Требования к оборудованию современного кабинета технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 22:04, статья

Краткое описание

Кабинет технологии – это пространство для творчества и созидания. От оформления и оборудования кабинета технологии будет зависеть интерес учащихся к предмету.
Основа кабинета – материально-техническая база и оснащение кабинета учебным оборудованием. Именно, материально-техническая база оказывает огромное влияние на эффективность обучения, обеспечивает наглядность обучения, способствует повышению уровня организации труда учеников и учителя, позволяет создать необходимые условия для совершенствования преподавания, повышения качества знаний учащихся.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 38.00 Кб (Скачать файл)

Кабинет технологии – это пространство для творчества и созидания. От оформления и оборудования кабинета технологии будет зависеть интерес учащихся к предмету.

Основа кабинета – материально-техническая база и оснащение кабинета учебным оборудованием. Именно, материально-техническая база оказывает огромное влияние на эффективность обучения, обеспечивает наглядность обучения, способствует повышению уровня организации труда учеников и учителя, позволяет создать необходимые условия для совершенствования преподавания, повышения качества знаний учащихся.

Требования к современному кабинету технологии можно разделить на несколько видов: педагогические требования, санитарно-гигиенические требования, требования техники безопасности, эстетические требования.

Педагогические требования: Учебно-материальная база по технологии должна иметь рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации набор инструментов, электроприборов, машин, оборудования и т. д. согласно утверждённому Перечню средств обучения и учебного оборудования [3].

В учебно-методический комплект для образовательной области «Технология» входят учебники, рабочие тетради для учащихся, методические рекомендации по организации учебной деятельности для учителя, методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских, таблицы, плакаты, электронные наглядные пособия, специально разработанное оборудование для лабораторно-практических работ, технические средства обучения.

Государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения рекомендуются следующие технические средства обучения для оснащения кабинета технологии: компьютер с комплексом обучающих программ и выходом в сеть Интернет; мультимедийный проектор и экран; принтер; цифровой фотоаппарат; цифровая видеокамера; сканер; цифровой микроскоп; доска со средствами, обеспечивающими обратную связь  [1].

Новым в оснащении мастерских технологий является создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникационных средств обучения (в том числе для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности).

Помещения мастерских по различным направлениям технологии должны быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся [2].

Санитарно-гигиенические требования: Кабинет или мастерская может размещаться на любом этаже школьного здания, кроме полуподвальных и подвальных помещений. По санитарным нормам площадь рабочих помещений должна быть не менее 4,5 м2 на одного учащегося для отдельной мастерской по обработке ткани и кабинета кулинарии и 5,4 м2 — для комбинированной мастерской [1].

Рабочие места учащихся необходимо укомплектовать соответствующим оборудованием и инструментами. В гигиенических целях в кабинете и мастерской должны быть умывальник и полотенце (бумажное или электрическое). Температуру в мастерских в холодное время года нужно поддерживать не ни же 18 °С при относительной влажности 40–60 %. Для обращения внимания на соблюдение правил санитарии и гигиены мастерские оборудуются соответствующими приспособлениями и оснащаются наглядной информацией. 

Здания общеобразовательных учреждений должны быть оборудованы централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения [2].

Требования техники безопасности: Электрическая проводка к рабочим столам должна быть стационарной. Включение и выключение всей электросети кабинета или мастерской осуществляется с рабочего места учителя одним общим рубильником [1] .

Эстетические требования – это требования к оформлению кабинета (мастерской). Кабинет должен быть оформлен с учетом современных требований дизайна.

При рассмотрении требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования можно сделать следующие выводы. Во-первых, кабинет технологии должен быть оснащен такими техническими средствами, как экспозиционный экран на штативе или навесной, видеомагнитофон (видеоплейер), телевизор с универсальной подставкой, цифровой фотоаппарат, мультимедийный  компьютер, сканер, принтер, мультимедийный проектор. Во-вторых, обязательным для кабинета технологии является Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: аптечка, халаты (фартуки).

Кабинет кулинарии должен быть укомплектован следующими оборудованиями: фильтр для воды, холодильник, печь СВЧ, весы настольные, комплект кухонного оборудования на бригаду (мойка, плита, рабочий стол, шкаф, сушка для посуды), электроплиты,  набор кухонного электрооборудования, набор инструментов и приспособлений для механической обработки продуктов, комплект кухонной посуды для тепловой обработки пищевых продуктов, набор инструментов и приспособлений для тепловой обработки пищевых продуктов, набор инструментов для разделки рыбы, набор инструментов для разделки мяса, мясорубка (электромясорубка), набор инструментов и приспособлений для разделки теста, комплект разделочных досок, Набор мисок эмалированных, Набор столовой посуды из нержавеющей стали, сервиз столовый, сервиз чайный, набор оборудования и приспособлений для сервировки стола. 

Швейная мастерская должна быть оборудована комплектом инструментов для санитарно- технических работ, комплектом инструментов для ремонтно-отделочных работ, комплектом вспомогательного оборудования для ремонтно-отделочных работ, сантехническими установочными изделиями, комплектом бытовых приборов и оборудования для ухода за жилищем, одеждой и обувью. Так же в швейной мастерской должно быть следующие оборудования и приборы: станок ткацкий учебный, манекен 44 размера (учебный, раздвижной), стол рабочий универсальный, машина швейная бытовая универсальная, оверлок, комплект оборудования и приспособлений для влажно-тепловой обработки, комплект инструментов и приспособлений для ручных швейных работ, комплект инструментов и приспособлений для вышивания, комплект для вязания крючком, комплект для вязания на спицах, набор шаблонов швейных изделий в М 1:4 для моделирования, набор приспособлений для раскроя косых беек, набор санитарно-гигиенического оборудования для швейной мастерской, шаблоны стилизованной фигуры, набор измерительных инструментов для работы с тканями [2].

Нами было рассмотрено три учебных заведения г. Перми: школа №41, Лицей №3 и гимназия №5. Во всех учебных заведениях был проведен осмотр кабинетов кулинарии и швейной мастерской. Проанализировав учебно-материальную базу кабинетов, мы сделали следующий вывод:  все мастерские соответствуют основным требованиям согласно ФГОС.  Но можно отметить  следующие факты:

·        малое количество электрических швейных машинок;

·        малая площадь кулинарной и швейной мастерских;

·        недостаточное оснащение мастерских мультимедийным оборудованием;

·        наличие в кабинетах кулинарии лишних предметов, так например: горшки с цветами.

Отсутствие необходимого оборудования можно объяснить малым финансированием образовательных учреждений, а так же высокой стоимостью всего необходимого комплекта оборудования.

Настоящие рекомендации могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.). 

 

Список литературы

1. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Стандарты второго поколения).

2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"

3.Федеральное государственное  бюджетное учреждение «Федеральный центр образовательного законодательства» Требование к оснащению Основное общее образование [Электронный ресурс].  URL:  http://www.lexed.ru/standart/03/02/19.html

 


Информация о работе Требования к оборудованию современного кабинета технологии