Шпаргалка по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 12:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Теория организации".

Вложенные файлы: 1 файл

шпора 1.doc

— 305.00 Кб (Скачать файл)

«Метод дерева» целей был предложен У. Черчменом в связи с проблемами принятия решений в промышленности. Термин "дерево" подразумевает использование иерархической структуры, полученной путем разделения общей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие. Как правило, термин "дерево целей" используется для иерархических структур, имеющих отношения строго древовидного порядка. При использовании этого метода в качестве средства принятия решений часто вводят термин "дерево решений". Метод "дерева целей" ориентирован на получение такой структуры, которая на протяжении какого-то периода времени мало изменялась при неизбежных изменениях, происходящих в любой развивающейся системе.

 

 

29. Закон синергии - основополагающий закон организации,  его сущность и проявления.

В теории управления процесс существенного усиления или ослабления потенциала какой-то материальной системы носит название синергии. Закон синергии: для любой орг-ции сущ такой набор эл-тов, при котором её потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в неё эл-тов (людей, компьютеров и т.д.), либо существенно меньше. Задача руков-ля заключ в том, чтобы найти такой набор эл-тов, при кот синергия носила бы созидательный характер. Закон синергии может быть реализован в 3 вариантах:

1. Руководитель и подчинённый  ничего не знают о законе - потенциал многих приобретённых ресурсов может в сумме дать меньший, чем запланировано потенциал.

2. Руководитель знает  о законе, а его подчинённые  нет. Руководитель будет стараться  правильно расставить ресурсы  в организации для достижения  гармонии и получения положит.  синергетического эффекта. Подчинённые  могут не понять стратегических и тактических замыслов руков-ля и начнут сопротивляться.

3. Руководитель и подчинённые  знают о законе синергии – все работники в рамках своих полномочий и ответств-ти с пониманием будут относиться к действиям руководителя по гармонизации деят-ти и ресурсов.

Признаки, характеризующие наличие синергии: хорошее настроение в коллективе; поддержка коллективной, а не сдельной оплаты труда; рост числа предложений по совершенствованию производства и управления; усиление интереса работников к повышению профессионального образования; выработка и поддержка традиций организации; усиление технологической и организационной дисциплины; постоянный спрос на продукцию; выполнение бизнес-плана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30. Сопротивление  организационным изменениям, его причины и тактика снижения.

Все, что создает трудности  для достижения цели, считается сопротивлением. 2 формы сопротивления: систематическая - возникает из-за недостаточной осведомленности, инф, навыков и возможностей и поведенческая - проистекает от реакций, восприятия и оценок людей, которых затрагивают перемены. Для преодоления систематической формы сопротивления необходимы соответ. программы учебно-консультационной поддержки деят-ти руководителей орг-ций. При поведенческом сопротивлении важны хорошо организов. формы вовлеченности персонала в процессы управ-я изменениями - выявляются так назыв. заинтересованные стороны или стейкхолдеры- отдельные люди, группы или орг-ции.

Чтобы уменьшить возможное  сопротивление и обеспечить приемлемый уровень участия в преобразованиях сотрудников организации, менеджерам необходимо освоить ряд тактических приемов преодоления сопротивления изменениям. Планируя нововведения, руководитель должен учитывать факторы, позволяющие преодолеть сопротивление изменениям:

1. Восприятие – получение  и обработка информации о содержании  нововведения. Восприятие зависит  от личности и может искажать информацию. Восприятие искажается также при недостатке инф и пренебрежении доп информацией. Менеджер: 1. предварительное информирование людей о нововведениях; 2. предоставление подробной и исчерпывающей инф о нововведениях; 3. проведение презентаций, семинаров, бесед с целью облегчить восприятие нововведений; 4. представление достоверной инф, не скрывающей возможные нежелательные последствия для членов организации.

