Шпаргалка по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 12:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Теория организации".

Вложенные файлы: 1 файл

шпора 1.doc

— 305.00 Кб (Скачать файл)

Изменения в орг-ции - объективный процесс и регулируются законом единства анализа и синтеза. Принципы рационализации формируют механизм таких преобразований. Существуют три типа организации мыслительной деятельности человека: рационализм, иррационализм и сенсуализм.

Рационализм - усовершенствование, формирование более целесообразной орг-ции чего-либо. Рационализм как философское направление признает разум основой познания и поведения людей. Принципы рационализма разделяли как материалисты (Б. Спиноза), так и идеалисты (Р. Декарт. Г. Лейбниц). Рационализация как процесс должна привести к новому состоянию организации, т.е. к достижению максимально возможного уровня эффективности при существ в данный момент эконом. условиях.

Результативность имеет семь составляющих:

• удовлетворенность  потребителя, • настроение и подготовка работников, • внутренняя производительность, • нововведения, • подготовка и результативность руководства, • операционная (финансовая) смета, • социальная ответственность.

Результативность организационной  системы характеризуется действенностью и экономичностью затрат, прибыльностью, качеством трудовой жизни и внедрением новшеств.

• Действенность определяется достижением заданного уровня качества, количества и своевременности.

Качество - степень соответствия организационной системы внутренним требованиям организации: требования к спецификациям, техническим параметрам и ожиданиям. Качество может измеряться в баллах, уровнях, может носить объективный и субъективный характер.

Количество - масштабность организационной системы, набор  ее элементов и место в окружающей среде.

Своевременность базируется на характеристиках  информации, создаваемой или потребляемой организационной системой.

• Качество трудовой жизни - величина субъективная и определяется реакцией работников на социально-технические аспекты в организации.

Внедрение новшеств — величина субъективная и определяется способностью организации реагировать на внешние и внутренние нововведения в технической и социальной областях.

Реализация рационализма проявляется  в стремлении к переменам в  деятельности организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Принципы  рациональной организации процессов.

Общие принципы рациональной организации процессов: пропорциональность, непрерывность, параллельность, прямоточность, ритмичность, специализацию, универсализацию, оперативность, гибкость, информативность и др.

Пропорциональности - пропорциональная производительность в единицу времени  всех производственных подразделений  предприятия  и отдельных рабочих  мест.

Дифференциации - разделение производственного процесса изготовления одноименных изделий между отдельными подразделениями предприятия.

Комбинирования - объединение  всех или части разнохарактерных процессов по изготовлению определенного  вида изделия в пределах одного участка, цеха, производства.

Концентрации - сосредоточение выполнения определенных производственных операций по изготовлению технологически однородной продукции или выполнению функционально однородных работ на отдельных участках и рабочих местах

Специализации - разделения труда на предприятии, в цехе. Закрепление  за каждым подразделением предприятия ограниченной номенклатуры работ, операций, деталей, изделий

Универсализации - определенное рабочее место или производственное подразделение занято изготовлением  изделий и деталей широкого ассортимента или выполнением различных производственных операций.

Стандартизации - разработка, установление и применение однообразных условий, обеспечивающих наилучшее  его протекание.

Параллельности - одновременное  выполнение технологического процесса на всех или некоторых его операциях. Реализация данного принципа существенно сокращает производственный цикл изготовления изделия.

Прямоточности - требование прямолинейности движения предметов труда по ходу технологического процесса, то есть по кратчайшему пути прохождения изделием всех фаз производственного процесса без возвратов в его движении.

Непрерывности - сведение к минимуму всех перерывов в процессе производства конкретного изделия.

Ритмичности  - выпуск в равные промежутки времени равного количества изделий.

Автоматичности - максимально возможное и экономически целесообразное освобождение рабочего от затрат ручного труда на основе применения автоматического оборудования.

Экономическая эффективность рациональной организации производственного  процесса выражается в сокращении длительности производственного цикла изделий, в снижении издержек на производство продукции, улучшении использования основных производственных фондов и увеличении оборачиваемости оборотных средств.

 

 

14. Основные способы самосохранения организации.

Каждая организационная  система стремиться сохранить себя, используя для этого всю совок-ть и комбинацию внутренних и внешних ресурсов, т.е. максимизировать свой совокупный потенциал. Главная цель каждой орг-ции – самосохранение; преобладание внутренних взаимодействий в орг-ции над внешними. Вероятность достижения гл. цели опред как ее потенциальная эффективность. Когда создается организация, то у нее сущ как внутренняя цель, кот позволяет организации функционировать внутри самой себя, так и внешняя цель, которая определяет на сколько данная организация способна удовлетворить внешние потребности среды, т.е. для того, чтобы организация выжила, она должна быть востребована внешней средой - это необходимое условие. Достаточным же условием явл способность так сгруппировать свои внутренние ресурсы, чтобы организация достойно могла проявлять себя во внешнем рынке, т.к. она находится во взаимодействии с организациями. В организационной системе сущ разбиение на 2 подсистемы: управляемая и управляющая. Это деление необходимо для выживания организации, и предполагается, что управляющая подсистема возьмет на себя функцию самосохранения, т.е. дирекция или высший менеджмент занимаются обеспечением этих условий.

Компоненты внутренней среды орг 1)персонал (уровень профес и квалификац подготовки, культурный и образовательный); 2) Техническая и технологическая подсистема (оборудование); 3)Социальная среда (условия и орг труда); 4) Уровень соц-психологич. отношений в коллективе (конфликтность, взаимопомощь, удовлетворенность работой). 5) Управление финансовыми потоками (показателями фин. и бух. отчетности; 6) Подсистема материального и морального стимулирования; 7)Структура  управления  орг (способ  построения  орг. структуры, подготовка и реализация управленческого решения).

