Бортовийавтомобіль великої вантажності колісної формули 6х6

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Сучасні методи розрахунково-теоретичних досліджень дозволяють на початковій стадії проектування автомобіля і його агрегатів з великою достовірністю розрахунковим шляхом забезчити задані функціональні характеристики. Такі розрахунки потребують проведення великого обсягу робіт із застосуванням обчислювальної техніки та спеціальних програм, що визначають навантажувальні режими роботи деталей.
Проектування трансмісії автомобіля зазвичай здійснюється в такій послідовності: в залежності від призначення автомобіля визначають принципову схему трансмісії, розглядають основні характеристики, вибирають принципові схеми агрегатів, проводять їх конструювання та виконують розрахунки на міцність основних деталей.

Вложенные файлы: 1 файл

Записка.docx

— 1.14 Мб (Скачать файл)

 

 Силовое передаточное  число рулевого управления [7]

 

где – момент сопротивления повороту рулевого колеса, Нм;

= 86 Н – момент, приложенный к рулевому колесу [5].

 

Условие ограничений минимального (60 Н) и максимального (80 Н) усилий на рулевом колесе [7] после установки  гидроусилителя рулевого механизма  выполняется.

 

 Рулевой вал

Рулевой вал (полый)  нагружается  моментом:

Напряжение кручения полого вала:

 

где - наружный диаметр вала ,м;

 - внутренний диаметр вала, м.

 

 

Вычисленное значение напряжения кручения рулевого вала не превышает допустимое [] = 100 МПа , значит в изменении параметров рулевого вала нет необходимости.

 

 Рулевой механизм 

Для винтореечного механизма в звене: винт — шариковая гайка определяют условную радиальную нагрузку Рш на один шарик [7]:

 

где - осевая сила, Н;

- число рабочих витков;

- число шариков на  одном витке, находят из условия полного заполнения канавки;

- угол контакта шариков  с канавками.

 

 

     Контактное  напряжение, определяющее прочность  шарика [7]:

 

где Е - модуль упругости первого рода (Е = 200 ГПа);

dш - диаметр шарика;

dк - диаметр канавки;

kкр - коэффициент, зависящий от кривизны контактирующих поверхностей (kкр = 0,6...0,8);

[] = 2500...3500 МПа в зависимости от диаметра шарика.

По ГОСТ 3722-81 может быть определена разрушающая нагрузка, действующая  на один шарик.

Следует учитывать, что наибольшие нагрузки в винтовой паре имеют место при неработающем усилителе.

Зубья сектора и рейки  рассчитывают на изгиб и контактное напряжение по ГОСТ 21354-87, при этом конусностью  зубьев сектора пренебрегают.

Окружное усилие на зубьях сектора [7]:

 

где радиус начальной окружности сектора;

 максимальное давление  жидкости в усилителе;

 диаметр гидроцилиндра усилителя.

Второе слагаемое применяется  в том случае, если усилитель нагружает  рейку и сектор, т. е. когда рулевой  механизм объединен с гидроцилиндром.

Материал сектора - сталь 18ХГТ, ЗОХ, 40Х, 20ХНЗА; [ σи ] = 300...400 МПа; [ σ ] = 1500 МПа.

 

 Вал рулевой  сошки 

Напряжение кручения вала сошки при наличии усилителя [7]:

 

где d - диаметр вала сошки.

Материал вала сошки - сталь 30, 18ХГТ, 20ХНЗА.; [ τ ] = 300...350 МПа.

Рулевая сошка  Изгиб и кручение — основные виды напряжения.

Рисунок 15 - Расчетная схема рулевой сошки

  1.      Расчет ведут на сложное сопротивление. Шлицы рассчитывают на срез. Усилие на шаровом пальце сошки, вызывающее изгиб и кручение (при наличии встроенного усилителя) [7]:

Напряжение изгиба в опасном  сечении А-А [7]:

 

Напряжение кручения [7]:

 

где WИ и WК - соответственно осевой и полярный моменты сопротивления опасного сечения.

Эквивалентное напряжение рассчитывается по одной из теорий прочности.

 

Материал сошки: сталь 30, 18ХГТ; [WЭ ] = 300...400 МПа.

Поперечная тяга

Усилие, передаваемое шестерней  на рейку Рх , вызывает напряжение сжатия  и продольный изгиб тяги [7]:

 

где F – площадь поперечного сечения:

 

где d - диаметр сечения тяги;

 

 

 

Критическое напряжение при  продольном изгибе

 

где L - длина тяги, м;

E - продольный модуль упругости, МПа;

J - момент инерции сечения тяги.

L = 0,3м

 

 

 

Запас устойчивости

 

 

Запас устойчивости , что удовлетворяет условию

 

 Шаровый палец рулевого наконечника

Напряжение среза при  площади сечения шарового пальца у основания:

 

где  - площадь сечения шарового пальца у основания:

 

где  - диаметр шарового пальца

 

 

 

 Крестовина  карданного шарнира неравных  угловых скоростей

Шипы крестовины испытывают на напряжения изгиба и смятия, а  крестовина – напряжение разрыва. Расчеты  ведут по формулам [3]:

Рисунок 16 - Расчетная схема карданного шарнира неравных угловых скоростей

Напряжение изгиба шипа крестовины:

 

 

- условие напряжения  изгиба крестовины  выполняется.

Напряжение среза шипа крестовины:

 

 

- условие напряжения  среза крестовины выполняется.

Напряжение крестовины на разрыв в прямоугольном сечении  А-А площадью F:

 

b = 10,0005 мм; h = 20 мм.

 

- условие напряжения  на разрыв крестовины выполняется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Використана літератури:

  1. А. И. Гришкевич – Проектирование трансмиссий автомобилей: Справочник/ – М.: Машиностроение, 1984, - 272 с., ил.
  2. П. П. Лукин, Г. А. Гаспарянц, В. Ф. Родионов – Конструирование и расчёт автомобиля: Учебник для студентов втузов, обучающихся по специальности «Автомобили и тракторы»/ – М.: Машиностроение, 1984. – 376 с., ил.
  3. А.Т. Лебедєв, В.М. Антощенков, М.Ф. Бойко та ін. – Трактори та автомобілі. Ч. 3. Шасі: Навч. посібник/— К.: Вища освіта, 2004. – 336 с.: іл.
  4. Вахламов В. К.Техника автомобильного транспорта: Подвижной состав и эксплуатационные свойства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: «Академия»,  2004. – 528 с.
  5. Дунаев П. Ф., Леликов О. П.  Конструирование узлов и деталей машин: Учебное пособие для машиностроительных специальных вузов. - М.: Высшая школа, 1985 - 416 с., ил
  6. Анурьев В. И. Справочник конструктора – машиностроителя в  3-х т. Т.3. – 5 изд.,     переработанное и дополненное. – М.    Машиностроение, 1980. – 559 с, ил.
  7. Осепчугов В. В., Фрумкин А. К. Автомобиль: Анализ конструкции,  элементы расчета. - М: Машиностроение, 1979. – 557 с.
  8. Кригер А. М. Шасси автомобиля ЗИЛ-130. - М: Машиностроение, 1973. - 400 с.
  9. Оформление пояснительной записки и графической части курсовых и   дипломных                                   проектов. Методические указания. В. М. Пономарёв, О. И. Горбунова, г. Чайковский. ЧТИ (филиал) ИжГТУ, 2003. – 99с.
  10. В. Ф. Яркеев. Методические указания к курсовому проектированию для студентов      специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» по дисциплине «Автомобили» Часть 2.

Информация о работе Бортовийавтомобіль великої вантажності колісної формули 6х6