2. Общение – обмен инф между менеджером, проводящим нововведение в орг-ции, и членами орг-ции. 2 варианта общения: 1. односторонний контакт (мен-р дает указания, передает инф подчиненным о необходимости нововведений); 2. двусторонний контакт (общение). Менеджер: 1.организовать двусторонний контакт, разработать программы общения посредством проведения групповых семинаров; 2. привлечь к участию во внедрении нововведений его потенциальных противников.

3. Определение роли  в отношениях – набор представлений о том, как надо вести себя в опред. обстоятельствах. Менеджер: 1. выяснить, как видят свою роль подчиненные при внедрении нововведения; 2. зафиксировать основные положения новой роли, вызванной нововведениями в должностной инструкции; 3. объяснить заблуждения подчиненного при неправильном понимании новой роли, вызванной нововведениями.

4. Определение рамок  личной компетенции - личность имеет суждение о себе, опред. рамки личной компетенции и всегда стремится подтвердить свою личную компетентность и свое соответствие ей. Менеджер: 1. объяснить подчиненным, как нововведение повлияет на установленные рамки личной компетенции; 2. подтвердить их компетентность при введении новшеств; 4. подтвердить соответствие должности при внедрении нововведения; 5. предоставить возможность обучения новым навыкам, которых требует нововведение.

5. Эмоции – осмысленный  эмоциональный контакт. Менеджер: 1. адекватно выражать эмоции в отношениях с подчиненными при внедрении нововведения; 2. обсуждение нововведений, даже при наличии отриц. эмоций; 3. возможна эмоциональная поддержка.

6. Влияние на поведение  окружающих. Три варианта влияния: 1. власть, основанная на авторитете; 2. сознательное манипулирование; 3. сотрудничество;

7. Творческая работа  – тип личных отношений, направленных на выполнение опред. работы.

8. Факторы мотивации  – совокупность внутренних и  внешних движущих сил, кот.  побуждают человека к деят-ти  и придают этой деят-ти направленность, ориентированную на достижение  опред. целей.

 

36. Правила формирования организационных культур.

Организационная культура - система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с орг-цией, перспектив развития. ОК в организации может формироваться различными путями — в результате: 1.долговременной практической деятельности, 2. деятельности руководителя или собственника, 3.искусственного формирования ОК специалистами консультационных фирм, 4.естественного отбора наилучших норм, правил и стандартов, привнесенных руководителем и коллективом. Первый, второй и четвертый пути формирования ОК называются корпоративной культурой. Термин ОК имеет более общий характер.

Совокупность ценностных ориентации и моральных норм формирует фирменный стиль.

ОК орг-ции может стать ее главной силой, когда она согласуется с ее стратегией. Часто в компаниях формируется ОК, в которой воплощаются ценности и методы их лидеров. Важная роль руководителя или собственника состоит в том, чтобы управлять не только процессом произв-ва и управления, но и ценностными установками орг-ции. В ТО существует объективный закон функционирования компании: каждая организация имеет или будет иметь набор общих черт и индивидуальных особенностей, отличающий ее от других. Особенно это касается ОК. Закон может быть реализован двумя путями.

Руководитель и подчиненные  не знают об этом законе - закон реализуется  стихийно, в качестве норм принимаются  устойчивые действия формальных и неформальных лидеров. Здесь нет уверенности, что большинство персонала будет одобрять их и способствовать их внедрению; Руководитель и подчиненные знают о действии закона - активные действия руководителей или собственников по формированию действительно необходимых ОК.

Особенности ОК находят  отражение в символике, зависящей  от приоритета в ОК власти, роли, поступков или личности. ОК может иметь особенности в зависимости от рода деят-ти, формы собственности, занимаемого положения на рынке или в общ-ве. Сущ предпринимательская ОК, гос. ОК, ОК лидера, ОК при работе с персоналом и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31. Самоорганизация  и самоуправление. Их сущность, роль  и значение в организации.

Наряду со штатным управленческим процессом в организации происходят процессы, связанные с несанкционированным управлением и организацией, т.е. самоуправление и самоорганизация. Выделяют техническую, биологическую и социальную самоорганизацию.

