вопросах обмена информацией и технологиями, улучшения методики подготовки людских ресурсов в сфере науки и технологий, содействия продвижению совместных региональных проектов в этих сферах.

Информация о работе Характеристика интеграционных процессов в АТР