Технология усыновления и удочерения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня услышав термин сирота мы представляем ребенка, оставшегося без родителей и живущего в детском доме.
В фольклоре северо-русских народов это слово могло относиться к любому , чье социальное положение менялось в следствии похорон. Таким образом его значение в сущности расширяется как в общественном отношении , так и в отношении возраста . То есть обозначить «сиротой» можно было не только детей, потерявших родителей, но и любого человека в любом возрасте ,пережившего утрату, будь то родители , дети или супруги.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СИРОТЫ КАК ОБЪЕКТ УСЫНОВЛЕНИЯ И УДОЧЕРЕНИЯ
1.1 Сущность понятия сироты как объекта усыновления и удочерения
1.2 История развития усыновления детей — сирот в России
1.3 Современное состояние процесса технологии усыновления и удочерения
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ТЕХНОЛОГИИ УСЫНОВЛЕНИЯ И УДОЧЕРЕНИЯ
2.1 Особенности процесса технологии усыновления и удочерения
2.2 Анализ эффективности проведения технологии усыновления и удочерения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

технология усыновления и удочерения.doc

— 58.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»

Институт экономики и социальных технологий

 

 

 

Кафедра Социальной работы и права

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине

«Технология социальной работы»

НА ТЕМУ:

«Технология усыновления и удочерения».

 

 

 

 

      Выполнила:

студентка 3 курса,

группы  3-ЭД-61

Шаталова И. Ю.

 

 

 

Научный руководитель:

старш. преподаватель Редюк А. Л.

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Санкт-Петербург

 

2014 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ГЛАВА 1. СИРОТЫ КАК ОБЪЕКТ УСЫНОВЛЕНИЯ И УДОЧЕРЕНИЯ

 

    1. Сущность понятия сироты  как объекта усыновления и удочерения

 

    1. История развития усыновления детей — сирот в  России

 

    1. Современное состояние процесса технологии усыновления и удочерения

 

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ТЕХНОЛОГИИ УСЫНОВЛЕНИЯ И УДОЧЕРЕНИЯ

 

    1. Особенности процесса технологии усыновления и удочерения

 

    1. Анализ эффективности проведения технологии усыновления и удочерения

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

        Актуальность темы данной работы обусловлена тем , что в любом государстве всегда были, есть и будут дети оставшиеся без попечения родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СИРОТЫ КАК ОБЪЕКТ УСЫНОВЛЕНИЯ И УДОЧЕРЕНИЯ

 

 

 

    1. Сущность понятия сироты как объекта усыновления и удочерения

 

 

Сегодня услышав термин сирота мы представляем ребенка, оставшегося без родителей и живущего в детском доме.

 

В фольклоре северо-русских народов это слово могло относиться к любому , чье социальное положение менялось в следствии похорон. Таким образом его значение в сущности расширяется как в общественном отношении , так и в отношении возраста . То есть обозначить «сиротой» можно было не только детей, потерявших родителей, но и любого человека в любом возрасте ,пережившего утрату, будь то родители , дети или супруги.

 

Согласно Федеральному Закону Российской Федерации : « дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель... которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны...»1

 

Из чего следует, что понятие «сирота» обозначает ребенка по тем или иным причинам оставшегося без попечения родителей.

 

Сегодня у многих на слуху имеет место такое понятие как социальный сирота. Их следует различать, так как если дети - сироты — это дети , лишившиеся родителей по факту , то социальной сиротой обычно называют  ребенка , который имеет биологических родителей, но не подвергнут их воспитанию и заботам.

 

На данном этапе выделяются несколько видов детей-сирот:

  • дети, родители которых умерли - собственно сироты;
  • дети, родители которых лишены родительских прав - «лишенцы»;
  • дети, родители которых отказались от родительских прав -  «отказники»;
  • дети, которые воспитываются в интернате в дали от родителей — интернатские сироты;
  • дети, проживающие в полной семье, но находящиеся без внимания родителей — домашние сироты.

 

Кроме первой категории все эти дети являются социальными сиротами.

 

В условиях постиндустриального общества эта категория детей сирот значительно расширяется. Отдельно можно отметить так скажем «скрытое» социальное сиротство. Оно заключается в ухудшении условий жизни общества, падении нравственности и потере культурных ценностей и как следствие изменение взаимоотношений в семье . Пример может заключаться в безразличном отношении к ребенку вплоть до его вытеснения из семьи, в следствии чего растет детская беспризорность, алкоголизме или других отклонений родителей. В любом случае социальный сирота это ребенок, чьи родители не занимаются его воспитанием. И это явление негативно отражается на их физическом и психическом здоровье. Таким образом, неблагополучная семья — это семья , в которой нарушена структура, обесценены семейные традиции, в ней имеются явные и скрытые дефекты воспитания, которые  приводят к появлению «трудных» подростков.

