Этапы и жизненные циклы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:56, реферат

Краткое описание

«Как мир меняется, и как я сам меняюсь, лишь именем одним я называюсь...» Эти строчки вполне можно отнести и к организации — она растет, меняются ее цели, задачи, амбиции, изменяются люди. Как любой живой организм, она проходит в своем развитии определенные этапы, переход на новый этап сопровождается кризисом, который дает возможность двигаться дальше. Симптомы одинаковы для всех компаний независимо от вида бизнеса и географии: формирование организации, интенсивный рост, стабилизация, внутреннее предпринимательство, спад. Причем в конце любого этапа компания может оказаться нежизнеспособной или переживать период спада, который либо поднимет ее на новый уровень, либо заставит уйти с рынка. Важно точно поставить диагноз происходящему в компании, суметь отличить кризис роста от проблем, вызванных экономическим положением в стране, конфликтов конкретных людей, частных просчетов в бизнесе. Во многом эта работа по интерпретации происходящего в компании ложится на плечи менеджера по персоналу. Миновать кризис нельзя, да и не надо, он дает организации новые перспективы, но смягчить острые углы, сделать этот процесс менее болезненным и более управляемым важно. Каждый день образуется множество новых фирм.

Содержание

Глава 1. Концепция жизненного цикла………………………………..….……5
1.1 Понятие жизненного цикла организации……………………………..……5
1.2 Графическая модель жизненного цикла организации……………..……..6
1.3 Социальная компонента жизненного цикла организации………….…….9
Глава 2. Этапы жизненного цикла организации…………………….………..13
2.1 Этап предпринимательства……………………………………….………..13
2.2 Этап коллективности…………………………………………….………….15
2.3 Этап формализации и управления…………………………….……………19
2.4 Этап выработки структуры………………………………………...………..20
2.5 Этап упадка……………………………………………………..…..………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……26

Вложенные файлы: 1 файл

теория организации.docx

— 882.36 Кб (Скачать файл)

     На  стадии развития в компании формируется  собственная организационная культура, основные ценности, образующиеся вследствие осознания сотрудниками места компании на рынке и в обществе. На этом этапе процессы адаптации к внешней среде и внутренней интеграции особенно интенсивны. Еще одной особенностью становится замена истинных ценностей провозглашенными, обусловленная небольшим опытом сотрудников компании и невозможностью формирования ими собственных убеждений. Этот этап можно условно назвать периодом формирования базиса организационной культуры. На нем успех и неудачи организации активно перерабатываются на всех уровнях организации: индивидуальном, групповом, организационном. Опыт, накопленный на предыдущей стадии, проходит через активную проработку. Организационная культура характеризуется как непротиворечивая, но слабо разделяемая.

     На  стадии зрелости корпоративная культура широко разделяема и непротиворечива. Сотрудниками накоплено достаточно опыта, представления организации  сформированы. Зрелость организации  означает, что ей удается сохранять  устойчивое положение во внешней  среде, а сам факт нахождения организации  на этом этапе позволяет думать, что провозглашенные ценности стали  реальными и успешно реализуются  сотрудниками компании.

     Стадию  старости организации автор определяет как противоречие между ней и  окружающей средой, которое выражается или в появлении конкурентов, вытесняющих организацию с занятого рынка, или в исчезновении рынка. Для стадии старости характерна широкая  разделяемость организационной культуры, доставшаяся компании в наследство. В то же время догматичный характер организационной культуры приводит к увеличению в ней противоречий главным образом между реальными и провозглашенными ценностями. Следовательно, организационная культура на этом этапе может быть описана в терминах «противоречивая» и «широко распространенная».

     Таким образом, организационная культура развивается вместе с организацией и определенной стадии жизненного цикла организации соответствует определенный тип организационной культуры. Для характеристики стадий жизненного цикла выделяются «непротиворечивость» и «разделяемость» организационной культуры. Также рассматривается роль лидеров в формировании организационных ценностей и установок. Таким образом, говоря об управлении организацией как социальной системой, необходимо, рассматривать модель организации, включающую в себя организационную культуру как отдельную подсистему, находящуюся в тесной связи с остальными подсистемами организации. Подобный подход дает новые объективные критерии, позволяющие идентифицировать стадии жизненного цикла организации, однако при этом соблюдается принцип эволюционного развития организации, что не вносит принципиальных изменений в саму парадигму жизненного цикла.  