Внешние факторы орг  сист: 1. уровень конкурентной среды; 2. уровень НТП, инноваций; политич. среда орг; эк мотивы; 3. уровень законодательства; 4. уровень образовательной и культурной среды; 5. факторы м/н политики и макроэкономики

Закон самосохранения орг-ции явл основополагающим и все др законы как общие так и специфические предназначены для его реализации. Самосохранение обеспечивается за счет сочетания стабильности и развития.

Принципы самосохранения:

  1. принцип эластичности - орг для обеспечения постоянного развития должна иметь возможности и ресурсы для своевременной адекватной реакции
  2. принцип непрерывности - развитие организации не должно останавливаться, т.к. остановка на любой из стадий
  3. принцип стабильности - организация должна максимально полно использовать те достижения, которые созданы, для этого требуется определённый период
  4. принцип максимально полного учета инерции – в хозяйственной деятельности инерция проявляется в использовании устаревшей  техники. Аппарат управления должен стремиться к тому, чтобы инерционность проявлялась в минимуме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Концепция системного  подхода к исследованию организации.

ТО как научная дисциплина применяет  системный подход к изучению организации, он позволяет обеспечить надёжность, эффективность функционирования организации. Если организация не обладает какими-либо из перечисленных свойств, то качества эффективности резко снижаются и она может прекратить своё существование.

Системный подход изучения организации  требует изучения всей совокупности связей, которые существуют между  отдельными подразделениями организации как системы. Это система связей является формой существования организационных отношений и отражает существование организации. В составе системы организационных отношений (связей) выделяют группы однородных связей по какому-либо признаку, т.е. используется классификация.

  1. классификация, в которой отражён различный статус

вертикальные связи  между подразделениями различного уровня

горизонтальные связи между  подразделениями одного уровня

  1. классификация по направлениям связей: прямые, обратные. Они мб вертикальными и горизонтальными.
  2. классификация по содержанию связей

воздействие - однонаправленная связь; инициатором этой связи могут  быть подразделения различного уровня (могут быть по вертикали и по горизонтали)

противодействие – отрицательная  обратная  связь

взаимодействие – положительная  обратная связь

 

 

16. Рост и развитие  организации, их сущность и  соотношение. Формы развития.

Все организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов и, в конце концов, прекращают свое существование, проходя жизненный цикл - предсказуемые изменения с опред. последовательностью состояний в течение времени:

1. Этап предпринимательства - орг находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели нечеткие, творческий процесс протекает свободно, продвижение к след. этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.  
2. Этап коллективности - развитие инновационных процессов предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации в рамках орг-ции и ее структура остаются, в сущности, неформальными.

3. Этап формализации и управления - структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры.

4. Этап выработки структуры - увеличение выпуска продукции, расширение рынка оказания услуг. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.

5. Этап упадка - в рез-те конкуренции орг-ция сталкивается с уменьшением спроса на ее продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно наиболее ценных специальностей. Механизм выработки и принятия решений централизован. Проявляются симптомы развала организации: снижение спроса, ужесточение конкуренции; повышается роль цены и качества в конкурентной борьбе; снижается прибыльность. 
На этапе создания орг-ции руководитель должен:

• тщательно изучить  потребительский спрос на данную продукцию или услуги на конкретных рынках;

• собрать и оценить  инф о деятельности и намерениях конкурентов, сопоставить ее с возможностями, наличными ресурсами и стратегией компании;

• взвесить необходимость  и целесообразность увеличения потенциала компании и внесения соответствующих  коррективов в ее стратегию;

• принять необходимые  меры по привлечению доп. ресурсов за счет внутренних и внешних источников; 
• рационально организовать управленческий процесс, включая расстановку кадров, создание системы ответственности, надежный механизм принятия решений, систему мотиваций и стимулов. 
На стадии роста выступают:

• решение соц. проблем коллектива;

• обеспечение баланса  между текущей и инновационной  перспективной деятельностью, между  повышением качества выпускаемой продукции  и услуг и поиском новых  сфер приложения капитала;

• оптимизация соотношения  между централизацией и децентрализацией в управлении компанией, внедрение прогрессивных структур управления, информационных технологий и т.п. 
На стадии зрелости руководитель должен: 1. систематически следить за поведением конкурентов; 2. анализировать необходимость и возможности технического перевооружения производства, повышения уровня технологической и конструкторской подготовки производства; 3. совместно с потребителями определять производственную и научно-техническую политику организации; 4. создать необх. условия для поддержания и укрепления интеллектуального потенциала орг-ции, эффективной работы целевых команд. 
На стадии упадка организации руководитель: 1. рассматривает возможности экономии всех видов ресурсов; 2. изучает возможности слияния с другими компаниями, сужения номенклатуры производимой продукции, если это позволит сохранить и эффективно использовать имеющийся потенциал при минимальных потерях; 3. приступает к осуществлению изменений в организации и методах управления предприятием, в установлении связей с новыми рынками и поставщиками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.Структура  управления организацией. Типы орг.структур

Система управления - совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации. Структура управления включает: функциональную и организационную структуру, схему организационных отношений, конкретные схемы взаимодействий высших органов управления и профессионализм персонала.

Основная задача системы управления - формирование профессиональной управленческой деят-ти (ПУД), которая может рассматриваться как процесс и как явление.

Как процесс ПУД - совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление ПУД - объединение элементов для реализации миссии орг-ции на основании опред. правил и процедур.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории организации"