 

Знаменитый английский прозаик XIX века Чарльз Диккинс в своих произведениях «Оливер Твист» и  «Большие надежды» создал образ детей-сирот: как растущих на попечении церкви и без родителей , так и живущих в условиях социального сиротства в якобы благополучных семьях. Он показывает, что этим детям приходится раньше прочих вступать во взрослый мир, сталкиваясь с непониманием и одиночеством, отсутствием жизненного опыта в повседневности. Развитие личности в детстве у Диккинса является сутью всего человеческого бытия, поэтому он подробно рассказывает какие тяжелые , а главное фундаментальные для формирования их личности, испытания выпадают на долю сирот в юные годы. Он показывает мир одинокого детства не только в особенностях взаимодействия с окружающим миром, но и постоянной нехватке : еды, жилья, душевного тепла и опоры, наставника...

 

Следовательно каким бы сиротой ребенок не являлся — социальным или «классическим» это всегда ведет к определенным нарушениям в развитии его личности.  У детей, по тем или иным причинам удаленных от родителей, обычно доминирует негативный настрой, нарушаются процессы саморегуляции, снижается уровень психической активности. У большинства из них развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, понижается уровень эмоциональной стабильности, зачастую теряется интерес к познанию окружающей действительности, а также может иметь место интеллектуальная заторможенность.

 

Следует отметить такую закономерность, что чем раньше ребенок отрывается от родителей , тем он менее социально адаптирован. Это может проявляется в пассивности, затруднении в общении и пониженной эмоциональности.

 

Согласно Семейному кодексу Российской Федерации абсолютно все дети с рождения имеют «право жить и воспитываться в семье»2. Согласно этому праву все дети, в том числе все дети — сироты, имеют право быть усыновленными и удочеренными.

 

Таким образом, усыновлению подлежат дети — сироты, родители которых :

      1. умерли;
      2. отказались от ребенка;
      3. лишены и не восстановлены в родительских правах;
      4. дали согласие на усыновление ребенка;
      5. признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или объявлены умершими;
      6. неизвестны.

 

Не подлежат усыновлению и удочерению лица достигшие совершеннолетия. Также не проводится усыновление и удочерение братьев и сестер разными семьями , если это не соответствует их интересам.

 

Приёмные родители чаще усыновляют младенцев, чтобы иметь возможность привить им определенное воспитание, ценности и навыки. Если же они все таки решаются принять в свой дом ребенка дошкольного или юношеского возраста , что бывает редко, то очень внимательно относятся к таким критериям как внешность (зачастую усыновителям хотелось бы, чтобы дети были на них похожи). Как уже было сказано ранее большое значение для многих имеет возраст и конечно же пол ребенка. Усыновители также обращают внимание на то каким именно сиротой является ребенок — социальным или полным — то есть, есть ли по факту у него родители и в каких отношениях они находятся  («отказники»;  «лишенцы» и другие) во избежании дальнейших проблем. Разумеется огромное значение имеют и медицинские показания ребенка. Потенциальные приёмные родители  всегда обращают внимание на физические отклонения или недостатки, например заболевания, которые и послужили причиной оставления детей их биологическими родителями, или психические особенности у ребенка, которые зачастую возникают у детей, воспитывавшихся в детском доме. Следует понимать, что именно в детском возрасте закладываются фундаментальные качества личности, которые обеспечивают нравственную ориентацию, психологическую устойчивость жизнеспособность в целом. Эти качества не появляются неожиданно, их нужно прививать и развивать с малых лет в определенных условиях родительской любви, преданности, поддержки и сопереживания, которыми редко могут обеспечить в приютах. Причины иного психологического развития личности в сиротских учреждениях могут быть различны:

  • неправильно организованное общение детей взрослых;
  • в частой сменяемости воспитателей;
  • в недостаточном внимание к процессу формирования игры в дошкольном возрасте;
  • в скудном эмоционально - чувственном опыте в результате ограниченности окружающей среды;
  • в некачественной подготовке воспитателей и их безучастном отношении к детям;
  • в недифференцированном подходе к обучению детей (то есть помещение детей с разной степенью восприятия в одну группу обучения и предъявления к ним одинаковых требований). 