 

      Глава 2. Этапы жизненного цикла организации

               2.1 Этап предпринимательства

 

     На  данном этапе для организации  характерен период становления в  ходе которого также формируется жизненный цикл продукции. У организации система целей сформулирована еще не четко. Процесс творчества протекает относительно свободно.

     Стадия «выхаживание». Выхаживание - это этап зарождения организации. Она еще не возникла физически и формально, однако энтузиазм и бизнес-идея относительно ее существования уже возникли. В этот период происходят, в основном, обсуждения по поводу будущего организации, в ходе которого основатели закладывают «теоретический» фундамент новой компании. Происходит попытка «продать» идею о ее будущем успехе. Но организация рождается только тогда, когда идея получила положительную оценку в среде единомышленников основателя, сформулированы определенные внутренние обязательства в отношении ее реализации и имеется готовность взять на себя риск основания нового дела.

     Необходимый уровень обязательств измеряется уровнем  риска, который организация берет  на себя при рождении. Создание высокого уровня обязательств – это ключ к успеху, поскольку без него новая организация просто не выживет.

     Рождение  любой организации связано с  необходимостью удовлетворения интересов  нового покупателя, с поиском и  занятием свободной рыночной ниши. Главная цель на данной стадии – выживание что требует от руководства организации таких качеств, как вера в успех, готовность рисковать, неистовая работоспособность. Характерным для стадии выхаживания является небольшое количество компаньонов. Особое значение на этом этапе должно придаваться всему новому и необычному.

     Для создания успешной компании необходима не только хорошая идея, но и финансовая поддержка и готовность рынка. Главным  мотивационным фактором для создания организации должно быть удовлетворение потребностей рынка, создание нового качества либо в производстве какого-либо продукта, либо в предоставлении услуг.

     Основатель  должен быть ориентирован на потенциального потребителя, реально смотреть на мир, быть гибким в своих решениях. При  выполнении указанных условий организация  имеет шанс успешно начать свое функционирование на рынке.

     Стадия «младенчество». На данной стадии внимание перемещается от идей и возможностей к результатам производства – удовлетворению потребностей, ради которых компания создавалась.

     Компания  в младенчестве обладает нечеткой структурой, небольшим бюджетом, процедуры ведения  бизнеса практически отсутствуют. Организация очень персонифицирована. Все называют друг друга по именам, субординация слаба, отсутствует система  приема на работу и контроля выполнения заданий. Для осуществления перехода организации от предвидения к действию необходимо, чтобы во главе компании стоял лидер, ориентированный на результат. Он должен учитывать, что чем выше риск, который компания на себя берет, тем более высокий фундамент необходим

     Для нормальной жизнедеятельности организации  необходим реальный бизнес-план, в  котором был бы проанализирован  поток денежных средств. Если на этом этапе не будет происходить периодического вливания денежных средств, организация  может погибнуть.

     Поскольку организация борется за выживание, решения должны приниматься и  исполняться быстро. Однако отсутствие правил, стабильности и опыта, на который  можно было бы положиться при принятии решений, превращает каждое решение  в новый прецедент. Управление осуществляется от кризиса к кризису. Младенческая организация не может подготовить  долгосрочные планы или выработать стратегию, поскольку у нее нет реального опыта относительно эффективности тех или иных механизмов ведения бизнеса. На этом этапе рынок формирует планы и определяет долговечность продукта.

     На  данной стадии развития необходимо соблюдать  определенные условия, чтобы избежать гибели. Одно из них – это обеспечение  постоянного притока денежных средств, а второе – преданность основателя идее построения устойчивой организации.

     Таким образом, руководителю необходимо рационально организовать управленческий процесс, включая расстановку кадров, создание системы ответственности, надежный механизм принятия решений, систему мотивации и стимулов, а также принять необходимые меры по привлечению дополнительных ресурсов за счет внешних и внутренних источников. Когда денежные потоки и деятельность организации стабилизируются, начинается следующий этап ее развития.  

     2.2 Этап коллективности 

     В отношении организаций, находящихся  на данном этапе, можно сказать, что  в их масштабах происходит развитие инновационных процессов предыдущего  этапа, формируется миссия организации. Система коммуникаций и структур в рамках организации остается пока неформальной. Коллектив организации  тратит много времени на развитие механических коммуникационных контактов  и способен выполнять высокие  обязательства. Основной задачей предприятия  в этот период является укрепление своих позиций на рынке, при этом особое значение придается усилению конкурентоспособности. Главная цель организации на этой стадии – кратковременный  успех и обеспечение бурного  роста.