Техническая самоорганизация (как процесс) основана на программе автоматической смены алгоритма действия при изменении свойств управляемого объекта, цели управления или параметров окружающей среды. Как явление техническая самоорганизация - набор альтернативных интеллектуальных адаптивных систем, обеспечивающих заданную работоспособность вне зависимости от условий функционирования. Среди них различают самонастраивающиеся, самообучающиеся и самоорганизующиеся системы.

Биологическая самоорганизация основана на генетической программе сохранения вида (как процесс), призванной обеспечить телесное построение объекта (как явление).

Социальная  самоорганизация (как процесс) основана на общественной социальной программе гармонизации общественных отношений, включающей меняющиеся во времени приоритеты установок, интересов, ценностных ориентаций, мотивов и целей относительно постоянных во времени законов организации. Самоорганизация реализуется путём самообучения, самовоспитания и самоконтроля. Как явление социальная самоорганизация - конкретные поступки человека или организации, формы коммуникаций, выводы.

Самообучение - необходимое самопроизвольное стремление человека или организации к изменениям внутренней базы данных и базы знаний.

Самовоспитание – цель - преодоление вредных или создание новых позитивных качеств личности или организации, в том числе формирование активной деловой политики, утверждение своей продукции, технологии и имиджа; самовнушение, самодисциплина и лояльность; самоодобрение и самостимулирование; преодоление отрицательных эмоций.

Самоконтроль - контроль собственной деятельности человека, коллектива или организации, осуществляемый с целью сравнения результатов деятельности с имеющимися нормами, правилами и стандартами.

Соц. самоорганизация  может быть личной и коллективной. Личная самоорганизация, коллективная самоорганизация.

Самоуправление - автономное функционирование какой-либо соц. системы. Она реализует потребность человека и орг-ции к свободе, самовыражению и самопроявлению. Самоуправление предполагает выбор целей, формирование сопутствующих им задач, разработку средств и методов их решения. Процесс самоуправ-я служит эл-том демократизации общего управ-я в рез-те непосредственного участия работников в разработке решений компании, стратегий её развития и др. Сущ. три принципа самоуправления.

1. Принцип вторичности -самоуправление не мб первичным в организации. Полностью самоуправляемая организация практически невозможна.

2. Принцип сочетания  управления и самоуправления - обязательность удовлетворения потребностей и интересов персонала в организации, относящихся как к управлению, так и к самоуправлению.

3. Принцип мягкой регламентации - процесс самоуправления не может быть жёстко регламентированным ЗА и положениями организации. Самоуправление основано на субъективизме активного персонала. В случае жёсткой регламентации самоуправление вырождается в обычное управление с потерей ряда активизирующих потребностей и интересов.

Изначально самоорг-ция  возникает спонтанно, а затем постепенно формируется самоуправление и, наконец, профессиональное управление, кот создаёт организационные функции и структуры управления.

 

 

37. Основные  организационно-правовые формы некоммерческих  организаций.

Для некоммерческих организаций основная цель существования состоит в удовлетворении общественных потребностей, при этом вся прибыль идёт не учредителям, а на развитие орг-ции.

Потребительский кооператив (ПК) - объединение граждан и юр.л. с целью удовлетворения материальных и иных потребностей его участников. Они вносят паевые взносы и несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в пределах невнесённой части дополнит. взноса каждого из членов кооператива. Название ПК отражает главную его цель. Учредительный документ-устав.

Фонд - орг-ция, учреждённая гражданами и (или) юр.л. на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные и иные общественно полезные цели. Фонд не имеет членства. Для реализации своих уставных задач фонд может заниматься ПД, создавая для этого хозяйственные общества или участвуя в них.

Учреждения - орг-ция, созданная собственником для осущ. управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого хар-ра и финансируемая им полностью или частично. В учреждении могут быть сконцентрированы централизованные ф-ции управления и сформированы стр-ры стратегического управ-я.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории организации"