 

 Согласно мнению Американской академии по детской и подростковой психиатрии треть детей, выросших в приютах имеют в будущем эмоциональные, поведенческие проблемы в своём развитии как личности

 

Так что следует понимать, что не каждый сирота может быть подвергнут усыновлению или удочерению. И в то время как подходящие под эти критерии дети — сироты обретают свой дом, дети старшего возраста, те кто уже сформировались как личность и имеют собственное мировоззрение и мироощущение, инвалиды и ВИЧ — инфицированные. А также так называемые «трудные» дети могут годами оставаться сиротами, переходя из одного приюта в другой вплоть до совершеннолетия.

Таким образом, можно заключить, что категория детей - сирот ограниченна их возрастными характеристиками и по тем или иным причинам лишена родительской опеки, полностью или частично ( в плане воспитания и формирования их личности).  Выделяя отдельно детей-сирот, которые подвержены усыновлению и удочерению  

 

 

 

1.2  История развития  усыновления детей — сирот  в  России

 

Государство и общество призвано заботиться о детях — сиротах, отвечая за их развитии и воспитание, опираясь на знания исторического опыта, организовывают учреждения призрения и решения проблем социального призрения.

На всех этапах развития общества, в любом государстве были, есть и будут дети, по разным причинам лишившиеся родителей.

Анализируя историю развития призрения детей-сирот и их социальной защиты в России позволяет выделить четыре основных периода: патриархальный, общественно-религиозный, период институционализации и период деинституционализации.3

 

Отдельно можно выделить период становления на Руси социальной помощи детям ( до X века). Становление государства и общества и развитие социальной защиты шло одновременно  и  представляет собой способ регулирования жизни членов в общества. То есть  имеет место следующая закономерность: чем общество более развито, тем больше оно способствует  поддержанию достойного уровня  жизни для тех. кто не в состоянии  самостоятельно обеспечить её себе и своим близким. Таким образом помощь нуждающимся существовала всегда, но в разных, менее развитых и стабилизированных формах.

Доклассовое общество не имело таких понятий сиротства и дети-сироты: дитя считалось сыном или дочерью всего рода. Когда же детей начали воспитывать отец и мать, то при их смерти появилась проблема сиротства и наследования собственности. В связи с этим возникло опекунство.

В древнем славянском обществе уже  имели место общинно-родовые формы поддержки и помощи, которые основывались на "верви", что означало круговую поруку, то есть групповую ответственность всех членов общины за выполнения обязанностей и любых других действий каждым её участником.  Так что во времена Древней Руси  "вервь"  представляла собой проявление заботы о немощных и слабых: стариках, женщинах и детях.

Среди  основных способов проявления поддержки детям  можно  выделить  "домашнее рабство", "приймачество" и "детское сиротство".

"Домашнее рабство" ― это когда в голодные годы  детей просто продавали, для сохранения  жизни и себе и детям.

"Приймачество" означало, что сироту отдавали в новую семью, причем он должен был участвовать в хозяйственных делах, заботиться о новых родителях и обязан был их похоронить. «Приймать в семью сироту», как правило, могли только пожилые люди. Когда они в силу приклонного возраста становилось не способны самостоятельно  справляться с хозяйством или если у них не было своих детей, наследников. Принятый в семью должен был почитать своих новых родителей, вести хозяйство. То есть  «приймачество» можно воспринимать как первую форму усыновления.

Из "домашнего рабства" и "приймачества" развилась система "детское сиротство" ― первые прототипы детских домов.

Ещё одной формой поддержки сироты была общинная, то есть мирская помощь.  В соответствии с этой моделью сироте могли назначать" общественных" родителей, которые брали его на свой прокорм. Это заключалось в переходе ребенка из дома в дом на кормление. Если сирота имел хозяйство, община противодействовала усыновлению. Эти сироты назывались «выхованцами» или «годованцами».

Обязательными "помочи" были дети из семей, где взрослые были больны. Такую помощь называли  " наряды миром". Она заключалась в том , что соседи приходили,  чтобы натопить печь, накормить скот, ухаживать за детьми.

Таким образом, можно утверждать, что благотворительность в отношении  детей  возникла давно и является формой социальной помощи, которые в дальнейшем станут основой для христианской модели помощи и поддержки нуждающимся детям.

Далее принципы детской благотворительности существенно меняются. Первый, из выделенных нами, патриархальный период, ограничивается  следующими временными рамками — X - XVII  века.

Информация о работе Технология усыновления и удочерения