     Стадия  быстрого роста «Давай-давай». При зарождении организации имеется идея, в младенчестве она закладывается в основу деятельности. Как только достигается стадия, когда идея начинает работать, т.е. преодолевается нехватка денежных средств и уровень продаж постоянно растет, создается впечатление, что компания не только выжила, но даже процветает. Нередко это делает основателя и организацию излишне самонадеянными.

     Характеристики  организации на стадии быстрого роста («Давай-давай»):

      Возможности развития бизнеса являются высшими приоритетами

      Ориентация на увеличение продаж

      Исключительно быстрый рост

      Недостаток последовательности и концентрации усилий

      Компания концентрируется вокруг людей

      Ощущение необходимости упорядочивания деятельности организации

      Децентрализация путем делегирования

      Контроль основателя становится опосредованным

     При переходе от младенчества к быстрому росту видение будущего компании изменяется от очень узкого взгляда  на бизнес до панорамы почти бескрайних возможностей. Каждая вновь появившаяся  возможность - это очередной приоритет. Одним из видов патологии на данной стадии развития может быть желание  основателя охватить необъятное, т.е. диверсификация может включать даже те сферы бизнеса, о которых он не имеет представления. Во избежание негативных последствий  подобных явлений руководитель должен четко определять приоритеты и осознавать, чем заниматься не следует. Вследствие нечеткого закрепления должностных обязанностей разные функции нередко выполняются одним сотрудником. Это обуславливает то, что компания организована вокруг людей, а не задач. И хотя основателем организации делаются попытки делегировать властные полномочия, принятие всех существенных решений не происходит без его непосредственного участия. Причиной тому является боязнь руководителя потерять контроль.

     На  данном этапе компания только реагирует  на возможности, предоставляемые внешней  средой, но пока не может их предвидеть, следствием чего является действие методом  проб и ошибок. Однако серьезные  ошибки могут повлечь за собой  существенные потери: доли рынка, важных клиентов, крупных денежных средств. Для выхода из сложившейся ситуации организации необходимо четко формализовать  свою деятельность, т.е. перейти от интуитивного управления к профессиональным действиям. При успешном переходе организация  вступает в следующую стадию своего развития – юность.

     Стадия  «юность».На этом этапе компания получает свое второе рождение, при котором коренные изменения претерпевают фундаментальные основы организации. Данный процесс протекает более длительно и проблематично, нежели предшествующие.

     Характерными  становятся конфликты, прежде всего  между сотрудниками, стоящими у истоков  компании и недавно начавшими  свою деятельность в увеличившейся  организации. Цели компании становятся противоречивыми, система вознаграждения и стимулирования не соответствует  потребностям компании.

     Трудность перехода определяется необходимостью одновременного решения трех задач: освоения делегирования полномочий, изменения системы руководства, смещения целей.

     Смена целей происходит путем перехода от экстенсивного развития к повышению  качества деятельности. Для этого  необходимо вовлечение всего персонала  в происходящие изменения, поскольку  сотрудники по-прежнему находятся на стадии быстрого роста, и они хотят, чтобы одновременно и часть полномочий была передана им, и поддерживался  тот же темп роста. Но эти два требования взаимоисключают друг друга.

     Проблема  руководителя состоит в том, что  он самостоятельно уже не справляется  с руководством компанией и для  решения своих проблем либо децентрализует полномочия, либо нанимает профессионального  менеджера, что в любом случае приводит к изменению системы руководства организацией. Под руководством в данном случае подразумевается процесс изменения организационной культуры. В действительности происходит переход организации от одного набора проблем к другому. Задача руководства состоит в решении текущих вопросов и подготовке ее к столкновению с новыми проблемами. Для нормального функционирования организации новым руководителям необходимо создать систему вознаграждений, перераспределить роли и обязанности, а также установить четкие правила и нормы поведения сотрудников. Если систематизация административной деятельности произошла успешно, решены основные проблемы организации и руководство институционализировалось, компания движется к следующему этапу развития - расцвету.

     Стадия  «расцвет».Достигая оптимального сочетания межу самоконтролем и гибкостью, организация переходит в стадию расцвета. Находясь на этой стадии, организация отличается наличием систем должностных обязанностей и высокой организационной культурой; усложняется структура организации; налаживается планирование, четко определены перспективы развития; компания ориентирована на удовлетворение потребностей клиентов; наблюдается стабильный рост продаж и прибыли.

Информация о работе Этапы и жизненные циклы организации